Научная статья на тему 'Когнитивная инфографика в профессиональной подготовке студента вуза: сущность, возможности, технологии реализации'

Когнитивная инфографика в профессиональной подготовке студента вуза: сущность, возможности, технологии реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНАЯ ИНФОГРАФИКА / EDUCATIONAL PROCESS / VISUALIZATION OF KNOWLEDGE / COGNITIVE INFOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Т. В.

Описаны принципы разработки и использования методов когнитивной инфографики в профессиональной подготовке студентов вуза. Приводятся примеры собственных успешных инфографических разработок, их концептуальные и организационно-методические особенности, содержательные подходы в их разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive infographics in the training of high school students: the nature, features, technology implementation

Describes the development and use of the methods of cognitive infographics in training the students of the University. Examples of own successful infographics developments, their conceptual and organizational-methodical features of the substantive approaches in their development.

Текст научной работы на тему «Когнитивная инфографика в профессиональной подготовке студента вуза: сущность, возможности, технологии реализации»

Мы можем отметить также произошедшие положительные изменения в оценке студентами-бакалаврами ЭГ смысла будущей жизни по этим же шкалам: «Цели в жизни» (15,00% / 31,58%) (р > 0,5), «Локус контроля-Я» (35,00% / 52,63%) (р > 0,5). Среди специалистов КГ произошли разнонаправленные изменения, значимых среди них в оценке смысла будущей жизни не зафиксировано.

По результатам изменения терминальных ценностей среди студентов, мы можем отметить: у магистров ЭГ снижение веса материальных ценностей (45,45% / 36,36%) и появление среди приоритетов ценности «Интересная работа» - 9,09%. Среди магистров КГ отмечен рост ценности «Здоровья» с (14,29% / 28,57%), лидируют как и прежде у большинства студентов «Материальные ценности» - 71,43%.

У специалистов ЭГ в приоритетные ценности, по итогам формирующей программы наряду с «Материальными ценностями» и «Здоровьем» попали такие ценности как: «Интересная работа» - 2,22% и «Общественное призвание» - 1,11%. Среди специалистов КГ наблюдается дальнейший рост «материальных ценностей» (62,89% / 64,95%) и «здоровья» (24,74% / 35,05%).

Наиболее заметные изменения произошли среди бакалавров ЭГ. Так приоритет «материальных ценностей» сократился почти вдвое (80,00% / 47,38%), появились приоритеты: «Любовь» - 10,53%, «Наличие хороших друзей» - 10,53% и «Интересная работа» - 5,26%. Среди бакалавров КГ наблюдается дальнейший рост «материальных ценностей» (60,87% / 69,57%) и «здоровья» (8,78% / 13,04%).

Рассмотрим динамику инструментальных ценностей. Так среди магистров ЭГ наряду с «образованностью» и «воспитанностью» отмечены «честность» - 9,09% и «эффективность в делах» - 9,09%. У магистров КГ положительной динамики не отмечено.

Среди специалистов ЭГ был отмечен дальнейший рост ценностей «образования» (67,78% / 75,56%) и рост «ответственности» (4,04% / 10,00%), появились показатели «чуткости» - 3,33% и «терпимости» - 1,11%. Среди специалистов КГ также наблюдается рост ценности «ответственности» с 9,28% до 11,34% (мы это объясняем спецификой осознания врачебной деятельности), рост ценности «воспитанности» с 11,34% до 14,43% (подмена чуткости, терпимости, аккуратности), наряду с этим отмечено снижение ценности «образования» (69,07% / 67,01%).

Среди бакалавров ЭГ мы можем констатировать снижение ценности «образования» (65,00% / 57,89%), за счет роста показателя «широта взглядов» (0,00% / 10,53%). Мы полагаем, что данные изменения можно объяснить активными практическими занятиями студентов, на которых бакалавры столкнулись с нетипичными психологическими проблемами и возможностью различных вариантов их разрешения. Среди бакалавров КГ мы видим рост «ответственности» (8,70% / 13,04%), за счет полного снижения ценности «Терпимость» (8,70% / 0,00%).

В целом мы можем отметить, что среди студентов ЭГ наметился положительный сдвиг в сторону «социальных» и «духовнонравственных ценностей», но данный процесс протекает медленно, в связи с преобладанием «материальных» и «физиологических» ценностей в социальном окружении респондентов.

По результатам изменения уровня развития рефлексивности студентов, мы можем отметить рост высокого уровня среди студентов ЭГ (магистры - 27,27% / 45,45% (р > 0,5), специалисты (10,00% / 24,44%, бакалавры - 0,00% / 21,05% (р > 0,5)). Среди студентов КГ также выявлена положительная тенденция. Так высокий уровень развития рефлексивности показали бакалавры -4,35% / 8,70% и специалисты - 11,02% / 14,17%.

По результатам динамики показателей уровня эмпатии мы не наблюдаем роста очень высокого уровня среди студентов ЭГ, вместе с тем заметно вырос показатель высокого уровня эмпатии, среди бакалавров (10,00% / 26,32%) (р > 0,5), специалистов (17,78% / 25,56%). Низкий уровень развития эмпатии по итогам формирующей программы показали всего 2 человека. Среди студентов КГ заметных изменений не отмечено.

Итак, выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению актуальной проблемы педагогической психологии - формированию духовно-нравственного сознания у студентов социономического профиля привело нас к необходимости изучения конкретных психологических характеристик и компетенций, касающихся социономических специальностей и составляющих основу их профессии.

Литература

1. Сорокоумова, С.Н., Исаев, В.П. К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра РАН. - Т 15. - № 2 (3). - 2013.

Климова Т.В.

Старший преподаватель, Южный федеральный университет

КОГНИТИВНАЯ ИНФОГРАФИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ВУЗА: СУЩНОСТЬ,

ВОЗМОЖНОСТИ, ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Описаны принципы разработки и использования методов когнитивной инфографики в профессиональной подготовке студентов вуза. Приводятся примеры собственных успешных инфографических разработок, их концептуальные и организационно-методические особенности, содержательные подходы в их разработке.

Ключевые слова: образовательный процесс, визуализация знаний, когнитивная инфографика.

Klimova T.V.

Senior Lecturer, Southern Federal University

COGNITIVE INFOGRAPHICS IN THE TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS: THE NATURE, FEATURES,

TECHNOLOGY IMPLEMENTATION

Abstract

Describes the development and use of the methods of cognitive infographics in training the students of the University. Examples of own successful infographics developments, their conceptual and organizational-methodical features of the substantive approaches in their development.

Keywords: educational process, visualization of knowledge, cognitive infographics.

Информационная насыщенность образования требует специальной качественной подготовки дидактического материала, определения эффективных подходов, способных существенно повысить интенсивность образовательного процесса. Использование ресурсов когнитивной инфографики, в частности, метода визуализации дидактических объектов, представляется перспективным для создания инновационных научных и учебно-методических разработок. Под визуализацию подпадают все возможные виды психолого-педагогических объектов, функционирующих на принципах концентрации и генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций, алгоритмизации учебно-познавательных действий, развития профессиональных компетенций. В данной работе обобщается опыт использования методов когнитивной визуализации, облегчающих процесс обучения и делающих его продуктивным и личностно-ориентированным.

Новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуальнопространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и

117

качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий. Задействование образного мышления, дополненного чувствами и ощущениями, вовлечение в процесс решения проблем, эмоциональное заражение позволяют перенести полученную студентами информацию в систему реальных профессиональных отношений.

Технология визуализации учебной информации включает:

- комплекс учебных знаний;

- визуальные способы их предъявления;

- визуально-технические средства передачи информации;

- набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Визуализация - это совокупность приемов и методов образного (прежде всего визуального) представления условий задачи, которое позволяет либо сразу увидеть решение, либо быстро получить подсказку для его нахождения. Различные подходы к выявлению сущности визуализации раскрыты в работах: Д. Берна, (техническо-информационный), Р. Арнхейма, З. Кракауэра (гносеологический), Ю.М. Лотмана (семиотический), К.Э. Разлогова (культурно-эстетический), Ш. Гавайна (паранаучный), Б.Г. Ананьева, В. Вульфа (психологический), Е. Черневич (дизайнерский), В.М. Розина (манипулятивный) и др.. Визуализация решает задачи: 1) создания моделей представления знаний в которых возможно однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картины, с которыми оперирует образное мышление; 2) визуализации знаний, для которых невозможно подобрать текстовые описания, особенно большого объема информации; 3) перехода от наблюдаемых явлений к пониманию механизмов, скрытых за динамикой наблюдаемых картин.

Иллюстрации помогают понять неизвестные знания, связать их с имеющимся опытом, а также включают активную генерацию связей между новой информацией и существующими знаниями (когнитивная функция). С другой стороны визуализация позволяет продемонстрировать наглядным способом, вообще обнаружить, наглядно свидетельствовать что-либо, раскрыть механизм развития процесса явления, условия и ресурсы по его развитию, предупреждению или разрешению. Это дает возможность искать и находить оптимальные решения не вместо студентов, а вместе с ним.

В отличие от традиционной формы обучения, использование когнитивно-визуальной технологии принятия решений позволяет:

• поддержать познавательную деятельность, запомнить информацию, увидеть скрытый смысл и установить новые связи;

• структурировать исходную проблему: построить оптимальное описание, уточнить соответствие формулировки цели ее содержательному пониманию, уточнить соответствие по ресурсам и ограничениям в реализации выбранного решений и т.п.;

• повысить качество субъективных суждений и оценок;

• провести визуальный анализ получаемых решений и их последствий;

• провести интерактивный анализ динамики развития событий;

• убедить в правильности, обоснованности принимаемых решений, и т.п.

Содержательный отбор информации ориентирован на принципы: ориентации на целевой запрос; конкретности; доступности; опоры на жизненный опыт; обладания смыслом; возможности практической реализации; комплексного воздействия на когнитивную и эмоциональную сферу психики; возможности мотивации и побуждения к действию.

Существуют различные техники предоставления информации: визуальные иерархические (концептуальные и

функциональные), сетевые, образно-иллюстративные и смешанные методы. На практике, используются более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causal chains). Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Большой информационной емкостью, на наш взгляд, универсальностью и интегративностью обладают структурно-логические схемы [1, 2]. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации на лекционном курсе основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную), синтезирование целостной системы элементов знаний. Подобные разработки применяются на протяжении многих лет и показали свою эффективность, в том числе в подготовке студентов-инженеров по дисциплине «Психология и педагогика» к федеральному интернет-тестированию при аккредитации РГУПС.

Другим примером успешного использования когнитивной инфографики в учебном процессе является авторская трансформационная учебно-ролевая игра «Жили-были ...» (в сотрудничестве со студентами ЮФУ Климовой А.В., Симаковой А.С. и РКСИ Климовой О.В.). Это настольное учебно-методическое пособие инновационного типа, в котором на основе моделей обучающей когнитивной инфографики, представлен подход по формированию компетенций в области оказания психологической помощи семье, воспитывающей акцентуированного подростка [3].

Игра задействует образное мышление, вовлекает в процесс решения проблем, что способствует повышению уровня качественного освоения материала, его запоминанию, формированию рациональных приемов практической работы. Разработанные авторами схемы и т.д. позволяют сочетать целостность подхода с анализом структуры отдельных изучаемых психологопедагогических явлений, выявлять существенные взаимосвязи между компонентами, механизмы их возникновения и развития, что позволяет студентам самостоятельно определять пути предупреждения и коррекции деструктивных процессов. Продуманная концепция игры дает возможность ее неограниченной организационно-методической модернизации и содержательного обогащения за счет изменения сценариев, введению новых возможностей, расширения библиотеки «конфликтных ситуаций», практических упражнений, обучающего материала и т.д..

Такой подход определяет широкий спектр применения пособия, в том числе и в практике профилактической и консультативной работы с педагогами и родителями по предупреждению деструктивных последствий в развитии подростков и детско-родительских отношений.

Возвращаясь к вопросу о разработке визуальных средств следует отметить необходимость учета общих (универсальных) механизмов и частных, учитывающих специфику поставленных целей, контекста, уровня развития, запросов и потребностей потребителей продукта.

В частности учет следующих основополагающих принципов:

• функциональность определяет форму;

• проблемность и обоснованность;

• соотношение объема материала и смысловой плотности информации;

• задействовование образного мышления, но без лишних ассоциаций, информация должна быть точной, конкретной, логичной;

• удобство использования, интерактивность;

• активное взаимодействие с контентом.

И частных, учитывающих специфику целевой аудитории:

• строится на общепринятых понятиях, интуитивно понятных студентам;

• качество содержания информации переводится в знания и умения, применяемые в реальной системе отношений;

• контент должен находить эмоциональный отклик

118

Разработка средств визуализации возможна как помощью классических программ работы с визуальной информации (от CoreDraw, Photosop, 3D Max и др.), динамической анимации до специализированных графических пакетов (PaintBrush, Visio, Cytoscape, Processing.js 1.4.1 и др.). Когнитивная инфографика сочетает продуманное содержание с формой преподнесения материала, поэтому владение базовыми графическими программами значительно обогатит дидактические средства, усилит степень его влияния.

Почему визуализация важна в работе по профессиональной подготовке студента вуза?

1. Она позволяет видеть то, что иначе сложно заметить. Несомненно, информация присутствует в данных, но без визуализации вы не замечаете трендов, паттернов поведения и зависимостей.

2. Она дает ответы на многие вопросы быстрее. В простейшем случае гораздо проще поглядеть на график и увидеть тренд, чем на колонку цифр.

3. Качественная визуализация теоретического материала позволяет “исследовать данные”, экспериментировать с ними.

4. Помогает справиться с возрастающей сложностью и разнообразием данных.

5. Субъективное восприятие информации, доверие к информации выше, когда она подана визуально.

Выделение когнитивной функции инфографики имеет большое значение для развития образного мышления, способствует повышению уровня качественного освоения материала, его запоминанию, формированию рациональных приемов практической работы чрезвычайно важных для подготовки во многих сферах профессиональной деятельности. Понимание этой роли позволит педагогам более полно реализовать дидактический потенциал, разрабатывать собственные инновационные научные и учебнометодические разработки с использованием моделей обучающей когнитивной инфографики

Литература

1. Климова, Т.В. Психология и педагогика. Опорные схемы. Часть 2. Педагогика. Учебное пособие. /Т.В. Климова/. Рост. гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д, 2007. - 75с.

2. Климова Т.В., Тельных Н.В. Психология и педагогика. Опорные схемы. Часть 1. Психология. Учебное пособие. /Т.В. Климова, Н.В Тельных/. Рост. гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д, 2007. - 84с.

3. Симакова А.С., Климова А.В. Возможности визуализации в оказании психологической помощи семье трудного подростка/ А.С.Симакова, А.В. Климова // Материалы международного молодежного научного форума Ломоносов -2013». Москва, МГУ имени Ломоносова, 2013. Ресурс доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2235/35311_6f5b.pdf.

Масалович Ю.М.

Магистрант 1-ого курса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПЕРЕДНИХ ОТДЕЛОВ МОЗГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЭФФЕКТИВНЫХ И НЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТИПАХ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей ВПФ у детей с разной способностью к прогнозированию в рамках нейропсихологического подхода. Автор делает акцент на исследование функций программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности у детей младшего школьного возраста. В заключении приводится вывод о связи данных функций и эффективностью формирования прогноза, в первую очередь используемыми стратегиями прогностической деятельности.

Ключевые слова: прогностическая деятельность, критерии эффективного прогнозирования, функции программирования и контроля, функции серийной организации движений и действий.

Masalovich Y. M.

First-year magistrant, Khakas State University named after N.F. Katanov

PECULIARITIES OF FOREBRAIN FUNCTIONS OBSERVED IN PRIMARY SCHOOL PUPILS USING EFFECTIVE AND

INEFFECTIVE TYPES OF PREDICTING ACTIVITY

Abstract

The article is devoted to study of higher mental functions peculiarities in children having different ability to prediction within the framework of neuropsychologic approach. The author pays special attention to investigation offunction of programming, regulation and control over progress in psychic activity observed in primary school pupils. By way of conclusion the author states that there is a certain connection the given functions and effectiveness ofprediction generation, particularly in terms of the used predictive strategies.

Keywords and -phrases: predictive activity, criteria of effective prediction, executive functions, functions of serial organization of acts and activities.

Термин "прогнозирование" используют для обозначения проявлений способности к антиципации (предвосхищение) в мыслительной деятельности, где реализуется ее когнитивная функция. Прогнозирование включено в структуру всех познавательных процессов и участвует в их протекании. Изучением прогностической функции мозга занимались психофизиологи, нейрофизиологи, психологи [2], [4], [5]. Из работ, которых следует, что вероятностное прогнозирование базируется на преднастройке физиологических систем, и определяется взаимодействием следообразовательных и регуляторных процессов. Однако в рамках нейропсихологии изучение процессов прогнозирования не проводилось. К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой, при этом происходит активное развитие лобных отделов мозга, образующих Ш функциональный блок и отвечающих за программирование, регуляцию и контроль над протеканием психической деятельности. К началу же школьного обучения функции программирования и контроля произвольной деятельности и серийной организации движений, опирающиеся на работу преимущественно передних отделов мозга, еще в полной мере несформированны и в норме имеют более длительный период развития [6]. Очевидно, что прогностическая деятельность связана с функциями программирования и контроля, также представляет интерес, каким образом серийная организация движений и действий участвует в формировании прогноза.

Методологической основой исследования являются теоретическая модель структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурии [3], концепция о психофизиологических механизмах формирования вероятностного прогноза Л. И. Переслени [4].

Исследование проводилось в 2012-2013гг. на базе средней общеобразовательной школы № 1 г. Абакана. В нем приняло участие 102 ребенка, в возрасте от 7-8 лет. Для выявления типов прогнозирования использовалась методика «Угадайка», разработанная Л. И. Переслени, В. Л. Подобедом. Л. И. Переслени сформулированы критерии эффективного прогнозирования, на основании которых выделены типы прогностической деятельности: небольшое количество ошибок предсказания (до 11,5), отсутствие ошибок отвлечения, воспроизведение порядков чередования элементов всех трех наборов после окончания обследования, использование рациональных стратегий формирования прогноза. Нейропсихологическая диагностика функций третьего блока мозга производилась с помощью батареи нейропсихологических проб, разработанной А. Р. Лурия, адаптированной под руководством Т. В. Ахутиной [1]. Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программ SSPS for Windows, использовались описательные статистики и однофакторный дисперсионный анализ ANOVA.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.