УДК 902/904 СУХОВ А. Д.
соискатель, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социологических исследований В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН E-mail: [email protected]
UDC 902/904 SUKHOV A.D.
Applicant, V.I.Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Research of Vladikavkaz
Scientific Center of RAS E-mail: [email protected]
КОБАНСКИЙ МОГИЛЬНИК КАК ЧАСТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КО BAN BURIAL AS A PART OF THE ARCHAEOLOGICAL CULTURE OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS
Кобанская культура-условное название для обозначения исторических памятников Северного Кавказа эпохи перехода от бронзы к железу. Ведущей теорией, объясняющей на сегодняшний день наиболее достоверно истоки зарождения кобанской культуры, является гипотетическое предположение об их автохтонности в данном регионе, а период появления предков кобанских племен ученые относят ко времени формирования кав-касионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку.
Ключевые слова: Кобанская культура, археологические раскопки, бронзовый век, артефакты, украшения из древних могил.
Ко ban culture is the code name to refer to the historical monuments of the North Caucasus era of transition from bronze to iron. Itppeared more than 120years ago in the scientific community, the term «Koban culture» as an expression of a certain set of archaeological artifacts, proved to be extremely stable, despite the evidence of attempts to replace terms such as «tliysko-koban», «colchis-koban», «central-caucasus».
Keywords: Koban culture, archaeological excavations, Bronze Age, artifacts, ornaments from ancient tombs.
Кобанская культура - археологическая культура на Кавказе, начиная с бронзового периода (XIII/XII -IV вв. до н. э.) и заканчивая периодом железного века (VII - III вв. до н. э.) - названа в честь первого своего обнаруженного могильника - «Кобанского», который, в свою очередь, исследователями обозначен по названию североосетинского селения Кобан. на территории которого в 1869 году были обнаружены древние вещественные памятники прикладного художественного искусства - бронзовые предметы поразительной красоты. Украшения и оружие и из древних могил, размытых весенним паводком, ознакомили науку с неведомой прежде уникальной культурой. В науке название «Кобанский могильник» зафиксировалось после археологических исследований Г.Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (1978) и В.Б. Антоновича «Материалы по археологии Кавказа» (1900), «Дневник раскопок, веденных на Кавказе». На момент обнаружения древних артефактов в Северной Осетии существовало два аула -Верхний и Нижний Кобан, находки обычно связывались с Верхним Кобаном. Сейчас эти аулы объединились в одно село.
Представители Кобанской культуры проживали от истоков реки Кубань и до территории Дагестана, область концентрации поселений находилась в центральной части региона (Северная и Южная Осетия, Пятигорье, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария), по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители - автохтонные предста-
вители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе балкарцев, вайнахов, осетин [7].
Считается, что культуры скифов и кобанцев были тесно связаны и впоследствии имели родственные смешения. Скифыне моглиупустить или уничтожить такого выгодного союзника. Ведь мастера по бронзе они были совершенными. Археологи и историки (A.B. Борисов, С. Петере. Е В. Чернышева, Д.С. Коробов, С. Рейнхольд и др.) восхищаются предметами созданными представителями Кобанской культуры, считая их предметами искусства того времени [2].
Известный в этих краях зажиточный землевладелец Хабош Кануков собрал большое количество бронзовых предметов и переправил их в Кавказский музей Тифлиса (современный Тбилиси). В Тифлисе на древние артефакты обратил внимание приехавший из Москвы в 1876 году археолог и историк искусства Г. Д. Филимонов, который в 1877 году лично произвел раскопки у Верхнего Кобан и убедился в существовании обширного, богатого с историко-археологической точки зрения, могильника. Вслед за ним посещали Кобан целый ряд исследователей (В.Б. Антонович. Я.В. Доманский, A.C. Уваров и др.), в том числе и зарубежные ученые. Месяцами здесь работали: немец Рудольф Вирхов и француз Эрнест Шантр. ставшими в западноевропейской науке первыми авторами археологических трудов о Кобанских древностях. Артефакты, подобные Кобанским, стали обнаруживаться и на некоторых других территориях Северного Кавказа. В 1881 году в Тифлисе состоялся V
© Сухов А.Д. © Sukhov A.D.
Археологический съезд, на котором известный археолог A.C. Уваров особый акцент делал на находках в Кобане. дал им научную, развернутую характеристику и даже попытался их датировать (нач. I тыс. до н.э.). Этот съезд вызвал развитие исторических исследований на Кавказе и привлек внимание научных кругов к Кобанским памятникам. Новые археологические экспедиции, отмечают ученые (Р.Г. Дзаттиаты. Р.Х. Гаглоев), привели к образованию больших частных коллекций кавказской бронзы, которые со временем попали в музеи - российские и западноевропейские [3].
На сегодняшний день выделены три локальных варианта Кобанской культуры и намечены три этапа ее развития. Историк и археолог Я.В. Доманский указывает, что основное деление периода существования Кобанской культуры производится на два больших этапа - раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н.э., и позднекобанский. оканчивающийся в IV веке до н.э. Большой знаток этой культуры, кавказовед В. И. Козенкова, в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая показывает, какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протоко-банской (переходной) группе.
Ученые (A.B. Борисов, С. Петере. Е.В. Чернышева, Д.С. Коробов. С. Рейнхольд) до сих пор не могут точно объяснить, как в то время могла развиться металлургия и, в частности художественная, с таким размахом. Ведь для бронзового сплава необходимо олово, которого на Кавказе нет, и не было. Получается, что оно поступало из Ближнего Востока или Малой Азии. Но как: на повозках, вплавь по рекам, или еще каким-то другим методом? Для производства такого большого количества изделий из бронзы (привески, ожерелья, всевозможные сосуды, кинжалы, топоры, фибулы и др.) необходимо было немалое количество материалов [1].
Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки Кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа, а время формирования предков кобанских племен исследователи относят к периоду зарождения кавкасион-ного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI/XXV- XX/XIX вв. до н.э.). Обращая свое внимание, прежде всего, на художественные особенности искусства бронзовой эпохи, мы должны признать весьма существенное значение за видоизменениями чисто декоративных форм - орнаментов. Изучение рассмотренных нами в археологических музеях бронзовых изделий показало, что в орнаментах эпохи поздней бронзы Осетии наибольшее распространение нашли зооморфные и геометрические мотивы.
Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения. развития и распространения кобанской культуры (В.Б. Виноградов. Ю.Н. Воронов, Р.Х. Гаглоев, Р.Г. Дзаттиаты, В.Б. Ковалевская. В.И. Козенкова.
Е.И. Крупнов. Б.В. Техов, И.М. Чеченов и др.), имеются более или менее значительные расхождения. Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия X1-1 У/1 II вв. до н.э. - топоры, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных. также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Благодаря богатому археологическому материалу Тлийских комплексов представляется возможность проследить самобытность культуры его населения, оценить художественный вкус и стиль художников-граверов, представить животных и птиц, обитавших в данной местности, понять предпочтения в одежде, украшениях, а также предметов быта.
Кобанская культура - это, прежде всего самобытная культура, отличающаяся от культуры степных кочевников. Имея много в горных завалах медной руды, они наладили производство бронзовых изделий. Мастера данной культуры отличались своим старанием, усердностью и стремлением к красоте и совершенству. Изделия Кобанских умельцев, пишет известный ученый-археолог Р.Г. Дзаттиаты, отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и, бесспорно, имеют художественные достоинства. Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В \Т1-1УЛП вв. до н. э., на позднем этапе развития культу ры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми [4].
Семантика найденных изделий, особенно привесок, связана с образом солнца и одновременно, по мнению Х.В.Т. Чшиева. с образом колеса. Не случайно абсолютно аналогичный предмет, но уже выступающий функционально в качестве псалий для удил, оформленных в виде колеса, мы видим в материалах Верхнекобанского могильника. Таким образом, отмечает далее ученый, перед нами смысловая связка «солнце - колесо - лошадь» или «солнце - колесо - колесница». Об этом же свидетельствует большое количество предметов конской узды Кобанской культуры - как правило, это части псалий или бляхи уздечки, оформленные в виде колеса с крестовидно-солярными знаками. Смысловая связка «лошадь - колесо - солнце» в представлении кобанцев была весьма устойчивой и распространялась не только на привески-амулеты, но и на предметы конской узды [12]. Привески вышеописанного типа именно в качестве привесок-амулетов «доживают» на Кавказе до весьма позднего времени - до эпохи Средневековья. В эпоху раннего и развитого Средневековья привески-амулеты, аналогичные по форме типу VII кобанских, широко распространены в двух археологических культурах -салтово-маяцкой (донские аланы) и северокавказской аланской. Иконография салтовских и северокавказских аланских амулетов абсолютно аналогична кобанским
VII типа (по классификации В. И. Козенковой). То есть они представляют собой колесо с отверстием в центре, от которого к ободу отходят четыре, шесть или семь лучей [6].
Кобанцы практиковали скотоводство в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях - придворное, с преобладанием свиней, птицы и крупного рогатого скота. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твердой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо. Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и черной металлургии, была развита металлообработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские. Современным исследователям известно о широких торговых и прочих межплеменных связях носителей Кобанской культуры с Закавказьем и Передней Азией, землями киммерийцев, а позднее Скифией. От кочевых народов кобанцами перенимались многие образцы вооружения и конского снаряжения, которые местные мастера совершенствовали и налаживали их массовое производство: как для себя, так и на экспорт, обратно кочевникам. Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах - на скалах, возвышенностях: в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий. Дома строились глинобитными, иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделенными улицами. В таких поселениях встречались мощенные булыжником мостовые.
Классический Кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм - почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев.
Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты. Традиции Кобанского искусства были продолжены в скифскую эпоху. Кобанское наследие хорошо прослеживается в культуре средневековой Алании и до сих пор развивается в осетинском прикладном искусстве.
Погребальный обряд кобанцев представлял из
себя трупоположение, хотя известны случаи кремации. Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей Кобанской культуры имеют некоторое различия - в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы, обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конем. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу.
Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам. На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII в. до н.э.) не могли участвовать скифы, появление которых ученые датирует 8 век. до н.э. (см.Скифы), а также не могли участвовать сарматы, появление которых ученые датируют 4 век. до н.э. Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий. М.М. Иващенко утверждал: «главным носителем так называемой «Кобанской» бронзовой культуры были колхи». В начале XX в., на основании лишь внешнего сходства кобанских иллюстраций с вещами галыпгатской культуры Дунайского бассейна, Г. Вильке и М. Герпес, объяснили достижения бронзы Кавказа массовым переселением дунайских племен металлургов. Только в 1935 году A.A. Иессену в специальной работе, посвященной истории металлургии меди на Кавказе, удалось показать полную беспочвенность теорий «дунайских» заимствовании. Осетинский археолог Б.В. Техов относил носителей Кобанской культуры к ин-доиранцам. которые, по его мнению, поживали здесь с конца 3-го тысячелетия до нашей эры.
В конце XIX - начале XX веков на Северном Кавказе отдельные лица активно занимались торговлей изделиями кавказской бронзы, которую отыскивали в древних поселениях и могильниках. Большая часть артефактов, найденных во время ажиотажного спроса на изящные изделия кобанских мастеров, попадала в частные коллекции. Позднее из частных коллекций предметы материальной культуры активно выкупали музеи и научные организации, как российские, так и западноевропейские. Например, выкупленные Российской Академией наук артефакты были переданы в собрание Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге; большое собрание оказалось в Музее национальных древностей в Сен-Жермен-ан-Ле (Франция). Благодаря работе археологов и краеведов советского периода, собрания коллекций кобанских древностей сегодня также можно видеть в краеведческих музеях Владикавказа, Нальчика, Грозного.
Библиографический список
1. Археология: учебник. Под редакцией академика РАН В. JI. Янина. М: Изд-во Московского университета, 2006. 306 с,
2. Борисов А.В., Петере С., Чернышева Е.В., Коробов Д.С., Рейнхольд С. Химические и микробиологические свойства культурных слоев поселений Кобанской культуры (XIII-IX вв. до н.э.) в окрестностях г. Кисловодска //Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 4 (23). С. 142-154.
3. Дзаттиаты Р.Г., Гагпоев Р.Х. Первая международная археологическая экспедиция СОИГСИ и ЮОНИИ //Известия СОИГСИ. 2014. № 13 (52). С. 154-159.
4. Дзаттиаты Р.Г. Раннесредневековый зооморфный керамический сосуд из могильника Едыс //Российская археология. 2013. №4. С, 113-118.
5. ДоманскийЯ.В. Введение//Древняя художественная бронза Кавказа. М.: Искусство, 1984.
6. Козенкоеа ВН. О потенциале «забытых» коллекций: древности Кобанской культуры в собрании А. Коссниерской // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008, № 21. С. 159-181.
7. Коробов Д.С., Райнхопъд С. Новый тип поселений Кобанской культуры в окрестностях Кисловодска //Краткие сообщения Института археологии. 2008. № 222. С. 28-42.
8. Крупное ЕЛ. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа //Древняя история Северного Кавказа. Москва: Наука, 1960.
9. КузнецовВ.А. Слава древнего Кобана //Путешествие в древний Иристон. М.: Искусство, 1974.
10. Прокопенко Ю.А. Скифы, сарматы и племена Кобанской культуры центрального Предкавказья во второй половине I тыс. до н.э. Рецензенты: д.и.н., профессор М.Н. Погребова, к.и.н., доцент Б.А. Раев. Ставрополь, 2014. Том Часть 2.
11. Техов Б.В. К этнической принадлежности создателей Кобанской культуры Центрального Кавказа. [Электронный ресурс] ossethnos(a!mail.ru
12. ЧшиееХ.В. Т. Солярные колесовидные привески Кобанской культуры (к семантике одного из древних мифологических образов Кавказа). //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 1. С. 109-112.
References
1. Archaeology: The Textbook / Under the editorship of Academician V.L. Yanin. M: Publishing house of the Moscow State University, 2006. 306 p.
2. Botisov A.V., Peters S., Chemvshev E.V., Korobov D.S., Reinhold C. The chemical and microbiological properties of the cultural layers Koban culture settlements (XIII-IX centuries ВС.) In the vicinity Kislovodsk // Journal of Archaeology, anthropology and ethnography: 2013. № 4 (23). Pp 142-154.
3. Dzattialy R.G., Gaglove\' R.H. The first international archaeological expedition NOIH&SR and SORI // NOIH&SR. 2014. №13 (52). Pp 154-159.
4. Dzattialy R.G. Early-medieval zoomorphic ceramic vessel from burial Edys //Russian archeology. 2013. № 4. Pp. 113-118.
5. Domanski Y. К Introduction //Ancient Art Bronze Caucasus. M.:Art 1984.
6. Kozenkova V.I. On the potential of the «forgotten» of collections: ancient Koban culture in A. Kossnierskaya's collection of// Problems of history, philology, culture. 2008. № 21. Pp. 159-181.
7. Korobov D.S., Reinhold C. A new type of Koban culture settlements in the vicinity of Kislovodsk //Brief reports of Institute of Archaeology. 2008. № 222. Pp. 28-42.
8. Krupnov E.I. Monuments Koban culture of Northern Caucasus // The ancient history of the North Caucasus. Moscow: Nauka, 1960.
9. Kuznetsov VA. The glory of the ancient Koban // Travel to ancient Iriston. M.: Art 1974.
10. Pmkopenko I.A. Scythians, Sarmatians and tribes Koban culture of central Caucasus in flic second halfl thousand ВС /Reviewers: Doctor of History, Professor Pogrebova M.N., Ph.D., Associate Professor Raev B.A. Stavropol, 2014. Tom Part 2.
11. Tekhov В. V. By the creators of the ethnic affiliation of the Koban culture of the Central Caucasus. [Electronic resource] ossethnos®) mail.ru
12. Chshiev H. W. Solar rotate pendants Koban culture (to the semantics of an ancient mythological images of the Caucasus). // Herald of the North Ossetian State University named after Costa Levanovich Khetagurov. 2014. № 1. Pp. 109-112.