УДК 81’23
Горбачева Елена Николаевна
кандидат филологических наук, доцент,
Астраханский государственный университет Е-mail: [email protected]
КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРФОРМАТИВНОГО ДИСКУРСА
Статья посвящена построению когнитивной модели перформативного дискурса. Модель представлена в виде фрейма поступка, который включает восемь вершинных узлов (действие, субъект поступка, мотив -цель, формальная характеристика поступка, оценочная характеристика поступка, онтологические признаки поступка, ситуация и результат). В качестве теоретического обоснования приводятся психологическая, философская и социологическая концепции поступка.
Ключевые слова: перформативный дискурс, когнитивная модель, поступок, действие
Gorbacheva Elena Nikolaevna
Candidate of Linguistics, Associate Professor, Astrakhan
State University. E-mail: [email protected]
COGNITIVE MODEL OF PERFORMATIVE
DISCOURSE
The paper deals w ith creation of a cognitive model of pe reformative discourse. This model presents a frame of action which includes eight apical constituents (action, actor, motive-goal, formal features of the deed, value-charged features of the deed, ontological features of the deed, conditions, result). Some activity conceptions -namely psychological, philosophical and sociological ones - shall serve for theoretical substantiation.
Key words:performative discourse, cognitive model, deed, action.
Определяя перформативный дискурс как текст в ситуации личностно обусловленного волевого принятия решений и осуществления ответственного альтернативного выбора, актуализирующий смысл реального общения посредством одного или нескольких ценностно -нагруженных коммуникативных действий, мы основываемся на различных концепциях поступка - психологической, философской и социологической.
Так, суммируя взгляды отечественных исследователей, которые изучали психологию поступка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, В.В. Столин, В.П. Зинченко; Е.Е. Соколова), Д.А. Леонтьев отмечает, что их объединяет понимание поступка как ценностно нагруженного действия, соотносимого с личностью как ее сущностным проявлением [4]. В философии поступок определяется как действие, принадлежащее нравственной сфере [13], в социологии -как основная единица социального поведения [1].
Поскольку, по словам В.А. Масловой, категоризация человеческого опыта связана с его когнитивной деятельностью, иными словами, результаты познавательной деятельности находят свое выражение в языковых формах [9, с. 9], мы считаем целесообразным построить фрейм поступка, который в свою очередь будет являться когнитивной моделью перформативного дискурса.
При построении фрейма поступка мы опираемся на понятие фрейма как когнитивной структуры в «феноменологическом поле человека», основанной «на вероятностном знании о типических ситуациях» и соответствующих ожиданиях «по поводу свойств и отношений реальных или гипотетических объектов». Фрейм, как правило, организован вокруг какого-нибудь концепта и содержит самую существенную информацию, связанную с ним [7, с. 153].
Воспользовавшись интроспекцией, мы представляем основные вершинные узлы фрейма «поступок» следующим образом:
1) Действие - совершение поступка:
Поступок наряду с действием представляет собой составляющую какой -либо деятельности, однако поступок является действием более высокого порядка в силу своей принадлежности нравственной сфере: «Поступок - всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений <...>). В то время как с каждой вещью можно что -либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности» [13].
2) Субъект поступка - личность:
Д.А. Леонтьев, опираясь на этимологию слова «поступок», в основе которой лежит метафора продвижения по определенному пути, трактует поступок как «осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути» [4].
Таким образом, поступок является не только «индикатором» личности, но также определяет ее дальнейшее развитие.
С другой стороны, в концепции поступка С.Л. Рубинштейна прослеживается идея о том, что поступки не всегда адекватно отражают личностные характеристики человека, поскольку, во-первых, противоположные поступки могут быть обусловленными одними и теми же личностными установками, равно как разнородные установки могут мотивировать тождественные п о-ступки; во-вторых, человек может совершить случайный поступок, не характерный для него и поэтому не являющийся выражением его личности [11, с. 31].
3) Мотив-цель - реализация определенной ценности / антиценности:
В теории «двукратного» рождения личности, разработанной А.Н. Леонтьевым, личность начинается с проявления в явной форме полимотивированности и соподчиненности действий ребенка. «Второе рождение» личности, по А.Н. Леонтьеву, связано с осознанием мотивов и превращением их в мотивы-цели, благодаря чему человек способен делать самостоятельный выбор [6, с. 472].
С.Л. Рубинштейн объясняет совпадение мотива и цели в деятельности личности тем, что общественно значимое (то, что определяет мотив деятельности) постепенно становится личностно значимым (т.е. тем, что определяет цель). Иными словами, объективированные в процессе общественной жизни ценности становятся целями деятельности человека [11, с. 591 -592].
4) Формальная характеристика поступка - осознанное, осмысленное и волевое действие:
Являясь особым видом действия, поступок характеризуется целеосознанностью: под действием в психологической концепции деятельности понимается процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели [5, с. 276].
Будучи единицей социального поведения, поступок «заимствует» такую характеристику социального действия, как осмысленность: по М. Веберу, социальное действие - это такое действие, которое, во-первых, обладает смыслом для того, кто его совершает, а во -вторых, всегда ориентировано на других людей, соотносится с их действиями [3, с. 602-603].
Что касается характеристики поступка как волевого действия, в данном случае мы придерживаемся точки зрения С.Л. Рубинштейна о целесообразности дифференциации действий на волевые в широком и узком смысле: в широком смысле волевое действие противопоставлено инстиктивному действию и равнозначно любому целенаправленному действию; в более узком смысле волевое действие ассоциируется с борьбой мотивов и преодолением трудностей, а точнее - с конфликтом между желанной целью и нежеланными средствами либо результатом ее достижения [11, с. 168]. Таким образом, поступок является волевым действием в узком смысле.
5) Оценочная характеристика поступка - положительное / отрицательное действие:
По утверждению М.М. Бахтина, «оценка значимости суждения - необходимый момент в составе поступка, хотя его еще не исчерпывающий» [2].
6) Онтологические признаки поступка - событийность, структурность, имманентность, каузальная независимость:
На событийность как характеристику поступка указывал М.М. Бахтин, говоря о том, что «бытие-событие» свершается в акте поступка, переживается и «утверждается эмоциональноволевым образом» [2].
Структурность, имманентность и каузальная независимость поступка являются следствием его событийности: структурность заключается в повторяемости содержания, охватываемого событием [14]; имманентность понимается как причастность к целому бытию -событию [2]; каузальная независимость предопределяет индивидуальность и новизну события (в данном случае - поступка) [14].
7) Ситуация - ответственный выбор между двумя (или более) мотивами:
Д.Н. Узнадзе раскрывает современное понимание мотива как осознания преимущества для человека ценности того или иного поведения, как оправдания выбранной им линии поведения. Ценностная нагруженность выбора объясняет, почему решению иногда предшествует довольно длительная борьба мотивов: у человека как существа сложного, с множеством потребностей, имеется один ряд мотивов, которые оправдывают данное поведение, и другой ряд м о-тивов, которые направлены против него [12, с. 350-351].
Следует отметить, что ценностная нагруженность выбора, в свою очередь, обусловлена ответственностью субъекта поступка за его последствия: по словам М.М. Бахтина, «ответ-
ственный поступок есть осуществление решения уже безысходно, непоправимо и невозвратно; поступок - последний итог, всесторонний окончательный вывод.» [2].
Д.А. Леонтьев, говоря о выборе, продолжает вышеупомянутую метафору пути и раскрывает соотношение между «чувством пути» и видом выбора: при наличии чувства пути сделанный выбор ощущается либо как аутентичный, сохраняющий ощущение верного пути, либо как неаутентичный, дающий ощущение неверного пути или его потери; при слабом / отсутствующем чувстве пути сделать выбор не представляется возможным [4].
На выбор того или иного мотива влияют несколько факторов: ситуация, собственная нравственная культура и система ценностей, приоритетов [10, с. 154].
8) Результат - формирование новой социальной реальности:
По С.Л. Рубинштейну, посредством поступка человек устанавливает свое отношение к другим и сознательно изменяет окружающую действительность [11, с. 602].
Любое, даже незначительное, на наш взгляд, изменение окружающей действительности, можно трактовать как формирование новой социальной реальности. По словам И. Мари-нич, в интерпретации таких социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель и В. Парето, социальная реальность предстает в единстве своих объективных и субъективных измерений как совокупность человеческих действий, взаимодействий, норм и т.п. и приписываемых им смыслов и значений [8, с. 76]. Таким образом, можно заключить, что поступок ведет к формированию новой объективной / субъективной социальной реальности.
Итак, когнитивная модель перформативного дискурса может быть представлена в виде фрейма поступка, который включает восемь вершинных узлов: 1) действие - совершение поступка; 2) субъект поступка - личность; 3) мотив-цель - реализация определенной ценности / антиценности; 4) формальная характеристика поступка - осознанное, осмысленное и волевое действие; 5) оценочная характеристика поступка - положительное / отрицательное действие; 6) онтологические признаки поступка - событийность, структурность, имманентность, каузальная независимость; 7) ситуация - ответственный выбор между двумя (или более) мотивами; 8) результат - формирование новой социальной реальности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога [Электронный ресурс] URL: http://vocabulary.ru
2. Бахтин М.М. К философии поступка [Электронный ресурс] URL: http://philosophy.ru
3. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
4. Леонтьев Д.А. К психологии поступка [Электронный ресурс] URL: http://www.existradi.ru
5. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии // Хрестоматия по курсу ВВЕДЕНИ Е В ПСИХОЛОГИ Ю: Учебное пособие / Ред.-сост. ЕЕ Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. - С. 265-280.
6. Леонтьев А.Н. Структура и развитие личности // Хрестоматия по курсу ВВЕДЕНИ Е В ПСИХОЛОГИ Ю: Учебное пособие / Ред.-сост. ЕЕ Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. - С. 462-476.
7. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
8. Маринич И. Социальная реальность в социологической традиции и современных теориях: достижения и проблемы // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001, №1. - С. 74-89.
9. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 296 с.
10. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 644 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: «Питер», 2007. - 713 с.
12. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика»). - 416 с.
13. Философский словарь [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com
14. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru