Научная статья на тему 'Когда философия Канта становится делом всей жизни'

Когда философия Канта становится делом всей жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кантовский сборник
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когда философия Канта становится делом всей жизни»

14

1п тетопат

Когда философия Канта становится делом всей жизни...

Думаю, что не преувеличиваю таким образом значения исследования философской системы Канта в жизни и творчестве Владимира Александровича Жучкова. Во всяком случае, таково мое личное впечатление от бесед с ним и от тех его работ, с которыми я хорошо знаком с силу своего профессионального интереса к кантовско-неокантианской традиции трансцендентальной философии. Сразу хотел бы привести самые запоминающиеся его слова, которые я и сам теперь частенько воспроизвожу со ссылкой на Владимира Александровича, по поводу его оценки кантовского творчества. «Кант, — говорил мне В. А. Жучков, — однодум. Он постоянно размышляет об одном и том же. Поэтому его произведения многослойны. Его мысли постоянно вращаются вокруг одних и тех же тем: и в молодости, и в старости, и в периоды относительного вдохновения, и в периоды относительного творческого застоя и т. п. И не только произведения разных лет и разных форматов ведут между собой непрекращающийся диалог, но и идеи одного произведения всегда имеют очень глубокий контекст своего становления. Поэтому найти для любой идеи Канта в любом его произведении какой-то один смысл — работа чрезвычайной сложности».

Мое близкое знакомство с Владимиром Александровичем Жучковым состоялось в 2003 году, когда после первой российской конференции по философии Г. Когена (Саратов, 2002) я, будучи деканом философского факультета, пригласил его прочитать курс лекций по Канту. Ввиду его согласия у меня появилась возможность слушать и интенсивно общаться с ним в течение недели. Не буду долго описывать впечатление от его лекций, отмечу лишь одну бросившуюся в глаза деталь: Кант для В. А. Жучкова был живым собеседником и таким он его и представлял аудитории; при всем пиетете к величию Канта в изложении профессора Жучкова тот приобретал вполне конкретные человеческие черты, становился вполне земным человеком со своими слабостями, сомнениями и терзаниями. Великое и простое в Канте и его творчестве В. А. Жучков мог непротиворечиво представить, наверное, как никто другой. Запомнился и грустный итоговый наш разговор уже в купе поезда, который увозил его из Саратова назад в Москву. Я спросил его о книге по Канту, почему он ее никак не напишет и не

1п тетопат

15

думает ли о написании таковой в ближайшее время. На что получил приблизительно такой ответ: «В молодости все думал набрать побольше материала и поэтому откладывал написание книги, сейчас же материала уже настолько много, что нет уже сил, чтобы правильно этим материалом распорядиться».

Не могу не указать на один очень примечательный факт, а именно опубликование В. А. Жучковым большой статьи «Система кантовской философии и ее трансформация в неокантианстве» (Кант и кантианцы. М., 1978). Я до сих пор рекомендую ее своим аспирантам, которые выбирают для своих исследований философию неокантианства и думаю, что буду делать так и впредь, поскольку такой четкой логики и доступности представления объемного и сложного материала не встречал нигде. А примечательность этого факта заключается в том, что обращение к исторической реабилитации неокантианской философии, которая состоялась в этой статье, произошло приблизительно в те же годы, что и в Германии, то есть на исторической родине этого философского направления. Таким образом, сегодняшние отечественные исследователи неокантианской философии могут с уверенностью утверждать о том, что современные исследования неокантианства в России начались одновременно с таковыми на Западе.

Отдельного обсуждения достоин проект В. А. Жучкова по публикации «Критики чистого разума» со всеми вариантами ее перевода на русский язык (1867, 1902, 1915, 1964 и 1994 гг.). Работа над этой публикацией наглядно демонстрирует, с каким вниманием и профессиональной ответственностью он относился к непростой кантовской терминологии. Не очень хорошее знание немецкого языка с лихвой компенсировалось знанием кан-товской мысли, что и давало в итоге возможность с успехом ориентироваться в качестве того или иного перевода.

Во время работы над переводом фундаментального труда Германа Ко-гена «Теория опыта Канта», который вышел в 2012 году в издательстве «Академический проект», и в котором марбургский философ достаточно часто обращается к текстуально-терминологическому анализу «Критики чистого разума», большим подспорьем мне было издание этого кантовско-го произведения В. А. Жучковым. Кроме того, приходилось часто обращаться к коллеге за необходимыми разъяснениями и уточнениями. Наше сотрудничество здесь было интенсивным и чрезвычайно для меня полезным, я всегда мог рассчитывать на высокопрофессиональную помощь, за что и выразил благодарность профессору Жучкову в своем Предисловии.

Буквально накануне конференции («Кант и неокантианство: история и современность» 27 мая), которую мы ежегодно организуем по различным темам кантовской и неокантианской философии, пришла эта печальная новость о смерти одного из ведущих российских исследователей трансцендентальной философии Канта. Светлой памяти этого человека мы ее и посвятили.

В. Н. Белов, д-р филос. наук, проф.

Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.