Научная статья на тему 'Когда тайное становится явным'

Когда тайное становится явным Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / BANKS / CORPORATE MANAGEMENT / INFORMATION DISCLOSURE / BANKING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетьман Виктор Григорьевич

В статье проведен анализ и дана критическая оценка законопроекта об изменении Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Анализируя содержащиеся в законопроекте требования в отношении раскрытия на корпоративных сайтах кредитных организаций сведений о руководящем персонале, автор предлагает пути совершенствования данного документа. Предлагаемые им дополнения и изменения, например внесение в федеральный закон требования раскрывать механизм оценки результатов деятельности членов совета директоров, систему их вознаграждения и пр., основаны на передовом опыте в сфере корпоративного управления. Принятие таких поправок придаст закону «О банках и банковской деятельности» более завершенный вид и приблизит отечественную практику корпоративного управления к мировой. Автор также предлагает разработать аналогичный закон применительно не только к кредитным организациям, но и ко всем иным публичным и общественно значимым компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEN THE SECRET BECOMES OBVIOUS

The article analyzes and critical evaluation of the bill to amend the Federal Law «On Banks and Banking». Analyzing contained in the bill disclosure requirements on corporate sites of credit organizations information about the management personnel, the author suggests ways to improve this document. His proposed amendments of the Federal Act, for example, the introduction of a requirement to disclose a mechanism for evaluating the performance of the board members, their remuneration system and so on, based on the best practices in corporate governance. The adoption of such amendments will give the law «On banks and banking activity» more finished appearance and bring the domestic corporate governance practices to the world. The author also proposes to develop a similar law in relation not only to credit institutions, but also to all other public and socially significant companies.

Текст научной работы на тему «Когда тайное становится явным»

38

корпоративное управление

УДК 330

когда тайное становится явным

ГЕТЬмАН ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» E-mail: buhuchet@fa.ru

Аннотация. В статье проведен анализ и дана критическая оценка законопроекта об изменении Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Анализируя содержащиеся в законопроекте требования в отношении раскрытия на корпоративных сайтах кредитных организаций сведений о руководящем персонале, автор предлагает пути совершенствования данного документа. Предлагаемые им дополнения и изменения, например внесение в федеральный закон требования раскрывать механизм оценки результатов деятельности членов совета директоров, систему их вознаграждения и пр., основаны на передовом опыте в сфере корпоративного управления. Принятие таких поправок придаст закону «О банках и банковской деятельности» более завершенный вид и приблизит отечественную практику корпоративного управления к мировой. Автор также предлагает разработать аналогичный закон применительно не только к кредитным организациям, но и ко всем иным публичным и общественно-значимым компаниям.

Ключевые слова: банки, банковская деятельность, корпоративное управление, раскрытие информации.

When the Secret Becomes obvious

GETMAN vicTOR G., Doctor of science, professor, head of the Accounting in commercial entities Department, Financial University; Chairman of the Teaching and methodical board of Russian universities in specialty «Accounting, analysis and audit»

E-mail: buhuchet@fa.ru

Abstract. The article analyzes and critical evaluation of the bill to amend the Federal Law «On Banks and Banking». Analyzing contained in the bill disclosure requirements on corporate sites of credit organizations information about the management personnel, the author suggests ways to improve this document. His proposed amendments of the Federal Act, for example, the introduction of a requirement to disclose a mechanism for evaluating the performance of the board members, their remuneration system and so on, based on the best practices in corporate governance. The adoption of such amendments will give the law «On banks and banking activity» more finished appearance and bring the domestic corporate governance practices to the world. The author also proposes to develop a similar law in relation not only to credit institutions, but also to all other public and socially significant companies. Key words: banks, banking activities, corporate management, information disclosure.

Правительство РФ 16 ноября 2013 г. направило в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"»1. Он был рассмотрен Советом ГД

1 Проект Федерального закона № 386407-6 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» / Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.04.2014).

9 декабря 2013 г., а 12 февраля 2014 г. — принят Госдумой в первом чтении. Это довольно важный законопроект, поскольку в нем содержится требование к кредитным организациям раскрывать информацию о квалификации и профессиональном опыте руководителей, публиковать ее на корпоративных сайтах. Сейчас такого обязательства нет, поэтому зачастую кредитные организации подобную информацию не раскрывают. Исключение составляют организации,

В. Г. Гетьман Когда тайное становится явным

39

выступающие в роли эмитентов ценных бумаг и обязанные раскрывать часть такой информации в подлежащем публикации проспекте ценных бумаг.

Разработать рассматриваемый здесь законопроект правительство побудили выявленные в последнее время многочисленные злоупотребления в банковской сфере, нанесшие существенный ущерб экономике нашей страны и гражданам. Одной из причин банкротства банков стало то, что среди их руководителей оказалось немало непрофессионалов, а зачастую и разного рода мошенников, людей с сомнительной деловой репутацией, естественно, стремящихся не афишировать свои «умения». И если данный законопроект будет принят, то приоткроются многие тайны банкиров. Остается лишь сожалеть, что правительство так долго тянуло с разработкой данного законопроекта, игнорируя или, по меньшей мере, стараясь не замечать передовой опыт, накопленный мировым сообществом в данной сфере.

Еще в 2006 г. Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) / United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) было опубликовано «Руководство по эффективной практике раскрытия информации по вопросам корпоративного управления»2. В этом документе помимо прочего есть специальный раздел «Е»: «Члены совета директоров и основные руководящие работники», где довольно подробно описаны сведения, рекомендуемые к раскрытию в отношении профессиональных и иных качеств указанных лиц. Причем требование раскрывать такие сведения касается не только банковской, но и других сфер деятельности, где имеет место корпоративное управление. Поэтому было бы целесообразно, чтобы помимо представленного выше законопроекта, носящего ограниченный характер, поскольку направлен на банки и банковскую деятельность, правительство разработало закон применительно ко всем иным публичным и общественно значимым компаниям.

Несомненно, законопроект № 386407-6 — это шаг в верном направлении, однако у него уже есть резервы для улучшения. Прежде чем

2 Руководство по эффективной практике раскрытия инфор-

мации по вопросам корпоративного управления. Нью-Йорк и Женева, 2006. 48 c. / United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс] URL: http://unctad.org/ru/ docs/iteteb20063_ru.pdf (дата обращения: 24.04.2014).

о них говорить, рассмотрим, кого коснется этот законопроект и какую информацию (причем подтвержденную документально) о своих руководящих работниках обязаны будут раскрывать кредитные организации на своих официальных сайтах.

Согласно законопроекту, кредитные организации должны раскрывать информацию о квалификации и профессиональном опыте работы следующих лиц: «членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации». За предоставление недостоверной информации на указанных лиц может быть возложена ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Неясно, почему в этот список не попал заместитель главного бухгалтера филиала. Что касается содержания раскрываемой информации, то по каждому из вышеназванных лиц в законопроекте предусмотрено кроме фамилии, имени и отчества (если оно есть) указывать:

• занимаемую должность и дату избрания на нее (для членов совета директоров, а также членов наблюдательного совета), а для остальных лиц — дату согласования с Банком России и дату назначения на должность;

• сведения о профессиональном образовании, в том числе о дополнительном профессиональном образовании;

• сведения о трудовой деятельности за пять лет, предшествующих дате назначения (избрания) на занимаемую должность, с указанием мест работы и занимаемых должностей, в том числе членства в совете директоров (наблюдательного совета) юридического лица, дат назначения (избрания) и увольнения (освобождения от занимаемой должности), описанием служебных обязанностей.

По каждой из этих рекомендаций есть ряд вопросов. В частности, трудно согласиться с тем, что сведения о трудовой деятельности данных лиц в проекте ФЗ предписано раскрывать лишь за последние пять лет. Такой временной порог ничем не обоснован. По сути, на сведения о предыдущей трудовой деятельности руководителей

№ 2/2014

40

В. Г. Гетьман когда тайное становится явным

налагается табу, хотя такая информация может оказаться весьма важной для клиентов банка, показывая, «кто есть кто». На наш взгляд, нужно раскрывать сведения о всей трудовой деятельности каждого руководящего работника кредитной организации.

Следовало бы публиковать информацию о наличии/отсутствии у данного лица судимости, и если таковая имелась, то по какой статье (-ям), снята ли она, и если снята, то когда.

Нелишне также указывать причины увольнений лица с прежних мест работы и по каким статьям Трудового кодекса.

Неполной выглядит в законопроекте и раскрываемая информация о должности, занимаемой в кредитной организации руководящим работником. В упоминавшемся выше документе ООН «Руководство по эффективной практике раскрытия информации по вопросам корпоративного управления» рекомендуется помимо сведений о числе и видах должностей, занимаемых в совете директоров отдельными его членами, и выполняемых ими обязанностях, на наш взгляд, следует раскрывать также «сведения о должностях, занимаемых основными сотрудниками управленческого звена в советах директоров и правлениях других компаний» и должностях, занимаемых ими в общественных или некоммерческих организациях. Подобного рода информация, как справедливо отмечено в Руководстве, «позволяет в определенной степени судить о приверженности таких сотрудников своему делу»3.

Нуждается в доработке законопроект и в части, касающейся профессионального образования руководящих работников. В нынешнем виде он предписывает раскрывать наименование образовательного учреждения, год его окончания, квалификацию (степень) и направление подготовки (специальности), специализацию, ученую степень, ученое звание, даты решения о присуждении ученой степени, присвоения

3 Руководство по эффективной практике раскрытия информации по вопросам корпоративного управления. Нью-Йорк и Женева, 2006. С. 19. / United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс] URL: http://unctad.org/ru/ docs/iteteb20063_ru.pdf (дата обращения: 24.04.2014).

ученого звания, а также сведения о дополнительном профессиональном образовании с указанием вида образования (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка) и даты его получения. Кроме того, на наш взгляд, по каждому руководящему лицу целесообразно раскрывать следующие данные: возраст; владение конкретными информационными технологиями; опыт международной деятельности (если таковой имеется); название программ полученного дополнительного профобразования; продолжительность контракта; знание и уровень владения иностранными языками.

Вполне уместно было бы, как это, заметим, и предлагает Руководство, обязать кредитные организации раскрывать механизм оценки результатов деятельности членов совета директоров и систему их вознаграждения, ее структуру.

Сегодня в мире, особенно в Европе, четко прослеживается тенденция к повышению степени раскрытия информации о вознаграждении директоров. Например, во Франции, Германии, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии, Соединенном Королевстве приняты даже специальные законы, обеспечивающие раскрытие информации о вознаграждении отдельных ди-ректоров4. Думается, России в данном вопросе нужно двигаться в том же направлении.

Целесообразно более четко прописать в законопроекте ответственность кредитных организаций и руководящих работников за непредоставление требуемой информации или предоставление недостоверных сведений. В частности, указать, что конкретно предусмотрено в ФЗ за такие деяния, а не ограничиваться фразой общего характера.

Есть достаточно оснований полагать, что реализация наших предложений придаст законопроекту «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» более завершенный вид и приблизит отечественную практику в этой сфере к передовой, уже используемой международным сообществом.

4 Там же, с. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.