Научная статья на тему 'Когда индейка Meleagris gallopavo появилась в Европе?'

Когда индейка Meleagris gallopavo появилась в Европе? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когда индейка Meleagris gallopavo появилась в Европе?»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 617: 2183-2189

Когда индейка Meleagris gallopavo появилась в Европе?

Д. Н. Нанкинов

Болгарский орнитологический центр, Институт зоологии Болгарской академии наук, бульвар Царя Освободителя, 1, София - 1000, Болгария. E-mail: nankinov@yahoo.co.uk

Поступила в редакцию 17 ноября 2010

Из научной и научно-популярной литературы, учебников, энциклопедий, Интернета и других средств массовой информации известно, что обыкновенная индейка Meleagris gallopavo Linnaeus, 1758 - родоначальница разных пород домашних индеек — обитала и обитает в центральной и южной частях Северной Америки, и что она была привезена в Европу участниками экспедиции Христофора Колумба (14921504 гг.), открывшей для европейцев Америку. Однако существуют некоторые исторические несоответствия, а также факты, которые вызывают сомнения в столь позднем появлении индейки в Европе, а стало быть, и столь позднем открытии Америки, тем более, что уже давно в научной литературе идет дискуссия по вопросу о приоритете Христофора Колумба в открытии Америки. Считается доказанным, что скандинавские мореплаватели посещали острова и береговые области северо-восточной Америки за сотни лет до Колумба. Еще в IX-X веках норвежцы достигали Гренландии и северо-восточных берегов Америки (Большая Советская энциклопедия 1973, 12:460). Первым европейцем, посетившем Северную Америку примерно в 1000 году, считают Лейфа Эрикссона Счастливого (ок. 907 — ок. 1020), сына Эрика Торвальдсона Рыжего (950—1003), основавшего первое поселение в Гренландии.

Когда была завезена индейка в Европу — особый вопрос. При его обсуждении нужно привлекать материалы не только из области орнитологии, но также из истории, археологии и языкознания. Нами были найдены некоторые косвенные доказательства того, что древние фракийцы, населявшие обширные территории восточного Средиземноморья, посещали американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба и привезли оттуда обыкновенную индейку и кукурузу.

1. Как мы уже упоминали, в Европу из Америки была привезена обыкновенная индейка Meleagris gallopavo, которая стала родоначальницей разных пород домашних индеек. В диком состоянии она обитает на плоскогорьях Северной Мексики и южных районов Северной Америки. В первой (1492-1493 гг.), второй (1493-1496 гг.) и третьей (14981500 гг.) экспедиции корабли Христофора Колумба прошли Багамские

острова, посетили Кубу, Ямайку, Гаити, Пуэрто-Рико, Малые Антильские острова, проследовали вдоль восточных берегов Венесуэлы и лишь во время четвёртой экспедиции (1502-1504 гг.) достигли континентальной части Центральной Америки (восточные берега Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики и Панамы). Там, в Центральной Америке, живет другой вид индейки — глазчатая индейка Meleagris (Agrio-charis) ocellata Cuvier 1820, которая мельче обыкновенной и имеет другой внешний вид, самые заметные отличия — это отсутствие на шее спереди висячей складки кожи, большое выпуклое утолщение на лбу и удлинённые перья по всей грудной области. Следовательно, участники экспедиции Христофора Колумба не были в районах, где обитают обыкновенные индейки. Они могли встречать (и взять с собой) глазчатых индеек, однако этот вид в Европе тогда не появился и не стал родоначальником домашней индейки. Позднее Мексику долго завоёвывали испанцы (с 1519 г. почти до конца XVI века). Предполагается, что они то и привезли в Европу обыкновенную индейку примерно в 1523-1524 годах.

2. На страницах старого болгарского литературного сборника «Веда словена», содержащего «болгарские народные песни праисторической и дохристианской эпохи», собранные Стефаном Верковичем (1874, 1881) часто упоминаются птицы: соколы, куропатки, кукушки, ласточки и другие. В одной из песен, которую пели болгары, жившие в Ро-допских горах, упоминается индейка. В песне рассказывается, что ещё до появления христианства у древних болгар был царь-просветитель Има, который учил их, как одомашнивать скот, как запрягать его и с помощью сохи пахать землю и как готовить обрядные кушанья (курбаны) из индеек. Та часть песни, где написано про индеек, звучит следующим образом на болгарском языке: «Има царе ред му дойде. Та си дойде в нашу селу, в нашу селу, в наши къщи. Ша ми учи малку дете. Малку дете курбан коле, курбан коле до три пуйки». Пуйка - одно из старых и широко распространённое болгарское название индейки, образованное от глагола «пуя се» («надуваться») и указывающее на поведение самцов индейки во время ухаживания за самками. Христианство распространялось среди фракийцев (древних болгар) ещё в начале первого века апостолами Павлом, Силой и Андреем Первозванным (братом апостола Петра). Позднее, в IX веке, болгарский царь Борис І только узаконил (легализировал) уже существовавшее христианство, сделав его в 865 году государственной религией (Гайд 2006а, б, 2007, 2008; Чилингиров 2007). Отсюда напрашивается вывод, что болгары, жившие в Родопских горах, выращивали индеек (и из них готовили обрядные блюда) по крайний мере за 1500 лет до открытия Америки экспедицией Колумба и задолго до появления турок на Балканах. Кроме того, в песне упоминается древнеболгарское слово «курбан» —

обрядное угощение (на семейных или общенародных праздниках) из жертвенного животного (в данном случае — из домашних индеек). Этот обряд встречается повсюду в Евразии, где когда-то жили или живут сейчас болгары. В некоторых словарях написано, что «курбан» — это турецкое слово. Но турки появились на Балканах довольно поздно, в начале XIV века, так что слово «курбан» не может быть турецким.

Кормящиеся индейки Ме1еадпв gallopavo изображены в миниатюрах «Изборник Святослава 1073 г.», являющегося частью «Сборника царя Симеона» («Цар Симеонов Съборник»), созданный 915-920 годах в болгарской столице Великий Преслав.

3. Изображения кормящихся индеек (см. рисунок) были обнаружены нами в миниатюрах «Изборника Святослава 1073 г.»*, который является частью «Сборника царя Симеона» («Цар Симеонов Съборник»), написанного болгарским пресвитером Григорием в период между 915 и 920 годом в тогдашней болгарской столице Великий Преслав (Чи-лингиров 2007). К сведению: «Сборник царя Симеона» — первая в Европе и самая большая (состоящая из четырёх томов) энциклопедия, написанная на древнеболгарском языке и содержащая 784 (!) отдельных сочинений. К сожалению, судьба многочисленных списков этого ценнейшего произведения, как и судьба остальной древнеболгарской литературы и болгарского государства в целом, в следующие века оказалась трагической. Во время почти 700-летнего рабства (византийского - с 1018 по 1187 год и турецкого - с 1396 по 1878) целенаправленно уничтожалась болгарская интеллигенция, болгарская литера-

* Оригинал хранится в Государственном историческом музее в Москве. Рус. орнитол. журн. 2010. Том 19. Экспресс-выпуск № 617

2185

тура и памятники культуры. К счастью, перед началом этих трагических событий экземпляры «Сборника царя Симеона» были вывезены из Болгарии в Киевскую Русь, когда там правила болгарская княжна Ольга (945-969 гг.) - супруга киевского князя Игоря. Ольга была первородной дочерью болгарского царя Симеона Великого (893-927) и сестрой следующего болгарского царя Петра І (927-969). Она родилась в древней болгарской столице Плиска в 890 году. Вместе с княжной Ольгой в Киев переехал и пресвитер Григорий, автор «Сборника царя Симеона». О болгарском происхождении княжны Ольги упоминают архимандрит Леонид (1880), А.Чилингиров (2007) и другие авторы.

Хотя и сильно стилизованные и не очень хорошо сохранившиеся, нарисованные индейки в миниатюрах «Сборника царя Симеона» обладают всеми признаками, типичными для данного вида: поза кормёжки и сам внешний вид птиц указывают на видовую принадлежность нарисованных особей — свисающая на горле голая кожа (исключительно характерная особенность обыкновенной индейки); массивное тело с удлинённым хвостом; полосы на хвосте; округлая (без хохолка) голая голова; сравнительно короткий, массивный, слегка изогнутый наверху клюв; длинные голые ноги, на каждой ноге торчащий назад острый шип; еле заметные поперечные пестрины на нижней стороне тела. Нарисованные особи имеют неодинаковые цвета оперения. Это наводит на мысль, что индейки давно выращивались в столице Великий Преслав (а, наверное, и по всей Болгарии) и селекция привела к разнообразию окраски оперения птиц. Присутствие индейки на миниатюрах «Сборника царя Симеона» — это существенное, очень важное доказательство того, что в X веке, за 500-600 лет до экспедиции Колумба, индейки уже выращивались в Болгарии.

4. В подтверждение вышесказанного можно добавить, что при археологических раскопках на территории разрушенного города Великий Преслав были обнаружены 32 кости домашней индейки (Иванов 1959). Великий Преслав был столицей болгарского государства в IX и XX веках. Однако автор археологических находок с большой осторожностью относит найденные кости к концу XIV века. Более точное определение возраста найденных костей отсутствует. Но даже и при такой датировке (конец XIV века) эти исследования показывают, что домашние индейки жили в Болгарии за сто лет до официально принятой даты открытия Америки Христофором Колумбом —1492 год.

5. Одним из очень старых фракийских (древнеболгарских) названий индейки является «мисирка» (самка индейки) и «мисир» (индюк -самец индейки). Интересно, что таким же именем (мисир) называли (и сегодня продолжают называть на некоторых диалектах) зёрна и само растение кукурузу Zea mays (Геров 1899), а также Царство Египет. Мисир как название Египта встречается и в древнеболгарской (цер-

ковнославянской) литературе (Дьяченко 1900). В Супрасльском сборнике (XX век) упоминается и созвучное мужское имя Мисаилъ. Мисиръ, Мисюръ называли Египет и в книгах, написанных в 1493 и 1651 годах (Фасмер 1967). Даже в конце XIX века в болгарской литературе Египет был известен как Мисиръ, Мисерлия, Земля Мисерлия (Геров 1899).

Новейшие исследования истории фракийцев (Гайд 2006а,б, 2007, 2008) показывают, что в глубокой древности, в период расцвета цивилизации фракийцев, они населяли всё Восточное Средиземноморье (Балканы, Малую Азию и Египет). Фракийцы славились как опытнейшие мореплаватели, их называли повелителями морей. 5500 лет тому назад их корабли бросили якорь в дельте реки Нил. Фракийцы основали первую египетскую столицу Буто, перенесли в Северный Египет свою письменность, науку, культуру и религию и владели Египтом на протяжении почти 2000 лет. Мы предполагаем, что именно тогда (3500-1500 лет до н.э.), когда фракийская цивилизация переживала период расцвета, фракийские корабли и достигали берегов Северной Америки. На своих кораблях древние фракийцы выходили из Средиземного моря на просторы Атлантического океана, который пересекали, наверное, за 10 суток*. Из Америки индейки и зёрна кукурузы, вероятно, были привезены сначала в Северный Египет. Тогда же люди начали называть именем Мисир (древнефракийское имя Египетского Царства) встречавшиеся тогда в Старом Свете только в Египте птицу индейку и растение кукурузу. Потом индейка и кукуруза были распространены по всей Фракии (в Малой Азии и на Балканах), а также и на других территориях. Наверное, из Америки в Египет фракийцы доставили не самих птиц, а их яйца, которые были инкубированы под домашними курицами. Может быть поэтому в некоторых языках (например, в турецком) индейка называется египетской курицей (ш1в1г 1ау^и).

Фракийские (древнеболгарские) имена мисирка, мисир (и их производные) распространились среди славянских и других соседних народов и сейчас сохранились в диалектных говорах на юге России, на Украине, в Сербии, Хорватии, а также в Северной Греции и Турции,— там, где жили или живут болгары (Атлас болгарских говоров в СССР 1958; Георгиев, Дуриданов 1995). В связи с этим хочется добавить, что существуют разные гипотезы о происхождения славян, но в последнее годы всё чаще некоторые ученые (Гайд 2006а,б, 2007, 2008; Бычков 2007; Непомнящий 2009; и др.) приходят к выводу о том, что у древних славян фракийские корни. Это многочисленные фракийские племена,

* В 1969 году экспедиция норвежского исследователя Тура Хейердала проследовала этим маршрутом через Атлантический океанот африканского берега Марокко до острова Барбадос. На папирусной лодке «Ра-1» за одну неделю она преодолела 3000 миль.

которые 16000-20000 лет тому назад уже жили на Балканах и возле Дуная, но на протяжении тысячелетий многократно совершали массовые вынужденные миграции. Переселения славян были вызваны агрессиями других народов, пандемиями, продолжительными холодами или засухами и происходили в разных направлениях, чаще всего на северо-восток, север и северо-запад. Затем они возвращались обратно на Балканы, снова переселялись и т.д. Фракийская цивилизация первой начала обрабатывать золото (9000 лет тому назад), она дала человечеству письменность (7000 лет тому назад), строила города, храмы, мегалитные сооружения, развивала мореходство. Например, известный писатель и историк Владимир Щербаков считает, что когда-то русские (и их князья Садко, Сев, Котко) жили на Балканах и назывались одрисами (одрюсами). В первые века новой эры они переселились на север, обосновались близ Днепра и создали Фракийскую Русь, которая потом стала Киевской Русью (Непомнящий 2009). Доказано (Данов 1968), что Одрисское (Одрюсское) фракийское государство существовало на юго-востоке Болгарии, одними из его царей были Ситалк, Севт и Котис, а столица Севтополис (4-3 века до н.э.) находилась рядом с нынешним болгарским городом Казанлыком.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что Америку первыми из европейцев открыли не конкистадоры Христофора Колумба в конце XV — начале XVI века, а это произошло намного раньше. И не они первыми привезли птицу индейку из Америки. Контакты древне -фракийской цивилизации с американским континентом, вероятно, уже существовали за 3000-5000 лет до этого. Предположительно, индейку и кукурузу фракийцы привезли сначала в свою колонию в Северном Египте (3500-1500 годы до н.э.), а затем их стали разводить и выращивать и в других местах древней Фракии и в соседних регионах.

Литература

Архимандрит Леонид 1888. Откуда родом была св. княгиня Ольга? // Русская Старина 7.

Бычков А. 2007. Происхождение славян. М.: 1-252.

Веркович С. 1874. Веда словена. Български народни песни от предисторично и предхристиянско доба. Открил в Тракия и Македония и издал Стефан И. Веркович. Книга 1. Београд:1-545.

Веркович С. 1881. Веда Славянъ. Обрядныя песни от язического времени, сохра-нившіяся устнымъ преданиям при македонских и фракийскихъ Българъ -Помаков. Книга друга. СПб.: 1-583.

Гайд С. 2006а. Тракийското писмо декодирано -1. София: 1-141.

Гайд С. 2006б. Тракийското писмо декодирано - 11. Кивотът на Орфеевия Завет - открит ! София: 1-292.

Гайд С. 2007. Тракийското писмо декодирано - 111. Тракийската книга на мъртвите. София: 1-196.

Гайд С. 2008. Тракийското писмо декодирано - IV. Тракийската Библия Бесика разкрита. София: 1-198.

Георгиев В., Дуриданов И. (ред.) 1995. Български етимологиченречник. Том 4.

Минго - Падам. София: 1-1003.

Геров Н. 1899. Речник на Българския език. Част трета Л-О. Пловдив: 1-439. Данов Х. 1968. Древна Тракия. София: 1-469.

Дьяченко Г. 1900. Полный церковно-славянский словарь. М.: 1-1120.

Иванов С. 1959. Храната от животински произход на обитателите на южната порта в Преслав // Изв. на Археол. ин-т при БАН 22: 209-221.

Изборник Святослава 1073 г. (Факсимильное издание) 1983 /

Л.П.Жуковская (ред.). М.

Непомнящий Н. (сост.) 2009. 100 великих загадок русской истории. М.: 1-480. Фасмер М. 1967. Этимологический словарь русского языка. Том 2. (Е - Муж). М.: 1-671.

Чилингиров А. 2007. Цар Симеоновият Съборникъ от X век. Изследвания 1. Берлин: 1-131.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 617: 2189-2193

К биологии ястребиной совы Surnia ulula в Западной Сибири

А. А. Емцев1), А. В. Рябицев2)

1 Кафедра зоологии, биологический факультет, Сургутский государственный университет, ул. Энергетиков, д. 22, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, 628408, Россия. E-mail: alemts@mail.ru 2) Экологический стационар Института экологии растений и животных УрО РАН, ул. Зеленая горка, 21, г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629400, Россия. E-mail: riabitsev@pisem.net

Поступила в редакцию 16 ноября 2010

Биология ястребиной совы Surnia ulula в Западной Сибири изучена слабо (Рябицев 2008; Рябицев, Рябицев 2010). Упоминания о ней в региональных публикациях немногочисленны, а специальные исследования, посвящённые этому виду в Западной Сибири, единичны (Головатин, Пасхальный 2005; Стрельников 2005, 2009; и др.).

В настоящем сообщении мы приводим наблюдения 2010 года за ястребиными совами, гнездившимися в окрестностях посёлка Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа и в окрестностях города Лянтор Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Первый участок располагается у северной границы ареала вида, второй — в его центральной части (Степанян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.