Научная статья на тему 'КОЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДА: НОВАЯ ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА XXI ВЕКА'

КОЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДА: НОВАЯ ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природа / природный принцип / взаимодействие / человек / архитектура / nature / principles of nature / urban planning / communication / architecture

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — В.А. Титова, Е.А. Орлов

Проблема взаимоотношений человека и окружающей среды является сегодня одной из самых актуальных. Она затрагивает важные сферы жизни человека, поэтому в ее решении принимают участие экологи, ученые, а также архитекторы. В статье изучены и проанализированы взаимосвязи природы и архитектуры. В качестве основного решения сформулированных проблем автор вводит концепцию использования природных форм и принципов в архитектуре, которая подразумевает коэволюцию человека и природы – совместное развитие за счет взаимодействия друг с другом. В ходе исследования были определены семь основных природных принципов: свет солнца, вертикаль, коммуникабельность, открытое пространство, отсутствие чёткого порядка, функциональная динамичность и естественная структура. Авторы делают вывод о том, что новая природа в городе XXI в. выстраивает игровое взаимодействие с человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CO-EVOLUTION OF THE CITY: NEW NATURE AND ARCHITECTURE OF THE XXI CENTURY

The problem of the relationship between man and the environment is one of the most urgent today. It affects important areas of human life, so ecologists, scientists, and architects take part in its solution. The article studied and analyzed the relationship between nature and architecture. As the main solution to the formulated problems, the author introduces the concept of using natural forms and principles in architecture. The study identified seven basic natural principles: the light of the sun, the vertical, sociability, open space, lack of clear order, functional dynamism and natural structure. In conclusion, the author concludes that the new nature in the city of the XXI century builds a game interaction with a person.

Текст научной работы на тему «КОЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДА: НОВАЯ ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА XXI ВЕКА»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА INSTRUCTION А^ АRCHITECTURE

УДК 72.01

doi: 10.52470/2619046X 2023 1 7

КОЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДА:

НОВАЯ ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА XXI ВЕКА

В.А. Титова, Е.А. Орлов

Аннотация. Проблема взаимоотношений человека и окружающей среды является сегодня одной из самых актуальных. Она затрагивает важные сферы жизни человека, поэтому в ее решении принимают участие экологи, ученые, а также архитекторы. В статье изучены и проанализированы взаимосвязи природы и архитектуры. В качестве основного решения сформулированных проблем автор вводит концепцию использования природных форм и принципов в архитектуре, которая подразумевает коэволюцию человека и природы - совместное развитие за счет взаимодействия друг с другом. В ходе исследования были определены семь основных природных принципов: свет солнца, вертикаль, коммуникабельность, открытое пространство, отсутствие чёткого порядка, функциональная динамичность и естественная структура. Авторы делают вывод о том, что новая природа в городе XXI в. выстраивает игровое взаимодействие с человеком.

Ключевые слова: природа, природный принцип, взаимодействие, человек, архитектура.

CO-EVOLUTION OF THE CITY:

NEW NATURE AND ARCHITECTURE OF THE XXI CENTURY

V.A. Titova, E.A. Orlov

Abstract. The problem of the relationship between man and the environment is one of the most urgent today. It affects important areas of human life, so ecologists, scientists, and architects take part in its solution. The article studied and analyzed the relationship between nature and architecture. As the main solution to the formulated problems, the author introduces the concept of using natural forms and principles in architecture. The study identified seven basic natural principles: the light of the sun, the vertical, sociability, open space, lack of clear order, functional dynamism and natural structure. In conclusion, the author concludes that the new nature in the city of the XXI century builds a game interaction with a person.

Keywords: nature, principles of nature, urban planning, communication, architecture.

Человек - это часть природы, он существует неотделимо от неё. Люди с древних времен использовали природные ресурсы для создания комфортных условий жизнедеятельности, не задумываясь об их возобновляемости и ограниченности. Кожа животных служила прочным материалом для постройки жилищ, а также имела привлекательный вид, поэтому использовалась для создания одежды. Ветки деревьев подходили для разведения огня, возле

Рисунок 1. Casa МПа (архитектор Антонио Гауди)

которого можно согреться в холодное время года, создать общественное пространство для коммуны или осветить комнаты старого здания.

Природа обладает таинственностью и неизведанностью, привлекающими внимание архитектора. Её формы ложились в основу создания архитектурных объектов, таких как «Бахайский храм» в городе Нью-Дели, построенный по проекту архитектора Фариборза Сабха. Он является сложной фрактальной структурой, состоящей из мраморных фрагментов, стилизованных под лепестки лотоса.

Рисунок 2. Концепция «Города планет» (архитектор Лиам Янг)

Другой пример - здание «Casa Milá» (1906-1910 гг.), в котором архитектор Антонио Гауди хотел воплотить скалу, омываемую морем. Благодаря отсутствию прямых линий появляется ощущение, что массивная скала со сглаженными морем углами медленно плывёт, и крыша, подобно волне, стекает вниз по скале (рисунок 1).

Архитектор Лиам Янг спроектировал «Город планет» (2021 г.). Это виртуальный концепт мегаполиса, где будут жить 10 миллиардов человек на территории в 0,02 % поверхности планеты. Город будущего организован по принципам циклической био-экономики с помощью существующих технологий. Пищевые отходы отправятся в биореакторы, в которых водоросли и другие микроорганизмы переработают их в удобрение и корм для рыб. Дома должны представлять собой «жилые горы», построенные из переработанных материалов, а еду предполагается выращивать на вертикальных «мега-фермах» (рисунок 2).

Другой пример осмысления природы - «Аэротель» (2008 г.) архитектора Андрея Асадова. Это плавающее здание, которое быстро собирается и имеет легкую структуру. Оно может быть пригодно к последующей переработке. Архитектурный поплавок задуман как причальная станция для летающих отелей и должен быть расположен над поверхностью океана недалеко от берега. По форме «Аэротель» напоминает летающую тарелку, зависшую над водой (рисунок 3).

Развитие современной архитектуры

Принципиальное различие между объектами живой природы и объектами, созданными человеком, заключается в том, что архитектурные сооружения крайне энергетически неэффективны. Они создают разрыв в естественных ландшафтах за счёт стальных, железобетонных границ и стен. Здания - это крупнейшие отдельно взятые потребители энергии в нашем обществе.

Рисунок 3. Концепция «Аэротеля» (архитектор Андрей Асадов)

В настоящее время мало экологичных (и одновременно - красивых и здоровых) городов и кварталов, которые могли бы воспитывать жителей своей средой и, подобно естественной природе, позитивно воздействовать на них. Отсутствует плановое стремление к созданию таких городов, способствующих формированию гармоничной среды для продуктивной жизнедеятельности человека [4]. Наблюдается отход архитектурных форм от принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Архитектурная бионика, или био-тек - это направление советского архитектурного модернизма, основные положения, методы и задачи которого сформулировал Ю.С. Лебедев. Он подчеркивает: «Архитектурная бионика основным считает метод функциональных аналогий, или сопоставления принципов и средств формообразования архитектуры и живой природы», а также что «архитектурная бионика исследует в органическом мире гармонически сформированные функциональные структуры с целью использования в архитектуре законов и принципов их формирования».

Таким образом, архитектурная бионика - прикладная наука, изучающая принципы организации, свойства, функции и структуры живой природы, а также их применение в технических устройствах и архитектурных сооружениях.

Однако в последнее время в архитектуре стал заметен уход от естественных форм и принципов в пользу сложных искусственных систем. Архитекторы начинают использовать в архитектуре полифункциональные умные модели. Проекты переходят к более многомерному осмыслению природы и взаимодействию человека с пространством: «Лес знаков заменил естественный лес» [1].

Современный город постоянно развивается и усложняется благодаря новым сценариям: активизму, горизонтальному взаимодействию горожан, интерактивным перфомансам,

Рисунок 4. Художественный музей дюны (архитектурное бюро OPEN Architecture)

Рисунок 5. Культурный центр Гейдара Алиева (архитектурное бюро Zaha Hadid Architects)

социальным и культурным мероприятиям. Проекты переходят к более сложному осмыслению природы, которая становится частью социальной жизни города, и простая бионика уже не может их описать.

Например, здание «Художественного музея дюны» (2018 г.), спроектированное архитектурным бюро «OPEN Architecture», интегрировано в песчаные дюны, которые формировались вдоль побережья залива Бохай на севере Китая на протяжении тысяч лет. Здесь была создана сеть подземных галерей, сохраняющих естественный ландшафт (рисунок 4).

Архитектор Заха Хадид спроектировала «Культурный центр Гейдара Алиева» (2012 гг.). В этом здании стираются различия между архитектурой и ландшафтом, фасадом и городской площадью, интерьером и экстерьером благодаря текучести форм, напоминающих набегающие друга на друга волны (рисунок 5).

В таких проектах природа и архитектура не противопоставляются, а взаимодействуют друг с другом, границы между ними размываются и создают интерактивные пространства для новой жизни горожанина.

Новая природа в городе XXI столетия

Отметим следующие принципы новой природы в городе будущего:

1. Свет солнца. Одна из наиболее важных отличительных черт леса - это его способность пропускать солнечный свет при наличии большого количества деревьев. От стволов, имеющих широкое основание, в разные стороны растут ветки, причем, чем они выше, тем тоньше. Благодаря этому лучи солнца проникают сквозь кроны деревьев. Ближе к земле ветки становятся чаще и толще, из-за чего проходит меньше света. Используя этот принцип в городе, можно создать многоуровневый мегаполис, работающий по законам солнца, ветра и тепла [2].

2. Вертикаль. Современные здания-небоскребы, как деревья, «вытягиваются» вверх, словно пытаясь прикоснуться к небу. Благодаря вертикальной планировке архитектурный объект

московский информационно-технологический университет -

московский архитектурно-строительный институт

включает большое количество функций и имеет высокую вместимость, что обеспечивает рациональное использование территории [3].

3. Коммуникабельность. Лес представляет собой свободное пространство, где животные взаимодействуют друг с другом. Так же и современная архитектура становится более открытой для человека: она совмещает различные функции в одном пространстве, где можно свободно передвигаться и взаимодействовать с другими людьми.

4. Открытое пространство. Лес не имеет стен и четких пространственных границ, которые препятствуют коммуникации животных. Данный принцип архитекторы используют при создании общественных пространств. В них меньше стен, чем в жилых зданиях, и больше проходов для взаимодействия людей.

5. Отсутствие чёткого порядка. Животные перемещаются не по протоптанным дорожкам, а по наиболее выгодному в данный момент пути. Если на них нападет хищник, то они побегут по самой короткой дороге, в холодное время будут выходить на освещённые участки, а в жаркую пору - прятаться в тени. Архитектор должен учитывать все возможные пути перемещения человека в проектируемом им здании.

6. Функциональная динамичность. В лесу отсутствуют статичные и определённые функции. Лес меняется в зависимости от потребностей его обитателей. Сегодня дерево может служить основой для создания гнезда - жилой ячейки, завтра местом сбора птичьей стаи - общественной зоной, а послезавтра оно обрушится от сильного ветра, и маленькие жители отнесут по норам отколовшиеся от него ветки.

7. Естественная структура. В лесу нет двух одинаковых деревьев, открывающиеся пейзажи всегда различны. Для леса характерны плавные линии, перетекающие друг в друга, несимметричные и неповторимые формы. Такое заимствование улучшает визуальное восприятие зданий и увеличивает связь между жителями и природной средой.

В городе XXI столетия новая природа неразрывно связана с человеком. Архитектурные здания и сооружения, подобно живому лесу, «вливаются» в социальную среду города, не повреждая и не разрушая её, создают условия для гармоничной жизни горожан.

Библиографический список

1. Горохов В.А. Зеленая природа города. М., 2005.

2. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М., 1973.

3. Леонтович В.В. Вертикальная планировка городских территорий. М., 2021.

4. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. Устойчивое строительство. М., 2003.

В.А. Титова

студент

Инженерная академия Российского университета дружбы народов, Департамент архитектуры E-mail: 1032216190@pfur.ru

Е.А. Орлов

старший преподаватель

Инженерная академия Российского университета дружбы народов, Департамент архитектуры E-mail: egororlovrus@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.