Научная статья на тему 'Князь Андрей Васильевич Трубецкой: исторический портрет'

Князь Андрей Васильевич Трубецкой: исторический портрет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
612
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ананьев В. Г.

Prince Trubetskoy was a descendant of Gedymin, the Grand Prince of Lithuania. His ancestors moved to Moscow in the early 16 th century. By the end of the century the Trubetskoys were the only ones who retained the prince's rights and the lands in their native 'udel' (apponage).The prince made a successful career, perhaps because he was never suspected of being a threat to the central authority, which distinguished him from other princes of 'udel' (Vorotynsky et al.). Prince A.V. Trubetskoy presented an example of the Moscow aristocracy at the turn of the 16 th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prince Andrey Vasilyevich Trubetskoy: a historical portrait

Prince Trubetskoy was a descendant of Gedymin, the Grand Prince of Lithuania. His ancestors moved to Moscow in the early 16 th century. By the end of the century the Trubetskoys were the only ones who retained the prince's rights and the lands in their native 'udel' (apponage).The prince made a successful career, perhaps because he was never suspected of being a threat to the central authority, which distinguished him from other princes of 'udel' (Vorotynsky et al.). Prince A.V. Trubetskoy presented an example of the Moscow aristocracy at the turn of the 16 th century.

Текст научной работы на тему «Князь Андрей Васильевич Трубецкой: исторический портрет»

В. Г. Ананьев

КНЯЗЬ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Источниковая база, имеющаяся в распоряжении историка, занимающегося событиями Смутного времени, не слишком благоволит к попыткам разглядеть человеческие индивидуальности. По меткому замечанию А.Я. Гуревича, «средневековые авторы стремились не столько к воссозданию неповторимого облика своего героя, сколько к тому, чтобы подвести его под некий тип, канон; индивидуальное, частное отступает перед обобщенным и традиционно принятым»1. Вместе с тем замена абстрактных понятий, таких, как «боярство» или «аристократия», конкретными человеческими судьбами может позволить несколько по-иному взглянуть на проблему. Недавний опыт реконструкции И.Б. Михайловой «коллективных биографий» дворян и детей боярских XIV - первой половины XVI в. показывает обоснованность такого подхода и на материале русской истории2. Наконец, по словам А.А. Зимина, «когда речь заходит о политической истории России ... редко говорят о конкретных исторических деятелях из состава Боярской думы. «Бояре» часто представляются безликой массой, сидящих в Думе «брады уста-вя». Изучение конкретных биографий лиц из великокняжеского окружения полностью перечеркивает (эту. - В.А.) картину»3.

Целью настоящей статьи является попытка дать портрет одного из бояр - князя Андрея Васильевича Трубецкого. Этот персонаж был выбран не случайно. Он идеально совмещает в себе уникальный опыт и общие черты, характерные для многих представителей московской аристократии рубежа XVI-XVII вв.

К середине XVI в. окончательно оформляется состав феодальной аристократии единого Русского государства, но опричный террор Грозного и события смены династий, Смуты вносят в него свои коррективы. Как формировались стратегии поведения разных представителей различных родов? Какие факторы влияли на их выбор? Возможно, ответить на данный вопрос поможет и биография кн. А.В. Трубецкого: ведь, как отмечает К. Гинзбург, «всякая социальная конфигурация является результатом взаимодействия бесчисленных индивидуальных стратегий: плотным переплетением, восстановить которое под силу лишь приближенному наблюдению»'1.

Трубецкие происходили от четвертого сына Гедимина Ольгерда. Их родоначальником был второй сын Ольгерда Дмитрий Трубецкой. На московскую службу они Отъехали в 1500 г.5 Возможно, этот переход был до некоторой степени вынужденным, так как «после взятия Брянска и вступления на московскую службу Можайского и Шемячича Трубчевск со всех сторон оказался окружен московскими владениями»6. Род Трубецких к этому времени значительно разросся, многие его представители к концу XV в. оказались на великокняжеской службе. Их княжество считалось частью государственной территории Великого Княжества Литовского, а сами князья воспринимались лишь как крупные вотчинники7. '

© В.Г. Ананьев, 2006

К концу XV в. существовали две ветви этого рода: одна шла от кн. Ивана Семеновича (прадеда кн. А.В.), а другая - от его двоюродного брата Ивана Юрьевича8. Хотя к середине XVI в. некоторые представители рода продолжали служить по удельным спискам, значительное дробление их вотчин не позволило никому из них дослужиться до высшего думного чина9. Возвышение рода при московском дворе было связано только со временем опричнины: именно тогда боярский чин, первым из рода, получил кн. Ф.М. Трубецкой10. К маю 1584 г. боярином стал и Н.Р. Трубецкой11. Первый принадлежал к старшей ветви рода и приходился кн. А.В. Трубецкому двоюродным братом; второй был потомком младшей ветви12 и пятиюродным братом кн. А.В. Трубецкого13. После упразднения опричнины Трубецкие входили и в особый двор царя Ивана1'1. Отец кн. А.В. Трубецкого, Василий Андреевич, в 1559-1561 гг. был наместником в Брянске, где и скончался 9 мая 1561 г.15 Других доживших до взрослых лет сыновей, кроме Андрея, у него и его супруги Анастасии16, очевидно, не было17.

Таким образом, будучи родовитыми, в силу своей многочисленности Трубецкие к середине XVI столетия не смогли выдвинуться на первые места в государственном аппарате. Шанс на возвышение дала им только опричнина. Причем и здесь наилучшую карьеру сделал кн. Ф.М. Трубецкой - представитель младшей ветви рода. Отец кн. А.В. Трубецкого наместничал в Брянске и на столичной службе никак себя не проявил. Когда он умер, А.В. Трубецкой был, вероятно, еще ребенком.

Впервые в разрядах кн. Андрей Васильевич упоминается осенью-зимой 1572 г., когда принимал участие в походе из Новгорода «в Ливонскую землю», на Пайду как рында с большим саадаком при царевиче Федоре.18 В следующем году в серпуховском походе он вместе с кн. Н.Р. Трубецким - дворянин в стане у государя19. В.это время он входит в особый «удельный двор» царя20. 13 июня 1577 г. в очередном походе на ливонцев он один из голов21, вместе с кн. Н.Р. и Т.Р Трубецкими, кн. И.И. Голицыным, И.В. Годуновым и др22. К этому времени он получает и чин стольника (дворового, а не земского23), будучи в то же время «есаулом», ближним к государю2,1. После этого он впервые первый воевода большого полка; в походе на Колывань его сопровождает окольничий кн. П.И. Татев, замененный вскоре на И.М. Бутурлина25. В 1578/79 г. в походе к новгородской Троице он вновь в числе голов, ночевавших в стане у царя. На этот раз его имя стоит первым, не уступая кн. И.К. Курлятеву, И.Г. и М.Г. Темкиным-Ростовским и др.26 Осенью 1580 г. на свадьбе Ивана Грозного с Марией Нагой он первый в числе «поезжан»27. В апреле 1581 г. он вновь выполняет те же обязанности и опять его имя стоит первым28. То же и в походе 1582/83 г., хотя здесь его имя стоит уже после имен кн. Н.Р и Т.Р. Трубецких29.

С 7 ноября 1584 г.30 он в «заречном тульском разряде и по украинным городам» записан на Тулу в большой полк первым воеводой с помощником кн. Н.В. Тюфякиным31. С весны следующего 1586 г. он там же, но уже с кн. С.Г. Звенигородским32. В Боярском списке 1588/89 г. он с пометой «з государем» стоит вторым в перечне служилых князей, уступая лишь кн. Б.К. Черкасскому.33 А в списке дворян, намеченных к участию в шведском походе 1589/1590 г., он открывает рубрику «Служилые князья».34 21 ноября 1589 г. он за столом у царя «в передней избе», а в январе 1590 г. в начавшейся войне со шведами в походе из Новгорода он в большом полку с царевичем Еросланем и окольничим М.Г. Салтыковым.35

Весной того же года он был назначен вторым, после царевича, посыльным воеводой в Новгород Северский, что было связано с необходимостью укрепления границ с Речи Посполитой.36 С весны 1591 г. он уже первый воевода Смоленска, управляет горо-

дом вместе с Н.В. Траханиотовым и дьяком Д. Олябьевым.37 21 июля 1597 г. он вновь в Москве, на приеме у императорского посла «сидел на окольничем месте».38 А уже в 1598 г. назначен в серпуховском походе одним из голов в государевом полку, его имя вновь стоит первым39. 4 сентября, по случаю венчания на царство Бориса Годунова, он получает боярский чин. Боярство ему сказывал его родич кн. Т.Р. Трубецкой110. В октябре 1599 г. он судит вместе с окольничим кн. В.Д. Хилковым и дьяком И. Карташевым местническое дело кн. В. Тростенского и кн. Б. Лыкова41. В 1600-1601 гг. он сменяет на воеводстве в Пскове кн. А.И. Голицына112. Там он встречает группу лифляндских землевладельцев, бежавших от поляков и, по свидетельству К. Буссова, оказывает им самый добрый прием43. В 1603 г. он на первой встрече королевича Иоганна, «у сласки», вместе с кн. В.К. Черкасским, кн. М.С. Турениным и дьяками В. Оладьиным и С. Сумароковым44. Это назначение вызвало местническую жалобу кн. А.И. Голицына, он бил челом и на кн. А.В. и Т.Р. Трубецких. Вскоре после этого, в 1603-1604 гг. он снова отправляется в Псков, на этот раз вместе с кн. В.А. Звенигородским45. В 1605/1606 г. он вместе с окольничим И.Ф. Колычевым и дьяком Г. Витовтовым раздает денежное жалованье и верстает новиков по Суздалю46.

В разрядах Смутного времени он упоминается лишь однажды, когда весной 1607 г. царь Василий отправился в поход на Тулу, на Москве были оставлены бояре кн. Д.И. Шуйский, кн. Н.Р. и А.В. Трубецкие. В боярском списке 1610/1611 г. его имя стоит третьим в числе бояр.47

Автор «Сказаний о роде князей Трубецких» отмечал, что брак кн. Андрея Васильевича с не известной нам по фамилии Евдокией был бездетным. Однако представляется, что это не так. 4 ноября 1602 г. кн. А.В. Трубецкой дал вклад по ней к Троице (45 руб. и атласные ризы)48, но 7111 г. (1602-1603) датирует его вклад в брянский Свенский монастырь49: 45 руб., за который монахи «при животе его о здравии кн. А.В. и княгине его и о чадех Бога молили, а по смерти написали имена их в синодики, в болшой и в мен-шой».50 Таким образом, дети у кн. Андрея Васильевича все же были, хотя, судя по всему, они умерли раньше его. А супруга, кн. Евдокия, скончалась между 1 сентября и 4 ноября 1602 г. Может быть, во время ее болезни князь и дал еще один вклад к Троице, 10 октября 1602 г., 60 руб.51

Последнее упоминание в грамотах о самом князе относится к январю 1612 г., когда грамоту в Кострому, Ярославль и Переяславль Залесский от его имени подписал боярин М.А. Нагой52. Л.Е. Морозова полагает, что вскоре после этого он и умер, не дожив до освобождения столицы53. Но если это так, совершенно непонятно, почему его имя содержится в Земляном списке 1613 г., составленном уже после освобождения Москвы, не позднее 11 июля54. Вероятно, именно тогда, летом 1613 г., кн. А.В. Трубецкой и скончался, так как его имя не упоминается в разряде венчания Михаила Федоровича55, а подписи нет под Утверженной грамотой об избрании нового царя.56

В Земляном списке 1613 г. за кн. А.В. Трубецким значится 2 тыс. четвертей вотчинной земли, а также поместья в Козельске и Малом Ярославце, общей площадью в 1487 ч. Всего - 3487 ч.57 Его вотчины находились как в родовом Трубчевске, так и в других районах. А.П. Павлов, например, выявил его подмосковную вотчину (170 ч.).58 К концу XVI в. Трубецкие были чуть ли не единственными служилыми князьями, которым удалось сохранить свои родовые вотчины и, очевидно, особые княжеские права на них.59 Этому помогла и служба в опричнине и при дворе, а также сам факт разрастания рода и дробления вотчин. Множество Трубецких, даже будучи испомещенными на сво-

их исконных землях, представляли для московского государя значительно меньшую угрозу, чем несколько Воротынских.

Карьера кн. Андрея Васильевича сложилась, как видим, вполне успешно. Грозный и Годунов доверяли Трубецким. А.В. Трубецкой начал службу в «удельном дворе», был назначен головой в царский стан и только единожды, в Колыванском походе, он первый воевода большого полка. На воеводство назначают его в такие стратегически важные приграничные города, как Смоленск и Псков. Вместе с тем уже с начала 90-х годов XVI в. имя А.В. Трубецкого почти не встречается в военных разрядах, а за все время правления Лжедмитрия I и Василия Шуйского нам известно только одно его назначение: когда большинство бояр отправились в военный поход, он среди немногих был оставлен на Москве. Это можно связать с ухудшением его здоровья. Вспомним, что под январской грамотой 1612 г. вместо него расписался М.А. Нагой, а под грамотой в Смоленск, от февраля 1611 г., его подписи нет вовсе. У нас нет никаких оснований, вслед за Л.Е. Морозовой утверждать, что «среди бояр А.В. пользовался большим уважением, поэтому они и включили его в состав временного правительства после свержения Василия Шуйского».60 «Включение» или «невключение» определялось не уважением, а родовитостью. Андрей Васильевич был последним представителем старшей ветви своего рода. Его карьера была достаточно успешной, однако он не сумел стать видным воеводой, не участвовал в дворцовой борьбе, не выдвигался на первые роли, но и не изменял присяге. В условиях Смуты и этого было немало.

1 Гуревич АЯ. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005. С. 19-20.

2 Михайлова И.Б. Служилые люди Северо-Восточной Руси в XIV - первой половине XVI века. СПб., 2003.

3 Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половипе XV - первой трети XVI века. М., 1988. С. 295.

.4 Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. М., 2004. С. 312.

5 Зимин А А. Формирование боярской аристократии. С. 127.

в Кром М.М. Меж Русыо и Литвой. Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV - первой трети XVI в. М., 1995. С. 98.

7 Там же. С. 57-59.

8 Зимин АЛ. Формирование боярской аристократии. С. 125, 127.

9 Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1985. С. 46.

10 С боярским чином впервые упомянут в октябре 1571 г., па свадьбе Ивана Грозного с М. Собакиной

{Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 443).

11 Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 112.

12 Л.Е. Морозова ошибочно называет их двоюродными братьями (Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты.

М., 2005. С. 245).

13 Сказания о роде князей Трубецких. М., 1891. С. 1-4, 56-60.

м Зимин АА. В канун грозных потрясений. С. 40.

15 Сказания о роде князей Трубецких. М., 1891. С. 65.

16 Упоминается еще в 1571 г. Ла свадьбе Грозного с М. Собакиной (Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. II. Ч. 2. С. 286) (далее - РК. II. 2).

17 Там же. С. 72.

18 Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1975. Т. I. С. 204 (далее - РК. I).

19 Там же. С. 224.

20 Зимин А.А. В канун грозных потрясений. С. 40.

21 Л.Е. Морозова почему-то только с этого назначения начинает карьеру кн. Андрея Васильевича, не учитывая назначения предыдущих лет (Морозова Л.Е. Указ. соч. С. 245).

22 РК. I. С. 256.

п Станиславский АЛ. Труды но истории государева двора и России ХУ1-ХУП веков. М., 2004. С. 45.

24 Сказания о роде князей Трубецких. С. 72-73. и РК. I. С. 268.

26 Там же. С. 291.

27 Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1984. Т. III. Ч. I. С. 173 (далее - РК.1475. III. 1.).

28 РК. I. С. 335.

29 Там же. С. 351.

30 Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1987. Т. III. Ч. II. С. 48 (далее - РК.1475. III. 2.).

31 РК. II. 1. С. 13.

32 Там же. С. 30.

33 Боярские списки 1577-1607 гг. С. 212.

34 Там же. С. 321.

35 Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. II. Ч. 1. С. 62 (далее - РК. II. 1.).

30 РК.1475. III. 2. С. 164.

37 Там же. С. 197.

38 Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1989. Т. III. Ч. III. С. 151 (далее - РК.1475. III. 3.).

39 РКП. 1.С. 154.

4,1 Там же. С. 164.

41 Там же. С. 175.

42 Там же. С. 185.

43 Буссов К. Московская хроника 1584-1613 // Хроники Смутного времени / Конрад Буссов. Арсений Елассопский. Элиас Геркмап. «Новый летописец». М., 1998. С. 24.

44 Там же. С. 204.

45 Там же. С. 215.

46 Описи Архива разрядного приказа XVII века. СПб., 2001. С. 97.

47 Чтения в Обществе любителей истории и древностей Российских. М.,1909. № 3. С. 74 (далее - ЧОИДР).

48 Вкладная книга Троицс-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 119.

49 До этого он уже делал три вклада в этот монастырь, каждый по 10 руб. (Вкладная книга Брянского Свенского монастыря // Изв. Русского Генеалогического об-ва. СПб., 1911. Вып. IV. С. 404-405).

50 Там же. С. 405.

51 Вкладная книга Троицс-Сергиева монастыря. С. 119.

«Сборник РИО. 1913. Т. 142. С. 292.

53 Морозова Л.Е. Указ. соч. С. 246.

54 ЧОИДР. 1895. №1. С. 1.

55 РК. II. 2. С. 267-268.

55 Утверженная грамота об избрании на московское государство Михаила Федоровича Романова. С предисл. С.А. Белокурова. М., 1906. С. 77 - 78.

57 ЧОИДР. 1895. №1. С. 1.

58 Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605гг.). СПб., 1992. С. 161.

59 Там же. С. 160.

00 Морозова Л.Е. Указ. соч. С. 246.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.