Научная статья на тему 'КОГДА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЗНАЧИТ ГРАМОТНОСТЬ: О МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

КОГДА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЗНАЧИТ ГРАМОТНОСТЬ: О МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1194
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

Экологическая грамотность в современном мире становится чертой образованного человека, необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием успешного трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, поскольку его внимание к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений. В предлагаемой статей описывается модель развития экологической грамотности в условиях дополнительного образования, опирающаяся на концепт «экологически-ответственное поведение». Авторы используют подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делая акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на субъектный опыт и вовлеченность учащихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Модель может рассматриваться в качестве теоретического основания для развития внешкольной деятельности, а также как рамка практической реализации целей и задач развития экологической грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEN RESPONSIBILITY MEANS LITERACY: A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL LITERACY IN SCHOOLCHILDREN

Environmental literacy in the modern world is becoming a trait of an educated person, a necessary element of civic literacy in advanced countries and communities, a condition for successful employment in various sectors of the economy that implement the principles of environmental responsibility. Environmental literacy is a logical component of education for sustainable development, as its attention to the various interactions of various elements of the environment includes human activities, which are essential to achieve a self-sufficient community that conserves resources for future generations. The proposed article describes a model for the environmental literacy development in the context of extracurricular education, based on the concept of ‘environmentally responsible behavior'. The authors use an approach related to constructivist learning theories, focusing on more active learning strategies focused on subjective experience and student engagement, the relationship between acquired knowledge and real-world problems. The model can be considered a theoretical basis for the development of extracurricular activities and as a framework for the practical implementation of the development of environmental literacy.

Текст научной работы на тему «КОГДА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЗНАЧИТ ГРАМОТНОСТЬ: О МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Современные проблемы образования

Иванов

Иван Юрьевич,

аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва

e-mail: iyivanov@hse.ru

1 Статья подготовлена в рамках проекта Минпросвещения РФ «Развитие экологической грамотности и экологически-ответственного поведения у обучающихся 5-11 классов в рамках реализации в дополнительных общеобразовательных программах, в том числе для зачета результатов обучения по ним при освоении основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану», выполненным Институтом образования НИУ ВШЭ в 2020 году.

Когда

ответственность — значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников1

When responsibility means literacy: a model for the development of environmental literacy in schoolchildren

Аннотация. Экологическая грамотность в современном мире становится чертой образованного человека, необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием успешного трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, поскольку его внимание к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений. В предлагаемой статей описывается модель развития экологической грамотности в условиях дополнительного образования, опирающаяся на концепт «экологически-ответственное поведение». Авторы используют подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делая акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на субъектный опыт и вовлеченность учащихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Модель может рассматриваться в качестве теоретического основания для развития внешкольной деятельности, а также как рамка практической реализации целей и задач развития экологической грамотности.

Ключевые слова: экология, экологически-ответственное поведение, игровое обучение, экологическая грамотность, содержание образования, методика

Abstract. Environmental literacy in the modern world is becoming a trait of an educated person, a necessary element of civic literacy in advanced countries and communities, a condition for successful employment in various sectors of the economy that implement the

Когда ответственность - значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович '1st

principles of environmental responsibility. Environmental literacy is a logical component of education for sustainable development, as its attention to the various interactions of various elements of the environment includes human activities, which are essential to achieve a self-sufficient community that conserves resources for future generations. The proposed article describes a model for the environmental literacy development in the context of extracurricular education, based on the concept of 'environmentally responsible behavior'. The authors use an approach related to constructivist learning theories, focusing on more active learning strategies focused on subjective experience and student engagement, the relationship between acquired knowledge and real-world problems. The model can be considered a theoretical basis for the development of extracurricular activities and as a framework for the practical implementation of the development of environmental literacy. Keywords: ecology, environmentally responsible behavior, virtual reality, game learning, environmental literacy, content education, methodology

Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызванных, в том числе, деятельностью человека (вымирание видов животных, изменения климата, дефицит природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды и так далее). С другой стороны, позитивной повесткой социально-экономических изменений в обществе, основывающихся на идеях «устойчивого развития».

Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, поскольку его фокус на различных взаимодействиях различных элементов окружающей среды включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений.

Экологическая грамотность является одной из основных целей экологического образования, состоящего в повышении осведомленности всего населения мира «об окружающей среде и связанных с ней проблемах» и формировании «знаний, навыков, установок, мотивации и стремлений действовать индивидуально и коллективно в поисках решений современных проблем и предотвращении новых» [Faure et al. 1972].

Концепт «экологически-ответственное поведение» описывает сформировавшиеся знания и навыки ответственного поведения в контексте природопользования, защиты окружающей среды и приверженности целям устойчивого развития. Экологически-ответственное поведение предполагает способности: действовать определенным образом (и достигать

Павлов

Андрей Викторович,

кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва

e-mail: andreypavlov@ hse.ru

Ivan

Ivanov,

Analyst of The Pinsky Center of General and Extracurricular Education, Institute of Education, National Research University 'Higher School of Economics', Moscow

Andrey

Pavlov,

Ph.D., Deputy Director of The Pinsky Center of General and Extracurricular Education, Institute of Education, National Research University 'Higher School of Economics', Moscow

Современные проблемы образования

определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды, прогнозировать развитие событий, впрямую или косвенно связанных с состоянием окружающей среды; понимать последствия индивидуальных и коллективных действий в плоскости «человек — природа», в том числе с учетом специфики социально-экономического развития региона и мира в целом; принимать эффективные решения (в том числе совершая выбор из возможных вариантов) и их выполнять [Универсальные компетентности 2020].

Это означает, что экологически-ответственное поведение задействует компоненты трех универсальных компетентностей: мышления, взаимодействия с людьми, взаимодействия с собой.

Контекст развития концепции экологической грамотности

Возникновение и эволюция концептов «экологическая грамотность» и «экологически-ответственное поведение» непосредственно связаны с трансформацией базовых подходов к содержанию и результатам образования.

Базовый подход был сформулирован ЮНЕСКО в Концепции непрерывного образования и уточнен в докладе Learning To Be [Faure et al. 1972], выделяющем четыре ключевых блока компетентностей: связанные со знанием (to know); связанные с действием (to do); связанные с существованием (to be); связанные с жизнью с другими людьми (to live together). Дополнительный стимул к развитию «мягких навыков», или «универсальных навыков» («ключевые компетентности», «навыки XXI века», «soft skills»), в том числе навыков самоорганизации, коммуникации, кооперации, коллективного использования сложных инструментов труда) пришел из бизнеса: изменение структуры рынка труда и типов труда (доля рутинного труда уменьшалась, а нерутинного (как физического, так и умственного) — существенно росла).

В начале нынешнего столетия появился запрос на включение в содержание массового образования так называемой новой грамотности. Обзор ведущих рамок компетенций XXI века (ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирный экономический форум, ATC21S, P21, EnGauge и другие), а также сравнительных и теоретических работ [SCANS 1991, Chappel et al. 2003, Hampson, Junor, Barnes 2009, Voogt, Roblin 2012], позволяет говорить о достаточно единой системе (или наборе) характеристик, которые относят к компетенциям XXI века (универсальным компетенциям и «новой грамотности»).

Традиционно под грамотностью понимается процесс и результат приобретения и применения способности читать, писать и считать. В современном контексте грамотность понимается шире: способность человека анализировать, рассуждать

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

и эффективно общаться при постановке, решении и интерпретации задач в повседневной жизни в различных предметных областях [Schleicher 2006]. Наконец, высокий уровень грамотности ассоциируется с умениями и навыками преодоления барьеров эффективного действия в современном мире.

Новая, «идеологическая» модель грамотности признает, что чтение и письмо — это социальные акты, сформированные культурным и социальным контекстом, в котором они происходят. Признается «множество видов грамотности, меняющихся в зависимости от времени и пространства, и имеющих разное влияние» [Street 2003]. Различные виды предметной грамотности, включая финансовую, предпринимательскую, медицинскую, культурную, экологическую или гражданскую, относятся к типу «знаю, что». Такая грамотность предполагает овладение некоторыми «базовыми знаниями и навыками», используемыми для функционирования в обществе.

Развитие содержания экологического образования тесно связано с общемировыми процессами и тенденциями, обусловленными растущим вниманием международного сообщества к вопросам экологии: от изучения природы и окружающей среды к образованию в области устойчивого развития. В этой связи экологическую грамотность и экологически-ответственное поведение необходимо рассматривать в контексте образования для устойчивого развития, которое становится основой многочисленных стратегий развития с конца 1980-х годов.

При этом термин «экологическая грамотность» долгие годы использовался в самых разных смыслах и настолько всеобъемлющих значениях, что это привело к «содержательной инфляции» [Payne 2005]. Термин «экологическая грамотность» был впервые использован 45 лет назад в журнале «Massachusetts Audubon»: «Как мы узнаем экологически-грамотного гражданина?» [Roth 1968], привычная формулировка введена в обиход в конце 1990-х годов [Capra 1996] Несмотря на постоянное «продвижение» и развитие понятия экологической грамотности, наиболее распространенным является подход, включающий в себя осведомленность и заботу об окружающей среде и связанных с ней проблемах, а также знания, навыки и мотивацию для работы по решению текущих экологических проблем и предотвращению новых вызовов.

Концепт «экологическая грамотность» и основы модели

В предлагаемой нами модели используется концепт «экологическая грамотность»: способность понимать системы и процессы природы и окружающей среды, которые позволяют обеспечивать создание и функционирование устойчивых сообществ. Экологическая грамотность в свою очередь является

На полях статьи представлены фотографии учащихся 6-го класса. поступающих в школу №1553 имени В.И. Вернадского, с курса А. С. Обухова «Исследование онлайн»

Фото Ирины Медведевой «Признание»

Фото Анастасии Орловой «Сестричка»

Фото Алисы Епифановой «Маргаритка»

Фото Романа

Крашенинникова

«Чайка»

Современные проблемы образования

одной из основных целей экологического образования, состоящего в повышении осведомленности всего населения мира «об окружающей среде и связанных с ней проблемах» и формировании и развитии «знаний, навыков, установок, мотивации и стремлений действовать индивидуально и коллективно в поисках решений современных проблем и предотвращении новых» [Faure et al. 1972].

Таким образом, экологическая грамотность обеспечивает формирование и развитие экологически-ответственного поведения, которое опирается не только на базовую предметную грамотность, но и включает в себя инструментальную грамотность («знаю, что»).

Концепт «экологически-ответственное поведение» описывает сформировавшиеся нормы и навыки ответственного поведения в контексте природопользования, защиты окружающей среды и приверженности целям устойчивого развития.

Настоящая модель предполагает использование понятия «экологическая грамотность» для описания содержания обучения, направленного на формирование и развитие экологически-ответственного поведения. В этой связи важными компонентами экологической грамотности являются [Simmons 1995]:

• умения и навыки «влияния» (нормы действия): «экологическая чувствительность», умения и навыки оценки поведения с точки зрения ответственного отношения к загрязнению, технологиям, экономике и экологическим действиям, а также готовность сделать оптимальный — экологически-ответственный — выбор в контексте проблем, связанных с окружающей средой; мотивация к активному участию в действиях по ее улучшению и защите; желание прояснить (уточнить) свои собственные ценности и уверенность в принятии решений и суждений об экологических проблемах в соответствии с нормами устойчивого развития и экологически-ответственного поведения;

• экологические знания: способность общаться и применять основные экологические концепции, включая те, которые сосредоточены на отдельных лицах, видах, популяциях, сообществах, экосистемах и биогеохимических циклах; понимание принципов производства и передачи энергии, а также концепции взаимозависимости, адаптации, преемственности, гомеостаза, ограничивающих факторов и человека как экологических переменных; понимание того, как работают естественные системы, а также как социальные системы взаимодействуют с естественными системами;

• социально-политические знания: четкое понимание экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах: как культурная и производственная деятельность человека влияет на окружающую среду с экологической точки

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

зрения; понимание базовой структуры и масштаба общественных систем и взаимоотношений между убеждениями, политическими структурами и ценностями окружающей среды различных культур; географическое понимание на местном, региональном и глобальном уровнях, а также признание моделей изменений в обществе и культуре;

• знания о проблемах экологии и защиты окружающей среды: понимание различных проблем и вопросов, связанных с окружающей средой, влияния и связей деятельности различных политических, образовательных, экономических и правительственных институтов; базовое понимание вопросов качества воздуха, качества и количества воды, почвы, землепользования и управления сред обитания диких животных; формирование норм экологически-ответственного поведения, в том числе ответственного отношения к здоровью, социального благополучия и ответственного потребления;

• когнитивные навыки: выявление и определение экологических проблем, а также анализ, обобщение и оценка информации по этим вопросам с использованием как первичных, так и вторичных источников с опорой на личные ценности (установки); способность выбирать подходящие стратегии действий и создавать, оценивать и реализо-вывать планы действий в контексте экологически-ответственного поведения; способность проводить научные исследования и анализ основных рисков, мыслить с точки зрения систем, прогнозировать, думать заранее и планировать действия;

• экологически-ответственное поведение: активное участие, направленное на решение проблем посредством отдельных видов деятельности, связанных с образом жизни, включая экологически-безопасные потребительские покупки, с опорой на нормы ответственного ресурсного пользования; содействие в обеспечении соблюдения экологических норм; использование личных и межличностных средств для поощрения экологически-ответственного поведения и практик; поддержка политики и законодательных инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Немаловажным для модели является формирование и развитие навыков самоконтроля и принятия личной ответственности, которые способствуют (стимулируют и поддерживают) активным и позитивным действиям для экологического благополучия и устойчивого развития.

Экологическая грамотность развивается поэтапно, от осознания к действию. Выделяют следующие стадии ее формирования: осознание, забота, понимание, и действие [Roth 1992]. Истинная экологическая грамотность, включающая понимание экологических принципов, а также навыков, необходимых для применения знаний и исследования проблем [Coyle 2005].

Фото Алисы Епифановой «Муравей»

Фото Анастасии Орловой «Бабочка»

Фото Анастасии

Орловой

«Москва-река»

Фото Анастасии Орловой «Ромашка»

Современные проблемы образования

Концепты экологической грамотности и экологически-ответственного поведения возникают в процессе эволюции подходов к экологическому образованию, в первую очередь вследствие критики традиционной модели пассивной передачи знаний о серьезности экологических проблем. Признается, что в ее рамках не удалось развернуть социальные перспективы, связанные с вопросами о коренных причинах проблем и возможностях действий, которые открыты для общества и личности.

Кроме того, отмечается, что морализирующее обучение редко, если когда-либо приводит к намеченным поведенческим изменениям.

Новый подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делает акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на субъектный опыт и вовлеченность учащихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Он фокусирует внимание на формировании потенциала «действия», расширяющего возможность контроля и влияния на условия жизни как в местном сообществе, так и в обществе в целом. В этом контексте экологически-ответственное поведение предусматривает активное участие, направленное на решение проблем посредством отдельных видов деятельности, связанных с образом жизни, включая экологически-безопасные потребительские покупки, с опорой на нормы ответственного ресурсного пользования; содействие в обеспечении соблюдения экологических норм; использование личных и межличностных средств для поощрения экологически-ответственного поведения и практик; поддержка политики и законодательных инициатив, направленных на защиту окружающей среды.

Общие характеристики модели

Фото Анастасии Стригановой «Террасное земледелие»

Целями формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ могут выступать:

• освоение знаний, формирование навыков, ценностных установок и норм отношения, мотивации, необходимых для защиты и улучшения окружающей среды;

• понимание характера и особенностей взаимосвязей экономических, социальных, политических и экологических процессов в территориях;

• создание позитивных моделей и практик персонального и группового поведения по отношению к окружающей среде, включая ответственное потребление. «Экологическая грамотность» и «экологически-ответственное поведение» в данном контексте выступает целью и результатом не отдельных программ дополнительного

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

образования, например, естественно-научной направленности, но максимально широкого круга дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей, в которые включены дети, начиная с дошкольного возраста (мета-результат, «сквозной» результат).

Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны включать в себя принципы ме-ждисциплинарности, интегративности и конвергентности, которые характеризуются охватом дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, а также включением экологического знания в программы разных областей деятельности.

Значимой для модели является так называемый деятель-ностный принцип, предполагающий формирование знаний и компетенций через реальное участие в решении конкретных проблем, в том числе для вовлеченности и уверенности в способности решать проблемы защиты окружающей среды и устойчивого развития.

Необходимым условием реализации модели также является совместность усилий: сотрудничество педагогов, учащихся, семей, представителей местного сообщества.

Наконец, контекстуальность и возрастосообразность выступают ключевыми элементами, способствующими персона-лизации обучения.

При проектировании программ важно учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффективность реализации модели, а также ее «ученико-центрированность». К ним можно отнести: ориентацию на интересы участников, поддержку мотивации, инициативы, свободы выбора активности; сообразность с целями и содержанием повседневной жизни учащихся, персональным опытом участников программы; обязательное сочетание социального, экономического и природного аспектов экологической грамотности.

Привычные для современного образовательного дискурса инклюзивность, метапредметность и междисциплинарность также важны для достижения комплексного эффекта и устойчивых результатов.

Технологии и методы реализации модели

Особенно ценным для формирования практических знаний и навыков, осознанности, закрепления поведенческих установок для формирования экологически-ответственного поведения являются методы исследования и использования проектного подхода.

«Обучение через исследование» ориентируется, прежде всего, на активное вовлечение учащихся. Его основной принцип — стимулирование и удовлетворение познавательного

Фото Полины Фомичевой «Жизнь на камнях»

Фото

Полины Фомичевой «Камнеломка»

Современные проблемы образования

Фото

Евдокии Агаповой «Плес. Вид на Волгу»

Фото Константина Бузланова «Тигр»

интереса ученика. Оно обычно организуется как цикл или спираль: формулировка вопроса, изучение ситуации, поиск решения, осмысление и обсуждение результатов.

Эффективным способом организации массовой исследовательской деятельности являются экологические мониторинга. В задачи мониторинга может входить оценка параметров экосистем и среды обитания: качественная и количественная, выработка навыков качественной оценки и измерений с использованием различного инструментария. В качестве отдельного формата организации исследовательской деятельности учащихся для формирования экологической грамотности можно рассматривать эксперименты. Эксперименты могут проводиться как на природе, так и в лабораторных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль в формировании экологической грамотности могут играть краудсорсинговые проекты экологической направленности, в которых учащиеся могут добавлять собственные наблюдения в общую базу данных (например, iNaturalist.org), создавать собственные (например, мониторинг находок инва-зивного ядовитого растения борщевика Сосновского), ставить исследовательские цели и задачи, проводить анализ собственных данных и данных, собранных другими пользователями, в том числе профессионалами. «Проектное обучение» предполагает, что учащиеся приобретают знания через решение реальных практических задач (не имеющих однозначного решения, как и в жизни). Такой вид обучения формирует умение работать вместе, в команде.

Важно также отметить «обучение, ориентированное на действие» — подход, направленный на решение конкретных экологических проблем. Он включает две основные группы практик. Первая группа практик непосредственно способствует решению экологической проблемы: практики прямого действия, реализующие отношения между учащимися и средой, например, сортировка мусора, экономия воды и энергии и тому подобное. Другая группа — практики, целью которых является побудить других сделать что-то, чтобы внести свой вклад в решение рассматриваемой экологической проблемы: практики косвенного действия, основанные на отношениях между учащимися и другими людьми, например, подготовка и распространение информационных материалов о проблемах окружающей среды, подготовка писем и обращений в адрес политиков и компаний, организация дебатов, партисипативные практики (практики участия, например, в экологических акциях).

Одним из видов обучения, ориентированного на действие, является «обучение через общественно-полезную активность». Этот вид обучения предусматривает вовлечение обучающихся на добровольных началах в общественную работу, которая объединена (тесно связана) с целями изучения программы. В зависимости от направленности программ, это может быть уборка

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

мусора на загрязненной территории, благоустройство территории, разработка и внедрение технологических решений, повышающих энергоэффективность и другое. Данный подход сочетает в себе технологии добровольчества (волонтерства) и проектного обучения.

Он обеспечивает предоставление учащимся полезного опыта, который основан на подлинных ситуациях, возникающих в местных сообществах, позволяет сформировать у учащихся понимание значимости и полезности занятий по программам, где они не просто получают абстрактные знания, но находят применение им для решения важных проблем сообщества. Такое обучение предусматривает организацию постоянной рефлексии того, как учебное знание используется, «работает» в реальных ситуациях, на практике, приносит реальные блага людям, природной среде.

Исторический характер экологических проблем и уникальность географического положения требуют учета особенностей (географических и исторических) той территории, в которой они возникли, использования места учебных занятий (как правило, за пределами школы, в открытом пространстве) как существенного элемента обучения. Это помогает учащимся соединить абстрактные понятия с практическими вопросами и проблемами в их собственном сообществе, выступает триггером для вовлеченности, мотивации и вдохновения, формирует сильное чувство идентичности. Данный подход реализуется через маршрутные наблюдения, экскурсии, полевые исследования, экспедиции.

Выход на природу может осуществляться с конкретными простыми поисковыми задачами, фокусировками и форматами фиксации наблюдения за конкретными объектами природы — маршрутные наблюдения. Такого рода маршруты могут быть реализованы по обустроенным экологическим тропам с заданной навигацией и стендами, ориентирующими в видовом разнообразии местности. Если такие наблюдения становятся регулярными, они могут переходить в разряд мониторингов.

Ведущим методом данного типа обучения являются экскурсии, прежде всего, на природу, в естественные (в том числе заказники, природные парки, включая водные экосистемы) и нарушенные экосистемы (экосистемы в городской черте, гари, загрязненные водные экосистемы и так далее).

Одним из наиболее древних и эффективных методов обучения является «обучение через игру (в игровой деятельности)». Обучающие игры предполагают четко поставленную учебную цель. Применительно к задачам формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения следует отметить особый потенциал игр для формирования мотивации и установок, моделирования опыта восприятия и решения реальных экологических проблем. Среди

Фото Матвея Коротеева «Осений лист»

Фото

Матвея Коротеева «Опята»

Современные проблемы образования

Фото Дарьи Котовой «Птенцы»

Фото Матвея Коротеева «Колокольчик»

экологических игр наиболее часто используются следующие виды: игры-беседы, игры на местности, настольные игры, ролевые игры, игры-конкурсы (состязания).

В применении игр важно учитывать возраст учащихся. Так, для маленьких детей хорошо подходит игра с картами лото и наклейками растений и животных - «кто где живет», «природные зоны», «редкие виды» и пр. Для дошкольников и младших школьников эффективны игры, построенные на основе сказочной, волшебной истории (например, создается какой-то артефакт из подручного материала, как природного, так и бросового — мусора). Для подростков больше подходят более сложные настольные игры, ролевые игры и особенно квесты.

Механизмы реализации модели

Успешная реализация программ возможна при соблюдении принципа ответственного ресурсного планирования. Финансовая устойчивость обеспечивается, в частности, благодаря высокому уровню доверия участников образовательного процесса и иных заинтересованных лиц к ходу реализации содержания и управления программы (организации). Повышению уровня ответственности и эффективному использованию ресурсов будет способствовать создание представительных органов с участием общественности — Попечительские советы программ и проектов, использование инструментов подотчетности — информация на сайтах, публичные отчеты, публикации в СМИ.

Фандрайзинг, в том числе перспективный инструмент экологически-ответственной экономической деятельности (eco-friendly fundrising или green fundrising programs): организации дополнительного образования и общественные объединения, реализующие программы формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения, привлекают финансирование в рамках сбора материалов для переработки и утилизации, создания экологических вещей (например, многоразовые сумки), организации или ярмарки органических продуктов и другое.

Перспективным является включение мероприятий по формированию экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в федеральные и региональные проекты, государственные и ведомственные программы, выделение специальных подпрограмм, номинаций конкурсов.

Для реализации заявленного междисциплинарного, конвергентного подхода к формированию экологической грамотности и экологически-ответственного поведения предлагается включение содержания и результатов, связанных с экологически-ответственным поведением, в различные направленности дополнительных общеобразовательных программ

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович

(за пределами естественно-научной). Например, в социо-гуманитарной направленности это — экологическая этика, устойчивое развитие, политическая экология, социальные проекты и волонтерство; в технической — разработка технических устройств и программ, связанных с экологическим мониторингом, экологичность технологий, техники и инженерных систем, используемых материалов; в художественной — эко-реставрация, рекультивационные проекты, экологическая эстетика и экологический дизайн; в физкультурно-спортив-ной — экогигиена, здоровый образ жизни и правильное питание как элементы заботы о себе и природе.

Одной из целесообразных форм образовательной деятельности в области экологии со школьниками является «объединение» (например, кружок, клуб, лаборатория и так далее) — основная форма реализации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Деятельность таких объединений может осуществляться как в рамках общего образования (внеурочной деятельности) или воспитательной работы в школе, так и в системе дополнительного образования образовательной организации. Для формирования и развития объединений экологической направленности целесообразно выбирать именно сферу дополнительного образования детей.

Решая задачу привлечения ресурсов для обеспечения нового качества программ по формированию экологической грамотности, целесообразно осуществлять совместную деятельность с организациями, обладающими ресурсами, но, как правило, не имеющими лицензии на образовательную деятельность — парки и природоохранные территории, лесничества, музеи, научные организации, предприятия и так далее. Такая совместная деятельность может осуществляться как посредством указанной выше сетевой формы реализации дополнительной общеразвивающей программы, так и в рамках гражданско-правовых отношений (аутсорсинг, договор оказания услуг или работ, договор о совместной деятельности/сотрудничестве без финансовых обязательств, договор аренды или безвозмездного пользования). Состав ресурсов для реализации сетевого взаимодействия в области экологического направления в дополнительном образовании может быть разнообразным: материально-технические ресурсы — средства обучения и помещения или территории для организации занятий, кадровые ресурсы — профильные специалисты и наставники из производственного сектора.

Для учета специфики организаций общего и дополнительного образования, а также профессиональных образовательных организаций при реализации дополнительных общеобразовательных программ и мероприятий для обучающихся 5-11 классов по формированию экологической грамотности

Фото Дарьи Котовой «Зеленый тонель»

Фото

Матвея Коротеева «Аллея»

Фото Романа

Крашенинникова

«Масштаб»»

Современные проблемы образования

и экологически-ответственного поведения, предлагается выделять следующие организационные модели формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения:

• Школьная модель — программы формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в рамках внеурочной деятельности (монотематические, политематические), дополнительных общеобразовательных программ на базе общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования (отдельных направленностей и интегративных).

• Внешкольная модель — клубы и объединения на базе организаций дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы (отдельных направленностей и интегративные).

• Сетевая модель — сетевое взаимодействие между организациями общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, организациями, обладающими ресурсами (музеи, парки, научные организации, предприятия) с использованием сетевой формы реализация образовательных программ.

Заключение

Фото Григория Бурова «Мечты о море»»

Применительно к внеурочной деятельности и дополнительному образованию детей формирование экологически-ответственного поведения не может быть замкнуто на объединениях естественнонаучной направленности, а должно проникать в содержание программ и практик объединений всех направленностей, используя как универсальные методы и средства обучения, так и специфические для каждой из них.

Экологически-ответственное поведение является высшим выражением экологической грамотности. Оно описывает точку, в которой компетентности, знания и установки приведены в действие в конкретном контексте.

Экологически-ответственное поведение формируется на основе универсальных компетентностей, а также знаний и представлений об окружающем мире и принципах его существования. Спектр таких знаний разворачивается в плоскости отношений «человек — природа»: как строились эти отношения в прошлом и, особенно, как строятся в настоящем и будущем. Такие знания и представления не ограничены естественными науками, в равной степени выходя в плоскость социальных и гуманитарных наук.

Экологическая грамотность в современном мире приобретает значение атрибутов образованного человека, становится необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием успешного

Иванов Иван Юрьевич, Павлов Андрей Викторович I ISf '

трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности.

Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая его персональную готовность и вклад в готовность общества к эффективному ответу на фундаментальные вызовы изменений экологической ситуации. Экологически-ответственное поведение становится важным способом самореализации человека в современном мире. щ

Литература

Универсальные компетентности 2020 - Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.

Филиппова 2013 - Филиппова С. В. Игровые технологии в дополнительном экологобиологи-ческом образовании детей. М.: Экопресс, 2013.

Capra 1996 - Capra F. The web of life: A new scientific understanding of living systems. Anchor, 1996.

Chappell et al. 2003 - Chappell C. S. et al. High Level Review of Training Packages-Phase 1 report-An analysis of the current and future context in which Training Packages will need to operate. 2003.

Coyle 2005 - CoyleK. Environmental literacy in America: What ten years of NEETF/Roper research and related studies say about environmental literacy in the US // National Environmental Education & Training Foundation. 2005.

Faure et al. 1972 - Faure E. et al. Learning to be: The world of education today and tomorrow. Unesco, 1972.

Hampson, Junor, Barnes 2009 - Hampson I, Junor A., Barnes A. Articulation work skills and the recognition of call centre competences in Australia // Journal of Industrial Relations. 2009. Т. 51. №. 1. С. 45-58.

Payne 2005 - Payne P. G. Lifeworld and textualism: Reassembling the researcher/ed and «others» // Environmental Education Research. 2005. Т. 11. №. 4. С. 413-431.

Roth 1968 - Roth C. E. Curriculum Overview for Developing Environmentally Literate Citizens.

1968.

Roth 1992 - Roth C. E. Environmental literacy: its roots, evolution and directions in the 1990s. 1992.

SCANS 1991 - United States. Department of Labor. Secretary's Commission on Achieving Necessary Skills. What work requires of schools: A SCANS report for America 2000. Secretary's Commission on Achieving Necessary Skills, US Department of Labor, 1991.

Schleicher 2005 - Schleicher A. Education at a Glance 2006 // The social sciences. 2005. Т. 3. С. 1.

Simmons 1995 - Simmons D. The NAAEE Standards Project: Papers on the Development of Environmental Education Standards. North American Association for Environmental Education, PO Box 400, Troy, OH 45373., 1995.

Street 2003 - Street B. What's "new" in New Literacy Studies? Critical approaches to literacy in theory and practice //Current issues in comparative education. 2003. Т. 5. №. 2. P. 77-91.

Voogt, Roblin 2012 - Voogt J., Roblin N. P. A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies // Journal of curriculum studies. 2012. Т. 44. №. 3. С. 299-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.