Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266). Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 114-118.
И. И. Бекмирзаев
КОДИКОЛОГИЯ РУКОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ФИКХУ «АЛ-МУХИТ», НАПИСАННЫХ В МАВЕРАННАХРЕ
В статье впервые предпринята попытка исследования научного наследия Бурхануддина Махмуда ал-Бухари и Разиюддина ал-Сарахси на основе произведения «ал-Мухит». Исследуются история и порядок написания документов в учреждениях казията в Мавераннахре. Наряду с этим в работе проведен сравнительный анализ неисследованных до настоящего времени рукописных копий произведения «ал-Мухит», хранящихся в Рукописном фонде Института Востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, в библиотеках ал-Азхар (Египет) и Сулеймания (Турция).
Ключевые слова: Бурхануддин Махмуд ал-Бухари, Разиюддин ал-Сарахси, ал-Мухит, Маве-раннахр Х1-ХШ века, шурут, махзар, сижил, фатово, медресе, жаназа.
Начиная с десятого века по григорианскому летоисчислению в Мавераннахре начинают приводиться в определенный порядок отрасли науки фикх. К этому времени ученые Маверан-нахра начинают собирать в единое произведение разрозненные фетвы мазхаба ханафитов. Одним из первых ученых, который положил начало систематизации фетв ханафитов, был Абу Лайс ал-Самарканди, собравший их в такие произведения, как «ал-Навазил» и «Уйун ал-масаил». Позднее факихами были переписаны последующие сборники фетв «Вокеот», «Навазил» и «Фатава». В числе ученых-созда-телей фетв были Мухаммед ибн Ибрахим ибн Ануш ал-Хасири ал-Бухари (ум. 500 / 1107), который создал «ал-Хави фи фатава», Фах-руддин Ахмад ибн Мухаммед ибн Аби Бакр ал-Ханафи (ум. 522 / 1128), написавший «Мажма ал-фатава» и Ал-Садр ал-Шахид. Представитель семьи Али Моза Бурхануддин Махмуд ал-Бухари также создал множество произведений этого жанра.
В трудах ученых-библиографов встречаются различные мнения в отношении произведения «ал-мухит», написанного Бурхануддином Махмудом ал-Бухари (ум. 556 / 1219). По мнению ал-Кураши, произведение «ал-Мухит» принадлежит перу Разиюддина ал-Сарахси1. Однако произведение «ал-Мухит» является совершенно самостоятельным произведением по отношению к «ал-Мухит ал-Сарахси», что подтверждается следующими словами ал-Лакнави: «Наши друзья для того, чтобы различить два произведения, написанных нашими авторами, называют произведение «ал-Мухит» Бурхана большим «ал-Мухит» ом, а «ал-Мухит ал-Сарахси» называют малым
«ал-Мухит»2. Действительно, в Мавераннахре известны два произведения под названием «ал-Мухит», написанных в мазхабе ханафитов.
Первое из них принадлежит перу Бурхан ал-ислам Разиюддину Мухаммед ибн Мухаммед ибн Мухаммед ал-Сарахси (ум. 544 / 1149). Разиюддин ал-Сарахси постигал науку фикха у дяди Бурхануддина Махмуда ал-Бухари ал-Садра ал-Шахида, затем он прибыл в город Ха-лаб (Сирия) и преподавал в медресе Нуриййа и Халавиййа. После того как он был освобожден от должности, до конца своей жизни преподавал в медресе Хотуниййа в Дамаске (Сирия)3.
До нас дошло множество копий “ал-Мухит ал-Сарахси”. Ценность этого произведения, по мнению ученых, заключается в том, что фетвы ханафитских факихов, а также “Захир алривайа”, “Навадир” даны в нём последовательно в упорядоченном виде4. Две рукописные копии этого произведения, хранящиеся в ИВ АН РУз (Узбекистан) под номерами № 10998, № 5963, являются лишь некоторыми частями этого произведения, в них не дан полный текст источника. Только копия под номером № 557 считается полным текстом рукописи. На её первой странице сказано о том, что у произведения есть 3 вида копий. Первая копия считается большой, в ней 8, 10, 12, 20 частей, вторая, среднего объёма, состоит из 4 частей, третья, малого объема, состоит из 2 частей. Заключения об этих особенностях даны в первой и второй частях произведения, что подтверждает факт написания произведения в полной или сокращенной форме. Кроме этого, вполне вероятно, что увеличение объема произведения связано с тем, что произведение переписано некоторыми хаттатами и насихами (калли-
графами и переписчиками) крупным почерком. Кроме этого ученые, которые давали сведения
о книге, могли оценивать лишь её объем, не учитывая вышеуказанные обстоятельства.
Копии “ал-Мухит ал-Сарахси”, хранящиеся в Ая Софии (Турция), переписаны в ХП-ХШ веках хиджры и включают в себя как минимум
2 и как максимум 32 книги. Кроме этого, копии данного произведения, возможно, хранятся в других библиотеках мира под названиями “ал-Мухит ал-ризави”, “ал-Мухит ал-сугра”, “ал-Мухит ал-вуста”, “Важиз ал-мухит ал-сарахси”.
В произведении “ал-Мухит ал-сарахси” всего 80 частей, в которых по порядку рассматриваются вопросы вероисповедания, коммерции, семьи, положения рабов, тексты клятв и другие имущественные договоры, вопросы межгосударственных отношений, кодекс поведения казиев, вопросы судебного процесса. уголовные вопросы, вопросы порядка наследования.
При сопоставлении двух произведений «ал-Мухит» сразу становится ясным, что существует большая разница между изучаемыми частями. Например, какая-либо тема, которая в одном произведении является отдельной частью, в другом произведении вообще отсутствует. Например, в «ал-Мухит ал-Бурхани» в качестве отдельных тем даны такие вопросы, как ископаемые (ма‘дан), оформление документов кази (ал-махазир ва-л-сижиллат), поручительство (даман), обращение (муа‘мала), запретное и разрешенное для людей, стены (хийтан), договоры (шурут), широко распространённые вопросы, обман (гордость), вопросы кафалата (залога). А в «ал-Мухите ал-сарахси» нашли отражение такие темы, как заупокойная молитва (жаназа), ремесло (касб), согласие (разо’), ‘идда, мера (тадбир), назначение (каффарат), клятва (цасам), тазкийа, родство, вопросы лечения людей, завещания и наследования, задолженность, освобождение из рабства по болезни, которые даны в качестве отдельных частей. Там же раскрываются вопросы, не встречающиеся в обоих произведениях. Например, порядок оформления документов казията (ал-махазир ва-л-сижиллат), договоры (шурут) в “ал-Мухит ал-сарахси” отсутствуют.
Хотя названия этих двух произведений одинаковы, время их написания и содержание различны, и каждое из них создано в свойственном только ему стиле. По мнению некоторых исследователей, произведение «ал-Мухит ал-
Бурхани» Бурхануддина Махмуда ал-Бухари принадлежит деду писателя. Например, выражение ал-Иткани «ал-Мухит ал-Бурхани» означает, что автором является Бурхан ал-Кабир5. Несмотря на это, во множестве первоисточников и произведениях историков табаката (библиографические произведения) отмечается, что данное произведение написано Бурхануд-дином Махмудом ал-Бухари.
Ещё один проблемный вопрос в исследованиях по «ал-Мухита ал-Бурхани» - это год окончания написания произведения. Внесение ясности в этот вопрос на основе рукописных источников и свидетельств хаттатов (каллиграфов) весьма сложно. Как известно, это произведение включает в себя результаты многолетней творческой деятельности, которую вёл Бурхануддин Махмуд ал-Бухари в Бухаре и в Самарканде. Опираясь на эти сведения, можно сказать, что мыслитель начал писать свое произведение в период своей жизни в Самарканде.
Подтверждением нашей мысли может являться следующее выражение, данное во введении к произведению Бурхануддина Махмуда ал-Бухари «ал-Захират ал-бурханиййа»:
6^3| . . . оЛл JЛІ
Перевод: “После хвалы Аллаху, я в молодости, в период расцвета моей жизни и в самом начале моей деятельности по фетве смог собрать вопросы “ал-Воце‘от”. Кроме этого, в их число я внёс и похожие вопросы. В период своей жизни в Самарканде я собрал ещё множество вопросов”.
Здесь необходимо отметить, что произведение «ал-Мухит ал-Бурхани» полностью связано с личностью Бурхануддина Махмуда ал-Бухари, потому что автор, приводя фет-вы Бурхана ал-Кабира или Разиюддина ал-Сарахси, использует такие выражения, как «по словам моего дедушки», «по мнению Разиюддина ал-Сарахси».
В процессе исследования выяснилось, что произведение «ал-Мухит ал-Бурхани» несколько раз готовилось к печати. Научный сотрудник центра исламских исследований, находящегося в городе Исламабад (Пакистан), «Идара ал-Куръан ва ал-‘улум ал-исламиййа» Луйи Абд ал-Ра’уф ал-Халили издал книгу под названием «Китаб ал-музараба мин «ал-Мухит ал-Бурхани», состоящую из 344 страниц, которая включала в себя часть произведения «ал-
Мухит ал-Бурхани» под названием «Китаб ал-музараба» в 1424 / 2003 году7. В этом же центре хранятся рукописные копии произведения «ал-Мухит ал-Бурхани», состоящие из 25 частей. Индийским исследователем Саййидом Хаши-мом ал-Надви также было изучено это произведение, однако оно не было опубликовано. В своем труде этот учёный опирался на рукописи произведения, которые хранятся в арабском рукописном фонде библиотек Сахаранапура (Индия) «Мазахир ал-‘улум», Рампура (Индия) «Ридо» и Ражпутана (Индия) «Саъидиййа»8.
Первое крупное издание произведения «ал-Мухит ал-Бурхани» было осуществлено Ахмадом Иззу Инайа (Каир, 2003)9, которое состояло из десяти томов, каждый объемом 500-550 страниц. Издание начинается частью «тахарат» (омовение), заканчивается частью «ал-махазир ва-л-сижиллат». В нем всего 64 части. В данном издании Ахмад Иззу Инайа опирается на бейрутскую рукописную копию произведения, однако в изданных томах нет указателей и необходимых комментариев. Во введении не даны сведения о Бурхануддине Махмуде ал-Бухари. Во многих местах наблюдается путаница в выражениях, написанных на персидском языке. При сопоставлении копии с рукописью, хранящейся под номером № 2861 ИВ АН РУз (Узбекистан), выяснилось, что в ней нет частей «шурут» и «хунса» (гермафродитизм и его вопросы).
Автором второго крупного издания «ал-Мухит ал-Бурхани» является Абдулкарим Сами ал-Жунди, который подготовил к публикации произведение в девяти томах (каждый том составляет в среднем 500-550 страниц)10. Это издание, не превышающее по объему произведение Ахмада Иззу Инайа, включает в себя значительно большее количество научного материала. Во введении даются сведения об истории и этапах развития маз-хаба ханафитов, затем идут краткие сведения об авторе. Книга начинается с части «тахарат» (омовение) и заканчивается частью «ал-махазир ва-л-сижиллат». Это издание произведения «ал-Мухит ал-Бурхани» основывается на четырехтомной копии, хранящейся в медресе «Ахмадиййа» в городе Алеппо (Сирия). В его исследовательской части даны сведения об учёных, классификация их произведений и хадисов, а также сведения об аятах Корана. Всего в издании 41 часть. Однако и в издании Абдулкарим Сами ал-Жунди нет части «шу-рут».
Как известно, после монгольского нашествия в Османской империи наблюдалось развитие исламской науки, центром которой стал город Стамбул. В последовательном развитии мазха-ба ханафи в данном регионе большое значение имел ряд произведений, написанных факихами Мавераннахра. Подтверждением нашей мысли является то, что в Баязидской государственной библиотеке и библиотеках городов Сулеймания, Купрулу Турции хранится 66 копий рукописи. Это рукописи различного объёма, созданные переписчиками из разных государств.
В процессе исследования были также тщательно изучены 17 рукописных копий произведения, хранящихся в отделениях Ая Сафия и Мурад Мулла библиотеки Сулеймания (Турция)11.
Как известно, все копии, кроме рукописи № 00141312, хранящейся в отделении Ая Сафия библиотеки Сулеймания Стамбула, были переписаны одним переписчиком Мансуром ибн Яхя в Сирии в 731 / 738 годах хиджры.
Было определено, что в библиотеках «ал-Азхар», «Дор ал-кутуб ал-мисриййа» Каира и в Александрийской национальной библиотеке хранится 27 копий произведения различного объема. Основные из них находятся в отделении «Фикх ал-Ханафи (Ханафитское право)» под номером № 471 (890 страниц) и состоят из 4 томов. Кроме того, в этой же библиотеке есть микрофильм данной копии под номером № 38000. Там же под номерами № 482 (720 страниц) и № 774 (602 страницы) хранятся II, III, V, VI, VII тома произведения. Однако порядок расположения томов книг рукописи не соответствует. При сопоставлении их с Ташкентскими копиями выяснилось, что в них нет частей «бай‘ (купля-продажа)», «хунса» (гермафродитизм и его вопросы), «шурут». В библиотеке университета ал-Азхар Каира в отделе «Ханафитское право» под номером № 3054 (894 страницы) хранится копия произведения, переписанная Саидом Халилом Аббас Тахтави в 975 / 1567-68 годах. Однако и в этой копии порядок частей дан неопределенно, потому что при сопоставлении с ташкентской копией выяснилось, что в ней нет частей «хадж» (паломничество в священные города Мекку и Медину), «жинаят» (преступление), «шурут», «ал-махазир ва ал-сижиллат». Вторая рукопись произведения «ал-Мухит ал-Бурхани», хранящаяся в этой библиотеке, переписана Мухаммед Канави в IX / XV веках. Эта копия соответствует копии под номером № 471 в «Дар ал-кутуб ал-мисриййа».
Ещё одна рукопись «ал-Мухит ал-Бурхани» хранится в Александрийской национальной библиотеке под номером № 1369. Эта копия переписана в Тунисе в XIII / XIX веках Аб-дулмажидом Абдуссаломом ал-Канъани ал-Малики в виде сборника13.
Ещё одна копия произведения «ал-Мухит ал-Бурхани» хранится в личной библиотеке Шайха Мавляна Мухаммед Азама, живущего в приграничном с Афганистаном городе Тахила Пакистана. Эта копия состоит из 2942 листов, на каждом листе в среднем 35 строк. Рукопись переписана хаттатом (каллиграфом) Мухаммедом ибн Мухаммедом арабской вязью насх, в некоторых местах насталик 1 рабиъ II 1182 / 15 августа 1768 года. Необходимо отметить, что эта рукопись выполнена в форме книги в кишлаке Али Билал в окрестностях Бухары в мавзолее Хаджи Бахауддина Хасана Зарфа Ишана. По мнению Маъсуми, рукопись переписана на персидском и тюркском языках, в нее внесены важные для того времени фет-вы14. Эта копия начинается с части «таха-рат» (омовение) и заканчивается «шуф‘а» (льготная покупка). В копии приводится всего 38 книг14.
Немецкий востоковед Карл Броккельман дает такие сведения о рукописных копиях произведения, хранящихся в других странах:
1) двухтомная рукопись и копии под номером № 0263, № 23714, хранящиеся в медресе Зайтуниййа Туниса;
2) трехтомная рукопись и копия под номером № 212264, хранящиеся в Мосульской центральной библиотеке Ирака;
3) трехтомная рукопись и копия под номером № 3774814, хранящиеся в арабском отделении Британского музея Лондона.
Были исследованы 10 рукописных копий произведения, хранящихся в ИВ АН РУз (Узбекистан):
1) копия под номером № 2861, написанная письмом насталик (всего 1241 страниц);
2) копия под номером № 5982, переписанная в Бухаре письмом насталик (всего 955 страниц);
3) копия под номером № 9532, переписанная в 985 / 1578 году в Бухаре письмом наста-лик (всего 727 страниц);
4) копия под номером № 3161, место написания которой неизвестно, и переписанная письмом насталик (всего 543 страниц);
5) копия под номером № 7814, переписанная письмом сулс (всего 180 страниц);
6) копия под номером № 8781, переписанная письмом насх (всего 340 страниц, она считается третьим томом произведения);
7) копия под номером № 5835, переписанная в Бухаре в 1221 / 1807 году Мирзо Мухаммедом письмом насталик (всего 675 страниц);
8) копия под номером № 3167, переписанная письмом сулс (всего 314 страниц);
9) копия под номером № 3102, переписанная в 663 / 1265 году Абу ал-Фатхом Абдул-кадиром ибн ал-Кабир ибн Али ал-Маргинани письмом сулс (всего 196 страниц);
10) копия под номером № 5945, переписанная в Бухаре в 989 / 1582 году Мухаммедом Али Наклибеком письмом нимнасх (всего 924 страниц).
Создание этих рукописей приходится на УП^Ш века хиджры.
В процессе исследования перечисленных копий нами были выяснены следующие важные вопросы: определен полный объем копии произведения «ал-Мухит ал-Бурхани». Это копия под номером № 2861, состоящая из 1241 страницы и хранящаяся в рукописном фонде ИВ АН РУз. Рукопись переписана в 1221 / 1776 году хаттатом (каллиграфом) Мухаммедом Тахиром ибн Фарманбек ал-Бухари (согласно генеалогии, его род начинается с Ходжа Мухаммеда Восиъ ибн Хазрата Жабира (р.а.)). Рукопись включает в себя 67 частей, начинается с «тахарат» (омовение) и заканчивается частью «фараиз» (наследование).
В качестве вывода можно сказать, что авторы в своих произведениях сумели собрать почти все предыдущие фетвы ханафитского мазхаба. Лишь оказавшись в безвыходном положении, авторы прибегали к использованию фетв других мазхабов для их сопоставления с имеющими у них экземплярами (кияс-анало-гия). Каждая книга начиналась с цитат из «За-хир ар-ривойа» или из фетв последних маве-раннахрских улемов. Для внесения ясности в трактовку различных вопросов иногда ими использовались персидские выражения. В обоих произведениях «ал-Мухит ал-Бурхани», на наш взгляд, уместно приведены аяты и хадисы. Во многих случаях авторами даются фетвы, основанные на теоретических доказательствах.
Примечания
1 См.: Мураши Абу Мухаммед Абдулкадир ибн Абилвафа Мухаммед ибн Мухаммед ал-Мисри. Ал-Жавахир ал-музий‘а фи таба^ат
ал-ханафиййа : в 5 т. / под ред. Абдулфаттах Мухаммед ал-Хулв. Каир, 1993 хиджры. Т. 3. С. 43 (далее: Ал-Кураши).
2 Мухаммед Абдулхай ал-Лакнави. Ал-Фава’ид ал-бахиййа фи таражим ал-ханафиййа / под ред. Ахмад ал-Захабий; 1-е изд. Бейрут : Дор ал-аркам ибн ал-аркам, 1418 / 1998. С. 206 (далее: Ал-Фава’ид.).
3 См.: Ал-Кураши. Т. 3. С. 357; Ал-Фаваид. С. 188-191; Вгоске1тапп, С. Geschichte der arabischen Litteratur : в 3 т. Weimar-Berlin : Хай’а ал-мисриййа, 1898-1993. Т.1. С. 463.
4 Институт Востоковедения Академии Наук
республики Узбекистан: рукописи № 10998. 290 с.; № 5963. 301 с.; № 557. 610 с.; Турция, Стамбул, Библиотека Сулеймания, отд-ние Ая София: рукописи № 001397, № 001390,
№ 001405, № 001396, № 001395, № 001404,
№ 001394, № 001393, № 001392, № 001403,
№ 001391, № 001402, № 001401, № 001400,
№ 001399, № 001398.
5 См.: Таха Ахмад Хасан Хафини ал-Магази. Мин аввали Китаб ал-салат ила ахир ал-фасл ал-хамис минх мин Махтут ал-Мухит ал-бурхани. Каир : Ун-т ал-Азхар, 2003. С. 38.
6 Бурхануддин Махмуд ал-Бухари. Ал-Захира ал-бурханиййа. Стамбул : Библиотека Сулей-мания; отд-ние Ая София: рукопись № 001170. 392 с. С. 1а.
7 См.: http://www.aslem.net/archive/mdex.Php/t-5361.html.
8 Мухаммед Сагир Хдсан Ма‘сумий. Бурхан ал-шари‘а ва китабух «ал-Мухит ал-бурхани». Исламабад : Асар ал-исламиййа (Исламабад. ислам. ун-т), 1967. С. 71.
9 Бурхануддин Махмуд ал-Бухари. Ал-Мухит ал-бурхани фи ал-фикх ал-ну‘мани : в 11 т. / под ред. Ахмад Иззу Инайа. Каир : Дар ихйа ал-турас ал-араби, 2003.
10 Бурхануддин Махмуд ал-Бухари. Ал-Мухит ал-бурхани фи ал-фикх ал-ну‘мани : в 9 т. / под ред. Абдулкарим Сами ал-Жунди. Бейрут : Дар ал-кутуб ал-илмиййа, 2004.
11 Библиотека Сулеймания, отд-ние Ая София: рукописи № 001406. 206 с., № 001407. 188 с., № 001408. 211 с., № 001409. 193 с., № 001410. 207 с., № 001411. 225 с., № 001412. 235 с., № 001413. 174 с., № 001414. 199 с., № 001415. 271 с.; отд-ние Мурад Мулла: рукописи № 001042. 427 с., № 001043. 511 с., № 001044. 459 с., № 001045. 409 с., № 001046. 275 с., № 001047. 835 с., № 001048. 622 с.
12 Копия произведения № 001413 была переписана в 762 году хиджры месяца Шаъбан 15 дня Абдуллахом Ибрахимом ибн Ахмад ибн Хажар ибн Али ал-Фарси аш-Шафи‘и.
13 Таха. «Ал-Мухит». С. 41.
14 Ма‘суми. «Ал-Мухит». С. 71.