Научная статья на тему 'КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путистина Ольга Владимировна

Цель исследования - определить дидактический потенциал когнитивной визуализации в развитии учебной автономии обучающихся в ходе изучения иностранного языка. В статье приводятся конкретные варианты заданий, направленных на самостоятельную когнитивную визуализацию иноязычного материала обучающимися для активизации умений учебной автономии. Научная новизна исследования заключается в комплексном теоретическом обосновании целесообразности использования средств когнитивной визуализации для развития умений учебной автономной деятельности в иноязычном образовании. В результате исследования доказана эффективность использования средств когнитивной визуализации в развитии учебной автономии изучающих иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE VISUALISATION AS A WAY TO DEVELOP LEARNER AUTONOMY IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The research aims to determine the didactic potential of cognitive visualisation in students’ learner autonomy development in the course of foreign language learning. The paper provides specific task options aimed at students’ independent cognitive visualisation of foreign language material in order to enhance their learner autonomy skills. Scientific novelty of the research lies in justifying in a comprehensive theoretical manner the usefulness of cognitive visualisation means for the development of learners’ autonomous activity skills in foreign language education. As a result of the research, the effectiveness of using cognitive visualisation means in the development of foreign language learners’ autonomy has been proved.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Зкратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 5. С. 871-877 | 2021. Volume 6. Issue 5. P. 871-877

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Когнитивная визуализация как способ развития учебной автономии в иноязычном образовании

Путистина О. В.

Аннотация. Цель исследования - определить дидактический потенциал когнитивной визуализации в развитии учебной автономии обучающихся в ходе изучения иностранного языка. В статье приводятся конкретные варианты заданий, направленных на самостоятельную когнитивную визуализацию иноязычного материала обучающимися для активизации умений учебной автономии. Научная новизна исследования заключается в комплексном теоретическом обосновании целесообразности использования средств когнитивной визуализации для развития умений учебной автономной деятельности в иноязычном образовании. В результате исследования доказана эффективность использования средств когнитивной визуализации в развитии учебной автономии изучающих иностранный язык.

EN

Cognitive Visualisation as a Way to Develop Learner Autonomy in Foreign Language Education

Putistina O. V.

Abstract. The research aims to determine the didactic potential of cognitive visualisation in students' learner autonomy development in the course of foreign language learning. The paper provides specific task options aimed at students' independent cognitive visualisation of foreign language material in order to enhance their learner autonomy skills. Scientific novelty of the research lies in justifying in a comprehensive theoretical manner the usefulness of cognitive visualisation means for the development of learners' autonomous activity skills in foreign language education. As a result of the research, the effectiveness of using cognitive visualisation means in the development of foreign language learners' autonomy has been proved.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска наиболее оптимальных способов самостоятельной обработки обучающимися иноязычного материала для развития учебной автономии в иноязычном образовании. Визуальная модальность как система восприятия мира получила особое значение и наибольшее распространение в современном мире цифровизации. Визуализация культуры стала определенным вызовом для системы образования, в том числе иноязычного. Как следствие, в образовательный процесс все активнее внедряются визуально-ориентированные средства, технологии и способы обучения. Одной из технологий, позволяющей обучающимся овладевать различными когнитивными и метакогнитив-ными стратегиями в ходе автономной работы с иноязычным материалом, является технология самостоятельной когнитивной визуализации.

Задачи исследования:

- выявить роль учебной автономии в иноязычном образовании;

- рассмотреть понятие когнитивной визуализации в методике обучения иностранному языку;

- представить средства когнитивной визуализации иноязычного материала для развития учебной автономии обучающихся;

- разработать примеры заданий с использованием средств когнитивной визуализации, оценить эффективность их внедрения в практику преподавания английского языка для развития учебной автономии.

Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, занимающихся поиском и разработкой эффективных технологий развития учебной автономии в иноязычном образовании (Воронова, 2019; Корозникова, 2016; Коряковцева, 2002; Соловова, 2004; Циркунова, 2013; Chekhratova, 2021; Esfandiari, Hesani, 2019; Ш^, 1981; Iamudom, Tangkiengsirism, 2020; Alrabai, 2021), а также

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210122

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

материалы ученых, в которых рассматривается проблема использования визуальных средств обучения и приемов когнитивной визуализации в обучении иностранному языку (Захарова, 2021; Изотова, Буглаева, 2015; Кодзова, 2018; Сырина, 2016; Катханова, Корзинова, Игнатьев, 2018; Штейнберг, Манько, 2017; Ge, Li, 2019; Kushnir, Zozulia, Hrytsenko et al., 2021; Kolecanilencova, 2021).

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: метод контент-анализа научно-педагогической и методической литературы и теоретического синтеза, педагогическое наблюдение за процессом использования обучающимися средств когнитивной визуализации, беседа с обучающимися и обобщение педагогического опыта.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать предложенные варианты заданий для когнитивной визуализации в процессе развития учебной автономии обучающихся в рамках иноязычного образования как на этапе школьного образования, так и на этапе вузовского образования, а также в ходе самообразования.

Роль учебной автономии в иноязычном образовании

Интенсивное изучение проблемы развития учебной автономии в иноязычном образовании началось в XX веке и продолжается в XXI веке. Результаты научно-педагогических исследований (Воронова, 2019; Коряковцева, 2002; Корозникова, 2016; Соловова, 2004; Benson, 2001; Holec, 1981; Iamudom, Tangkiengsirisin, 2020; Little, 2000 и др.) позволяют сделать вывод о том, что учебная автономия в изучении иностранных языков является основой для «непрерывного образования» (lifelong learning) (Iamudom, Tangkiengsirisin, 2020, c. 199) и «устойчивого развития методики преподавания ИЯ» (sustainable development in L2 pedagogy) (Esfandiari, Hesani, 2019, c. 121).

Включение обучающихся в автономную учебную деятельность позволяет придать процессу обучения иностранному языку истинный деятельностный и активный характер, отражающий процесс познания мира (посредством иностранного языка), свойственный человеку. Если процесс обучения иностранному языку строить исключительно на созданных педагогами учебных иноязычных материалах, обучающиеся скорее всего достигнут высокого уровня сформированное™ репродуктивных навыков и умений, но будут испытывать трудности с подлинной продуктивной речемыслительной деятельностью. Прежде всего это связано с тем, что при таком жестко управляемом педагогом образовательном процессе не происходит эффективной интериоризации механизмов иноязычной коммуникации, свойственных естественному становлению речевой способности человека.

При осуществлении процессов общения и познания в культурно-языковом пространстве, в том числе иноязычном, важно, чтобы личность активно функционировала в нем, опираясь на собственный когнитивный и речевой опыт и основные механизмы «когниции в трансфере знаний» (Демьянков, 2016). В этой связи стоит отметить, что процесс овладения иностранным языком происходит в ходе формирования вторичной языковой личности, когда, как отмечает Н. Н. Болдырев (2016), «человек не отражает мир в языке, а конструирует его с помощью языка в своем сознании» (c. 10).

Учебная автономия позволяет обучающимся пробовать и находить для себя наиболее эффективные способы восприятия и обработки иноязычного материала, формировать собственный когнитивный стиль в процессе изучения иностранного языка с учетом индивидуальных особенностей мышления и преобладающего типа модальности, т.е. способа восприятия мира.

Целенаправленная реализация концепции учебной автономии в иноязычном образовании создает условия для развития индивидуальных познавательных стилей самих обучающихся при помощи самостоятельно отобранных метакогнитивных и когнитивных стратегий для решения коммуникативных задач. Одной из таких стратегий, позволяющих самостоятельно обрабатывать, структурировать и интериоризировать иноязычный материал, является стратегия когнитивной визуализации.

Таким образом, учебная автономия является неотъемлемой частью иноязычного образования и самообразования, в ходе которого обучающиеся овладевают наиболее эффективными для них способами усвоения иноязычного материала и познания мира через сознательное отношение к процессу изучения иностранного языка.

Понятие когнитивной визуализации в обучении иностранному языку

Понятие когнитивной визуализации в методике обучения иностранным языкам появилось относительно недавно, однако в последнее время приобретает все большее значение в научно-педагогических публикациях отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами обучения иностранному языку в системе школьного и вузовского образования (Гараз, 2020; Казиева, 2017; Лоза, 2020; Сырина, 2016; Труби-на, 2020; Ge, Li, 2019; Kushnir, Zozulia, Hrytsenko et al., 2021; Kolecanilencova, 2021). Педагогические и лингво-дидактические исследования за последние пять лет свидетельствуют об эффективности и перспективности использования технологии когнитивной визуализации в практике преподавания иностранных языков.

Прежде всего необходимо уточнить разницу между понятиями когнитивной визуализации и наглядности. Принцип наглядности в обучении был сформулирован одним из первых в истории педагогики. Ряд исследователей, предлагая определения наглядности и визуализации, склонны рассматривать эти термины как синонимичные (Азимов, Щукин, 2009; Сырина, 2016), подчеркивая, что оба термина используются для обозначения способов представления учебного материала в удобной для зрительного восприятия форме. Хотя стоит

заметить, что в отечественной педагогике термин «наглядность» имеет более глубокое теоретическое обоснование, чем термин «визуализация». Однако в отличие от наглядности или просто визуализации когнитивная визуализация рассчитана на «более детальную обработку информации, активизацию всех видов мышления, направленную на иной вид когнитивной деятельности. Иначе говоря, когнитивная визуализация - явление более сложное, так как представляет собой не просто обращение к иллюстрации предмета обучения, но и последующее его преобразование, переосмысление» (Сырина, 2016, с. 81). Исследователи когнитивной визуализации в обучении при толковании этого термина смещают акцент с обычной иллюстративной функции данного способа обучения на стимулирование и развитие речепознавательных способностей обучающихся.

Вопрос использования средств когнитивной визуализации более широко представлен в точных науках, где невозможно обучение без знаков, цифр и символов. Но визуализация культуры и распространенность визуальной модальности в современном мире в целом стали вызовом и для гуманитарных наук, в том числе и для методики обучения иностранным языкам.

Итак, относительно новое для иноязычного образования понятие когнитивной визуализации стоит рассматривать не столько как иллюстративное средство обучения, сколько как средство познания мира и развития речемыслительных способностей обучающихся на иностранном языке.

Средства когнитивной визуализации иноязычного материала для развития учебной автономии обучающихся

Необходимо признать, что современные учебно-методические комплексы по иностранным языкам, а также различные обучающие цифровые ресурсы на иностранных языках изобилуют визуальными средствами: иллюстрациями, схемами, таблицами, различными визуальными вербальными и невербальными опорами, видеоматериалами. Однако вся эта наглядность создана авторами-разработчиками учебников или приложений, соответственно, основывается на учете только их особенностей визуального восприятия мира. В этом случае при предъявлении данной наглядности обучающимся мы можем говорить о стимулировании их зрительного канала восприятия информации, но это не гарантирует такого же активного стимулирования у них речемыслительных процессов и/или критического мышления.

В. З. Демьянков (2016), рассуждая о когниции в процессе трансфера знаний, пишет: «Языковая когниция включает в себя не только то, что связано с восприятием предметов самих по себе, но и культурные и циви-лизационные аспекты такого восприятия» (с. 9). Учебная наглядность в виде вербальных или невербальных опор, таблиц, схем, иллюстраций, созданная авторами учебников или разработчиками обучающих интернет-ресурсов и нацеленная на активизацию процессов восприятия, обработки, запоминания и трансформации информации, может не вписываться в когнитивную схему обучающегося в связи с тем, что данные авторы-разработчики могут являться носителями некой иной социокультурной общности и у них может быть иной способ визуального восприятия мира. Такое же несовпадение или неполное совпадение когнитивных моделей восприятия иноязычного материала может наблюдаться между педагогом и обучающимся, например в случае разницы в возрасте, жизненного и учебного опыта, различных ведущих типов модальности и т.д.

Таким образом, для развития учебной автономии и речемыслительных способностей когнитивная визуализации иноязычного материала должна осуществляться не только педагогом или автором-разработчиком учебных ресурсов в виде готовых вербальных или невербальных опор, но и также самими обучающимися. Создавая самостоятельную когнитивную визуализацию изучаемого иноязычного материала, обучающиеся интерпретируют и представляют информацию таким образом, чтобы это совпадало с их индивидуальным когнитивным стилем.

В качестве средств когнитивной визуализации в концепции развития учебной автономии в обучении иностранному языку можно рассматривать самостоятельно подобранные или выполненные обучающимися (Путистина, 2021):

- фото, иллюстрации, слайды, коллажи;

- мультимедийные презентации;

- интерактивные плакаты;

- короткие видеоролики;

- списки ключевых выражений по теме;

- планы;

- схемы;

- таблицы;

- облака слов (облака тегов Wordle);

- графические организаторы и блоки (кластеры, инфограммы, интеллект-карты (mind maps - ментальные карты), концепт-карты, «фиш-боун», «мишень», «пирамида», «линия времени», столбиковая диаграмма Венна, графики и др.).

Средства инфографики призваны отражать принцип работы мозга человека, который запоминает не предложения, а образы. Процесс создания средств когнитивной визуализации самими обучающимися в ходе работы с иноязычным материалом позволяет отойти от развития линейного мышления и способствует формированию и развитию нелинейного мышления.

В современном мире много информации представлено в форме гипертекстов. Любой гипертекст - это определенная система, которая ветвится и делает возможными восприятие и интерпретацию информации

в той последовательности, которую выбирает сам человек. Но для целостного восприятия гипертекста нужно умение не только устанавливать частные внутритекстуальные связи, но и соединять смысловые структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементам гипертекста. Посредством самостоятельной когнитивной визуализации обучающиеся могут создавать речевые продукты, которые основаны на идее гипертекста и связывают различные формы информации в осмысленное целое через систему индексации, ориентированной на конкретные цели, задачи и идеи, а не на конкретные слова в тексте.

Обработка и осмысление информации человеком происходит посредством сети фреймов, которая составляет структуру переработки идей разумом. Средства когнитивной визуализации могут быть использованы для наглядного представления основных фактов, событий и для языковых и речевых структур.

Соответственно, стимулирование обучающихся к самостоятельному использованию средств когнитивной визуализации при обучении иностранному языку способствует отображению результатов когнитивной обработки и трансформации иноязычного материала. Продукты визуализации, созданные самими обучающимися, служат отражением работы когнитивной системы индивида и визуальным стимулом для дальнейшего иноязычного общения.

Комплекс заданий с использованием средств когнитивной визуализации

Современный процесс иноязычного образования характеризуется информационной насыщенностью, поэтому сегодня особенно важно научить обучающихся использовать когнитивные стратегии и визуальные средства для обработки большого объема материала и представления его в сжатом и удобном для восприятия и запоминания виде.

В качестве примеров заданий с использованием средств когнитивной визуализации на этапе целеполага-ния и введения в тему можно привести следующие варианты заданий:

1. Составить ментальную карту, в которой обучающиеся отображают свои фоновые знания по теме, подразделяя их по категориям (например, lexis (лексика), facts (факты), people (люди), problems (список проблем) и т.д.). В конце изучения темы обучающиеся возвращаются к своей ментальной карте и дополняют ее.

2. Составить таблицу (Табл. 1).

Таблица 1

Topic (Тема) ...

What I know (Что я знаю) What I can (Что я умею) What I'd like to know (Что я хочу узнать) What I'd like to learn (Чему я хочу научиться)

В конце изучения темы обучающиеся возвращаются к таблице и оценивают результаты (рефлексия).

3. Подобрать иллюстрации (нарисовать самим) для темы. Объяснить свой выбор.

4. Подобрать иллюстрацию (фото) к теме, закрыть одну половину изображения, попросить другого обучающегося предположить, что может быть изображено на скрытой половине. Сравнить с оригиналом, вместе обсудить, какой вариант изображения лучше и насколько выразительно данная картинка иллюстрирует тему, подходит к теме и почему.

5. Использовать «скелет рыбы» («фиш-боун», fish bone) для описания круга проблем, которые подлежат обсуждению в рамках темы (Рис. 1). В конце темы вернуться к данному скелету и дописать варианты решения проблем. То же самое можно сделать в форме таблицы (Табл. 2).

Рисунок 1. «Скелет рыбы» (fish bone) для описания проблем и решений

Таблица 2

Topic (Тема) ...

Problems (Проблемы) Problem 1 Problem 2 Problem 3

Solutions (Решения)

Еще одним примером задания на когнитивную визуализацию может быть «паутина слов». При подготовке сообщения (монолога) по теме обучающийся составляет список ключевых слов/выражений на иностранном языке или имен собственных, дат, названий и т.д., которые он будет использовать, но располагает их на листе не в форме линейного списка, а вразброс. При этом не рекомендуется использовать более 7 слов. Далее обучающийся отдает данный лист другому обучающемуся, который во время прослушивания сообщения должен соединить эти слова/выражения в той последовательности, в которой они прозвучали в сообщении, создав при этом определенную паутину. Затем слушающий должен объяснить, в каком контексте были использованы слова/выражения/имена/даты в сообщении. Для большей визуализации слова/выражения могут располагаться на листе таким образом, чтобы после их соединения получился какой-нибудь схематичный рисунок или геометрическая фигура.

Представленные примеры заданий с использованием средств когнитивной визуализации могут быть адаптированы также и для формата дистанционного обучения, например, в работе с цифровыми ментальными картами или интерактивными досками (Padlet, Jamboard и др.).

Описанные задания были внедрены в практику преподавания английского языка студентам 2-3 курсов направления подготовки «Педагогическое образование. Английский язык. Немецкий язык» в Мурманском арктическом государственном университете (г. Мурманск). Беседа с обучающимися и результаты педагогического наблюдения на практических занятиях по английскому языку в Мурманском арктическом государственном университете позволяют сделать выводы о том, что использование средств когнитивной визуализации, как правило, вызывает живой интерес у обучающихся и более осмысленное отношению к изучаемому материалу. Кроме того, практика показывает, что самостоятельная визуализация иноязычного материала способствует стимулированию когнитивных процессов у обучающихся и более эффективному овладению изучаемым материалом, длительному сохранению в памяти и легкому воспроизведению. Обучающиеся более осознанно подходят к когнитивной обработке изучаемого материала на иностранном языке и учатся самостоятельно подбирать наиболее эффективные для них когнитивные стратегии, что свидетельствует о развитии учебной автономии обучающихся.

Среди наиболее часто встречающихся трудностей при использовании средств когнитивной визуализации, которые отметили обучающиеся в ходе собеседования, были названы большие энерго- и временные затраты, что, в свою очередь, может объясняться и отсутствием опыта самостоятельного использования и создания средств визуализации для обработки и представления иноязычного материала. Для решения данной проблемы необходимо следовать принципам «поэтапности, системности и постепенного нарастания трудностей в использовании технологии визуализации в ходе обучения иноязычному дискурсу» (Путистина, 2021, с. 57).

Таким образом, постепенное внедрение в практику преподавания иностранного языка заданий с использованием средств когнитивной визуализации способствует повышению мотивации и ответственности обучающихся, более осмысленному усвоению учебного иноязычного материала, самостоятельному планированию и реализации речемыслительной деятельности, то есть развитию умений автономной учебной деятельности.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Развитие учебной автономии играет важную роль в иноязычном образовании, так как готовит обучающихся к самостоятельному и осознанному изучению иностранного языка за переделами образовательной организации.

Когнитивная визуализация, в отличие от традиционной наглядности, строится на основе механизмов, управляющих языковым развитием личности, и способствует выработке у обучающихся собственных когнитивных стилей, что целесообразно рассматривать как основу учебной автономии.

Основная цель иноязычного обучения с использованием средств когнитивной визуализации заключается в создании адекватных условий, которые позволяют формировать у обучающихся индивидуальные когнитивные структуры и обучать оптимальным для них стратегиям восприятия, обработки и интерпретации иноязычного материала. Для решения этой задачи средства когнитивной визуализации (фото, иллюстрации, слайды, коллажи, мультимедийные презентации, интерактивные плакаты, короткие видеоролики, списки ключевых выражений по теме, планы, схемы, таблицы, облака слов (облака тегов Wordle), графические организаторы и блоки (кластеры, инфограммы, интеллект-карты (mind maps - ментальные карты), концепт-карты, «фиш-боун», «мишень», «пирамида», «линия времени», столбиковая диаграмма Венна, графики и др.)) должны разрабатываться и/или подбираться самими обучающимися. В этом случае происходит более эффективное погружение в иноязычную коммуникацию, повышается мотивация, активизируются процессы восприятия, когнитивной переработки, запоминания и воспроизведения. Об этом свидетельствуют и результаты педагогического наблюдения и бесед со студентами после внедрения в практику преподавания английского языка в вузе заданий с использованием средств когнитивной визуализации.

Настоящие результаты подтверждают достижение поставленной цели исследования - раскрыт высокий дидактический потенциал когнитивной визуализации в плане развития у обучающихся собственного когнитивного стиля, составляющего суть учебной автономии.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении эффективности использования когнитивной визуализации в обучении иностранному языку тех обучающихся, у которых очевидно превалирует иная система восприятия мира, т.е. аудиальная, кинестетическая и/или дигитальная

модальность. Тем не менее, с учетом того, что в современном мире самым распространенным типом представления информации является визуальный, считаем возможным высказать предположение о том, что технология когнитивной визуализации в обучении иностранному языку для развития учебной автономии может эффективно применяться в массовом образовании.

Источники | References

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.

2. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4.

3. Воронова Е. Н. Автономия учебной деятельности как компонент обучения иностранному языку в вузе // Высшее образование сегодня. 2019. № 9.

4. Гараз И. Л. К вопросу визуализации обучения иностранному языку // Информационные и инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. С. С. Белоконова, Е. С. Арапина-Арапова. Ростов н/Д, 2020.

5. Демьянков В. З. О когниции, культуре и цивилизации в трансфере знаний // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4.

6. Захарова Л. Б. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 2.

7. Изотова Н. В., Буглаева Е. Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2.

8. Казиева И. И. Визуализация как эффективный способ обучения иностранным языкам на продвинутых этапах // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 28.

9. Катханова Ю. Ф., Корзинова Е. И., Игнатьев С. Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2018. № 4 (228).

10. Кодзова З. Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4.

11. Корозникова А. А. Сущность понятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку. 2016. URL: http://e-koncept.ru/2016/86164.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002.

13. Лоза В. И. Роль когнитивной визуализации в обучении иностранному языку // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Тхорика, В. В. Катерминой, А. М. Прима, А. В. Самойловой. Краснодар, 2020.

14. Путистина О. В. Обучение иноязычному дискурсу в концепции развития учебной автономии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (157).

15. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 3.

16. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172).

17. Трубина З. И. Использование приемов когнитивной визуализации учебного материала при обучении иностранному языку // Нижневартовский филологический вестник. 2020. № 2.

18. Циркунова С. А. Формирование стратегий учебной автономности студентов на основе курса «Английский язык для академических целей» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 4 (25).

19. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа // Образование и наука. 2017. № 9.

20. Alrabai F. The Influence of Autonomy-Supportive Teaching on EFL Students' Classroom Autonomy: An Experimental Intervention // Frontiers in Psychology. 2021. № 12.

21. Benson P. Teaching and Researching: Autonomy in Language Learning. Harlow: Pearson Education Limited, 2001.

22. Chekhratova O. The Model of Fostering Learner Autonomy of Future Foreign Language Teachers // East European Scientific Journal. 2021. № 1-5 (65).

23. Esfandiari R., Hesani S. Willingness to Communicate, Possible Selves, Learner Autonomy, and Academic Target Needs: Implications for Sustainable Development in L2 Pedagogy // Journal of Teacher Education for Sustainabil-ity. 2019. № 21 (2).

24. Ge J., Li X. Investigating into Visual Representations for Foreign Language Knowledge // International Symposium on Educational Technology (Hradec Kralove, July 2-4, 2019). Hradec Kralove, 2019.

25. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981.

26. Iamudom T., Tangkiengsirisin S. A Comparison Study of Learner Autonomy and Language Learning Strategies among Thai EFL Learners // International Journal of Instruction. 2020. № 13 (2).

27. Kolecanilencova I. Facilitating Visual Literacy in Foreign Language Learning // Ad Alta-Journal of Interdisciplinary Research. 2021. Vol. 11. Iss. 1.

28. Kushnir I., Zozulia I., Hrytsenko O., Uvarova T., Kosenko I. Means of Visualization in Teaching Ukrainian as a Foreign Language to Modern Students with Clip Way Of Thinking // Laplage em Revista. 2021. № 7.

29. Little D. Learner Autonomy and Human Interdependence: Some Theoretical and Practical Consequences of a Social-Interactive View of Cognition, Learning and Language // Learner Autonomy, Teacher Autonomy: Future Directions / ed. by B. Sinclair, I. McGrath and T. Lamb. Harlow: Longman/Pearson Education, 2000.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Путистина Ольга Владимировна1, к. пед. н., доц. 1 Мурманский арктический государственный университет

Putistina Olga Vladimirovna1, PhD

1 Murmansk Arctic State University

1 onitsitup@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.09.2021; опубликовано (published): 29.10.2021.

Ключевые слова (keywords): когнитивная визуализация; наглядность; учебная автономия; иноязычное образование; cognitive visualisation; illustrativeness; learner autonomy; foreign language education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.