Научная статья на тему 'Коэффициент загрузки диспетчера УВД как показатель безопасности полетов'

Коэффициент загрузки диспетчера УВД как показатель безопасности полетов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1944
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Высоцкий Владимир Зиновьевич

Рассматривается взаимосвязь коэффициента загрузки диспетчера УВД с интенсивностью речевого радиообмена между диспетчером УВД и экипажем воздушного судна при возникновении в радиоканалах переспросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Высоцкий Владимир Зиновьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPATCHER LOADING FACTOR AS A PARAMETER

The interrelation АТС dispatcher loading factor a with intensity of a speech radioexchange between the АТС dispatcher and crew of an air vessel is considered at occurrence in radiochannels of decisions feedback.

Текст научной работы на тему «Коэффициент загрузки диспетчера УВД как показатель безопасности полетов»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА Серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники.

Безопасность полетов

№99

УДК 347.822.4

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАГРУЗКИ ДИСПЕТЧЕРА УВД КАК ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

В.З. ВЫСОЦКИЙ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Логвиным А.И.

Рассматривается взаимосвязь коэффициента загрузки диспетчера УВД с интенсивностью речевого радиообмена между диспетчером УВД и экипажем воздушного судна при возникновении в радиоканалах переспросов

На безопасность полетов в значительной мере влияет загруженность диспетчера УВД, которая определяется коэффициентом загрузки диспетчера КЗ , вводимого как отношение времени занятости диспетчера ТЗ к общему времени работы Т, т.е.

Кз = Тз / Т . (1)

Этот показатель зависит от интенсивности воздушного движения, сложности организации

воздушного пространства, состава, формы и качества представления диспетчеру информации о воздушной обстановке [1].

Суммарное время занятости диспетчера распадается на затраты времени при выполнении отдельных операций:

ТЗ = 7р + *е + 7 в + 7о + 7п, (2)

где 7р - время радиосвязи с экипажами ВС;

4 - время согласования действий с диспетчерами смежных секторов;

7в - время взаимодействия с ЭВМ;

- время обращения к органам управления;

(„ - время, затрачиваемое на принятие решений [1].

Из соотношений (1) и (2) следует, что общий коэффициент загрузки диспетчера может быть разделен на сумму коэффициентов загрузки при выполнении отдельных операций:

т

К з = IК з,■. (3)

г =1

Из соотношения (3) запишем коэффициент загрузки в следующем виде:

КЗ = КЗр + КЗост, (4)

где Кзр - коэффициент загрузки, связанный с ведением радиосвязи;

КЗОСт - коэффициент загрузки, связанный со всеми остальными операциями.

Далее рассмотрим только Кзр и для удобства записи индекс «р» опускаем.

Очевидно, что при условии возникновения потенциально конфликтной ситуации (ПКС) диспетчер УВД будет затрачивать времени для парирования этой ситуации больше, чем при её отсутствии.

Другими словами, время для ведения речевого радиообмена увеличивается. Чтобы произвести

соответствующую оценку, представим К3 в следующем виде:

Кз = тКЗп +11 -т) КЗо , (5)

где т = Тп / Т , Тп - средняя длительность ПКС;

К Зп - коэффициент занятости при наличии ПКС;

К Зо - коэффициент занятости при отсутствии ПКС, т<1.

В свою очередь, коэффициенты Кзп и Кз0 можно представить в следующей форме:

КЗо — ; КЗп — , (6)

где Тр - средняя длительность одного радиосеанса;

N - суммарная по всем воздушным судам (ВС) интенсивность заявок на радиосвязь при отсутствии ПКС;

N - суммарная по всем ВС интенсивность заявок на радиосвязь при наличии ПКС.

При наличии ПКС суммарная интенсивность заявок на радиосвязь будет превышать интенсивность заявок при отсутствии ПКС, поэтому можем записать:

^Ш, к >1, (7)

где к - некоторый коэффициент, который будет зависеть от интенсивности возникновения ПКС в данной конкретной зоне УВД.

Подставляя (6) и (7) в (5), получим:

К з —Тр [т(к -1) + 1^ . (8)

Располагая необходимыми статистическими данными по конкретной зоне УВД, из соотношения (8) можно определить КЗ и, если потребуется, скорректировать интенсивность воздушного движения в этой зоне УВД. Например, если в качестве Т принять 1 час, N=100; Т р=10 с, то К 3 =0,28.

Уравнение (8) получено в предположении, что радиоканал работает идеально.

На самом деле по разным причинам в радиоканале могут сложиться такие условия, когда возникают переспросы при радиообмене. Тогда соотношение (8) потребует корректировки.

Пусть за время Т возникает N заявок на радиосвязь. Каждой из них в идеальном случае

соответствует длительность радиосеанса Тр. С вероятностью Рп п-ому числу заявок может

соответствовать переспрос, т.е. из общего числа заявок N, п=РN из них будет соответствовать длительность 2Тр и т.д. Следовательно, среднюю с учетом переспросов длительность сеанса связи можно выразить в следующем виде:

¥

Трп —Тр + Тр Е рП— гтр- Тр. (9)

і—1 1 Рп

Подставляем (9) в (8) и окончательно получим формулу для коэффициента загруженности диспетчера УВД при наличии ПКС с учетом возможностей возникновения переспросов в начале речевого радиообмена:

т(к -1) +1

К 3 — ■ <10)

1 - рп

Принимая значения параметров, входящих в (10), можно получить следующие результаты: К з =0,31 при Рп=0,1; К з =0,35 при Рп=0,2; К 3 =0,40 при Рп=0,3.

Отсюда видно, что загрузка диспетчера заметно возрастает при наличии переспросов.

Используя соотношение (10), для каждой конкретной зоны УВД можно определить статистические значения величин N, тр, т, к и Рп и, соответственно, вычислить коэффициент загрузки диспетчера. Если эта величина будет превышать нормативное значение (при этом учтем соотношение (4)), то необходимо принимать соответствующие технические и организационные меры. Прежде всего эти меры должны быть связаны с регулированием интенсивности воздушного движения в данной зоне УВД.

ЛИТЕРАТУРА

Анодина Т.Г., Кузнецов А.А., Маркович Е.Д. Автоматизация УВД.- М.: Транспорт, 1992.

Коэффиициент загрузки диспетчера УВД как показатель безопасности полетов 151

DISPATCHER LOADING FACTOR AS A PARAMETER ATC OF SAFETY OF FLIGHTS

Vysotsky V.Z.

The interrelation ATC dispatcher loading factor a with intensity of a speech radioexchange between the ATC dispatcher and crew of an air vessel is considered at occurrence in radiochannels of decisions feedback.

Сведения об авторе

Высоцкий Владимир Зиновьевич, 1962 г.р., окончил ЛГУ им. Жданова (1984), соискатель МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - навигация и УВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.