П.А. Королёв
коэволюция внутренних и внешних факторов демократических транзитов на посткоммунистическом пространстве
в статье рассмотрена коэволюционная связь между внутренними и внешними факторами демократических транзитов на посткоммунистическом пространстве, а также представлена специально разработанная для ее исследования методика. кроме того, в рамках предлагаемой методики делается попытка классифицировать варианты демократического транзита на посткоммунистическом пространстве на основе коэволюции внутренних и внешних факторов их осуществления. Ключевые слова: демократический транзит, посткоммунистические трансформации.
Демократический транзит на посткоммунистическом пространстве представляет собой уникальный политический процесс, разворачивающийся одновременно в институциональной и социокультурной сферах, сопровождающийся при этом трансформациями в политике, экономике и т.д. Сложность и многофакторность данного явления в полной мере сказывается на инвариативности траекторий трансформаций на всем его протяжении.
В настоящее время можно констатировать наличие государств, как успешно реализующих демократический транзит (Чехия, Польша, Словакия, Венгрия, Словения и др.), так и явных аутсайдеров в данном отношении (Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан. Грузия и пр.). При этом преимущественно безуспешно демократический транзит осуществляется в азиатских республиках на фоне в целом результативной демократизации европейских посткоммунистических стран.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
политология
На посткоммунистическом пространстве наблюдается определенная детерминированность успешности демократических транзитов взаимообусловленностью внутренних и внешних факторов: подавляющее большинство демократий фиксируется именно в европейской, а авторитарных политических режимов - в азиатской части посткоммунистического пространства, находящихся в зонах влияния НАТО, ЕС, США и ОДКБ, ШОС, РФ. Одновременно с этим на каждую из стран посткоммунистиче-ского пространства воздействует совокупность внутренних факторов (особенности смены власти, возможности групп населения свободно выражать свои интересы и мнения и т.п.), обусловливая многообразие вариантов демократического транзита в его европейской и азиатской части.
Таким образом, актуализируется необходимость систематизации взаимообусловленного внутренними и внешними факторами процесса демократического транзита на посткоммунистическом пространстве.
С целью разрешения поставленной задачи автором предлагается специально разработанная для этого методика, базирующаяся на теории волн демократизации С. Хантингтона [3], в рамках которой выделяются критерии успешности демократизации; теории геополитической динамики Р. Коллинза [4-7], интерпретирующей внешние факторы государственной стабильности и самостоятельности; концепции влияния геополитической динамики на внутриполитические изменения в государстве Р. Коллинза -Д. Уоллера [8], а также реинтепретативной концепции траекторий государственного развития Г. Дерлугьяна [2], акцентирующих внимание на взаимосвязи внутри- и внешнеполитических изменений; теории социальных революций Т. Скочпол [9], анализирующей внутренние факторы государственной стабильности; концепции коэволюции трансформационных процессов Е.В. Бродовской [1], апеллирующей к взаимообусловленному характеру посткоммунистических трансформаций.
Методика заключается в последовательном анализе на основе метода ивент-анализа сначала внутренних, а затем и внешних факторов демократического транзита на посткоммунистическом пространстве, после чего осуществляется совмещение полученных результатов и делается вывод о характере их коэволюции в каждом конкретном случае.
Базовыми категориями, используемыми в данной методике, являются:
- посткоммунистическое пространство - совокупная территория бывших коммунистических государств (Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Россия, Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Молдавия, Белоруссия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Македония, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения);
- демократический транзит - процесс, в рамках которого государство или группа государств осуществляют переход от недемократических форм государственного устройства и правления к формам демократическим;
- внутренние факторы - внутриполитические факторы демократического транзита в посткоммунистическом государстве (сохранение территориальной целостности и легитимная, ненасильственная передача власти на протяжении двух последовательных электоральных циклов);
- внешние факторы - внешнеполитические факторы демократического транзита в посткоммунистическом государстве (отсутствие подчиненного членства в военно-политической организации, автономная риторика политического руководства, отсутствие чужих военных частей и объектов на территории государства);
- явное измерение - анализ явных индикаторов параметров успешности демократизации (сохранение государством территориальной целостности в процессе демократического транзита, отсутствие гражданской войны; передача власти посредством легитимных, открытых и честных выборов на протяжении двух последовательных электоральных периодов или силовой захват власти, отсутствие прижизненной ее смены);
- латентное измерение - анализ скрытых индикаторов параметров успешности демократизации, наличие которых обеспечивает ее безуспешность при соблюдении явных индикаторов (дискриминация, ограничивающая социальные группы в их действиях; подавление гражданских выступлений, сопровождающееся жертвами; институт преемничества или лимитирование политических оппонентов);
- темпоральное измерение - анализ динамики исследуемых процессов (движение от демократии к авторитаризму или от авторитаризма к демократии).
В соответствии с предлагаемой методикой в ходе анализа коэволюции внутренних и внешних факторов демократических транзитов на постком-мунистическом пространстве следует дифференцировать относящиеся к нему государства на группы в соответствии с двумя показателями:
- внутренним (в соответствии с данным фактором государства будут иметь следующие статусы: демократические, полудемократические (наблюдаются незначительные нарушения демократических практик), полуавторитарные (присутствуют некоторые элементы демократических практик), авторитарные);
- внешним (этот фактор предполагает разделение изучаемых стран по статусам: включенные, переключающиеся, самостоятельные).
При этом под факторами понимается совокупность показателей, переменных и эмпирических индикаторов, соответствующих внутри- или
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
политология
внешнеполитической сфере деятельности государства, а показатель представляет собой операциональную категорию.
Анализ внутреннего показателя целесообразно проводить на основании предложенных С. Хантингтоном параметров успешности демократизации [3, с. 198]. К последним относятся сохранение территориальной целостности государства в процессе демократического транзита, а также наличие ненасильственной легитимной передачи власти на протяжении двух последовательно осуществляемых электоральных циклов. Однако поскольку в предложенном исследовании анализируется не два электоральных цикла, а весь период посткоммунистических трансформаций, охватывающий в различных случаях 25-30 лет, для оптимизации исследовательского процесса и повышения степени объективности конечных результатов выделяются последний электоральный цикл и остальной предшествующий период, что позволяет определить динамику развития исследуемого процесса.
В случае сохранения территориальной целостности и наличия ненасильственной легитимной передачи власти на протяжении двух последовательных электоральных циклов, государство идентифицируется как демократическое.
В ситуации, когда оба параметра нарушены, государство признается авторитарным.
При нарушении одного из указанных параметров и выполнении второго трактовка уровня демократизации государства исходит из их темпоральных проявлений на данный момент. Например, при сохранении территориальной целостности на протяжении двух последовательных электоральных циклов лишь первый электоральный цикл сопровождался насильственной или/и нелегитимной передачей власти - политический режим следует признать демократическим.
В случае сохранения территориальной целостности на протяжении двух последовательных электоральных циклов лишь последний электоральный цикл сопровождался насильственной или/и нелегитимной передачей власти - политический режим следует признать полудемо-кратическим.
В ситуации сохранения территориальной целостности на протяжении двух последовательных электоральных циклов предыдущий и последний электоральные циклы сопровождались насильственной или/и нелегитимной передачей власти - политический режим следует признать полуавто-ритарным.
При осуществлении ненасильственной легитимной передачи власти на протяжении двух последовательных электоральных циклов конфликт
разрешен либо уже не находится в стадии эскалации - политический режим признается демократическим.
В случае осуществления ненасильственной легитимной передачи власти на протяжении двух последовательных электоральных циклов конфликт только перешел в стадию эскалации - существующий политический режим определяется как полудемократический.
Если при осуществлении ненасильственной легитимной передачи власти на протяжении двух последовательных электоральных циклов конфликт был и остается в стадии эскалации, то существующий политический режим определяется как полуавторитарный.
В случае, если лишь последний электоральный цикл сопровождался ненасильственной и легитимной передачей власти, а конфликт только вошел в стадию мирного урегулирования и/или затухания, то данные значения суммируются, переводя существующий политический режим в разряд полудемократического.
В ситуации, когда только последний электоральный цикл был осуществлен на фоне насильственных действий и нелегитимно, а конфликт только вошел в стадию мирного урегулирования и/или затухания, то при суммировании данных показателей политический режим трактуется как полуавторитарный.
Аналогично трактуется ситуация, если лишь последний электоральный цикл сопровождался ненасильственной и легитимной передачей власти, а конфликт только возник или вошел в стадию эскалации (политический режим признается полуавторитарным).
В случае, если лишь предыдущий электоральный цикл сопровождался ненасильственной и легитимной передачей власти, а конфликт только возник или вошел в стадию эскалации, политический режим признается полуавторитарным.
В ситуации, когда лишь последний электоральный цикл сопровождался ненасильственной и легитимной передачей власти, а конфликт был и остается в стадии эскалации, политический режим признается полуавто-ритарным.
В случае, если лишь предыдущий электоральный цикл сопровождался ненасильственной и легитимной передачей власти, а конфликт был и остается в стадии эскалации, политический режим признается авторитарным.
В ситуации, когда оба электоральных цикла сопровождались насильственной и нелегитимной передачей власти, а конфликт вошел в стадию мирного урегулирования и/или затухания, политический режим признается полуавторитарным.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
политология
Если оба электоральных цикла сопровождались насильственной и нелегитимной передачей власти, а конфликт только возник или вошел в стадию эскалации, то политический режим признается авторитарным.
Все вышеизложенные варианты представлены в таблице 1.
Указанные предположения основаны на оптимизированных эмпирическим путем результатах пилотажных исследований и призваны сделать проводимый анализ максимально объективным.
Таблица 1
Переменная Территориальная целостность предыдущего электорального периода Территориальная целостность последнего электорального периода ненасильственная легитимная передача власти предыдущего электорального периода ненасильственная легитимная передача власти последнего электорального периода
Значение + + + +
Итог Демократическое государство
Значение - - - -
Итог Авторитарное государство
Значение + + - +
Итог Демократическое государство
Значение + + + -
Итог Полудемократическое государство
Значение + + - -
Итог Полуавторитарное государство
Значение - + + +
Итог Демократическое государство
Значение + - + +
Итог Полудемократическое государство
Значение - - + +
Итог Полуавторитарное государство
Значение - + - +
Итог Полудемократическое государство
Значение - + + -
Итог Полуавторитарное государство
Значение + - - +
Итог Полуавторитарное государство
Значение + - + -
Итог Полуавторитарное государство
Значение - - - +
Итог Полуавторитарное государство
Значение - - + -
Итог Авторитарное государство
Значение - + - -
Итог Полуавторитарное государство
Значение + - - -
Итог Авторитарное государство
Особое внимание при этом следует уделить тому, что данные переменные могут иметь не только явную, но и латентную форму проявления. Например, институт преемничества невозможно определить как способ легитимного воспроизводства власти в рамках рационально-легальной формы ее легитимации. Это связано с патримониальной природой данного института, его тяготением к традиционному, а не рационально-легальному типу политического господства, свойственного для успешной демократизации.
Выборы могут использоваться как рационально-легальный фасад обеспечения легитимности преемнической формы воспроизводства власти, а нежелание или неумение осуществить мирное решение национальных, политических и иных вопросов, приводящее к применению со стороны власти осознанного и целенаправленного насилия и институционализации дискриминационных практик, обеспечивают территориальную целостность государства в процессе демократического транзита. Мирное решение данных проблем свойственно демократическим и успешно демократизирующимся государствам. Латентные проявления исследуемых переменных при этом необходимо приравнять по своей значимости к явным при определении степени успешности осуществляемого демократического транзита.
Рассмотрим данный алгоритм на примере переменной «территориальная целостность».
В случае если в явном (латентном) (могут меняться местами, их расположение непринципиально) измерении присутствуют два положительных значения (ранее и сейчас) и в латентном (явном) измерении тоже находятся два положительных значения (ранее и сейчас), то они накладываются друг на друга.
В ситуации если в явном (латентном) измерении присутствуют два отрицательных значения (ранее и сейчас), то они накладываются на латентное (явное) измерение вне зависимости от того, есть ли в последнем отрицательные значения или нет.
В случае если в явном (латентном) измерении присутствует одно отрицательное значение (только ранее или только сейчас), и оно совпадает по темпоральному проявлению с отрицательным значением в латентном (явном) измерении, то они накладываются друг на друга с нулевым эффектом.
В ситуации, если в явном (латентном) измерении присутствует одно отрицательное значение (только ранее или только сейчас), оно накладываются на полностью положительное латентное (явное) измерение.
В случае если в явном (латентном) измерении присутствует одно отрицательное значение (только ранее или только сейчас) и оно не совпадает по темпоральному проявлению с отрицательным значением в латентном
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
(явном) измерении, то они накладываются друг на друга с суммирующим эффектом (таблица 2).
Таблица 2
Переменная Территориальная целостность (ранее) Территориальная целостность (сейчас)
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + +
Сумма + +
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - -
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + +
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + -
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - +
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - -
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - -
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - -
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - +
Сумма - +
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + -
Сумма + -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + +
Сумма - +
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + +
Сумма + -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + -
Сумма + -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - +
Сумма - +
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение - +
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение + -
Сумма - -
Первое слагаемое Явное (латентное) измерение + -
Второе слагаемое Латентное (явное) измерение - +
Сумма - -
Эти процедуры проводятся с целью полноценного учета темпоральных характеристик изучаемого объекта и недопущения снижения значимости выявляемых индикаторов в бинарной системе (по темпоральному признаку) расчетов переменной.
Данное обстоятельство приводит к тому, что при негативном индици-ровании выявленные отрицательные значения в явном измерении переменной дублируются в ее латентном измерении и наоборот, т.к. анализируется одна и та же переменная, и, в конечном счете, не имеет значения, в каком именно измерении они фиксируются. Приоритетным является сам факт наличия или отсутствия индикаторов с отрицательными значениями в рамках каждой отдельной переменной.
Внешний показатель определяется включенностью государства в сферу влияния других держав. Данный показатель подразумевает учет таких переменных, как членство исследуемого государства в военно-политической организации, курируемой другой державой или группой держав; внешнеполитическая направленность риторики политического руководства; наличие войск и военных объектов других держав на его территории, в том числе принадлежащих той военно-политической организации, в которой состоит исследуемое государство.
Например, если государство не входит в чью-то сферу влияния, а, возможно, и само является влиятельным в военно-политической организации, риторика его политического руководства не предполагает ограничения его статуса на международной арене в чью-либо пользу, и на его территории нет иностранных войск и военных объектов, за исключением объектов военно-политической организации, на которую оказывает влияние, то оно признается самостоятельным.
В случае нарушения одной или двух из данных переменных государство признается переключающимся.
Если все переменные имеют обратное значение, то государство идентифицируется как включенное (таблица 3).
Последовательность осуществления методики:
1) отбор эмпирического материала из единой базы данных, что должно уменьшить субъективность получаемых результатов; ими могут являться информационные порталы, централизованные базы данных и т.п.;
2) анализ явного измерения территориальной целостности государства;
3) анализ латентного измерения территориальной целостности государства;
4) анализ явного измерения легитимности передачи власти в государстве;
5) анализ латентного измерения легитимности передачи власти в государстве;
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
6) анализ переменных внешнего показателя;
7) выводы по характеру коэволюции внутренних и внешних факторов демократического транзита на посткоммунистическом пространстве.
Таблица 3
Переменная отсутствие подчиненного членства в военно-политической организации Автономная риторика политического руководства отсутствие чужих военных частей и объектов на территории государства
Значение + + +
Итог Самостоятельное государство
Значение + + -
Итог Переключающееся государство
Значение + - +
Итог Переключающееся государство
Значение - + +
Итог Переключающееся государство
Значение - - +
Итог Переключающееся государство
Значение + - -
Итог Переключающееся государство
Значение - + -
Итог Переключающееся государство
Значение - - -
Итог Включенное государство
Рассмотрим практику реализации данной методики на примере демократического транзита в посткоммунистической Словении.
Словения получила свою независимость в результате прихода к власти в республике националистически настроенных политических сил (Социал-демократический союз Словении) в 1990 г. и последовавшей за этим гражданской войны с югославским союзным центром в 1991 г.
В ходе демократического транзита Словении удалось сохранить территориальную целостность. В стране отсутствуют дискриминация и ущемление прав и свобод групп граждан и какие-либо подавления гражданской позиции насильственными и неправовыми методами, осужденными на уровне международного сообщества.
В Словении как в явном, так и в латентном измерениях осуществляется легитимная и ненасильственная передача власти. Президентами Словении избирались: в 1991 г. - М. Кучан, в 2002 г. - Я. Дрновшек, в 2007 г. -Д. Тюрк, в 2012 г. - Б. Пахор. В ходе демократизации в Словении была сформирована развитая и эффективная партийная система. По результатам выборов 2011 г. в Государственное Собрание Словении большинство
набрали партия «Позитивная Словения» (28%), «Словенская демократическая партия» (23%) и «Социал-демократическая партия» (11%).
С целью предотвращения сепаратистких выступлений и пресечения угрозы территориального распада в избирательной системе государства предусмотрено избрание в высший законодательный орган - Государственное Собрание - представителей от национальных меньшинств, проживающих на территории Словении: итальянской и венгерской общин.
С 2004 г. Словения является активным членом Европейского Союза и Организации Североатлантического договора. Внешний курс Словении во многом определяется ее членством в данных международных организациях, в особенности НАТО, чьи войска размещены на ее территории. Риторика словенского политического руководства остается прозападной. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в военно-политическом плане Словения является включенной в сферу влияния США, НАТО, ЕС.
Словению следует признать демократическим включенным государством (таблица 4).
Таблица 4
Коэволюция внутренних и внешних факторов демократического транзита в развитии посткоммунистической Словении
1. Внутренний показатель Измерение Территориальная целостность Легитимная передача власти
Явное измерение + (++) +(++)
Латентное измерение + (++) +(++)
2. Внешний показатель Отсутствие подчиненного членства в военно-политической организации Автономная риторика политического руководства Отсутствие чужих военных частей и объектов на территории государства
- - -
Итог: демократическое включенное
Пояснения к методике
Условные обозначения:
«+» - наличие представленного качества;
«-» - отсутствие представленного качества;
* - темпоральное качество.
Внутренний показатель: от «++++++++» до «----------++++++» - демократический политический режим; от «----------------++++++» до «-++++» -
полудемократический политический режим; от «--------------++++» до
«---------++» - полуавторитарный политический режим; «-------------+»
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
или «-----------» - авторитарный политический режим. Данный показа-
тель формируется путем перемножения четырех переменных (территориальная целостность сейчас, территориальная целостность ранее, легитимная передача власти сейчас, легитимная передача власти ранее - данные таблицы 1) с двумя измерениями (явное, латентное - данные таблицы 2), получается 8 возможных значений.
Внешний показатель: «-------» - включенный статус государства (пример - таблица 4); «—++» или «----+» - переключающийся статус госу-
дарства; «+++» - самостоятельный статус государства.
Метки: ГВ - гражданская война; ТЦН - территориальная целостность нарушена; Д - дискриминация и ущемление прав и свобод групп граждан; П - подавление гражданской позиции насильственными и неправовыми методами, осужденными на уровне международного сообщества; СЗВ - силовой захват власти; ОПСВ - отсутствие прижизненной смены власти; ИП - институт преемничества; ЛПО - лимитирование политических оппонентов.
Достоинствами предлагаемой методики являются:
- амбивалентный характер анализа внутренних и внешних факторов демократических транзитов на посткоммунистическом пространстве;
- стремление учесть явные, латентные и темпоральные особенности исследуемых процессов;
- наличие потенциала к переходу к индексному измерению анализируемых процессов.
К недостаткам данной методики следует отнести:
- сложность формулировок, принципов и правил применения, что может быть оптимизировано в процессе совершенствования представленной методики;
- дискуссионность в отношении выбора эмпирических индикаторов и значений, что может быть преодолено с помощью дополненной эмпирической базы данных и усовершенствованной процедуры их отбора и аргументации.
Выводы
1. Предлагаемая методика включает в себя внутренний показатель (переменные: территориальная целостность (эмпирические индикаторы явного измерения: гражданская война, нарушение территориальной целостности; эмпирические индикаторы латентного измерения: дискриминация и ущемление прав и свобод групп граждан, подавление гражданской позиции насильственными и неправовыми методами, повлекшими за собой жертвы), а также легитимная передача власти (эмпирические
. 109
индикаторы явного измерения: силовой захват власти, отсутствие при- ^ „
жизненной смены власти; эмпирические индикаторы латентного измере- х §
ния: институт преемничества, лимитирование политических оппонентов) щ |
и внешний показатель (переменные: отсутствие подчиненного членства в 3
военно-политической организации, автономная риторика политического *
руководства, отсутствие чужих военных частей и объектов на территории 2
государства).
2. В соответствии с предлагаемой методикой возможны двенадцать вариантов взаимообусловленности внутренних и внешних факторов демократического транзита на посткоммунистическом пространстве: демократический включенный (демократическое государство в сфере чужого влияния), демократический переключающийся (демократическое государство, входящее или выходящее из сферы чужого влияния), демократический самостоятельный (демократическое государство, не входящее в сферу чужого влияния), полудемократический включенный (государство с проблемами в демократическом развитии в сфере чужого влияния), полудемократический переключающийся (государство с проблемами в демократическом развитии, входящее или выходящее из сферы чужого влияния), полудемократический самостоятельный (государство с проблемами в демократическом развитии, не входящее в сферу чужого влияния), полуавторитарный включенный (авторитарное государство с элементами демократического развития в сфере чужого влияния), полу-авторитарный переключающийся (авторитарное государство с элементами демократического развития, входящее или выходящее из сферы чужого влияния), полуавторитарный самостоятельный (авторитарное государство с элементами демократического развития, не входящее в сферу чужого влияния), авторитарный включенный (авторитарное государство в сфере чужого влияния), авторитарный переключающийся (авторитарное государство, входящее или выходящее из сферы чужого влияния), авторитарный самостоятельный (авторитарное государство, не входящее в сферу чужого влияния).
Предлагаемая методика может быть использована для комплексного исследования и классификации вариантов коэволюции внутренних и внешних факторов демократических транзитов на посткоммунистиче-ском пространстве.
Библиографический список
1. Бродовская Е.В. Коэволюция институциональных и социокультурных составляющих трансформационного процесса. Тула, 2009.
политология
2. Дерлугьян Г. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение // Русский архипелаг. Сетевой проект «Русского Мира». URL: http://www.archipelag.ru/authors/ derlugyan/?library=1124 (дата обращения: 15.04.2013).
3. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2003.
4. Collins R. Does Modem Technology Change the Rules of Geopolitics? // J. of Political and Military Sociology. 1981. № 9. Р. 163-177.
5. Collins R. Long-Term Social Change and the Territorial Power of States // Research in Social Movements. Conflicts and Change. 1978. № 1. P. 1-34.
6. Collins R. Prediction in Macrosociology: The Case of the Soviet Collapse // American J. of Sociology. 1995. May. Р. 1552-1593.
7. Collins R. The Geopolitical and Economic World-Systems of Kinship-Based and Agrarian-Coercive Societies // Review. 1992. Vol. 15. № 3. Р. 373-388.
8. Collins R., Waller D. What Theories Predicted the State Breakdowns and Revolutions of the Soviet Bloc? // Research in Social Movements, Conflicts and Change. 1992. № 14. Р. 31-47.
9. Skocpol Th. States and Social Revolutions: A Comparative Analysis of France, Russia and China. Cambridge, 1979.