Научная статья на тему 'Когнитивная модель генерирования инноваций в ЛПК'

Когнитивная модель генерирования инноваций в ЛПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ЛПК / ИННОВАЦИИ / ГЕНЕРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синявский Н. Г., Дадалко А. В.

В статье рассматривается когнитивная модель для определения перспективных направлений развития предприятий ЛПК. Предложена система показателей для формирования и реализации потенциала развития бизнеса, согласованная с критерием стоимостной оценки бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивная модель генерирования инноваций в ЛПК»

НАМ ПИШУТ

УДК 338

Синявский Н.Г., Дадалко А.В. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ЛПК

В статье рассматривается когнитивная модель для определения перспективных направлений развития предприятий ЛПК. Предложена система показателей для формирования и реализации потенциала развития бизнеса, согласованная с критерием стоимостной оценки бизнеса.

Ключевые слова: когнитивная модель, ЛПК, инновации, генерирование.

Задача инновационного развития промышленности с одной стороны является весьма актуальной сегодня. С другой стороны она является чрезвычайно сложной. Задача генерирования направлений развития промышленных предприятий плохо формализуется. Это влечет необходимость проведения исследований на качественном уровне, например, с использованием когнитивного моделирования. Весьма распространено исследование инвестиционных решений с использование критерия стоимости бизнеса. В статье предлагается система показателей для генерирования направлений инновационного развития, построенная в согласовании с этим показателем. Система показателей представлена в виде когнитивной модели. Результатом разработанной модели является предложение управления инновационным развитием предприятий с использованием когнитивных моделей, использование которых повышает вероятность определения результативных направлений развития.

Как известно, параметрический векторный функциональный граф - это (1) П п<<У,Е>ХКв>

где: G = <У, Е> - знаковый ориентированный граф (когнитивная карта), в котором V - множество вершин, вершины («концепты») v.E V, i=1,2, ..., k являются элементами изучаемой системы; Е - множество дуг, дуги е..еЕ, .=1,2, ...,п отражают взаимосвязь между вершинами V.. и V., X: X - множе-

ство параметров вершин, Х= {X(V) \Х(у) е X, .=1,2, ..., k}, X(v) = {.х'}, g = 1,2,... ,1, X - g- параметр вершины V 6 - пространство параметров вершин; F= F(X,E) = Д.х, х, е.) - функционал преобразования дуг, где- функциональная зависимость параметров вершин, поставленная в соответствие каждой дуге. может быть как функциональной, но и стохастической зависимостью. Она может существовать также как весовой коэффициент (в более простом варианте), т.е. в матрице функционального графа могут быть блоки (подграфы) в виде когнитивной карты (знаковый ориентированный граф), блоки типа «взвешенный граф» с отношениями м>.., «функциональные» блоки, с отношениями типа функция Дх.,х.,ер. В общем случае матрица функционального графа может иметь вид (табл. 1):

Рассмотрим инновационные процессы на примере предприятий ЛПК. Инновационное развитие происходит в условиях существенной неопределенности. Инновации могут приносить хороший результат, но могут и оказываться неэффективными. В первом случае они используются в производстве. Во втором случае их реализация останавливается.

Средний полученный эффект от инновационного процесса можно оценить по следующей формуле:

(2) I = ^ х р х Т ,

т

где х - период появления инновационных про-

Таблица1

Матрица функционального графа

Vi V2 Vj-1 V, V,+1 Vk-1 Vk

0 +1 -1 Wj 0 -1 0

0 0 +1 0 Wj 0 Wj

+1 +1 0 -1 0 +1 Wj

fj fj 0 fj Wj 0 Wj

fj fj fj 0 0 0 0

fj fj 0 fj +1 0 +1

fj 0 fj fj 0 0 0

Vi

V2

Vj-1

Vj

Vj+i

Vk-i Vk

© Синявский Н.Г., Дадалко А.В., 2014

Экономика образования ♦ № 4, 2014

159

дуктов; Т - временной отрезок, на котором исследуется инновационный процесс; ds - среднее увеличение стоимости бизнеса в результате внедрения удачных инноваций; р - вероятность того, что инновация является удачной.

Заметим, что практическая оценка периодов генерирования возможна в условиях существования устойчивого процесса генерирования инноваций. Но и в других случаях оценка этого параметра может оказаться полезно, поскольку без появления нестандартных идей с достаточной частотой инновационное развитие невозможно. Когнитивная карта соотношения показателей I, ds, р, т выглядит следующим образом (рис. 1)

То есть, чем выше увеличение стоимости бизнеса и вероятность удачных инноваций и чем чаще инновации генерируются, тем инновационный процесс более результативный.

Выбор модели оценки инновационного процесса может определяться следующими пожеланиями.

1. Целесообразно использовать индикаторы, по которым можно сравнивать рассматриваемый бизнес с конкурентами.

2. Целесообразно использовать оценки, применимые для различных уровней управления инновациями. Это важно для необходимости согласования усилий различных уровней.

3. Процедуры генерирования новых решений должны позволять выявлять неочевидные возможности.

Типовые критерии оценки состояния предприятий [1] не могут быть использованы достаточно эффективно в силу следующих причин:

- при неустойчивом финансового состояния предприятий сложно выявить новации;

- в условиях стабильности экономических условий типовые показатели могут иметь близкие значения;

- из того, что традиционные показатели имеют удовлетворительные значения, не следует, что предприятие является генератором новаций;

- для получения рекомендаций по разработке новых проектов по стандартным показателям может не найтись достаточно информации.

Так, стандартные критерии базируются на оценке прибыли. Однако определить прибыль конкурирующего предприятия обычно не представляется возможным. Сложно также определить прибыль для

системы предприятий (отраслей промышленности или территориальных кластеров). Т.е. прибыль может служить ориентиром при сравнении различных сфер деятельности предприятия, но не является в полной мере указателем для поиска новаций. Поэтому целесообразно рассмотреть и другие индикаторы. При этом может оказаться полезным использование не самих стандартных показателей, а идеологии их обоснования. Оптимизация структуры внеоборотных и оборотных средств возможно и не обещает появления новых проектов, но повышает эффективность их реализации. Совершенствование технологии, организации производства, оптимизация бюджета платежей позволяет уменьшить период возникновения новаций и вероятность их удач-ности. Величина активов и капитализация могут относиться к важным характеристикам предприятия в смысле возможностей инновационного развития, поскольку крупные фирмы имеют больше возможностей для концентрации усилий для поиска новых эффективных решений. Но если активы конкурента в лесной промышленности можно оценить по косвенным признакам (аналогичные технологии, объемы производства и отгрузок и т.д.), то использование оценок стоимости акций для многих российских компаний невозможно из-за того, что они не являются акционерными обществами или их акции отсутствуют в открытой продаже. Фондоемкость, структура оборотных и внеоборотных средств ре-сурсоотдача, эффективность использования ресурсного потенциала характеризуют так или иначе способность к развитию в случае создания предпосылок к этому путем внедрения новых решений. Оценка динамичности (или инерционности) бизнеса интересна не только как показатель реакции бизнеса на появление новаций, но и как характеристика недостаточности и избыточности внеоборотных и оборотных средств. Структура внеоборотных средств характеризуется такими показателями, как доля активной части, коэффициент износа, коэффициент выбытия основных средств. Оптимизация структуры основных и оборотных средств, притоков и оттоков позволяет оптимизировать инерционность бизнеса. Структуру оборотных средств характеризуют коэффициенты структуры оборотных активов. Рыночные позиции и уровень организации предприятия, отражающие способности к генерации новаций, характеризуются: оборачиваемость оборотных активов, плановая обеспеченность запасами, оборачиваемость запасов, производительность труда, оборачиваемость средств в расчетах. Анализ рынков товаров и сырья необходим для выявления уровня конкуренции и реакции рынков на то или иное новое решение, а также для выявления источников развития, связанных с улучшением рыночной конъюнктуры, или, наоборот, негативных тенденций на рынке.

То есть для формирования результативного инновационного потока можно применять и некоторые стандартные показатели и ряд других полезных показателей, отражающие величину и качество активов, динамичность бизнеса, оптимальность структуры оборотных и внеоборотных средств, притоков и оттоков денежных средств.

Общую направленность технического переоснащения производства можно оценить путем изучения характеристик существующего технологического и организационного уровня предприятия. В качестве дополнительных индикаторов генерирования инноваций для ЛПК целесообразно рассмотреть:

- содержание источников новаций;

- требования к периодичности возникновения новых технологических и организационных решений;

- структурные особенности системы;

- влияние сезонности;

- характеристики внешних факторов.

Оценка потенциальных источников новаций способствует ориентации на тех проектах, которые могут быть потенциально плодотворными. Управление частотой внедрения инноваций связано с реализацией активной рыночной стратегии (В.О. Рязан-цев [2]). Понимание особенностей самого бизнеса и условий его существования дает возможность уточнить сильные и слабые стороны предприятия, благоприятные и неблагоприятные внешние условия. Смена времен года является весьма важным фактором для предприятий ЛПК и его необходимо учитывать. Отмеченные особенности формирования модели для генерирования инноваций в ЛПК позволяют классифицировать индикаторы генерирования инноваций третьего уровня (табл. 2).

Как видно из табл. 2, идикаторы делятся на внутренние для предприятия и на внешние. Индикаторы первого типа разделяются по подуровням и классифицируются на общие и особенные.

Рассмотрим характеристику индикаторов с четом особенностей ЛПК, что позволит установить взаимосвязи между индикаторами, необходимые для построения когнитивной модели. Подробный

Индикаторы

анализ показателей, но для водного транспорта, приведен в [3].

Индикаторы оценки внутренних факторов.

Первый подуровень. Общие индикаторы.

1. Характеристика источников новых технологических и организационных решений. Этот показатель связан со всеми показателями второго уровня. Исследование природы возникновения новых технологических и организационных решений, поскольку природа развития для различных бизнесов различна (А.Г. Грязнова, М.А. Федотова и др. [4, 5]). Это могут быть: разнообразие продукции или снижение затрат. Для лесного бизнеса источник развития по преимуществу снижение затрат. Исключение составляет производство мебели и домостроение.

2. Характеристика динамических свойств системы. Оценивать инерционность бизнеса целесообразно с использование фондоемкости не исходной системы, а системы-аналога, где основные средства исходной системы заменяются аналогичными, более новыми средствами. Для различных стадий заготовки и переработки древесины характерны различные рациональные значения этого индикатора. Но все же в сравнении со многими другими, не лесными, бизнесами эти значения довольно высоки.

3. Характеристика периодичности возникновения новых технологических и организационных решений и анализ новых разработок. Данный показатель включен в перечень показателей 2-го уровня, так как формальное повышение частоты появления новых решений не является рациональным и требует специального изучения. С помощью этого показателя может производиться более детальный анализ временных характеристик потока новых решений. В наиболее простом случае от экономической системы требуется, чтобы частота внедрения новых решений была не ниже, чем у конкурентов. В более сложном случае длительность подготовки новых решений может определяться с помощью совокупности показателей: вероятность, время, экономический эффект. Данный показатель наиболее целесо-

Таблица2

зателей третьего уровня

Индикаторы, связанные с внутренними характеристиками бизнеса Индикаторы, связанные

Первый подуровень с внешними факторами

Общие показатели Особенные показатели

Второй подуровень

Общие показатели Особенные показатели

Третий подуровень

Общие показатели Особенные показатели

образно использовать, если система функционирует достаточно продолжительное время в стабильных внешних условиях. В случае резких изменений внешних условий проводится конкретный анализ новых разработок.

Второй подуровень. Общие показатели.

4.Характеристика структуры основных средств. Данный показатель предназначен для более детального исследования динамических свойств систем, а также для оценки уровня организации производства и уровня технической оснащенности.

5. Характеристика продукции. Характеристика структуры поступлений. Данный показатель предназначен для анализа возможности повышения вероятности возникновения новых результативных решений. Он также связан с динамическими свойствами системы.

6. Характеристика структуры платежей. Важность этого показателя для рассматриваемых практических задач особенно велика, если главным направлением развития является снижение затрат. Наиболее целесообразны усилия по снижению затрат на операциях, влияющих на себестоимость различных видов услуг, и по снижению таких затрат, доля которых в структуре затрат велика.

Третий подуровень. Общие критерии.

7. Характеристика рынков сбыта. Во-первых, повышение доли рынка, занимаемой экономической системой, прямо коррелирует с ростом активов системы. Во-вторых, исследование данного показателя позволяет выявить природу тенденций и колебательных процессов на рынке. В-третьих, данный показатель дает представление об отношении рынка к появлению новых продуктов или новых технологий.

8. Характеристика уровня организации производства. Рассмотрение этой характеристики позволяет более полно сформулировать необходимый перечень мер для совершенствования структуры экономической системы с точки зрения указанных показателей.

9. Размеры выручки (прибыли) по типам услуг. Для определения перспективных направлений исследования целесообразно обратить внимание на бизнес-процессы предприятия, отличающиеся в лучшую сторону от других, предполагая, что высокая доля рынка и высокая эффективность бизнес-процесса повышает шансы на успех при исследовании этого процесса.

10. Обеспечение разнообразия деятельности. Диверсификация повышает шансы обнаружения новаций. Противоречие с индикатором №9 может разрешаться путем разнообразия деятельности в наиболее развитых направлениях работы.

11. Характеристика качества оборудования. Оценка качества технологии позволяет обнаружить

перспективные направления ее совершенствования.

12. Сравнение с зарубежными аналогами и анализ научных разработок. Работа в данном направлении позволяет заимствовать и модифицировать лучшие иностранные технологические образцы и быть в курсе основных тенденций развития.

13. Характеристика структурных особенностей экономической системы. Целесообразно совершенствовать положительные качества бизнеса и окружающей среды и противодействовать отрицательным качествам бизнеса и внешней среды позволяет повысить вероятность возникновения новых решений.

Особенные индикаторы.

14. Характеристика уровня конкуренции по типам продукции. Комплексная оценка конкуренции необходима при создании новых продуктов. Если продукция стандартная, то такая характеристика сводится к анализу взаимосвязи цен продукции и ресурсов, затрат и объемов производства.

15. Характеристика обеспеченности ресурсами. Для ЛПК это показатель является весьма важным.

16. Характеристика влияния сезонности. Для ЛПК этот показатель является одним из важнейших.

Индикаторы оценки внешних факторов.

17. Характеристика влияния макроэкономических факторов и правовой среды. Для ЛПК ситуация кризиса иногда может оказаться позитивной, если кризис связан с российскими причинами. Изменения правовой среды могут служить источниками развития, а могут вносить дополнительную неопределенность в процесс анализа направлений развития.

18. Оценка тенденций изменения значений параметров, отражающих спрос и влияние объективных факторов. Для лесного бизнеса можно назвать, например, такие важную тенденцию, как замена бумажных носителей информации электронными, что влечет необходимость инноваций в области снижения затрат на производство бумаги и в бизнесе домостроения.

19. Оценка циклических изменений значений параметров, отражающих спрос и влияние объективных факторов. Очень важно отделение тенденций в изменении параметров рынков и параметров, отражающих влияние объективных факторов, от циклических изменений. Такие колебания могут быть связаны с изменением цен на услуги, сырье, материалы, с изменением погодных условий в различные годы и в течение одного года.

20. Характеристика противодействующих факторов, проявляющихся в процессе развития. Существует много факторов, которые оказывают негативное влияние именно при расширении фирмы. Это ухудшение связи и снижение качества управле-

ния, сложность с обеспечением кадрами и т.д.

Итак, на основе анализа взаимосвязей различных показателей бизнеса, может быть построена когнитивная модель (В.О. Рязанцев [2]) генерирования инноваций в ЛПК. Фрагмент когнитивной карты показан на рис. 2. Полностью модель представлена в табличном виде в табл. 3.

Анализ когнитивной карты показывает наличие следующих особенностей системы показателей.

1. Сущность взаимосвязи некоторых показателей неочевидна, зависит от типа системы и должна выявляться при решении практических задач.

2. Между некоторыми показателями имеются противоречия. Такими противоречивыми показателями являются: а) высокая выручка по отдельным видам продукции и обеспечение разнообразия деятельности; разрешение такого противоречия может

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществляться, например, путем повышения разнообразия продукта для тех видов услуг, которые приносят наибольшую выручку или путем разнообразия организации производства этих видов товаров; б) разнообразие деятельности и организация производства, приоритетным показателем является обеспечение разнообразия деятельности, поскольку оно непосредственно обеспечивает увеличение вероятности появления новаций; усложнение организации производства должно восприниматься как шаг в направлении развития системы; в) разнообразие деятельности и обеспеченность ресурсами; приоритетность того или иного показателя определяется характером источников развития (снижение затрат или повышение выручки); г) качество оборудования и организация производства, приоритетным показателем является качество оборудования,

Таблица3

Когнитивная карта (в табличной форме), отражающая взаимосвязь показателей

Влияющие показатели Зависимые показатели

3 Р с t 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

J +

Р + +

С + +

т - +

1 + - +

2 0 +

3 - +

4 + + + + +

5 + + + + + +

6 + + + + + +

7 + + + + + + + + + + + + + -

8 + + - + + + + + + + + -

9 + + - + 0 + + + + + +

10 + - + + 0 0 0 0 - - + - + - 0

11 + + + + + + + - + + + +

12 + + - + + + + + + + + + + + + + +

13 + + + + + + + 0 0 + 0 0 0 0 0

14 + + - + + 0 + + + + + + + -

15 + + - + + + + + + + + + + + + -

16 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 + 0

17 + + - + + + + + + + + + + + + + + +

18 0 0 0 0 0 0 0 0 0 +

19 + + - + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

20 + + - + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

21 - - - - - +

Рисунок 2. Фрагмент когнитивной карты показан

поскольку оно непосредственно обеспечивает результативность системы, усложнение организации

производства должно восприниматься как шаг в направлении развития системы.

Библиографический список

1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. Анализ отчетности. - М: Финансы и статистика, 2005.

2. Рязанцев В. О. Формализованное представление перестраховочной деятельности. Диссертация. М. ФА при Правительстве РФ, 2004.

3. Синявский Н.Г. О системе показателей для генерирования направлений развития бизнеса на водном транспорте. Речной транспорт (XXI век), М., № 5, 2012 . С. 65-69.

4. ГрязноваА.Г., ФедотоваМ.А. Оценка бизнеса / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А.Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Sinyavsky N., Dadalko А. COGNITIVE MODEL OF GENERATING INNOVATION IN FORESTRY

The article considers the cognitive model to identify promising directions of development of forestry enterprises. The proposed system of indicators for the formation and realization of the potential of business development, consistent with the criterion for the valuation of the business.

Keywords: cognitive model, forestry, enterprises, innovation, generation.

УДК 378:33:00

Асадулина И.Г.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Инновационные технологии организации учебного процесса в вузе автором рассматриваются с позиций интеграции образования и бизнеса. Востребованность компетентных выпускников вуза в настоящее время превышает просто знающих специалистов. Автором обоснованы предложения по соотнесению инновационных технологий в вузе с требованиями бизнес-сообществ.

Ключевые слова: инновационные технологии учебного процесса, интеграция образования и бизнеса, высшее профессиональное образование в России.

Анализ исследований по проблемам развития модернизационных процессов в России позволяет сделать вывод о том, что центр внимания исследователей постепенно с политической и экономической модернизации смещается к проблемам социокультурной модернизации, где все большее число ученых начинают усматривать причину торможения экономических и политических реформ. В на-

учных дискуссиях по этой проблематики все чаще звучит предположение о первичном характере социокультурной модернизации по отношению к состоянию таких сфер как экономика и политика1.

С позиции данной работы представляют несомненный интерес теоретические исследования польского профессора Ягеллонского университета П. Штомпка, рассматривавшего модернизацию как

164

© Асадулина И.Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.