Научная статья на тему 'КОДИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

КОДИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ В ПРАВЕ / КОДИФИКАЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ИНКОРПОРАЦИЯ / УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ / ЭТАПЫ КОДИФИКАЦИИ / ПРИЗНАКИ КОДИФИКАЦИИ / ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОДЕКС / УСТАВ / ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горячковская Юлия Михайловна, Исаенко Виталий Анатольевич

В статье рассматривается вопрос о системе форм систематизации законодательства и месте в ней кодификации. Отмечается, что в научной литературе это достаточно устоявшаяся концепция, однако она требует к себе внимания, поскольку, во-первых, преподаётся студентам-юристам в очень урезанном виде, что в будущем влечет их ошибки в профессиональной деятельности, а, во-вторых, социально-экономические и политические преобразования последних десятилетий в нашей стране (после распада Советского Союза), постоянно растущее количество нормативных актов официального и делегированного правотворчества (в том числе на региональном и муниципальном уровне) требуют пересмотра роли кодификации в упорядочении и оптимизации действующего законодательства. Объектом исследования в работе выступает кодификация законодательства как теоретико-правовая конструкция и способ совершенствования законодательства. С помощью методов анализа, синтеза, сравнительно-правового, интерпретационного и формально-юридического методов изучаются научные позиции ученых и действующее законодательство, выявляется общее и особенное кодификации и иных форм систематизации, а также формулируется перечень ее признаков. Отдельно уделено внимание характеристике и классификации кодификационных актов и их особенностей. Результаты исследования можно использовать в преподавательской, учебнометодической и научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CODIFICATION IN THE SYSTEM OF FORMS OF SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION

The article deals with the question of the system of forms of systematization of legislation and the place of codification in it. It is noted that in the scientific literature this is a fairly well-established concept, but it requires attention, because, firstly, it is taught to law students in a very truncated form, which in the future entails their mistakes in their professional activities, and, secondly, socially -economic and political transformations of recent decades in our country (after the collapse of the Soviet Union), the ever-growing number of official and delegated law-making regulations (including those at the regional and municipal levels) require a review of the role of codification in streamlining and optimizing the current legislation. The object of research in the work is the codification of legislation as a theoretical and legal construction and a way to improve legislation. With the help of methods of analysis, synthesis, comparative legal, interpretative and formal legal methods, the scientific positions of scientists and the current legislation are studied, general and special codification and other forms of systematization are identified, and a list of its features is formulated. Separate attention is paid to the characteristics and classification of codification acts and their features. The results of the study can be used in teaching, teaching and research activities.

Текст научной работы на тему «КОДИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_47 УДК 340.13

КОДИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА CODIFICATION IN THE SYSTEM OF FORMS OF SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION

ГОРЯЧКОВСКАЯ Юлия Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, Белгородский университет кооперации, экономики и права.

308023, Российская Федерация, Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116а. E-mail: kaf-tigp-zav@bukep.ru;

ИСАЕНКО Виталий Анатольевич,

аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Белгородский университет кооперации, экономики и права.

308023, Российская Федерация, Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 116а. E-mail: kaf-tigp@bukep.ru;

GORYACHKOVSKAYA Yulia Mikhailovna,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 308023, Russian Federation, Belgorod region, Belgorod, st. Sadovaya, 116a. E-mail: kaf-tigp-zav@bukep.ru;

ISAENKO Vitaly Anatolievich,

Postgraduate Student, Department of Theory and History of State and Law, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 308023, Russian Federation, Belgorod region, Belgorod, st. Sadovaya, 116a. E-mail: kaf-tigp@bukep.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается вопрос о системе форм систематизации законодательства и месте в ней кодификации. Отмечается, что в научной литературе это достаточно устоявшаяся концепция, однако она требует к себе внимания, поскольку, во-первых, преподаётся студентам-юристам в очень урезанном виде, что в будущем влечет их ошибки в профессиональной деятельности, а, во-вторых, социально-экономические и политические преобразования последних десятилетий в нашей стране (после распада Советского Союза), постоянно растущее количество нормативных актов официального и делегированного правотворчества (в том числе на региональном и муниципальном уровне) требуют пересмотра роли кодификации в упорядочении и оптимизации действующего законодательства. Объектом исследования в работе выступает кодификация законодательства как теоретико-правовая конструкция и способ совершенствования законодательства. С помощью методов анализа, синтеза, сравнительно-правового, интерпретационного и формально-юридического методов изучаются научные позиции ученых и действующее законодательство, выявляется общее и особенное кодификации и иных форм систематизации, а также формулируется перечень ее признаков. Отдельно уделено внимание характеристике и классификации кодификационных актов и их особенностей. Результаты исследования можно использовать в преподавательской, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности.

Abstract: The article deals with the question of the system of forms of systematization of legislation and the place of codification in it. It is noted that in the scientific literature this is a fairly well-established concept, but it requires attention, because, firstly, it is taught to law students in a very truncated form, which in the future entails their mistakes in their professional activities, and, secondly, socially -economic and political transformations of recent decades in our country (after the collapse of the Soviet Union), the ever-growing number of official and delegated law-making regulations (including those at the regional and municipal levels) require a review of the role of codification in streamlining and optimizing the current legislation. The object of research in the work is the codification of legislation as a theoretical and legal construction and a way to improve legislation. With the help of methods of analysis, synthesis, comparative legal, interpretative and formal legal methods, the scientific positions of scientists and the current legislation are studied, general and special codification and other forms of systematization are identified, and a list of its features is formulated. Separate attention is paid to the characteristics and classification of codification acts and their features. The results of the study can be used in teaching, teaching and research activities.

Ключевые слова: систематизация в праве, кодификация, консолидация, инкорпорация, учет нормативных актов, этапы кодификации, признаки кодификации, основы законодательства, кодекс, устав, положение, правила.

Keywords: systematization in law, codification, consolidation, incorporation, accounting of normative acts, stages of codification, signs of codification, fundamentals of legislation, code, charter, regulation, rules.

Для цитирования: Горячковская Ю.М., Исаенко В.А. Кодификация в системе форм систематизации законодательства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 47-51. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_47.

For citation: Goryachkovskaya Yu.M., Isaenko V.A. Codification in the system of forms of systematization of legislation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 47-51. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_47.

Статья поступила в редакцию: 24.07.2023

Введение

Право как универсальный регулятор общественных отношений является весьма сложным, неоднородным и постоянно трансформирующимся явлением социально-правовой жизни. При этом важнейшим фактором его жизнеспособности и эффективности является сохранение им своего основного качества - системности и непротиворечивости. Именно от системности, отсутствия внутренних коллизий и пробелов зависит способность права выполнять свое предназначение. С одной стороны, на совершенствование права нацелена правотворческая деятельность уполномоченных субъектов - на принятие новых норм права и коррекцию уже действующих. С другой стороны, именно эта деятельность порождает новые противоречия, пробелы и дефекты в системе законодательства. Количественный рост нормативной базы умножает проблему. Оперативно ориентироваться в массиве правовых актов с каждым годом становится сложнее даже юристам-профессионалам, не говоря об обывателях.

Естественно, что юридическая практика выработала определенные способы противодействия данным негативным тенденциям. Некоторые из них нацелены на технико-организационное упрощение работы с множеством нормативных актов, другие - на их коренную переработку

и улучшение. Традиционно эти способы рассматриваются в теории права либо в блоке «правотворчество», либо в блоке «юридическая техника» и в обобщенном виде получили наименование «систематизация».

В качестве способов систематизации С.С. Алексеев называл инкорпорацию законодательства и кодификацию права [16, с.253], а также упоминал значимость справочно-информационной работы и издания укрупненных актов. С течением времени к ним добавились учет нормативных актов [19, с. 218] и консолидация законодательства [18, с. 377-378; 21, с. 556].

Примечательно, что большинство авторов рассматривают учет и инкорпорацию как чисто технические способы упорядочения нормативного материала, не порождающие возникновение новых правовых норм или нормативных правовых актов. Консолидация рассматривается ими как «своеобразный вид правотворчества», а кодификация - полноценная «форма правотворчества» [21, с. 568, 569].

Интересно, что профессор С.С. Алексеев в свое время избегал использовать термин «систематизация законодательства», а говорил о «систематизации в праве» [16, с. 251]. Отмечая, что «кодификация и инкорпорация - явления разноплоскостные», он указывал, что первая не является формой систематизации актов, а выступает «видом правотворчества, в ходе которого достигаются цели систематизации». Таким образом, под формами систематизации он понимал способы достижения ее целей - собственно кодификацию права и иные формы упорядочения нормативных актов - инкорпорацию, консолидацию (издание укрупненных актов) и справочно-информационную работу (в т.ч. учет нормативных актов) [16, с. 254, 265-267]. В таком виде концепция систематизации используется в отечественной науке и сейчас.

Значение систематизации законодательства обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Это:

- накопление со временем внутренних противоречий в законодательстве;

- «устаревание» законодательства ввиду возникновения новых или изменения существующих общественных отношений и развития техники / технологии;

- выявление в нем пробелов и фактически недействующих норм1;

- нарушение требований юридической техники при разработке проектов нормативных актов;

- субъективность и конъюнктурность правотворчества;

- слабое понимание правотворцами стратегических целей развития правовой системы и общества;

- игнорирование принципа научности и профессионализма в правотворческой работе и др.

Кроме того, особенностью российской правовой системы является то, что объективно ее законодательство представлено значительным количеством нормативных правовых актов в силу обширной территории, трехуровневой системы законодательства, возможностью локального и делегированного правотворчества, переходным характером политико-правовой системы, неоднородным конфессиональным и национальным составом населения, а также ролью нормативного правового акта как основного и наиболее значимого источника права.

Все перечисленное нарушает системность и эффективность законодательства, а потому систематизация нацелена на упорядочение нормативного материала, придание стабильности, целостности и непротиворечивости действующему законодательству, а, следовательно, -упрощает правореализацию и способствует положительному восприятию права и его регулирующей роли всеми субъектами.

Следует отметить, что упомянутые выше формы систематизации в разной степени способствуют реализации этих целей. Так, учет и инкорпорация, в первую очередь, ориентированы на обеспечение удобства пользования нормативным материалом и обеспечение его оперативной доступности для пользователя. А во вторую - служат инструментом мониторинга и отслеживания текущего состояния законодательства, средством выявления его недостатков и необходимости «запуска» консолидации и кодификации. Последние же требуют от заинтересованных субъектов значительных усилий и большой подготовительной работы, а потому реализуются не в постоянном режиме, а по мере возникновения в том необходимости и наличия условий для соответствующей работы.

Именно поэтому кодификационные работы в истории любой страны - это значимое событие, позволяющее качественно трансформировать действующее законодательство и в целом - правовую систему. Принятие кодифицированных актов олицетворяет собой правовую реформу в какой-то одной или нескольких сферах. Например, в истории России таким вехами стали реформы 1860-х, 1920-х, 1950-60-х и 19902000-х годов, когда были приняты новые или существенно переработаны действующие кодифицированные акты, регулирующие гражданские, трудовые, семейные, административные, уголовные, процессуальные и иные правоотношения.

Следует отметить, что ученые нередко называют консолидацию «формальной» или частичной кодификацией. Действительно, между ними есть определённое сходство в целях и методах осуществления, однако и отличия тоже существенны. Они проявляются в сущности, результатах, объекте воздействия и проч.

Итак, кодификация законодательства представляет собой деятельность по коренной переработке нормативного материала, в ходе которой создается новый, системообразующий (для отрасли или подотрасли права) нормативный акт.

В процессе этой деятельности можно выделить несколько логически и технологически обособленных этапов. Во-первых, выявляется круг нормативных актов, норм и предписаний, относящийся к предмету правового регулирования будущего кодификационного акта, и которые подлежат переработке. Эти акты (нормы) должны быть официально отменены после завершения кодификации.

1 В российском законодательстве нередка ситуация, когда формально акт действующий, а реально в нем отменены или противоречат более поздним актам почти все нормы. Например, не исключены из правовой базы Таможенный кодекс РФ (в котором действует один пункт одной статьи), закон «О таможенном регулировании в РФ» (действуют три статьи из 325-ти).

Во-вторых, из данного нормативного материала устраняются устаревшие и «мертвые», неработающие нормы, исключаются дублирующие предписания. Это, так сказать, «расчистка» пространства для будущей кодификационной работы.

В-третьих, обеспечивается единство терминологии путем формулирования новых либо копирования существующих «удачных» дефиниций и приведения текста действующих предписаний к «общему знаменателю». Кроме того, на этом этапе определяются принципы регулирования соответствующих правоотношений.

В-четвертых, выявляются и восполняются пробелы правового регулирования путем формулирования и текстуального оформления недостающих правовых норм, а также обобщаются однотипные предписания, в ходе чего создаются нормы более общего порядка.

В-пятых, внедряются новые (ранее не использовавшиеся) и/или воспроизводятся эффективные, хорошо зарекомендовавшие себя методы и способы регулирования правоотношений, а также происходит оценка соответствия правового инструментария общественным отношениям, стратегическим целям развития государства, экономики, общества, достижениям науки и техники. На этом и предыдущем этапах вырабатывается непосредственно механизм правового регулирования отношений, являющихся его предметом. Здесь крайне важно привлечь к работе специалистов в регулируемой сфере (экономистов, работников образования, инженеров, т.е. всех тех, кому предстоит реализовывать данные нормы), что позволит избежать правотворческих ошибок на подготовительной стадии.

В-шестых, разрабатывается механизм контроля за соблюдением и исполнением предписаний и меры ответственности за их нарушение, а также восстановительные механизмы.

Далее следует техническая работа - подготовка текста проекта кодифицированного акта, его проверка на предмет полноты и непротиворечивости регулирования, техническое оформление структурных компонентов, реквизитов и сопроводительной документации. И только затем наступает черед собственно правотворческого процесса, в ходе которого устаревшие акты будут исключены из правового поля, а новому кодифицированному акту будет придана юридически обязательная сила.

Поэтому полагаем, не совсем корректно говорить о том, что «кодификация это форма правотворчества» [21, с. 569], так как существенная часть кодификационной работы остается за рамками классического правотворческого процесса и регламентированных формализованных процедур.

Кодификация, как всякое иное правовое явление, имеет ряд отличительных черт. Анализ литературы и мнений ученых позволяет сформулировать следующие признаки кодификации:

1) она осуществляется в определенной области права, которая образует предмет самостоятельной (основной либо комплексной) отрасли права, вследствие чего в кодифицированный акт включаются нормы и принципы общего порядка, создающие нормативные основы и обусловливающие характер и содержание актов соответствующей отрасли права;

2) осуществляется в целях обновления и упорядочения действующего законодательства, создание стабильных правовых конструкций, рассчитанных на длительное применение;

3) технологически и процедурно кодификация включает в себя элементы иных форм систематизации - учета, инкорпорации и консолидации [20, с. 232], а также чисто правотворческую деятельность;

4) представляет собой существенную переработку нормативного материала, сопровождающуюся его дополнением новыми нормами, правовыми конструкциями и инструментами;

5) результатом кодификации является новый нормативный правовой акт, как правило, законодательного уровня, который заменяет собой все иные акты, ранее регулировавшие данную группу отношений;

6) в ходе кодификации создаются нормы как общего, так и специального характера, нормы-принципы и нормы непосредственного регулирования. Поэтому акт кодификации содержит общую и особенную части;

7) кодификация охватывает значительную часть общественных отношений, вследствие чего ее результат - кодифицированный нормативный акт - имеет значительный объём и сложную структуру;

8) кодификация законодательства связана с процессом выделения и обособления новых элементов системы права (например, трудового, налогового, медицинского, пенсионного права и т.д.).

Как отмечалось выше, результатом кодификации выступает кодификационный акт. В качестве такового могут выступать основы законодательства, кодексы, уставы, положения и правила. Основы и кодексы - это акты законодательного уровня.

Следует отметить, что Конституция РФ 1993 года не предусматривает принятие основ законодательства, хотя в России до сих пор продолжают действовать два подобных акта, принятых до 12 декабря 1993 года - Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [13] и Основы законодательства Российской Федерации о культуре [12]. В советский период Основы законодательства определяли общие принципы правового регулирования ключевых сфер в рамках Союза и служили основой для принятия соответствующих кодифицированных актов в республиках СССР.

Кодексы подразделяются на отраслевые [3; 6] и комплексные [2; 4]. Во втором случае кодекс имеет предметом обособленный комплекс отношений, но содержательно состоит из норм различной правоотраслевой принадлежности и в силу этого институируемая им отрасль права не обладает собственным методом правового регулирования [20, с. 234]. Кодекс имеет приоритет над текущими и конкретизирующими его законами. Особенностью кодексов является то, что они вступают в силу не в общем порядке, а путем установления конкретной даты, нередко отдаленной. Например, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утвержден Верховным Советом 27 октября 1960 года, а вступил в силу с 1 января следую-

щего года. Поправки, вносимые, например, в порядок расчета и уплаты налогов, могут вступать силу либо с 1 января, либо с 1 июля.

Уставы могут быть и законодательными, и подзаконными. Так, Устав железнодорожного транспорта РФ утвержден федеральным законом [11], а Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ - указом главы государства [15]. Но при этом их основополагающий характер сохраняется. Например, последний упомянутый акт, несмотря на свой подзаконный характер, составляет нормативную основу гарнизонной и караульной службы в вооруженных силах и, так сказать, «не имеет конкурентов» по предмету регулирования среди актов большей юридической силы.

Уставы по своему содержанию могут тяготеть к статутным актам (Консульский устав РФ [7], устав субъекта федерации, устав муниципального образования, устав организации, учреждения, компании и т.п.) либо регуляторным, таким как кодекс (например, Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ [14]). Соответственно, по юридической силе уставы могут относиться к федеральному, региональному, муниципальному и даже локальному уровню, утверждаться законодательным либо исполнительным органом власти; приниматься в ходе классического прямого либо делегированного правотворчества.

Однако общим свойством всех видов уставов является их центральный, ключевой, отправной характер для регулирования комплекса правоотношений или организационно-правового статуса субъекта права.

Данная особенность свойственна также положениям и правилам. Положение - это статутный акт, регулирующий правовое положение, структуру, компетенцию и полномочия какого-либо органа, учреждения, организации и в этом смысле он является основополагающим для организации и функционирования субъекта.

Правила же содержат процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо вида деятельности. Например, правила внутреннего распорядка, действующие в организации, хотя и являются локальным актом, но существуют в единственном числе и регулируют весьма обширную сферу отношений. Правила обычно носят подзаконный или локальный характер и нацелены на регулирование процедур выполнения каких-либо действий либо вида деятельности.

Следует отметить, что в литературе к числу кодифицированных иногда относят акты в статусе федеральных законов (не содержащие в своем наименовании слова «кодекс», «устав»), которые в силу обширности круга регулируемых отношений вплотную приближаются к тому, чтобы стать кодексами, поскольку на их основе уже сформировалась обособленная отрасль законодательства. К таковым можно отнести действующие законы об образовании [10] и о государственной службе [8], а также потенциально необходимые законы и нормативных актах, о правоохранительных органах, о социальном обеспечении и социальной защите населения (Социальный кодекс РФ), о кооперации [17] и т.п.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса о месте и роди кодификации законодательства среди других форм систематизации законодательства, отметим, что что кодификация представляет собой особый вид правотворческой деятельности, который нацелен на совершенствование, упорядочение и актуализацию действующего законодательства.

При этом все ученые отмечают двойственную природу кодификации: с одной стороны, это вид (форма) правотворческой деятельности, направленной на создание актов общего характера, обособляющих отдельную отрасль права (основную или комплексную), а, с другой, - это способ упорядочения, т.е. систематизации нормативного материала. То есть кодификация позволяет решить две взаимосвязанные задачи -совершенствование формы и содержания законодательства.

По своей сути кодификация нацелена на максимально глубокую переработку нормативного материала, устранение из него устаревших, неэффективных, дублирующихся предписаний, выработку и введение в систему права принципиально новых норм, институтов, а также обеспечение системности, комплексности и оптимальности правового регулирования значительных сфер (блоков) общественных отношений [22, с. 424].

В идеале, на законодательном уровне основную массу актов должны составлять именно кодифицированные акты, позволяющие сохранить стабильность и предсказуемость правового воздействия. Текущие же законы призваны оперативно реагировать на изменение регулируемых отношений и должны конституироваться так, чтобы быть со временем включенными целиком либо разделами (блоками, главами) в соответствующие кодексы [21, с. 573].

Полученные в ходе настоящего исследования результаты в большей степени имеют значение для систематизации и обобщения общетеоретических знаний и воззрений ученых на кодификацию как особую форму правотворчества и систематизации законодательства, что позволяет использовать их в преподавательской и учебно-методической деятельности, а также как основу для научного освоения данной конструкции применительно к отраслевым научным исследованиям, для прогнозирования кодификационной работы в практическом плане и обоснования и разработки государственной политики в сфере правотворчества и оптимизации действующего законодательства.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // КонсультантПлюс [сайт]. - ЫР1_: http://www.consultant.ru/. - Текст : электронный (дата обращения: 26.06.2023).

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 13.06.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 24.06.2023) - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61 -ФЗ (ред. от 27.11.2010). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г № 63-Ф3 (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

7. Консульский устав Российской Федерации : федеральный закон от 05.07.2010 г. № 154-ФЗ (ред. от 28.04.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 28. - Ст. 3554.

8. О системе государственной службы Российской Федерации : федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

9. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311 -ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.

10. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

11. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 28.02.2023). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 170.

12. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 г. № 3612-1 (ред. от 10.07.2023). Текст : непосредственный // Российская газета. - 1992. - № 248. 17 ноября.

13. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 г. № 4462-1 (ред. от 10.07.2023). - Текст : непосредственный // Российская газета. - 1993. - № 49. 13 марта.

14. Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.10.2012 г. № 1377 (ред. от 22.12.2021).

- Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 43. - Ст. 5808.

15. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (ред. от 31.07.2022). -Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 47 (Ч. 1). - Ст. 5749.

16. Алексеев, С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. В двух томах. Т. 2. - Москва : Юридическая литература, 1982. - 360 с. - Текст : непосредственный.

17. Горячковская, Ю.М. О необходимости реформирования кооперативного законодательства России // Юриспруденция: вопросы истории, теории и практики : материалы IV Международной научно-практической и научно-методической конференции. - Белгород, изд-во БУКЭП, 2022. - С. 6-12. - Текст : непосредственный.

18. Радько, Т.Н. Теория государства и права : учебник. - 2-е изд. - Москва : Проспект, 2009. - 752 с. - Текст : непосредственный.

19. Рассолов, М.М. Проблемы теории государства и права : учебное пособие / М.М. Рассолов. - Москва : Юнити- Дана: Закон и права, 2007. - 431 с.

- Текст : непосредственный.

20. Сырых, В.М. Теория государства и права : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юстицинформ, 2007. - 704 с. - Текст : непосредственный.

21. Теория государства и права : учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев ; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшее образование, 2008. - 743 с. - Текст : непосредственный.

22. Червонюк, В.И. Теория государства и права : учебник. - Москва : Инфра-М, 2007. - 704 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 with changes approved during the all-Russian vote on July 1, 2020 // ConsultantPlus [website]. - URL: http://www.consultant.ru/. - Text: electronic (date of access: 06/26/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Air Code of the Russian Federation dated March 19, 1997 No. 60-FZ (as amended on June 13, 2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1997. - No. 12. - Art. 1383.

3. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30, 1994 No. 51 -FZ (as amended on April 14, 2023, as amended on May 16, 2023) (as amended and supplemented, effective from April 28 .2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1994. - No. 32. - Art. 3301.

4. Land Code of the Russian Federation dated October 25, 2001 No. 136-FZ (as amended on June 24, 2023) - Text: direct // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2001. - No. 44. - Art. 4147.

5. Customs Code of the Russian Federation of May 28, 2003 No. 61-FZ (as amended on November 27, 2010). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2003. - No. 22. - Art. 2066.

6. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on June 13, 2023) (as amended and supplemented, effective from June 24, 2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - Art. 2954.

7. Consular Charter of the Russian Federation: Federal Law of July 5, 2010 No. 154-FZ (as amended on April 28, 2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2010. - No. 28. - Art. 3554.

8. On the public service system of the Russian Federation: federal law of May 27, 2003 No. 58-FZ (as amended on July 10, 2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2003. - No. 22. - Art. 2063.

9. On customs regulation in the Russian Federation: Federal Law No. 311 -FZ of November 27, 2010 (as amended on February 24, 2021) (as amended and supplemented, effective from August 1, 2021). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2010. - No. 48. - Art. 6252.

10. On education in the Russian Federation: federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on June 24, 2023) (as amended and supplemented, entered into force on July 5, 2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (part 1). - Art. 7598.

11. Charter of Railway Transport of the Russian Federation: Federal Law of 01/10/2003 No. 18-FZ (as amended on 02/28/2023). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2003. - No. 2. - Art. 170.

12. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture, approved. Supreme Council of the Russian Federation on October 9, 1992, No. 3612-1 (as amended on July 10, 2023). Text: direct // Rossiyskaya Gazeta. - 1992. - No. 248. November 17.

13. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries, approved. Supreme Council of the Russian Federation on February 11, 1993, No. 4462-1 (as amended on July 10, 2023). - Text: direct // Rossiyskaya Gazeta. - 1993. - No. 49. March 13.

14. Disciplinary charter of the internal affairs bodies of the Russian Federation, approved. Decree of the President of the Russian Federation of October 14, 2012 No. 1377 (as amended on December 22, 2021). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 43. - Art. 5808.

15. Charter of the internal service of the Armed Forces of the Russian Federation, approved. Decree of the President of the Russian Federation of November 10, 2007 No. 1495 (as amended on July 31, 2022). - Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2007. - No. 47 (Part 1). - Art. 5749.

16. Alekseev, S.S. General theory of law / S.S. Alekseev. In two volumes. T. 2. - Moscow: Legal Literature, 1982. - 360 p. - Text : direct.

17. Goryachkovskaya Yu.M. On the need to reform the cooperative legislation in Russia // Jurisprudence: questions of history, theory and practice: materials of the IV International scientific-practical and scientific-methodological conference. - Belgorod, publishing house BUKEP, 2022. - S. 6-12. - Text : direct.

18. Radko, T.N. Theory of state and law: textbook. - 2nd ed. - Moscow: Prospekt, 2009. - 752 p. - Text : direct.

19. Rassolov, M.M. Problems of the theory of state and law: textbook / M.M. Rassolov. - Moscow: Unity-Dana: Law and Rights, 2007. - 431 p. - Text : direct.

20. Syrykh, V.M. Theory of state and law: textbook. - 3rd ed., revised. and additional - Moscow: Yustitsinform, 2007. - 704 p. - Text : direct.

21. Theory of state and law: textbook / A.S. Pigolkin, A.N. Golovistikova, Yu.A. Dmitriev; edited by A.S. Pigolkina, Yu.A. Dmitriev. - 2nd ed., revised. and additional - Moscow: Higher education, 2008. - 743 p. - Text : direct.

22. Chervonyuk, V.I. Theory of state and law: textbook. - Moscow: Infra-M, 2007. - 704 p. - Text: direct.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.