© И.С. Носкова, 2017
КОГНИТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
И.С. Носкова
Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», Москва E-mail: irinasergeevna-1991@mail.ru
Рассмотрены немедикаментозные методы профилактики и реабилитации когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста: реми-нисцентная психотерапия, нейрокогнитивный тренинг, когнитивная стимуляция и физическая реабилитация.
Ключевые слова: когнитивные нарушения, реминис-центная психотерапия, физическая реабилитация.
В большинстве развитых стран отмечается тенденция к увеличению продолжительности жизни, что ведет к повышению удельного веса возрастас-социированных заболеваний в популяции и обусловливает стремление поддерживать достаточный
уровень соматического и психического здоровья населения. Одна из самых распространенных и опасных форм возрастассоциированных состояний - когнитивный дефицит, проявляющийся снижением памяти, концентрации внимания, расстройствами психомоторной координации, речи, узнавания, нарушениями ориентации, мышления, что может вести к развитию тяжелого когнитивного расстройства - деменции.
В связи с этим представляются актуальными комплексная профилактика и коррекция когнитивных нарушений, основу которых составляет когнитивная гимнастика. Первое, на что следует обратить внимание, - это методы борьбы с потерей памяти (реми-нисцентная психотерапия, ориентация на реальность, когнитивная стимуляция и когнитивная реабилитация).
1. Реминисцентная психотерапия (психотерапия воспоминаниями) (англ: reminiscence therapy) - метод, который применяют, чтобы помочь людям вспомнить события из своего прошлого; используются напоминания - песни, фотографии. Например, пожилым людям, участникам небольшой группы, предлагают принести на занятие небольшой, но значимый для них предмет (брошь, безделушку, фотографии) и рассказать группе связанную с ним историю. Этот рассказ оживляет воспоминания у других участников группы, начинается обсуждение, интересное для всех слушателей.
22
№ 5 2017
Р@ФЕССИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТ
2. Ориентация на реальность (англ: reality orientation) - терапевтический подход, применяющийся для сохранения памяти и мышления у пожилых людей с нарушением психического функционирования. Используются устные и письменные напоминания о прежних и текущих событиях, что позволяет людям поддерживать связь с повседневной жизнью. Основные приемы ориентации в сторону реальности осуществляются в группах. Людям напоминают, кто они такие, кто разговаривает с ними; им предоставляется информация о времени и месте их пребывания, комментируется то, что происходит рядом с ними.
3. Когнитивная стимуляция - комплекс индивидуальных упражнений, подобранный для улучшения или восстановления памяти, внимания и мышления. Часто используемые упражнения: собирание пазлов, игра в бинго, решение кроссвордов, судоку.
4. Когнитивная реабилитация направлена на оценку возможности человека вести независимый образ жизни, на выработку рекомендаций по адаптации к реальной жизни. В ходе когнитивной реабилитации люди с когнитивными нарушениями работают с медицинским персоналом над формированием индивидуальных целей и разрабатывают план достижения этих целей (разрабатываемые цели соответствуют потребностям человека).
Мероприятия, направленные на коррекцию внимания, памяти, мышления, прогнозирования, сенсомоторной реакции, двигательно-моторных навыков:
1. Нейрокогнитивный тренинг функций внимания.
1.1. Тренировка объема внимания - тест Шульте; испытуемому предъявляют 5 матриц из 25 клеток (5^5), в которые в случайном порядке вставлены числа от 1 до 25; человек должен отыскать все числа и расставить их по порядку.
1.2. Тренировка концентрации внимания - тест Струпа; предлагаются сочетания названий основных цветов, в которых значение слова и цвет шрифта частью совпадают, частью -нет; надо быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта, т.е.: написано красным «синий», а сказать надо «красный».
1.3. Тренировка интенсивности внимания - тест коррекции; надо найти все грамматические ошибки в тексте за 1 мин.
1.4. Тренировка переключения внимания - тест Иоселиани; в случайном порядке испытуемому предъявляются цифры темного и светлого цвета; цифры темного цвета надо прибавить к предыдущему результату, а цифры светлого цвета - вычесть.
1.5. Тренировка избирательности внимания - тест Мюнстерберга (буквенный); среди букв имеются и слова; задача испытуемого - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова и подчеркнуть их; время выполнения задания - 2 мин.
2. Нейрокогнитивный тренинг мнестической функции; тренировка оперативной памяти - испытуемому предъявляют на короткое время ряд из 5 простых однозначных чисел, которые следует запомнить, потом в уме сложить 1-е число со 2-м и написать результат на бумаге, 2-е число с 3-м и написать результат, 3-е число с 4-м и написать результат, 4-е число с 5-м и написать результат; всего вводится 4 суммы. Результаты оценивают по числу правильно произведенных вычислений.
Физическая реабилитация в профилактике когнитивных нарушений
При когнитивных нарушениях рекомендуются лечебная физкультура и плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, скандинавская ходьба, прогулки, танцы под любимую музыку дома, настольные игры: шахматы, шашки, нарды, а также разгадывание кроссвордов, ребусов, судоку. Повседневная физическая активность, например подъем по лестнице, садовые работы и т.д., также может оказать благоприятное действие на состояние здоровья при условии, что степень активности соответствует возможностям.
Физические упражнения:
• лечебная физкультура: упражнения на координацию движений, равновесие, растяжение мышц (укрепляют волевую деятельность), упражнения для пальцев рук и кистей, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения: упражнения на расслабление;
• ходьба - 150 мин в неделю (или 75 мин высокой физической нагрузки) в сочетании с ежедневным хождением пешком на расстояние не менее 500 м;
• терренкур - дозированная ходьба с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах; применяется при сопутствующих заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, при травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы;
• «скандинавская ходьба с палками» - подходит как для занятий в группе, так и для индивидуальных занятий, доступна и не травмоопасна.
Мозговая гимнастика:
• «качание головой»; при выполнении этого упражнения следует глубоко дышать, расслабить плечи и опустить голову; голова должна медленно качаться из стороны в сторону, пока
ЕССИЯ: ТЕО РШШШШЯШМШШЯЯ
не будет устранено напряжение; подбородок должен описывать в воздухе слегка изогнутую линию по мере расслабления шеи (30 с);
• «ленивые восьмерки» - надо 3 раза каждой рукой нарисовать в горизонтальной плоскости «восьмерки»; повторить упражнение обеими руками;
• «шапка для размышления» - следует мягко завернуть 3 раза уши от верхней точки до мочки.
Нейробика. Выполняя одну и ту же рутинную работу, человеку трудно сосредоточиться на новом, память ослабевает, концентрация внимания снижается. При выполнении привычных манипуляций непривычным способом мозгу приходится выстраивать новые связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они утеряны. Пациентам с выраженным когнитивным дефицитом выполнять такие упражнения трудно.
Принципы нейробики:
• включайте в работу левую руку (или правую, если вы левша);
• развивайте новые способности, способствуйте получению новых ощущений;
• меняйте привычный имидж;
• ходите или ездите на работу (в магазин) новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше), чаще путешествуйте, старайтесь проводить свободное время в новом месте, ходите в музеи и на выставки;
• меняйте интерьер дома и на работе, пробуйте готовить по новым рецептам, испытывайте воздействия разных запахов;
• научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?». Придумывайте каждый раз новые фразы (откажитесь от стереотипов), новые шутки, занимательные истории, запоминайте анекдоты;
• китайская гимнастика. Рассмотрим упражнения Лао-Цзы для мозга:
• работа с точкой инь-тан; данная точка располагается посередине расстояния между бровями; большими пальцами рук надо помассировать виски круговыми движениями, а потом подушечками средних пальцев нажать по 16 раз на точку инь-тан;
• кончиками указательных пальцев массируют края глазниц и область вокруг них по 16 раз; упражнение выполняют сразу на обоих глазах;
• массируют точки ди-цан, расположенные в полутора сантиметрах от уголков рта; выполняя упражнение, следует приоткрыть рот и нажать 16 раз кончиками больших пальцев на точки ди-цан;
• массаж точек сы-бай, расположенных на 1,5 см ниже глазниц; кончиками указательных
пальцев следует 16 раз нажать на точки сы-бай снизу вверх;
• растирание носа - тенорами обеих рук следует потереть нос 16 раз;
• растирание шеи - ладонями надо потереть шею с обеих сторон 16 раз сверху вниз;
• умывание по-кошачьи - протрите лицо 16 раз ладонями обеих рук;
• расчесывание волос - следует развести пальцы, запустить под волосы кончики пальцев и потереть голову в направлении ото лба к затылку 16 раз;
• звук небесного барабана - закрывают уши ладонями; соединив большие и указательные пальцы, 16 раз следует постучать по точкам фэн-чи, расположенным ниже затылочной кости; закончив упражнение, надо на мгновение сильно зажать уши ладонями, а затем резко отпустить руки; повторить 3-5 раз, и весь комплекс будет завершен.
Эрготерапия. Один из элементов эрготерапии - упражнения для мелкой моторики, что способствует улучшению когнитивных функций:
• упражнения для пальцев рук «Монетки» - круговые движения большим пальцем по кончику указательного пальца по и против часовой стрелки; выполнить упражнение «Монетки» на кончиках всех пальцев поочередно;
• «щелбаны» всеми пальцами поочередно;
• «щепотки»; держать руки перед собой. Соединить кончики всех пальцев в «щепотку»; щепотки обеих кистей соединить друг с другом, затем широко раздвинуть пальцы кистей;
• «кнопочки» - нажимать ногтем большого пальца на кончики всех пальцев поочередно;
• «фигушки» - просунуть большой палец между всеми другими пальцами;
• «подозвать к себе всеми пальцами поочередно»;
• выпрямить каждый палец поочередно, вынув его из кулачка;
• выпрямить и раздвинуть все пальцы - сжать пальцы в кулаки;
• «крючки» - зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны; поменять положение указательных пальцев: один сверху - другой снизу; снова потянуть руки в стороны; то же проделать и со всеми другими пальцами;
• поднять каждый палец; положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы; поднять вверх только мизинцы; проверьте, прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола; исходное положение - проделайте то же самое со всеми другими пальцами в одном и другом направлении;
24
■
№ 5 2017
РОФЕССИЯ: ТЕОРИЙ И ПРАКТ
• «поцелуйчики» - плотно соедините ладони и пальцы; поочередно постучите всеми пальцами друг об друга: указательными, затем -средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.
В гимнастику для пальцев рационально включить лепку из пластилина или теста и раскатывание теста скалкой, ручное шитье или вышивку и любые другие виды рукоделия для развития точности движений рук. Собирание пазлов также является элементом эр-готерапии.
Музыкотерапия. При подборе музыки следует учесть, что люди реагируют на музыку индивидуально. Определенную роль играет выбор инструмента. Так, звучание кларнета влияет преимущественно на кровообращение, нормализует сердечную деятельность; виолончель, скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают; звуки виолончели оказывают и релаксационное действие, но возможны вариации эффектов в связи с индивидуальными реакциями. В музыкотерапии лучше использовать музыку прежних веков (Вивальди, Бах, Моцарт и др.), так как она считается наиболее гармоничной.
Арт-терапия. Применяются 2 формы терапии искусством: пассивная и активная. Пассивная форма -пациенты рассматривают картины, читают книги, слушают музыкальные произведения. Активная форма - пациенты сами занимаются творчеством: рисуют, лепят и т.д.
Танцевальная терапия. У людей с диагнозом идио-патической болезни Паркинсона в сочетании с артериальной гипертензией после 6 нед занятий аргентинским танго улучшились когнитивные способности, после 8 нед занятий уравновесились движения ног, устойчивее стала походка, после 12 нед занятий уменьшился тремор рук.
Ароматерапия. Для улучшения памяти и интеллекта рекомендуется вдыхание масел базилика, гвоздики, кедра, майорана, мяты перечной, розмарина.
Светотерапия используется для нормализации колебаний суточных ритмов, которыми можно объяснить психические нарушения, возникающие в ночное время. Во время светотерапии пациент должен заниматься привычными делами, но не должен смотреть прямо на источник света; достаточно падения света на лицо.
Мультисенсорная реабилитация. Обычно используют кабинет, в котором можно применять несколько стимулов; например, свет (часто - в форме волоконной оптики, которая может двигаться и меняться), ткани (подушки и вибрирующие прокладки), запахи и звуки. Их подбирают для каждого индивидуально, поэтому во время одного сеанса используются не все доступные формы стимуляции.
Составление реабилитационно-профилактических программ для коррекции когнитивных нарушений
индивидуализировано. Арсенал применяемых методов довольно широк - реминисцентная психотерапия, ориентация на реальность, когнитивная стимуляция и реабилитация, нейрокогнитивный тренинг функций внимания, мнестических функций, а также физическая реабилитация - лечебная физкультура, мозговая и китайская гимнастика, арт-терапия, арома-терапия, мультисенсорная реабилитация и др.
Согласно данным литературы, в случае регулярных занятий, участники групп когнитивной реабилитации добиваются улучшения при выполнении предъявляемых им задач. Применение описанных в статье методов когнитивной гимнастики улучшает когнитивные функции, поведение, социальную коммуникацию и взаимодействие, способствует улучшению общего самочувствия. Мозговая гимнастика стимулирует мыслительные процессы, активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания, ясность восприятия, улучшает речь.
Рекомендуемая литература
Беккер Р.А., Быков Ю.В. О роли нейроэндокринных нарушений в патогенезе когнитивной дисфункции при депрессивных состояниях. Consi Hum Medicum. 2016; 4: 57-61.
Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Астапенко В.Н., Носкова И.С. Пожилой пациент с деменцией в системе социальной помощи: опыт разработки и реализации региональных программ. В сборнике: Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016; 157-60.
Матюхина Е., Голубева В., Дровникова Л и др. Клинико-лабораторные аспекты феномена долгожительства. Врач. 2015.;6: 3 - 6.
Прощаев К.И., Куликов В.А., Айрапетян А.Т. Причины когнитивных расстройств у пожилых людей в послеоперационном периоде. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3.
Софронов А.Г., Спикина А.А., Савельев А.П. Нейрокогнитивный дефицит и социальное функционирование при шизофрении: комплексная оценка и возможная коррекция. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22 (1): 33-7.
Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С., Кашина Е.М. Подходы к терапии пациентов с когнитивными нарушениями сосудистого генеза. Научный центр неврологии РАМН. М.,2013; 15 (9): 13-7.
Шарова А.А., Прощаев К.И., Коршун Е.И. Когнитивные расстройства в практике специалиста эстетической медицины. Журнал «Современные проблемы науки и образования». 2017; 2.
Crocker L.D., Heller W., Warren S.L. et al. Relationships among cognition, emotion, and motivation: implications for intervention and neuroplasticity in psychopathology. Front. Hum. Neurosci. 2013; 7: 261.
COGNITIVE EXERCISES AT
I.S. Noskova
Gerontology Research Medical Center, Moscow, Russia
The paper considers the existing non-drug methods of the prevention and rehabilitation of cognitive impairment, which embrace reminiscence psychotherapy, neu-rocognitive training, cognitive stimulation, and physical rehabilitation in elderly and senile people.
Key words: cognitive impairment, reminiscent psychotherapy,