Научная статья на тему '«Князь Игорь» во фраке. Премьера ростовского музыкального театра'

«Князь Игорь» во фраке. Премьера ростовского музыкального театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Князь Игорь» во фраке. Премьера ростовского музыкального театра»

ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНАЯ

ЖИЗНЬ

Т. Тимошенко

«князь игорь» во фраке

Премьера Ростовского музыкального театра

Сегодня в музыкальном театре сосуществуют две противоположных тенденции: максимальная театрализация оперного спектакля, усиление в опере значимости постановочных, зрелищных факторов - и максимальная же его детеатрализация, в виде концертного исполнения, когда все внимание сосредоточено на пении и звучании оркестра.

Ростовский музыкальный театр, наряду с яркими сценическими постановками, уже в третий раз уверенно и, на мой взгляд, удачно идет и по второму пути. В концертно-сценической версии с успехом идет «Царская невеста», не так давно (2008) состоялась аналогичная премьера «Кармен», и вот новое долгожданное событие - опера «Князь Игорь» в концертном исполнении.

Оформление сцены весьма условно. На заднем плане расположен огромный экран, который при помощи света и цвета олицетворяет небесную высь, неотступно сопровождающую музыкальное действие (художник по свету Ирина Вторникова). Небо то светло-голубое с воздушными перьевыми облаками - как символ свободы, покоя, любви, то серое, предгрозовое, символизирующее нависшую над русской землей угрозу, то кроваво-красное (в момент набега половцев) - как беспощадное пламя, пожирающее города и села.

Этот экран не единственный зрелищный элемент спектакля. Второй, «половецкий» акт с его буйством красок, восточной негой и темпераментом, представленный в полноценной сценической постановке, гармонично влился в концертный вариант и заметно обогатил его. «Половецкие пляски» поставлены с чувством стиля и изобретательностью (хореограф-постановщик народный артист России Юрий Клевцов). Яркое хореографическое решение, багряные занавеси с витиеватым орнаментом, красочное световое оформление, колоритные национальные костюмы, луки и кнуты в руках мужчин - все говорит о неуемной силе, воинственности, всепроникающей и агрессивной. Это ощущение еще больше усиливается в финале акта, когда артисты балета натягивают луки и направляют свои невидимые стрелы в зрительный зал.

Из-за большого объема «Князя Игоря», театру пришлось традиционно пожертвовать его третьим действием, и потому за половецким актом следует четвертое действие.

В отличие от половецкого (второго) действия, первый и последний акты спектакля, рассказывающие о событиях на русской земле, в большей степени выдержаны в традиции концертного исполнения. Оркестр располагается на сцене (во втором акте - в оркестровой яме), исполнители одеты во фраки и черные вечерние платья, хотя сценическое движение и живая драматическая игра певцов -опять-таки шаг в сторону полноценной постановки.

Огромный плюс концертного исполнения -полная погруженность в музыкальное воплощение оперного произведения. Здесь музыка, «очищенная» от постановочных эффектов, вырывается на неограниченный простор, завоевывает безраздельный суверенитет, и все зависит от исполнителей и дирижера.

Нельзя не отметить высокий профессионализм исполнителей-оркестрантов и главного дирижера театра, музыкального руководителя постановки Валерия Воронина. Оркестр звучит сочно, с тонкой нюансировкой и очень тактично по отношению к певцам. Лишь в финале оперы мощное славильное оркестровое звучание «перекрыло» солистов (Скулу и Ерошку), в этот момент не хватило именно насыщенного, крепкого пения актеров. Дирижер явно тяготеет к поляризации темпов: медленные замедлялись, быстрые ускорялись. Усиление темповых контрастов способствует драматизации действия.

«Князь Игорь» - одна из самых интересных и трудных опер для певцов. Каждый персонаж сложен, внутренне противоречив. Например, Игорь: все отговаривают его от похода, грядущую беду предвещает затмение, но он все равно идет, а затем раскаивается. Другой пример - Кончак, который умудряется быть одновременно и врагом, и другом. Ярославна - с одной стороны трогательная, беззащитная, хрупкая, с другой - стойкая, уверенная правительница (недаром ее вокальная партия пропитана интонационной сферой Игоря).

Театрально-концертная жизнь

Два премьерных спектакля (10 и 12 мая) представили разные составы певцов. Партию Князя Игоря исполнили заслуженный артист России Петр Макаров и Геворг Григорян. Крепкий, сочный баритон, правдивая драматическая игра, четкость дикции, благородность внешнего облика, - чем Петр Макаров не русский князь? Ему удалось показать и героическую натуру своего героя, и его искреннее любовное чувство к жене, и скорбь о Руси.

Геворг Григорян (студент Ростовской консерватории, ученик Петра Макарова) - молодой, талантливый певец, недавно появился в ростовском театре. Примечательно, что он перенял горделивую осанку, манеру с достоинством держаться у своего учителя. Красивый, мощный, богатого тембра голос произвел приятное впечатление, но актерского мастерства пока немного не хватает, что несколько помешало воплотить разноплановость образа.

В партии Ярославны 12 мая предстала Елена Кузнецова. На мой взгляд, не все удалось в работе над ролью. При всех плюсах талантливой драматической игры, музыкальное воплощение было не столь убедительно, голос певицы звучал недостаточно ярко, с несколько резкими верхами, без тонкой нюансировки, столь характерной для партии героини.

Юрий Алехин вышел на сцену в роли Владимира Галицкого. Яркий бас певца мощно звучит в низком регистре, в верхнем - заметно слабее, скованнее, что немного смазывает общее впечатление, но его драматическая игра восполняет все недостатки вокального мастерства. Сценические движения Алехина-Галицкого резки и размашисты, он как хищный зверь, запертый в клетке, жаждущий свободы, причем свободы безграничной, без законов и морали.

Партию Кончака исполняют Борис Гусев и заслуженный артист России Александр Мусиенко.

Первый создал образ темпераментного, напористого хана. Кончак Мусиенко мягче, деликатнее и хитрее. Это видно и в манере поведения, и в вокальном исполнении. Обе трактовки оказались убедительными, а потому удачными. По-разному показали образ Кончаковны Надежда Кривуша и Евгения Долгополова. Кончаковна Н. Кривуши -властная, гордая, немного холодноватая женщина. Героиня Е. Долгополовой романтична, женственна. Интересно, что эта певица с истинно славянской внешностью исполняет роль половецкой девушки, а роль князя Игоря - восточный мужчина.

Владимир Александра Лейченкова не произвел яркого впечатления. Певцу не хватило эмоциональной свободы, насыщенности звучания, а на верхних нотах - четкости дикции.

Гудошников Скулу и Ерошку на первом спектакле исполнили Валерий Храпонов и Сергей Мань-ковский, на второй - Тимур Хаму-Нимат и народный артист России Геннадий Верхогляд. Оба дуэта получились убедительными, яркими, но если бы совместить вокальную слаженность первого дуэта с прекрасной актерской раскрепощенностью второго - получилось бы намного интереснее.

Большой удачей можно с уверенностью считать исполнение хоровых сцен (хормейстер-постановщик Елена Клиничева). Пролог звучал слаженно, мощно, и после его окончания из зала послышались восторженные аплодисменты и крики «браво». Сурово и мужественно артисты исполнили хор бояр. Достойным завершением стало эмоционально насыщенное звучание заключительного хора оперы.

В целом концертное исполнение «Князя Игоря» имело успех. Войдет ли такой вариант в репертуар ростовского театра, или это большой шаг навстречу режиссерско-сценической постановке? Будем надеяться, что ответ на этот вопрос мы узнаем вскоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.