Научная статья на тему 'КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ'

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
373
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРАПИИ / ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ / COGNITIVE THERAPY / GOALS AND OBJECTIVES OF THERAPY / THEORY OF COGNITIVE THERAPY

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Яганова М. А.

В статье рассматривается история возникновения когнитивной терапии, когнитивная терапия А. Бека, области применения когнитивной терапии. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований, выполненных в русле этого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE PSYCHOTHERAPY

The article deals with the history of the emergence of cognitive therapy, A. Beck's cognitive therapy, the fields of application of cognitive therapy. The results of experimental studies carried out in line with this approach are considered.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

УДК 159.9

Яганова М.А. студент 5 курса Психологический факультет научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент

научный руководитель: Шуруха Т.А.

ст. преподаватель ДГУ

филиал в г. Кизляр КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация: в статье рассматривается история возникновения когнитивной терапии, когнитивная терапия А. Бека, области применения когнитивной терапии. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований, выполненных в русле этого подхода.

Ключевые слова: когнитивная терапия, цели и задачи терапии, теория когнитивной терапии.

Yaganova M.A.

5th year student Faculty of Psychology Supervisors

Ph.D. Associate Professor Sharbuzov Kh.A.

Art. teacher Shuruha T.A.

Branch DGU Kizlyar

Annotation: the article deals with the history of the emergence of cognitive therapy, A. Beck's cognitive therapy, the fields of application of cognitive therapy. The results of experimental studies carried out in line with this approach are considered.

Key words: cognitive therapy, goals and objectives of therapy, theory of cognitive therapy.

Когнитивная психотерапия - наиболее популярный метод в мировом профессиональном сообществе, это одно из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью. Когнитивная психотерапия объясняет психологические проблемы, как следствие некорректной переработки поступающей в мозг информации.

На сегодняшний день именно когнитивная психотерапия является высокоэффективным методом лечения расстройств различного типа. Ряд проведенных исследований показали, что когнитивная психотерапия особенно высоких результатов добилась в устранении депрессии.

Данная терапия эффективно снимает состояние тревоги у людей. Также было отмечено, что когнитивная психотерапия снижает вероятность возникновения рецидива заболевания в будущем.

Когнитивная психотерапия взаимосвязана с поведенческой психологией. Когнитивная психотерапия работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Техники когнитивной психотерапии постоянно используются на определенных этапах терапии в комплексе с другими подходами. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Наиболее широко когнитивная психотерапия применяется в клинической практике, психологическом консультировании, в работе с персоналом на предприятиях. Для практикующих специалистов когнитивная психотерапия удобна тем, что может гармонично сочетаться с любым психотерапевтическим подходом, дополняя и обогащая его эффективность.

Когнитивная психотерапия позволяет достигать очень высоких результатов в терапии и консультировании.

1.История развития когнитивной терапии

Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В 20-х годах Джордж Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому. В процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления.

Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.

На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники.

На сегодняшний день, КТ находится на стыке когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа.

2.Когнитивная терапия А. Бека

Когнитивная терапия была разработана Аароном Беком в Университете Пенсильвании в начале 1960-х годов как структурированный, краткосрочный, ориентированный на настоящее вид психотерапии, предназначенный для лечения депрессивных расстройств. Основной целью когнитивной терапии стало решение актуальных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения.

В целом когнитивная модель предполагает, что в основе всех психологических нарушений личности лежит искаженное, или дисфункциональное, мышление (которое в свою очередь искажает эмоции и

поведение пациента). Реалистичная оценка и изменение такого мышления ведут к улучшению самочувствия и гармонизации поведения. Итак, чтобы добиться устойчивых результатов, необходимо выявить, оценить и изменить дисфункциональные взгляды и убеждения, лежащие в основе любого психологического расстройства.

Известными учеными были разработаны другие формы когнитивной терапии. Особо следует отметить рационально-эмотивную терапию Альберта Эллиса, когнитивно-поведенческую модификацию Дональда Мейченбаума, мультимодальную терапию Арнольда Лазаруса. Весомый вклад в развитие когнитивной терапии внесли многие другие теоретики, включая Майкла Махони, Витторио Гьюдано и Джованни Лиотти.

3.Области применения когнитивной терапии

С тех пор как в 1977 году было опубликовано первое исследование результатов лечения, когнитивная терапия подвергалась всесторонним исследованиям. Контролируемые эксперименты подтвердили ее эффективность в лечении депрессии, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства, социофобии, расстройства вследствие употребления психоактивных веществ, расстройств приема пищи, проблем в отношениях с партнером и госпитальной депрессии.

В настоящее время когнитивная терапия применяется во всем мире в качестве единственного или дополнительного вида лечения многих других расстройств. Это обсессивно-компульсивное расстройство,

посттравматическое стрессовое расстройство, расстройства личности, рекуррентная депрессия, хронический болевой синдром, ипохондрическое расстройство и шизофрения. Когнитивная терапия успешно применяется не только в лечении психиатрических пациентов, но и в работе с людьми, отбывающими наказание в местах лишения свободы, со школьниками, с пациентами, страдающими разнообразными заболеваниями, и многими другими категориями населения. Когнитивная терапия эффективна для пациентов независимо от их происхождения, уровня образования и доходов. Она была адаптирована для работы с пациентами всех возрастных групп, от дошкольников до пожилых людей. Когнитивная терапия была также модифицирована для работы с группами пациентов, решения проблем в отношениях с партнером, а также семейной терапии.

4.Цели и задачи когнитивной терапии

Когнитивная терапия - полагает, что ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов. Проблемы пациента вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного, или когнитивного, развития личности. Отсюда легко вывести формулу лечения: терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта. Когнитивный подход к эмоциональным

расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Целями когнитивной терапии являются: исправление ошибочной переработки информации и помощь пациентам в модификации убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции. Когнитивная терапия вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее конечной целью является устранение систематических предубеждений в мышлении.

У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость», которая располагает его к психологическому стрессу. Эти «уязвимости» относятся к структуре личности.

Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Люди формируют концепции о себе, других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами или обстоятельствами.

5. Когнитивные модели эмоциональных и личностных расстройств

А. Бек разработал следующие когнитивные модели (модели переработки информации):

Когнитивная модель депрессии. Бек описывает когнитивную триаду при депрессии:

1. Негативное представление о себе.

2. Негативный взгляд на мир.

3. Нигилистический взгляд на будущее (переживаемые им трудности непреодолимы)

Когнитивная модель тревожных расстройств. В мышлении тревожного пациента доминируют темы опасности, то есть он предполагает события, которые окажутся пагубными для него, для его семьи, для его имущества и для других ценностей.

Мания. Такие индивиды избирательно воспринимают преимущества всякого жизненного опыта, блокируя негативный опыт или интерпретируя его как позитивный и нереалистично ожидая благоприятные результаты от различных предприятий. Преувеличение способностей, достоинств и достижений приводит к чувству эйфории.

Когнитивная модель панического расстройства. Пациенты с паническим расстройством склонны рассматривать любой необъяснимый симптом или ощущение как признак неминуемой катастрофы.

Когнитивная модель фобии. При фобиях имеется предчувствие физического или психологического ущерба в специфических ситуациях.

Когнитивная модель параноидных состояний. Параноидный индивид приписывает другим людям предубедительное отношение к себе. Другие люди преднамеренно оскорбляют, вмешиваются, критикуют.

Когнитивная модель обсессий и компулъсий. Пациенты с обсессиями подвергают сомнению ситуации, которые большинством людей считаются безопасными.

Когнитивная модель истерии. При истерии пациент убежден, что у него имеется соматическое расстройство.

Когнитивная модель расстройств личности. В основе нарушенной личности лежит генетическая предрасположенность и полученный опыт научения. Каждое нарушение личности характеризуется базисным убеждением и соответствующей поведенческой стратегией.

6.Теория когнитивной терапии

В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы, однако когнитивная терапия подчеркивает ведущую роль когниций в вызывании и поддержании терапевтических изменений.

Когнитивные изменения происходят на трех уровнях:

1) в произвольном мышлении;

2) в непрерывном, или автоматическом мышлении;

3) в предположениях (убеждениях).

Каждый уровень отличается от предыдущего своей доступностью для анализа и стабильностью.

7.Содержание терапевтического процесса: стратегии и техники

Когнитивная терапия - обучающий курс, в котором терапевт играет

активную роль, помогая пациенту обнаружить и исправить когнитивные искажения и дезорганизирующие убеждения.

Ближайшая цель терапии - содействовать когнитивным преобразованиям через исправление систематических отклонений в мышлении предполагает:

1. обнаружение, опознавание автоматических мыслей;

2. реконструкцию «базовых схем», или глубинных смысловых структур, на основе систематического анализа автоматических мыслей и выявление их повторяющихся центральных тем;

3. целенаправленное изменение дисфункциональных базовых посылок на более конструктивные;

4. закрепление конструктивных поведенческих навыков, полученных в ходе терапевтических сеансов.

Когнитивную терапию отличает большой объем работы, который предписывается пациенту в качестве домашних заданий, выполняемых им вне терапевтических сеансов, а затем проверяемых в совместной с терапевтом работе, что предполагает более быстрые темпы позитивных изменений у пациента и возможность самому стать когнитивным терапевтом.

Когнтивный терапевт выполняет двойную функцию

1) он помогает понять роль иррациональных убеждений и установок пациента в его патологических аффективных реакциях и поведении;

2) выступает катализатором, содействующим коррекции опыта и обучения адаптированным навыкам.

Бек формулирует три основные стратегии когнитивной терапии: эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог и направляемое открытие.

Эмпиризм сотрудничества заключается в том, что терапевт и пациент являются сотрудниками в исследовании фактов, которые подкрепляют или опровергают когниции пациента.

Сократовский диалог. Беседа является главным терапевтическим инструментом в когнитивной терапии, при этом широко используется сократовский тип диалога.

Терапевт тщательно составляет вопросы для обеспечения нового научения.

8.Когнитивные техники

Когнитивные техники используются, во-первых, для идентификации и последующей коррекции автоматических мыслей, во-вторых, для идентификации неадаптивных предположений (убеждений) и исследования их обоснованности.

Использованные источники:

1. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии-1996.-№3.-С.40-49.

2. Соколова Е.Т. Общая психотерапия.-М.: Проспект, 2001.-652с.

3. Шавердян Г.М. Основы психотерапии.-СПб.:Питер, 2007.-208с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.