Научная статья на тему 'Кочеткова Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве: Монография'

Кочеткова Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве: Монография Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1425
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС / LEGAL STATE / SOCIAL STATE / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / PHILOSOPHICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Докторович Анатолий Борисович

Формат рецензии позволяет автору поднять вопрос о смысле и сущности социального государства, а также особенностях соответствующего социально-философского дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Monograph ‘Philosophical Discourse on a Social State’ by L.N. Kochetkova

What is a social state and what is its essence? Is it possible to recognize existing theoretical foundations of the social state as a completed theory? These questions are important, especially at the time when the debates are intensified among supporters of the liberal economy, on one hand, and on the other – theorists and practitioners who promote the concept of people-centred development of the state, society, and economy. The author’s main concept is that the social state is a logical phase in the development of the theory and practice of a legal state. The legal state, taking on a fairly complete range of responsibilities for the realization of human rights, creates and develops its legitimate socio-economic basis. Based on this conceptual idea, the author comes to the conclusion that there must exist a historical period when the social state transforms itself from the declared state with the social obligations, i.e. from a theoretical construction, in the real social and political phenomenon.

Текст научной работы на тему «Кочеткова Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве: Монография»

POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ

Плоды доброго правления. Фреска. Художник Амброджио Лоренцетти. 1337-1339

РЕЦЕНЗИИ

Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве: Монография

М.: ИНФРА-М, 2012. - 216 с.

Что такое социальное государство и какова его сущность? Можно ли признать существующие теоретические основы социального государства завершенной теорией? Вопросы эти отнюдь не праздные, не дань теоретической любознательности, особенно в то время, когда обострились дискуссии между ярыми сторонниками либеральной экономики, с одной стороны, теоретиками и практиками, отстаивающими концепцию социально ориентированного развития государства, общества и экономики, - с другой.

Говоря о необходимости социально ориентированного развития современного российского государства, обычно ссылаются на статью 7 Конституции Российской Федерации1 и признают важность социальных целей развития: одни - из теоретических соображений, другие - из политических задач, для повышения «рейтинга». Для подавляющего большинства населения - это не только насущные вопросы существенного улучшения уровня и качества жизни, но и проблемы свободы выбора.

Хотя многие учёные и политики, понимая под социальным государством такое государственное устройство, которое обеспечивает своим гражданам достойный уровень жизни, полагают, что разработка соответствующей теории в основном завершена, нам представляется, что это лишь эмпирический уровень осмысления рассматриваемой проблематики. Теория социального государства должна быть ориентирована на обоснование его фундаментальных целей и ценностей, новой концептуальной системы, стратегических приоритетов и задач социально-экономического развития. Такая теория должна, прежде всего, сформировать и развивать новую методологию исследования этого феномена, активно участвовать в выработке социальной политики и практических рекомендаций. К сожалению, сегодня, в эпоху увлеченности постмодернизмом, системность и глубина методологии научных исследований не в почёте. Именно поэтому философский дискурс и глубокая методологическая проработка проблематики социального государства, содержащиеся в монографии «Философский дискурс о социальном государстве» (Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве: Монография / Л.Н. Кочеткова. М.: ИНФРА-М, 2012. 216 с.), представляют большой научный интерес и весьма значимы для практики.

1 «Статья 7. 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1999. С. 5).

POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ

Доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и политологии Московского государственного технического университета радиотехники, электроники, автоматики (МИРЭА) Людмила Николаевна Кочеткова давно и последовательно занимается исследованием непростой судьбы социального государства, как в нашей стране, так и за рубежом. В её монографии, написанной доступным языком, на высоком теоретическом уровне, предпринята удачная попытка всестороннего анализа социального государства в единстве исторического и логического аспектов.

Во введении автор справедливо отмечает, что сегодня «мы имеем множество дефиниций социального государства при отсутствии философского осмысления содержания данного концепта, применимого для решения научных и практических задач, связанных с развитием современной теории социального государства»1.

Основной концепт автора заключается в том, что социальное государство является закономерным этапом развития теории и практики правового государства. Именно правовое государство, принимая на себя достаточно полный спектр обязанностей по реализации прав граждан, формирует и развивает свою легитимную социально-экономическую основу. Исходя из такого концептуального положения, автор приходит к выводу, что должен существовать исторический период, когда социальное государство перерастает из декларируемого государства с принятыми на себя социальными обязательствами (т.е. из теоретической конструкции) в соответствующий реально существующий конституируемый социально-политический феномен.

По мнению Л.Н. Кочетковой, такой момент в истории недалек от времени рождения основ теории социального государства, разработанных в трудах крупного немецкого мыслителя XIX в. Лоренца фон Штейна. На основании глубокого анализа его работ автор убедительно показывает, что с развитием капиталистических отношений наступил качественно новый этап во взаимосвязи государства с интересами индивида и социальных групп, а именно: произошла «социальная переориентация государства» (с. 101). Такая переориентация проявилась в том, что если прежде целью государства была политическая легитимизация сословно-классовых интересов, то теперь его целью становится обеспечение условий развития нового гражданского общества и человеческого потенциала, центральной фигурой которого является Человек.

Если использовать марксистскую терминологию, то можно утверждать, что речь идёт о формировании и развитии такого качественно нового социального субъекта, который не связан непосредственно со становлением класса капиталистов как антипода пролетариату.

Л.Н. Кочеткова аргументированно доказывает, что для преодоления расслоения гражданского общества на «достойных» и «недостойных» граждан, а значит возможности распада социума в результате пауперизации населения и классовой борьбы, возникла теория социального государства, согласно которой государство должно принимать на себя социальные обязательства и гарантировать решение социальных проблем путём создания общественной собственности в виде целевых фондов социального и иного страхования. По мнению автора, именно общественная собственность как антитеза частной собственности может обеспечить индивиду уверенность в завтрашнем дне в условиях нестабильности и рисков рыночной экономики. В качестве первого этапа становления социального государства автор выделяет этап социального страхования, «характеризующийся выявлением социальных рисков наемного труда и законодательным построением защиты от них в рамках существующей социальной структуры» (с. 72). Показано также цивилизационное значение этого феномена для каждого человека, всех социальных групп и общества.

При этом, конечно, не следует идеализировать ситуацию и доводить её до пропаганды антагонизма к классу предпринимателей. В условиях рыночной экономики ориентация государства на интересы каждого отдельного гражданина не отменяет его обязанностей по защите интересов предпринимателей. Более того, обеспечение политической свободы и социальной мобильности представителей всех классов было в интересах буржуазии, которой нужны были свободные, производственно мотивированные трудовые ресурсы. В конечном счёте, и в настоящее время предпринимателям нужен активный работник — свободный и независимый член гражданского общества. В этой связи ориентация государства на защиту интересов предпринимателей не противоречит его ориентации на защиту интересов каждого индивида как члена гражданского общества. Именно по этой причине возникновение и развитие социального государства - это не акты альтруизма, а достижение своеобразного классового компромисса на базе капиталистического способа производства.

Из сказанного вытекает ответ на вопрос о том, является ли социальное государство каким-то особым типом государства. На основе анализа большого эмпирического материала Л.Н. Кочеткова показывает, что социальным могут быть государство различных типов, независимо от формы правления. По её мнению, «социальное государство - это не столько тип, сколько новое состояние правового государства, новый этап его развития, который наступает при индустриальном капитализме, когда становится очевидным, что полная самозанятость в гражданском обществе невозможна и наемный труд имманентно необходим» (с. 102). Из такого понимания социального государства следует, что оно может возникнуть лишь в классовом обществе в целях сохранения его стабильности и решения социального вопроса, обострившегося в условиях классовых противоречий.

Концептуально такое новое состояние государства Л.Н. Кочеткова характеризует, во-первых, наличием добровольно взятых на себя государством обязанностей перед обществом, его социальными группами и индивидами; во-вторых, заинтересованностью самого государства в выполнении этих обязанностей, в основе которой лежит определённая объективная связь между положением личности в обществе, стабильностью общества и устойчивым развитием государства. Иначе говоря, как справедливо отмечает автор, государство становится заинтересованным иметь легитимный фундамент демократической власти.

Автор чётко фиксирует типические характеристики, определяющие природу и происхождение социального государства.

1 Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве: Монография / Л.Н. Кочеткова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 6.

221

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 4(10)/2012

Первая характеристика - это обязательственная природа социального государства. Она выражается в том, что правовое государство под угрозой утраты своей легитимности принимает для сохранения стабильности гражданского общества новые определенные обязанности по отношению к своим гражданам, что проявляется в признании им соответствующих социальных прав граждан. Заметим, что из констатации обязательственной природы социального государства вытекает возможность рассматривать его как программу, а значит, и оценивать по таким критериям, как эффективность, осуществимость, релевантность состоянию общества.

Вторая характеристика - содержание обязанностей социального государства и соответствующих прав граждан, состоящая в формировании и обеспечении возможностей для реализации частной и публичной автономии граждан, т.е. возможности для каждого человека испытывать чувство свободы и ответственности как за свою судьбу, так и судьбу своего сообщества. Достигается это за счет признания факта несамостоятельности и нестабильности гражданского общества на индустриальной фазе развития капитализма и, как следствие, необходимости обеспечения государством своим гражданам достойных условий жизни и труда.

Третья характеристика - признание полного равенства социальных и иных прав всех граждан, их внутренней взаимосвязи, независимо от их принадлежности к классам или иным социальным группам, недопустимость какой-либо дискриминации. Именно это означает признание равного человеческого достоинства за всеми гражданами. В этой связи государство, поддерживающее кастовость и высокую дифференциацию в обществе, не обеспечивающее в своей политике механизмов и конкретных мер, направленных на разрушение жестких, устойчивых барьеров между социальными слоями и группами, не может считаться социальным.

Четвертая характеристика - реальная заинтересованность государства в проведении активной социальной политики в целях собственного самосохранения.

С учетом выявленных типических характеристик Л.Н. Кочеткова даёт следующее определение социального государства: «Социальное государство - это государство классового общества, которое с целью сглаживания классовых противоречий и стабильного развития рыночной экономики, гарантирует каждому гражданину такие стандарты материальной жизнедеятельности, которые позволяют ему реализовывать свое право на частную и публичную автономию» (с. 103).

Как справедливо отмечает Л.Н. Кочеткова, невыполнение государством взятых социальных обязательств ведёт к кризису социального государства. Так, в условиях современного мирового экономического кризиса западные политики были вынуждены создавать преференции для капитала, которые привели к сокращению налоговой базы и реальных доходов населения, что, в свою очередь, лишило государство экономической базы выполнения социальных обязательств. Данная ситуация вызвала шквал неоконсервативной критики социального государства и призывов к демонтажу его институтов. При этом особую актуальность обрели насущные проблемы социальной справедливости, социальных гарантий и стабильности гражданского общества.

Нельзя не согласиться с автором в том, что правовое (конституционное) закрепление социальных прав граждан и соответствующих обязательств государства - лишь одно из условий развития социального государства. Не менее важно то, в какой мере обеспечены правовые гарантии выполнения государством социальных обязательств. Например, опыт практической реализации принципов социального государства в Российской Федерации показывает, что обеспечение этих гарантий может осуществляться на очень низком уровне. Здесь автор правомерно утверждает, что «необходимым условием реализации принципов социального государства в российских условиях является законодательное установление четких социальных стандартов, которые соответствуют конкретно-историческому содержанию концепта “достойная жизнь”» (с. 143). Именно научно обоснованные социальные стандарты переводят абстрактно декларируемые понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», зафиксированные Конституцией РФ в качестве государственных целей на понятный для всех язык конкретных экономических и социальных показателей.

В этом плане философский дискурс о социальном государстве не заменяет собой усилия представителей частных социальных наук в выработке конкретных экономических, политических, и юридических критериев социального государства, а является призывом к совместной деятельности по созданию современной теории социального государства, применимой для оценки конкретной деятельности государства в социальной сфере и выработки основных направлений социальной политики.

В заключение отметим, что труд Л.Н. Кочетковой не только ценный философский дискурс. В этом труде получила существенное развитие современная теоретико-методологическая база, полезная для многих исследователей социального государства, сформированы ценностные перспективы для политиков и управленцев, позволяющие в процессе модернизации помнить о непреходящем значении самого феномена социального государства для каждого человека, всех социальных групп и всей системы «государство - общество - бизнес». Пожелаем же прогрессивному учёному плодотворного развития теории социального государства и дальнейших творческих успехов.

А.Б. Докторович,

доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.