Научная статья на тему 'Кодификация международно-правовых норм в области прекращения действия международных договоров'

Кодификация международно-правовых норм в области прекращения действия международных договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1598
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кодификация международно-правовых норм в области прекращения действия международных договоров»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

О.И. Ильинская,

аспирантка МГЮА

КОДИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ОБЛАСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Кодификация представляет собой операцию по преобразованию действующих обычно-правовых норм в свод письменных, системно сгруппированных норм на основе общепризнанных принципов международного права. В процессе кодификации не только уточняются и изменяются действующие нормы международного права, но и разрабатываются новые, т.е. осуществляется прогрессивное развитие права.

Кодификация норм международного права может быть официальной, т.е. осуществляемой на межправительственной основе, и неофициальной, т.е. проводимой отдельными учеными, научными учреждениями и организациями.

История кодификации права международных договоров относительно коротка. Первые попытки в этом направлении были предприняты учены-ми-юристами в конце XVII — начале XVIII в. К числу работ в области кодификации права международных договоров, появившихся в то время, следует отнести сборники действующих договоров Лейбница «Codex gentium diplomaticus» и испанский кодекс «Sieta partidas»1.

Наибольшее внимание вопросу кодификации права международных договоров ученые стали уделять лишь во второй половине XIX в. В кодексах Д. Филда (Проект основ международного кодекса, 1872 г.), П. Фиоре (Кодифицированное международное право и его юридическое обеспечение, 1889 г.) и И. Блюнчли (Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса, 1868 г.)2 целые разделы были посвящены вопросам упорядочения правил, связанных с заключением, действием и различными процессуальными аспектами принятия международных договоров.

Особый интерес представляет проект Блюнчли. Если другие авторы ограничивались проблемами кодификации в основном процедуры заключения международных договоров, то Блюнчли затронул широкий круг вопросов, включая проблему порядка расторжения договоров. При этом отдельный раздел в кодексе Блюнчли был посвящен именно рассмотрению различ-

1 Лисовский В.И. Международное право. М., 1970. С. 7.

2 Bluntschli draft code //American Journal of International Law. 1935.Vol. 29. P. 1212.

ных оснований прекращения действия международных договоров. В частности, особо отмечалось, что «обязательная сила трактатов прекращается:

а) когда окончательно исполнена обязанность, намечаемая трактатом;

б) когда трактат заключен под разрешающим его условием, и условие это наступило; в) если трактат заключен на определенное время, и время это истекло» (ст. 450).

Блюнчли в своей работе рассмотрел и ряд других оснований прекращения действия международных договоров.

Попытки доктринальной кодификации права международных договоров в начале XX в. предпринимались и научными учреждениями. Это происходило в основном в рамках учреждений, связанных с Организацией американских государств. На VI Конференции американских государств (Куба, 1928 г.) была принята Гаванская конвенция о международных договорах. Эту Конвенцию можно считать первым актом официальной кодификации права международных договоров1. В ст. 10 Конвенции указывалось: «Ни одно государство не может освободить себя от договорных обязательств, иначе как по соглашению с другими договаривающимися сторонами, достигнутому мирным путем»2. О прекращении действия международного договора по причине изменившихся обстоятельств говорилось в ст. 15 Конвенции: «Договор постоянный и не рассчитанный на непрерывное действие также может быть объявлен потерявшим силу, когда перестали существовать породившие его условия и можно логически предположить, что они не появятся вновь»3.

Конвенцией предусматривались и такие случаи прекращения действия международного договора, как исполнение обязательств, предусмотренных договором, истечение срока действия договора, наступление резолютивного условия или условий, делающих договор невыполнимым, отказ стороны, в интересах которой договор был заключен, денонсация договора в предусмотренных им случаях.

Однако Гаванская конвенция, ратифицированная всего шестью странами, в силу не вступила и, имея региональный характер, соблюдалась как международный обычай.

В 1935 г. попытка кодификации юридических норм относительно прекращения действия международных договоров была предпринята Гарвардским университетом, когда был составлен известный Гарвардский проект Конвенции о праве международных договоров. Заслуживает внимания ст. 27 этого проекта, касающаяся условий прекращения действия договора

1 ЛукашукИ.И. Современное право международных договоров: В 2-х т. Том 1. М., 2004. С. 86.

2 Международное право в избранных документах. М., 1957. С. 72.

3 Шуршалов В.М. Основные вопросы теории международного договора. М., 1959. С. 15.

при его нарушении одной из сторон. Статья гласила: «Пока согласие не достигнуто участниками договора, сторона, которая предъявляет другой обвинение в нарушении договора, может временно приостановить исполнение своего обязательства по договору в отношении к участнику, нарушившему договор»1. В этой статье утверждается положение, согласно которому при нарушении договора одной из сторон, последний может быть прекращен лишь при достижении соглашения сторон по данному вопросу. Следовательно, если такое согласие не достигнуто, то пострадавшая сторона должна продолжать выполнять свое обязательство по договору. В лучшем случае она может приостановить исполнение договора, причем только временно. Таким образом, согласно ст. 27 Гарвардского проекта, правомочий пострадавшей стороны приостановить действие договора уже достаточно с точки зрения справедливого удовлетворения ее интересов. Но суть проблемы состоит в том, способно ли приостановление договора удовлетворить пострадавшую сторону в той же мере, что и прекращение? Кроме того, следует отметить, что составители Гарвардского проекта исходили из того, что согласие является обязательным условием, которое должно применяться во всех случаях прекращения действия договора. Но такое мнение не учитывает всех возможных в подобных случаях ситуаций. Когда существенное нарушение договора очевидно, то достижение общего согласия для прекращения договора, на наш взгляд, необязательно. Утверждать обратное — значит злоупотреблять принципом pacta sunt servanda, а также игнорировать требования принципа суверенного равенства государств.

В ст. 28 проекта, посвященной доктрине неизменности обстоятельств, отмечалось: «Договор, заключенный применительно к положению или обстоятельствам, продолжение существования которых было рассматриваемо сторонами как определяющая предпосылка принятия ими предусматриваемых договором обязательств, может быть объявлен компетентным международным судом или властью утратившим обязывающую силу в отношении возможных в будущем требований о его исполнении, когда означенное положение или обстоятельства существенно изменились»2. В приведенной статье Гарвардского проекта указывается на необходимость тесной связи перемен с определяющими возникновение договора обстоятельствами, а также на недопустимость одностороннего его расторжения.

Касаясь влияния войны на юридическую силу международных договоров, существовавших между воюющими сторонами, разработчики Гарвардского проекта в п. «Ь» ст. 35 Конвенции отметили, что на время войны ис-

1 Draft Convention on the Law of Treaties //American Journal of International Law. 1935. Vol. 29. P. 662.

2 Research in International Law. Draft Convention on the Law of Treaties (Harvard Law School) //American Journal of International Law. 1935. Vol. 29. P. 1097—1101.

полнение договоров приостанавливается. По окончании войны решается вопрос — прекращается ли действие приостановленных договоров или их юридическая сила восстанавливается '.

Рассмотренные попытки кодификации юридических норм относительно прекращения действия международных договоров, предпринимавшиеся в период с начала XVIII в. до Гарвардского проекта Конвенции о праве международных договоров, носили доктринальный характер, за исключением Гаванской конвенции 1928 г., которую можно считать, как уже указывалось выше, первым актом официальной кодификации, имевшим, однако, ограниченное применение по кругу государств-участников, т.е. являвшимся документом регионального масштаба.

Очередная попытка упорядочить нормы права международных договоров конвенционным путем предпринималась в рамках Лиги Наций2, когда резолюцией Ассамблеи Лиги от 22 сентября 1924 г. был создан Комитет экспертов по прогрессивной кодификации международного права. Однако в круг вопросов, подлежавших исследованию Комитетом, не был включен вопрос о прекращении действия международных договоров. Комитет ограничился лишь вопросами процедуры заключения договоров. Тем не менее в ст. 19 Статута Лиги Наций, вступившего в силу 10 января 1920 г., можно усмотреть попытку решения вопроса относительно судьбы заключенных договоров. В этой статье указывалось, что Ассамблея «может от времени до времени приглашать членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир»3. Таким образом, из приведенного текста вытекает, что прежде чем направить членам указанное предложение, Ассамблея должна была сначала установить факт «неприменимости» соответствующих договоров, что практически соответствовало констатации изменения обстоятельств.

Несмотря на то, что вопросы прекращения действия международных договоров не рассматривались в Комитете экспертов по прогрессивной кодификации международного права, в ряде договоров, заключенных в рамках Лиги Наций, стала предусматриваться возможность их прекращения путем денонсации.

Практически официальная кодификация права международных договоров начинается лишь после Второй мировой войны в рамках ООН. Необ-

1 Draft Convention on the Law of Treaties //American Journal of International Law. 1935. Vol. 29. P. 664-665.

2 Талалаев A.H. О кодификации международного договорного права // Советский ежегодник международного права. 1962. С. 182.

3 Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика Новейшего времени в договорах, нотах и декларациях: В 3-х т. Том 2. М., 1926. С. 263.

ходимость решения этой задачи ощущалась все более остро. Одна из важнейших отраслей международного права, от которой в немалой степени зависит его функционирование, находилась в хаотическом состоянии. В меморандуме Генерального секретаря ООН 1949 г. отмечалось: «Едва ли есть какая-либо область права договоров, которая была бы свободна от сомнений, а в некоторых случаях и от путаницы»1. Поэтому уже на I-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 94 (I) от 11 декабря 1946 г. был создан Комитет по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, которому было поручено разработать методы работы Ассамблеи в этой области. Именно этот Комитет в соответствии со ст. 13 Устава ООН рекомендовал создание Комиссии международного права, а также определил ее основные задачи.

Согласно ст. 1 Статута Комиссии, она «имеет целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации»2.

В Комиссию вошли 34 юриста с признанным авторитетом в области международного права и, согласно ст. 8 Статута, представляющие главнейшие формы цивилизации и основные правовые системы мира.

С небольшими перерывами работа Комиссии над проектом статей о праве международных договоров продолжалась с 1949 до 1966 г., когда был принят окончательный документ, учитывавший общие позиции государств и отражавший различные международно-правовые концепции.

В течение указанного периода состоялось 18 сессий, специальными докладчиками на которых были известные юристы Дж. Браерли, Г. Лаутер-пахт, Дж. Фицморис и X. Уолдок.

Принятию проекта предшествовали острые дискуссии среди членов Комиссии. Так, например, длительная дискуссия имела место при рассмотрении Комиссией статьи о прекращении или приостановлении действия договора в результате его серьезного нарушения. Прежде всего возник вопрос, существует ли такая норма международного права. Кроме американского представителя, который отрицал ее существование, все другие члены Комиссии высказались в том смысле, что такая норма в международном праве имеется.

Проблема возникла в связи с применением этой нормы к общим многосторонним договорам. Советский представитель указал, что едва ли можно признать право государства денонсировать такой договор, если другое государство нарушило его важные положения. Нельзя также считать, что в этом случае государство, ссылаясь на нарушение договора другим государством, может приостановить его действие и не соблюдать его постановления в своих отношениях с третьими государствами3.

1 Survey of International Law in Relation to the Work of Codification of the International Law Commission //A/CN 4/1 Rev. I. 1949. P. 52.

2 Организация Объединенных Наций. М., 1956. С. 78-84.

3 Тункин Г.И., Нечаев Б.Н. Право договоров на XV сессии Комиссии международного права ООН // Советское государство и право. 1964. № 2. С. 88.

Как и планировалось, в 1966 г. Комиссия завершила работу по составлению проекта статей и представила заключительный доклад по праву международных договоров XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, рекомендовав созвать международную конференцию полномочных представителей для заключения конвенции по этому вопросу.

На созванной по решению ООН конференции, состоявшейся в 1968—1969 гг., была принята Венская конвенция о праве международных договоров, вступившая в силу 27 января 1980 г.

Вопросу прекращения действия международных договоров, а также их приостановления в Конвенции 1969 г. посвящено 11 статей, объединенных в самостоятельный раздел, озаглавленный «Прекращение договоров и приостановление их действия».

Е.С. Кац,

соискатель МГЮА

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОВМЕСТНОГО МОРСКОГО ПРОМЫСЛА

Совместный морской промысел осуществляется в разных видах:

1) совместный лов рыбы судами одного флага в конкретном районе, организуемый и возглавляемый начальником экспедиции;

2) совместный лов рыбы двумя судами, использующими один (близнецовый) трал 1;

3) лов рыбы в конкретном районе группой судов под разными флагами, промышляющими на ограниченном пространстве каким-то одним видом орудий промысла (тралом, кошельковым неводом, дрифтерными сетями, ловушками, ярусами и пр.);

4) совместный дрейф ошвартованных друг к другу судов при приеме-сдаче улова, получении рыболовного снабжения (бочки, соль, тара, тралы, сети, тросы и пр.), бункеровке водой, топливом, осуществлении текущего ремонта силами и средствами плавбазы или специального судна и т.п.

Поскольку совместный промысел чаще всего осуществляется судами под разными флагами, то для обеспечения безопасности промысла используются нормы международного права, подразделяемые на общие и специальные.

1 Суднин В.М., Глущенко В.М., Дикарев В.Д. Обоснование тактического приема облова рыбных скоплений близнецовым тралом. Мурманск, 1989. С. 1—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.