Лотменцев А.М.
КНЯЗЬ КОНСТАНТИН (ВАСИЛИЙ) ОСТРОЖСКИЙ. ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ И РЕАЛЬНЫЙ ПОЛИТИК РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Lotmentsev A.M.
PRINCE KONSTANTIN (BASIL) OSTROZHSKY. DEFENDER OF ORTHODOXY AND REAL POLITICIAN OF RZECZPOSPOLITA
Ключевые слова: история Речи Посполитой, Константин Острожский, история России XVI века, Православная церковь, Брестская уния.
Key words: the history of Rzeczpospolita(Poland), Konstantin Ostrozhsky, the history of Russia of XVI century, the Orthodox church, Brest union.
Аннотация
В статье рассматривается деятельность Константина Острожского в истории Речи Посполитой XVI века и его участие в решении религиозных вопросов.
Abstract
The article is concentrated on the activity of Konstantin Ostrozhsky in history of Rzeczpospolita(Poland) XVI and his participation in religion issues.
Когда мы говорим про Константина (Василия) Острожского, картина его деяний столь сложна и многогранна, что трудно привести ее к единому знаменателю. Что важнее - его действия во время Брестской унии, попытки баллотироваться на русский и польский престолы, многогранная культурная деятельность в Остроге, отношения с правителями и папами или сам факт того, что Константин владел десятками городов, в ряде отношений был близок к созданию независимого государства?1
Другой важный вопрос - что являлось основной задачей Константина Острожского как политика? Реагировал ли он ситуативно на действия своих оппонентов или проводил в жизнь определенную программу; можно ли констатировать, что у него был некий план, и был ли он приведен в исполнение за долгую жизнь князя?2
Личность Константина Острожского не лишена противоречий, также как и его действия: разве не переписывался князь Константин с папой римским Климентом VIII; не его ли это слова: «Что же касается до веры и унии, то я вполне сочувствую этому делу, лишь бы только оно велось лучшим способом и привело к общему спасению. Не так давно я уже начал было трудиться для этого дела, но хотел идти к своей цели прямою и законною дорогою, стараясь прежде всего получить согласие и дозволение на то святейших патриархов греческой веры»3? Разве не способствовал Константин протестантам, не в той может быть степени, как Радзивиллы, но все же весьма активно? Вот что пишет об этом архимандрит Августин (Никитин): «Покровителем православных был православный князь Константин Острожский. Он написал послание собору, предлагал протестантам действовать сообща с православными. Можно ещё раз упомянуть, что в то время православные богословы, тем более простые миряне, не разбирались в тонкостях лютеранского вероучения и по чисто внешним признакам они считали, что лютеране гораздо ближе православным, чем католики. Поэтому в послании Константина Острожского проводится мысль, что вера одна, а различны только обряды. Лютеране с этим согласились, и на Торуньском соборе было заключено
1 Ярушевич А. Ревнитель православия князь К.И. Острожский и его время. - Смоленск, 1897.
2 Соболев Л.В. Князь К-В.Острожский как лидер русского народа «Речи Посполитой». Диссертация на звание канд.ист.наук. 07.00.03. - М., 2002
3 Митрополит Макарий. История русской церкви. Т. 10. Гл. 2.
соглашение о сотрудничестве, о взаимодействии - друг друга не обличать.. ,»4 Если «простые миряне» могли считать, что разница между лютеранством и православием невелика, то действительно ли придерживался такого мнения князь Константин? И мог ли придерживаться?
Если в религиозном плане князь Константин Острожский отличался, не индифферентностью конечно, но все же склонностью к колебаниям, то что же говорить про сложности его отношений с польским королем: далее цитата по необходимости достаточно длинная из Н.И.Костомарова: «по требованию короля, Острожский сам привез Никифора (одного из важнейших участников православного Брестского собора - А.Л.) и предал суду сената. Никифора старались обвинить в шпионстве со стороны турок, и в чернокнижестве, и в дурном поведении. Обвинить Никифора было невозможно, да поляки и не имели права судить его, как иноземца. Тогда Константин Острожский проговорил королю резкую речь: "Ваше величество, - сказал он, - нарушаете права наши, попираете свободу нашу, насилуете совесть. Будучи сенатором, я не только сам терплю оскорбления, но вижу, что все это ведет к погибели королевства польского: после этого, ничьи права, ничья свобода не ограждены; скоро наступят беспорядки; быть может, тогда додумаются до чего-нибудь иного! Предки наши, принося присягу на верность своему государю, и от него также принимали присягу в соблюдении правосудия, милости и защиты. Поручаю вам этого духовного сановника. Бог изыщет на вас кровь его." Проговоривши эту речь, Острожский вышел из сената. Король послал зятя Острожского, Криштофа Радзивилла, воротить взволнованного старика. "Король, - сказал Радзивилл, - сожалеет о вашем огорчении; Никифор будет свободен". Рассерженный Острожский не хотел вернуться и сказал: "Нехай же соби и Никифора зьисть ". Князь ушел, оставивши бедного протосинкелла Никифора на произвол короля. Никифора заслали в Мариенбург, где он и умер в заточении»5. Как видим, князь Константин не всегда был последователен в своей политической линии. Прямо-таки напрашивается параллель с действиями императора Сигизмунда Люксембурга в отношении Яна Гуса. Также как и вывод, что в конечном итоге князь Константин был беззаветно верен польскому королю. Но и здесь присутствуют определенные сомнения.
Вот что писал князь Константин Острожский одному из Радзивиллов по поводу восстания Наливайки: «Говорят, будто я Наливайка высылал...Уж если кому, то мне более всего допекли эти разбойники. Поручаю себя Господу Богу! Надеюсь, что он, спасающий невинных, и меня не забудет». И все же, несмотря на жалобы князя Острожского на тот факт, что имения его страдали, ввиду своей численности, даже больше, чем владения униатских князей, определенные сомнения остаются. Вспомним стихи К.Ф. Рылеева:
Но Наливайко всех сильней
Томится думою и страждет;
Его душа чего-то жаждет,
Он что-то на сердце таит.
Что же таил Наливайко? Не было ли у Северина Наливайко некоторых надежд на Острожского правителя, ведь именно в этом городе прошли многие годы его жизни? И мог ли вполне доверять князь Константин Радзивиллам, сыгравшим важную роль в подавлении восстания?
Князь Константин Острожский был сложной и противоречивой личностью, политиком, следовавшим отчасти в фарватере польского государственного курса, но несравненно чаще пытающимся найти собственный путь православного лидера. Трудности, связанные с этой ролью ,были исключительными. Ведь у князя Константина были вполне определенные обязательства перед польским королем, а главным защитником православия признавался московский царь. Даже смерть Ивана Грозного и приход ему на смену относительно слабого
4 Архимандрит Августин (Никитин). Конспект лекций по Истории Западных Исповеданий. П. 25.
5 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел. XXII. Князь Константин Константинович Острожский.
Федора Иоанновича не изменил ситуации, поскольку Борису Годунову удалось существенно укрепить позиции Москвы в 1589 г., благодаря признанию Иова патриархом со стороны поместных церквей. Была составлена «Уложенная грамота», под которой на первом месте стояла подпись Патриарха Константинопольского Иеремии, учреждение патриаршества было мотивировано тем, что Москва стала «Третьим Римом». В уста Патриарха Константинопольского в «Уложенной грамоте» влагаются такие слова, обращенные к царю Феодору Иоанновичу: «Воистину в тебе, благочестивом царе, Дух Святый пребывает... Твое же, о благочестивый царю, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде, и ты един под небесем христьянский царь именуешися во всей вселенной»6. Для того, чтобы решить проблему кардинально, следовало стать правителем России или Речи Посполиты. И любопытно, что князь Константин действительно работал в обоих направлениях.
Из современной истории мы знаем, что часто на выборы по ряду причин идут кандидаты, не имеющие реальных шансов на победу и даже на надеющиеся на нее. Принадлежал ли к их числу князь Константин Острожский? Самое, пожалуй, удивительное, что некоторые шансы на то, чтобы занять один из престолов, у князя Константина были. В 1572 г. угасла династия Ягеллонов, с деятельностью которой было связано много героических моментов в плане противодействия Османской империи. На выборы короля собралось около 40 тысяч человек, некоторые из которых пришли сюда пешком. Было решено, что перед вступлением на престол король должен подписать Pacta Conventa, согласно которому он ограничивал свою власть в ряде пунктов, в частности не мог объявлять войну и заключать мир без согласия Сейма. Несмотря на претензии князя Острожского, депутаты выбрали королем давшего наибольшее количество обещаний Генриха Французского из династии Валуа, будущего Генриха III. Генрих прибыл в Краков, принял участие в церемонии погребения Сигизмунда Августа и был коронован.
Даже с «выборами» Федора Иоанновича, несмотря на его очевидную легитимность не все обстояло просто7, согласно т.н. версии Варкоча-Паули значительные властные полномочия должны были быть переданы австрийскому эрцгерцогу Эрнсту. Тем более невозможно было обойтись без политической борьбы после смерти Федора, ведь Борис Федорович Годунов был всего лишь первым среди равных, пусть финансовые и властные возможности у него были огромными. Высказывалась мысль (Александр Ильин. Русская идея в Великом Княжестве Литовском), что именно с подготовкой к выборам после смерти Федора Иоанновича связаны не вполне логичные действия Константина-Василия Острожского в период заключения унии.
Подводя итоги, заметим, что роль Константина Острожского для судьбы Беларуси трудно переоценить. Интерес к этой величественной фигуре во многом вызван именно сложностью и многогранностью его деятельности. Исторический период, на который пришлась деятельность князя, отличался исключительной сложностью, и уже это сближает его с нашим. Деятельность благоверного князя Константина Острожского являет собой синтетическую попытку найти консенсус в игре с большими игроками Востока и Запада и, вместе с тем, сохранить главную духовную основу своих земель - православие. Как отмечал профессор Киевской духовной академии, игумен Нестор (Соменок), князь Константин Острожский был подлинным защитником православия.
6Цыпин В, протоиерей. Каноническое значение патриаршества в истории Русской Православной Церкви // К Единству! - 2008. - № 1. - С. 34
7Зимин А.А. В канун грозных потрясений. -М., 1986. - С.107.