Научная статья на тему 'Когнитивная модель устойчивого развития цивилизационного пространства России'

Когнитивная модель устойчивого развития цивилизационного пространства России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивное и стратегическое мышление / устойчивое развитие / цивилизационное и образовательное пространство / семантическая топология / развитие человеческого капитала / cognitive and strategic thinking / stable development / civilizational and educational environment / semantictopological concepts / human capital development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивная модель устойчивого развития цивилизационного пространства России»

Соков Ю.А.

к.т.н., профессор Института технологии туризма

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО

ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Ключевые слова: когнитивное и стратегическое мышление, устойчивое развитие, цивилизационное и образовательное пространство, семантическая топология, развитие человеческого капитала.

Keywords: cognitive and strategic thinking, stable development, civilizational and educational environment, semantic-topological concepts, human capital development.

Реализация концепции устойчивого развития (УР) человеческого сообщества в условиях системного кризиса требует смены парадигмы развития с переходом от распространённого ныне «линейного подхода» к социально-экономическому развитию (СЭР), предполагающего непрерывное наращивание производства и потребления на основе научно-технического прогресса (НТП), к новому - когнитивному подходу, ориентирующему на формирование и развитие личности Человека в триаде «Природа-Общество-Человек» (ПОЧ), когда сам Человек становится главной целью и производительной силой развития. Разработка стратегии СЭР на основе такого подхода означает целостность и полноту миропонимания с учётом сложности семантического пространства человеческой деятельности. При этом ставка делается не на прогресс техники сам по себе, а на формирование смыслов и ценностей человека и его деятельности, когда мотив материальной выгоды (рацио) заменяется приоритетной способностью оценивать смыслы и цели бытия с помощью более полного знания (когнито).

Понятие cognition в данной статье используется как смысловой (семантический) элемент когнитивной карты -образа пространственного окружения в триаде ПОЧ, позволяющего определить концептуальные условия устойчивого развития человеческого сообщества.

Модель такого окружения (Цивилизационного пространства - ЦП) была создана на основе объёмной семантической топологии как нового метода когнитивных исследований, основанного на построении пространства смыслов и их преобразований, позволяющих анализировать процессы в сложных системах, включая социальные СЭС (рис. 1).

ЧЕЛОВЕК - Личность: цель развития!

Правя личности

СИСТЕМА

) / (созидании нал

5 / / потреблен кем)

КАПИТАЛ

торгово-фкнлнеойый (обслуживающий)

производственный <основной)

Рисунок 1.

Модель устойчивого развития цивилизационного пространства

При построении Модели были использованы законы и принципы:

- закон предустановленной гармонии в триаде ПОЧ с реализацией принципа аналогии «как наверху - так и внизу» через представление Человека как микрокосма; в качестве базовой модели (БМ) принят тетраэдр как элементарная триадная ячейка Космоса с вершинами Природа - Общество - Человек - Самоорганизация (на основе языка и ДНК);

- принцип А. Богданова о введении «би-регуляторов» для обеспечения устойчивости в сложных саморазвивающихся системах - здесь через введение в объёмную модель двух видов функций - собственности и управления;

- принцип непрерывности производства и воспроизводства в СЭС при взаимодействии всех сфер человеческой деятельности в среде БМ с обменом вещества, энергии и информации; принимается приоритетность смысла информации (Инф) над её объёмом как условия роста организации «О» систем с уменьшением незнания в процессе познавательной деятельности: О=Инф. Полного знания - Инф. Незнания; Полнота Знания есть приближение к Свету Истины;

- принципов описания объёмных логических моделей с присвоением и различением имён, принятых в семантической топологии: здесь на основе тетраэдра при описании процессов в СЭС используется правило Г. Вейля для смысловых автоморфизмов связности процессов и концептов вращения и отражения (В.Рубанов, «Интелтек»). Например, автоморфизм связности означает связность процесса Производство - Распределение - Обмен - Потребление -Воспроизводство в БМ; концепт вращения применяется при обхождении смысловых граней тетраэдра (функции собственности: владение, распоряжение, пользование, контроль, присвоенные граням базового тетраэдра ПОЧ); концепт отражения применим при сопоставлении противостоящих понятий (Человек Труда - Капитал; Власть - Природные Ресурсы; Централизация - Самоорганизация управления), являющихся основой целевых функций в сферах ЦП;

- принципа формирования стратегического мышления на основе когнитосферы Человека: картина Мира - её Смысловая оценка - Миссия - Видение целей - Стратегия - Реализация - Обратная связь (оценка достижения целей); картина Мира взята из представления Правед о двух циклах развития Вселенной (www.pravedy.ru): 1 - эволюция материи от вещества до Человека (развитие Биосферы к Ноосфере - сфере Разума); 2 - инволюция Духа от эфира (Божественного Начала - БН) к Богочеловеку через Слово с дальнейшим преображением Человека (с фазовым переходом к гуманитарной Космологии по Э.Г. Кочетову1). Мы согласны с Э. Кочетовым в том, что «эпохе «объёмно-сетевой мировой экономики» соответствует «геоэкономический человек», осознающий мир на основе новых ценностей и мотиваций» (с.109-110). Чертами «геоэкономического человека» являются «объёмное пространственное восприятие мира», «ощущение своих "локальных", "местных" корней и одновременно ... выход на глобальное мироощущение» - в последнем речь идёт о космологическом осознании Мироздания.

В основу Модели положена космология и историология Вед о гармоничном развитии Личности Человека как микрокосма на основе удовлетворения его основных потребностей, соответствующих природным законам Космоса и составлявших концептуальный смысл жизнедеятельности: 1 - устремление к Божественному началу как к главной Ценности и причине предустановленной гармонии, истоку творчества с раскрытием его в Человеке в процессе деятельности (открытие в себе Божественного «Я» как главной сути Личности); 2 - стремление к накоплению с целью домоустроения, организации жизни «вокруг себя» без нанесения вреда Природе (Ойкумена + экология); 3 - стремление к свободе «в Духе» для выполнения «воли дела» (от Неба) и «доли тела» (от Земли) - Копное право как общественный договор по реализации общего блага с развитием творческих способностей; 4 - стремление к воспроизводству рода (деторождение) и продуктов, т.е. реализации устойчивого развития (УР) на основе принципов самоорганизации коллективной трудовой деятельности (не «человек для производства», а развитие Личности в процессе труда).

В предлагаемой Модели (см. рис. 1) эти устремления-потребности связаны со сферами человеческой деятельности: 1 - со сферой Культуры с целевой функцией (ЦФ) «Система Ценностей» (СЦ), объединяющей грани тетраэдра -Образование и Науку, Религию и Искусства; 2 - со сферой Экономики с ЦФ «Капитал», объединяющий формы собственности - Государственную, Общественную и Частную; 3 - со сферой Политики с ЦФ «Власть», объединяющей ветви власти - Законодательную; Исполнительную и Судебную; 4 - со сферой Организации Управления с ЦФ Планирования, Организации, Мотивации и Контроля, осуществляющих взаимодействие перечисленных сфер на основе обменных процессов вещества, энергии и информации через сферу Самоорганизации, находящуюся на гранях базового тетраэдра (ПОЧ), которым присвоены понятия функций собственности - владения, распоряжения, пользования, контроля. Здесь реализуется принцип А. Богданова о введении «би-регуляторов» - двух видов функций (управления и собственности) - для обеспечения устойчивости в сложных (в т.ч. социальных - СЭС) системах.

Перечисленные потребности согласуются с принципом когнитивного соответствия Человек - Космос и определяют главные условия гармоничного развития в триаде ПОЧ. Следует отметить, что сутью переживаемого ныне системного кризиса является отход человечества от необходимости открытия в себе БН как главного условия развития (спасения) человека через соблюдение закона предустановленной гармонии, заложенного в языке и ДНК как кодов самосохранения человечества. В России это привело к непомерному возрастанию коррупции и несправедливости во всех её проявлениях, особенно в области легитимации собственности и распределения доходов при сверхэксплуатации Природы и Человека труда.

Модель концепции УР упрощает когнитивную сложность семантического пространства человеческой деятельности в её основных сферах: Политике, Экономике, Культуре и Управлении (ПЭКУ, или PEST- в стратегическом менеджменте) с целью определения основных принципов УР. Полное описание модели приведено на сайте http://www.proza.ru/2009/05/30/258.

1 Кочетов Э.Г. МИРЫ: пролегомены к философии преображения человека и его бытия в мирах гуманитарного космоса. -М., 2015.

Модель является графо-аналитическим отображением триединой связи базового тетраэдра системы Природа-Общество-Человек, основанной на самоорганизации, с основными сферами ЦП (ПЭКУ) и позволяет решать проблемы УР на концептуальном уровне. Так, использование принципов отражения наглядно показывает главные противоречия в ЦП СЭС: «труд-капитал», «власть-ресурсы», «менталитет народа-текущая система ценностей (СЦ)», «централизация-децентрализация управления». Модель показывает пути снятия этих противоречий с учётом национально-культурных особенностей России. Так, ось 2 - 2, проведенная между вершинами «Капитал» и «Человек (труд)» пересекает грань функции собственности «владение», на основе чего можно сделать вывод о необходимости введения коллективно-трудовой собственности, когда Человек труда является совладельцем по Капиталу, что есть основа будущего азиатского способа производства и накопления в ЕАЭС. Вместе с этим через связь 2 - 2 в понятие Капитал (промышленный и финансовый) включается и составляющая человеческого капитала (Человек - Труд).

Одним из актуальных вопросов является вопрос о соотношении роли государства и бизнеса: государство должно обеспечивать активную мотивацию к поиску нового (творческого) во всех сферах деятельности общества, а также отслеживать и устранять основные его противоречия (функция Мотивация обращена к сфере Культуры и граничит по ребру с функцией собственности Пользование). Функции управления размещены на гранях тетраэдра Управление, при этом функция планирования сопряжена со сферой Экономики по грани Государственная собственность (две других грани Экономики - Общественная (коллективная) и Частная). Отсюда вывод: необходимо введение государственного планирования по Госсобственности! Грань Частная собственность сопряжена с гранью Искусство в сфере Культуры - отсюда вывод: индивидуальные предприниматели должны мотивироваться государством на развитие творческой инициативы как источник прогресса во всех сферах деятельности! Поэтому в центре модели - тетраэдры Управления - Самоорганизации (верх - низ), совмещённые основаниями с функцией взаимного контроля в процессе осуществления обменных операций в сферах ПЭКУ.

Анализ Модели позволяет сформулировать следующие принципы Этики, соответствующие национально-культурному коду Русской цивилизации (РЦ):

1 - Система Ценностей Общества должна соответствовать менталитету народа, при этом Духовные ценности (БН) выше материальных, а общее благо выше индивидуального;

2 - Живой труд выше овеществлённого, производственный Капитал важнее торгово-финансового; Капитал должен использоваться не для эксплуатации труда, а для развития Личности Человека - основы понятия Человеческого Капитала, становящегося главной целью развития, когда Труд и Совесть есть необходимые условия такого развития (www.pravedy.ru);

3 - Законы Общества должны быть природосообразными на основе соблюдения Законов Природы, ноосферно-экологических и этических требований, а понятие Свободы человека должно быть сопряжено с понятием его ответственности за все совершаемые им действия как в Природе, так и в Обществе с включением понятия «социальная зколо-гия»; при этом Справедливость стоит выше Закона.

4 - Устойчивое воспроизводство требует, чтобы внешнее Управление (в том числе государственное) способствовало развитию самоорганизации (самоуправления) трудовых коллективов, связанной с законом предустановленной гармонии в триаде ПОЧ и основанной на коллективно-трудовой собственности (КТС), при этом служение общему благу стоит выше собственности.

Эти Принципы как условия устойчивости выработаны на основе длительной эволюции РЦ (её историологии -Родоведения) с учётом национально-культурных особенностей и ценностных ориентаций, в целом совпадающих с общехристианскими духовно-нравственными ценностями, сохранение которых особенно важно в настоящее время, когда провозглашаются идеи трансгуманизма как основы реализации идеи глобализации с уничтожением национально-культурных особенностей различных стран (цивилизаций). Принципы позволяют установить основные приоритеты в различных сферах жизнедеятельности.

Особенностью Культуры РЦ является то, что она формировалась на основе ценностного единства различных этносов при сохранении их национальной идентичности. При этом в основе такого единства был единый язык (русский) и единое государство, основанное на принятии всеми единых духовно-нравственных ценностей, выраженных в выше приведенных принципах Этики (приоритет духовных ценностей над материальными, созидания над потреблением, познание Истины как Божественного начала (промысла) Бытия, а Свободы - как условия реализации Воли Творца) - они и являлись основой государственной идеологии РЦ, ныне запрещённой в Конституции РФ.

В Ведах отрицается концепция о приоритете экономики перед другими сферами человеческой деятельности: в качестве БМ принимается триада «П-О-Ч» и её устойчивая организация, а экономика, политика и управление рассматриваются как средства, обеспечивающие УР этой триады. Ведическое слово Культура трактуется как составленное из двух слов: «Культ» - поклонение и «УР» - свет, т.е. истинная Культ-ура есть поклонение Свету, всему прекрасному, творческому - потому устремление к Божественному началу стоит на первом месте и не противоречит концепции гуманитарной космологии (Э.Кочетов).

В сфере Экономики - необходим приоритет производственного капитала над торгово-финансовым (ТФК) с введением экологической сертификации на все производственные процессы. Приоритет ТФК в либеральной модели капитализма явился причиной очередного глобального кризиса долговой экономики, и тому есть простое объяснение: оборачиваемость ТФК на порядок выше производственного, особенно в условиях электронной обработки данных и глобальных финансовых (чаще спекулятивных) связей, позволяющих избранным «игрокам», имеющим внесоциаль-ный интерес, действовать по своим правилам, в свою пользу в ущерб своим со-гражданам.

В сфере Политики - приоритет законодательной власти перед исполнительной (особенно в сфере распоряжения природными ресурсами), сочетание прав и свобод с ответственностью Личности (Право и Свобода для исполнения воли Творца).

В сфере Государственного управления - приоритет функций Проектного (стратегического) планирования и управления для обеспечения устойчивости и развития в триаде ПОЧ с возможностью общественного мониторинга таких проектов (обратная связь).

Модель показывает Противоречия как источники развития - см. штриховые линии на рис.1: В сфере Культуры - между системой ценностей, соответствующей менталитету Общества, его национальной идее «жить своим умом», и системой ценностей, навязанной народу извне (как сегодняшняя либеральная «западная модель») - снимается на основе воспитания духовно-развитой Личности с преобладанием идей служения и патриотизма как истинных целей Культуры над эгоизмом и потребительским отношением к жизни.

В сфере Экономики - между трудом и капиталом - снимается на основе развития КТС, когда Человек Труда становится совладельцем по Капиталу (в США развивается под названием Б80Р), в том числе через справедливую приватизацию.

В сфере Политики - между ограниченными природными ресурсами и стремлением власти к неограниченному распоряжению ими - снимается признанием за обществом права распоряжения природными ресурсами с приоритетом представительной власти над исполнительной (копное право в древней Руси) при соблюдении экологических требований.

В сфере Государственного управления - между центром и децентрализованными структурами управления -снимается на основе систем контроля сверху и снизу (принцип баланса власти, развитие самоуправления). При этом функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль), присвоенные граням этого тетраэдра, ориентированы на другие сферы, сопряжённые основанием по функциям собственности:

Планирование - сопряжено с гранью «государственная собственность» сферы Экономики по функции «владение»;

Организация - сопряжена с гранью «исполнительной власти» сферы Политики по функции собственности «распоряжение»;

Мотивация - сопряжена с гранью «Наука+НТП+Образование» сферы Культура по функции собственности «пользование»;

Контроль - сопряжена с гранью сферы БМ (Самоорганизации) по функции «контроль» (имеется в виду взаимный контроль «сверху-снизу» на уровнях «централизация-децентрализация» управления).

Рассматриваемая модель может быть использована как для разработки стратегии и программ устойчивого развития России, так и для формирования образовательных программ, ориентированных на девиз: «Знания в сочетании с воспитанием духовных ценностей дают мудрость!» - по мнению автора в этом и состоит суть концепции опережающего образования, использующего когнитивные модели, гарантирующие устойчивое развитие в триаде «Природа-Общество-Человек».

Новый когнитивный подход изменяет концепцию СЭР общества и требует отказа от либеральной экономики с её концепцией монетаризма и установкой на обогащение за счёт фиктивного капитала при эксплуатации природы и труда. Необходим новый подход с переходом к реальной экономике, в которой воспроизводственный и человеческий капитал преобладает над торгово-финансовым. При этом воспроизводственный процесс рассматривается как составная часть формирования гармонически развитой Личности (человеческого Капитала), что предполагает развитие коллективно-трудовой собственности (КТС) как условия эффективного производства при справедливом распределении дохода.

Продвижение нового этапа реализации УР России требует изменения общественного сознания, для чего необходимо готовить Учителей, способных проводить обучение национальной элиты, ориентированной на интересы страны. Прежде всего, необходима разработка идеологии и стратегии, соответствующих национально-государственным интересам России в соответствии с её национально-культурной традицией и ментальностью, в основе которых лежит генная память здоровых природосообразных начал в Человеке как микрокосме.

Считаем, что приведенная когнитивная модель и её принципы Этики могут рассматриваться как вариант семантической модели СЭС, обеспечивающий не только устойчивое развитие ЦП России, но и ЦП других стран, стремящихся к устойчивости и развитию, т. е. может рассматриваться как основа для разработки Глобального проекта УР всей человеческой цивилизации, ориентированной на космологические уровни развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.