УДК 376.112.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
Стрильчук Вероника Петровна | jawerona@mail.ru
Специалист по учебно-методической работе кафедры педагогики и психологии
Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей?
Аннотация. В данной статье анализируется современное состояние дистанционного обучения в Российской Федерации. Автор с разных позиций рассматривает ситуацию обучения в режиме онлайн особых детей. В статье обобщаются условия организации эффективного дистанционного обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. Автор подчеркивает необходимость всесторонней поддержки педагогов массовых школ в вопросах организации дистанционного образовательного процесса с особыми детьми.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с особыми образовательными потребностями, взаимодействие с родителями, рутина, ресурсы, обратная связь.
День Луизы (имя изменено) начинается теперь позже. Привычный распорядок дня, выстроенный трудом родителей и педагогов, нарушен. В визуальном расписании есть знакомые картинки: урок математики, окружающий мир, занятие
с логопедом. Только вот уроки проходят по-другому: проводит уроки мама, рядом нет знакомых педагогов и классной комнаты, другие цвета, свет, даже запахи. Для особых детей нарушение порядка в событийности вызывает стресс. Объяснить новый материал в непривычной учебной среде трудно, а понять его Луизе еще сложнее. Педагоги стараются проводить занятия с использованием различного программного обеспечения, видео- и аудиосвязи; много времени уходит на то, чтобы каждый раз наладить визуальный, аудиальный контакт и расположить к себе Луизу, привлечь ее внимание. К этому моменту занятие по предписаниям СанПиН [3] уже заканчивается. Огромная работа по обучению девочки одновременно с психологическими и экономическими трудностями в семье, вызванными самоизоляцией из-за пандемии COVID-19, теперь легла на плечи ее родителей. Вне зависимости от эпидемиологической ситуации особым детям гарантировано право на получение образования и создание для этого специальных условий [Статья 79, 5]. До
№ 2 (6) / 2020 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический
УДК электронный журнал
376.112.4
конца учебного года Луиза будет получать образование дистанционно.
Насколько эффективно можно выстроить обучение для этой девочки и тысяч детей в нашей стране? Для миллионов особых детей по всему миру?
Во многих странах школы работают над тем, как организовать обучение в сложившихся условиях и включить всех обучающихся в учебный процесс. В недавно опубликованной статье (USA TODAY) подчеркивается, что учителя и обучающиеся находятся в процессе «огромного образовательного эксперимента» [Цит. по: 6].
Сейчас, когда все школы закрыты, мы все оказались в экстраординарной ситуации глобального дистанционного обучения. Готова ли система образования предоставлять качественные услуги в формате дистанционного обучения особым детям? Какие условия, в том числе в окружающем пространстве, необходимо создать для комфортного усвоения ребенком новых и закрепления уже имеющихся знаний и навыков? Постараемся ответить на эти и другие вопросы в настоящей статье.
В указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» В. В. Путин поручил разработать НСУР — национальную систему учительского роста, в рамках которой необходимо создать «систему наставничества» между опытными и молодыми педагогами, которая способствовала бы «непрерывному
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
развитию» самих педагогов [4]. Такая система обеспечит непрерывное развитие педагогических компетенций, в том числе в использовании современных средств и систем организации образовательного процесса.
Будучи Министром просвещения, О. Ю. Васильева в 2019 году заявляла, что в рамках национального проекта «Образование» планируется создание онлайн-курсов, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями. На данный момент нет образовательных порталов, специально разработанных для обучения особых детей. Существует огромное количество различных ресурсов, материалы которых при некоторой адаптации можно использовать с особыми детьми. Однако необходима систематизация материала, разработка альтернативных вариантов реализации адаптированных образовательных программ.
Основываясь на опыте дистанционного обучения и исследовании различных информационных ресурсов, мы постарались обобщить условия организации эффективного дистанционного обучения.
Тесный контакт с родителями. В самом начале вынужденного дистанционного обучения педагоги в первую очередь старались адаптировать имеющиеся инструменты и материалы под возможности каждого ученика на своих уроках. Однако позже стало очевидно, что намного важнее быть источником информации и помощи для родителей:
№ 2 (6) / 2020 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический
УДК электронный журнал
376.112.4
- составление понятных и четких инструкций для родителей об организации дистанционного обучения, в том числе видеоинструкций;
- помощь в получении необходимого оборудования (планшет, ноутбук) и материалов (распечатанные цветные или черно-белые пособия, задания);
- постоянная связь с родителями и ответы на интересующие их вопросы;
- групповое и индивидуальное консультирование на волнующие родителей темы.
Родители стали теперь логопедами, дефектологами, учителями и психологами для своих детей. Все в одном. Часто родители испытывают стресс, думая о том, что их дети с особыми потребностями перестанут быть успешными в учебе. Однако специалисты советуют родителям в это непростое время концентрироваться на семейном благополучии и стремиться к установлению благоприятного эмоционального фона в семье.
Рутина. Каждая семья, имеющая ребенка с особыми потребностями, на собственном опыте знает, как важен для их ребенка распорядок дня. Понимая происходящее вокруг, ребенок становится спокойнее: в процессе поэтапного выполнения запланированных дел развивается его мышление, контролирующая и организующая функции коры головного мозга. Существует огромное количество видов распорядков и режимов дня. Детям с расстройством аутистического спектра отлично подходит визуальное расписание, Детям с задержкой психического
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
развития иногда бывает достаточно собственноручно написанного режима дня. Для незрячих, а также детей, имеющих сочетанные нарушения развития, включая слепоглухоту, Dr. Jan van Dijk разработал специальную систему календарей, которую используют педагоги и родители для обучения детей по всему миру [7].
Организация окружающего пространства. Для многих обучающихся, особенно с расстройством аутистического спектра, с эмоционально-волевыми, психическими расстройствами, даже для детей с тяжелыми нарушениями речи, нахождение в школьной аудитории может быть очень стрессовым и отвлекающим. Дети часто боятся отвечать на вопросы учителя, боятся реакции одноклассников, им сложно сосредоточиться. Особые дети, обучаясь дома, могут изучать материал, отвечать на вопросы на форуме, в чате в удобном для них темпе. Виртуальная среда часто упрощает выполнение групповых заданий, а при индивидуальном взаимодействии по видеосвязи или по телефону обучающиеся могут работать один на один с учителем, а не перед всеми своими одноклассниками.
Домашняя обстановка может также обеспечить конфиденциальность доступа к курсам любым удобным для них способом. Кроме того, педагоги могут адаптировать курсы под конкретные потребности обучающегося: начиная от использования контрастного и крупного шрифта и заканчивая субтитрами, специально подобранными онлайн-играми и заданиями.
№ 2 (6) / 2020 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический
УДК электронный журнал
376.112.4
Окружающее домашнее образовательное пространство, созданное для особых детей, также очень важно. Можно выделить общие условия организации окружающего пространства, которые необходимо каждому ребенку:
- специально подобранная под нужды обучающегося мебель;
- компьютер, ноутбук, планшет или телефон для выхода в интернет;
- необходимые для выполнения заданий учебные пособия и материалы: бумага, карандаши, ножницы, пластилин и т. п.
И специальные условия, созданные индивидуально для каждого конкретного обучающегося, специальные технические средства, такие как
- брайлевский дисплей — устройство для отображения текста в виде шеститочий Брайля, что позволяет незрячим людям пользоваться современными компьютерами;
- увеличители;
- слуховые аппараты, кохлеарные импланты, наушники;
- Screen Reader — программа экранного доступа, которая передает все, что происходит на компьютерном экране сейчас;
- синтезаторы речи — программы, озвучивающие информацию на экране;
- карточки PECS для альтернативной коммуникации, коммуникативные книги (папки для карточек PECS), визуальные расписания, жетоны и различные визуальные средства поддержки.
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
Необходимо также учесть, что в окружающем образовательном пространстве не должно быть лишних, отвлекающих обучающегося предметов, звуков, должно быть достаточно света.
Получение обратной связи. Педагогам приходится быть очень терпеливыми и много работать, чтобы понять нужды каждой семьи и помочь ей в конкретной ситуации. «Это постоянное общение», — говорят о дистанционном обучении многие педагоги. Сотни электронных писем, текстовых сообщений, телефонных звонков... Различные образовательные организации Калининградской области проводят в режиме онлайн классные часы, вебинары, в том числе для родителей. Специалисты устраивают онлайн-кон-сультации по поддержке родителей в непростой период дистанционного обучения.
Но, несмотря ни на что, для педагогов этот период стал прекрасной возможностью познакомиться с жизнью их обучающихся в контексте их семей, лучше понять ситуацию развития ребенка и оказать квалифицированную необходимую помощь семье.
Ресурсы. На сегодняшний день, как уже было отмечено выше, не существует специально разработанных онлайн-плат-форм для обучения всех детей с особыми образовательными потребностями. Это связано и с тем, что у каждого обучающегося есть свой индивидуальный образовательный маршрут, и с многообразием индивидуальных особенностей даже в
№ 2 (6) / 2020 КАЛИНИНГРАДСКИЙ
июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический
УДК электронный журнал
376.112.4
структуре одной и той же нозологической группы обучающихся.
На сайте Института коррекционной педагогики можно подробно ознакомиться с «Методическими рекомендациями по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ», ориентированными на помощь специалистам и родителям [2].
У некоторых российских школ также накоплен богатый опыт дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Так, к примеру, ГБОУ НСО «Областной центр образования» с 2009 года занимается организацией интегрированного образования особых детей путем использования элементов дистанционного обучения. Специфика данной формы обучения заключается в работе лишь с обучающимися с сохранным интеллектом и отсутствием медицинских противопоказаний для работы с компьютером [1]. Состоит данная образовательная модель из следующих блоков:
1) информационно-аналитического (анализ развития ребенка, сбор документов, мониторинг уровня развития, просвещение родителей (законных представителей), различные библиотеки, видеотеки);
2) практического (сочетание надомного и дистанционного обучения по месту проживания обучающегося и размещением Регионального ресурсного центра дистанционного обучения ОЦО; онлайн-общение с родителями, специальные мероприятия и занятия с обучающимися и родителями);
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
3) рефлективного (анализ эффективности обучения путем проведения опроса, заполнением книги отзывов и ОКНО (открытая книга наблюдений и откровений), заполнения оценочных листов).
Резюмируя вышесказанное, для организации эффективного дистанционного обучения необходимо:
- изучить имеющиеся в доступе современные образовательные ресурсы (различные онлайн-платформы, онлайн-школы, социальные сети, электронные библиотеки и программы, позволяющие поддерживать видеосвязь с обучающимися и родителями);
- разработать единую школьную (региональную) систему сопровождения дистанционного обучения;
- подобрать и адаптировать материал в соответствии с учебным планом, с учетом индивидуальных возможностей и интересов каждого обучающегося.
В традиционной школьной среде педагоги часто направляют свое внимание на многих обучающихся одновременно. Грамотно организованное дистанционное обучение позволяет уделять больше времени обучающимся с особыми образовательными потребностями, давая им дополнительное время для освоения темы или изменяя требования к заданиям в соответствии с их возможностями и способностями. В свою очередь, дополнительное внимание помогает особым детям не потеряться в дистанционном обучении, а созданные специальные условия позволяют успешно закреплять имеющиеся и получать новые знания и навыки.
УДК 376.112.4
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
Список литературы
1. Головач, А. Ф. Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО «Областной центр образования» / А. Ф. Головач, Н. В. Кохан // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 40-48.
2. Институт коррекционной педагогики РАО. [Сайт]. - URL: https://ikp-rao.ru/ distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ (дата обращения: 23.03.2020).
3. Постановление «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03» от 03.06.2003 года № 118 [Электронный ресурс]. — URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkoLa/informatika-ikt/kabinet/chasto-zadavaemye-voprosy-po-organizatsii-raboty-kompyuternogo-klassa.html (дата обращения: 13.04.2020).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http:// kremLin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 05.05.2020).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 (ред. от 24.04.2020 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/708566b2fd 52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения: 25.03.2020).
6. McKenna, L. When schools close or go online, what happens to students with disabilities? [Electronic resource] / L. McKenna // USA TODAY. — URL: https://www.usatoday. com/story/opinion/2020/03/21/ coronavirus-what-happens-students-disabilities-when-schools-close-column/2867856001/ (accessed 22.05.2020).
7. Nelson, C. A framework for understanding young children with severe multiple disabilities [Electronic resource] / C. Nelson [and etc.] // Research to Practice for Persons with Severe Disabilities. — 2002. — № 27 (2). — URL: https://www.researchgate. net/publication/26330 6112_A_ Framework_for_Understanding_ Young_Children_with_Severe_ Multiple_Disabilities_The_Van_Dijk_ Approach_to_Assessment (accessed 31.05.2020).
УДК 376.112.4
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стрильчук В.П.Когда закрыты школы. Как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей? // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 85-91. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo210/
Veronika P. Strilchuk
Kaliningrad Regional Institute of Educational Development Kaliningrad, Russia
When the schools are closed. How to organize the effective distance learning for children with special needs?
Abstract. The current state of the distance-Learning in the Russian Federation is
analyzed in this article. The author examines the situation of online education of disabled children. The article summarizes the conditions of organizing the effective distance learning of children with special educational needs. The necessity of total support of teachers in organizing the distance learning for disabled children is emphasized by the author.
Keywords: distance learning, children with special educational needs, interaction with parents, routine, resources, feedback.