Научная статья на тему 'КНР И СТРАНЫ БАЛТИИ. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

КНР И СТРАНЫ БАЛТИИ. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / страны Балтии / Литва / Латвия / Эстония / инвестиции / Один пояс и один путь / балтийский транзит / China / Baltic states / Lithuania / Latvia / Estonia / invest ments / One belt and one road / Baltic transit

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградов Илья Сергеевич

Странам Балтии выгодно развивать экономические отношения с Китаем, так как это сулит большую экономическую вы году, порты Прибалтики могли бы использоваться Китаем в качестве пунктов перевалки грузов по маршрутам евразийских коридоров в рамкам китайской инициативы «Один пояс—один путь». Для стран Балтии это означало бы не только прибыль от услуг транзита китай ских грузов, но также и большие вливания в портовую, железнодо рожную инфраструктуру, терминальные комплексы и т. д. В течение 2010х гг. Китай и страны Балтии активно развивали экономическое сотрудничество, стабильно рос товарооборот, велись переговоры по модернизации прибалтийских портов, китайские инвесторы выража ли готовность к финансированию ряда инфраструктурных проектов, заключались договора по сотрудничеству в транспортной сфере, были испробованы новые маршруты контейнерных поездов из Китая в страны Балтии. Однако общей проблемой для всех стран Балтии в от ношениях с Китаем остаётся переменчивый политический курс, ко торый напрямую зависит от политики США. Кроме того, не в пользу прибалтийских республик играют возрастающая конкуренция среди стран всего Балтийского региона за участие в проекте «Пояса и пути», а также плохие отношения с Россией и Белоруссией. На современном этапе отношения КНР и стран Балтии переживают стагнацию, вы званную политизацией, низким уровнем доверия, и в целом малой привлекательностью стран Балтии для китайских инвестиций. Литва в последние годы проводит последовательный антикитайский курс: в частности, открытие представительства Тайваня в Вильнюсе, уже спровоцировало дипломатический конфликт. Эстония также посте пенно ужесточает риторику в отношении КНР, Латвия попрежнему проявляет заинтересованность в участии в китайской инициативе «Пояса и Пути».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China and the Baltic countries. Cooperation problems

It is beneficial for the Baltic countries to develop economic relations with China, as this promises a great economic benefit, the Baltic ports could be used by China as transshipment points along the routes of the Eurasian corridors within the framework of the Chinese initiative “One BeltOne Way”. For the Baltic countries, this would mean not only profits from the transit services of Chinese goods, but also large infusions into the port and railway infrastructure, terminal complexes, etc. During the 2010s, China and the Baltic countries actively developed economic cooperation, trade grew steadily, negotiations were underway to modernize the Baltic ports, Chinese investors expressed their readiness to finance a number of infrastructure projects, agreements on cooperation in the transport sector were concluded, new container train routes from China were tested to the Baltic countries. However, a common problem for all Baltic countries in relations with China remains a changeable political course, which directly depends on US policy. In addition, the increasing competition among the countries of the entire Baltic region for participation in the Belt and Road project, as well as bad relations with Russia and Belarus, are not in favor of the Baltic republics. At the present stage, relations between the PRC and the Baltic countries are experiencing stagnation caused by politicization, a low level of trust, and, in general, the low attractiveness of the Baltic coun tries for Chinese investments. In recent years, Lithuania has been pursuing a consistent antiChinese course, in particular, the opening of a represen tative office of Taiwan in Vilnius has already provoked a trade and diplo matic conflict. Estonia is also gradually tightening its rhetoric towards the PRC, Latvia continues to show interest in participating in the Chinese Belt and Road Initiative.

Текст научной работы на тему «КНР И СТРАНЫ БАЛТИИ. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.32.41.032

И.С. Виноградов

КНР И СТРАНЫ БАЛТИИ. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. Странам Балтии выгодно развивать экономические отношения с Китаем, так как это сулит большую экономическую выгоду, порты Прибалтики могли бы использоваться Китаем в качестве пунктов перевалки грузов по маршрутам евразийских коридоров в рамкам китайской инициативы «Один пояс — один путь». Для стран Балтии это означало бы не только прибыль от услуг транзита китайских грузов, но также и большие вливания в портовую, железнодорожную инфраструктуру, терминальные комплексы и т. д. В течение 2010-х гг. Китай и страны Балтии активно развивали экономическое сотрудничество, стабильно рос товарооборот, велись переговоры по модернизации прибалтийских портов, китайские инвесторы выражали готовность к финансированию ряда инфраструктурных проектов, заключались договора по сотрудничеству в транспортной сфере, были испробованы новые маршруты контейнерных поездов из Китая в страны Балтии. Однако общей проблемой для всех стран Балтии в отношениях с Китаем остаётся переменчивый политический курс, который напрямую зависит от политики США. Кроме того, не в пользу прибалтийских республик играют возрастающая конкуренция среди стран всего Балтийского региона за участие в проекте «Пояса и пути», а также плохие отношения с Россией и Белоруссией. На современном этапе отношения КНР и стран Балтии переживают стагнацию, вызванную политизацией, низким уровнем доверия, и в целом малой привлекательностью стран Балтии для китайских инвестиций. Литва в последние годы проводит последовательный антикитайский курс: в частности, открытие представительства Тайваня в Вильнюсе, уже спровоцировало дипломатический конфликт. Эстония также посте-

72

Политика

пенно ужесточает риторику в отношении КНР, Латвия по-прежнему проявляет заинтересованность в участии в китайской инициативе «Пояса и Пути».

Ключевые слова: Китай, страны Балтии, Литва, Латвия, Эстония, инвестиции, Один пояс и один путь, балтийский транзит.

Автор: Виноградов Илья Сергеевич, с.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений, Институт Китая и современной Азии РАН. ORCID: 0000-0002-5572-3471. E-mail: vinbel19@mail.ru

Vinogradov I.S.

China and the Baltic countries. Cooperation problems

Abstract. It is beneficial for the Baltic countries to develop economic relations with China, as this promises a great economic benefit, the Baltic ports could be used by China as transshipment points along the routes of the Eurasian corridors within the framework of the Chinese initiative "One Belt-One Way". For the Baltic countries, this would mean not only profits from the transit services of Chinese goods, but also large infusions into the port and railway infrastructure, terminal complexes, etc. During the 2010s, China and the Baltic countries actively developed economic cooperation, trade grew steadily, negotiations were underway to modernize the Baltic ports, Chinese investors expressed their readiness to finance a number of infrastructure projects, agreements on cooperation in the transport sector were concluded, new container train routes from China were tested to the Baltic countries. However, a common problem for all Baltic countries in relations with China remains a changeable political course, which directly depends on US policy. In addition, the increasing competition among the countries of the entire Baltic region for participation in the Belt and Road project, as well as bad relations with Russia and Belarus, are not in favor of the Baltic republics. At the present stage, relations between the PRC and the Baltic countries are experiencing stagnation caused by politicization, a low level of trust, and, in general, the low attractiveness of the Baltic countries for Chinese investments. In recent years, Lithuania has been pursuing a consistent anti-Chinese course, in particular, the opening of a representative office of Taiwan in Vilnius has already provoked a trade and diplomatic conflict. Estonia is also gradually tightening its rhetoric towards the PRC, Latvia continues to show interest in participating in the Chinese Belt and Road Initiative.

Keywords: China, Baltic states, Lithuania, Latvia, Estonia, investments, One belt and one road, Baltic transit.

Author: Ilia S. VINOGRADOV, Senior Research Fellow, Institute of China and contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-5572-3471 (e-mail: vinbel19@mail.ru).

Политика

73

Регион Балтийского моря имеет стратегическое значение для Пекина, поскольку он является важной территорией транзита и одной из конечных точек «Пояса и пути» — масштабного проекта, запущенного председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. и направленного на соединение рынков Европы и Азии посредством торговли и инфраструктуры. Страны Балтии имеют достаточно удобное географическое положение на Балтийском побережье, а порты Таллин, Рига, Вентспилс, Клайпеда, которые ещё в советские времена имели стратегическое значение, вполне могли бы использоваться Китаем в качестве пунктов перевалки грузов для мультимодальных перевозок в Западную Европу. Для стран Балтии это означало бы не только прибыль от услуг транзита китайских грузов, но также и инвестиции в портовую, железнодорожную инфраструктуру, терминальные комплексы и т. д. Китай, в свою очередь, заинтересован в диверсификации транзитных маршрутов, используя на Балтике несколько крупных портов.

В течение 2010-х гг. и Китай, и страны Балтии проявляли взаимный интерес. Литва, Латвия и Эстония ещё в 2012 г. вошли в формат «16+1» (после присоединения Греции «17+1») — формат сотрудничества Китая и стран Центральной и Восточной Европы. В 2016 г. Рига приняла 5-й форум руководителей Китая и стран Центральной и Восточной Европы. Все три прибалтийские республики подписали меморандумы о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Один пояс — один путь». Постепенно росли (хотя и небольшие) товарооборот и инвестиции, в страны Балтии стали проникать китайские IT-гиганты. Если в 2010 г. товарооборот КНР составлял с Литвой 1 млрд долл., с Латвией 833 млн долл., с Эстонией 858 млн долл. [China statistical yearbook 2011], то в 2020 г. составил с Литвой 2,3 млрд долл., с Латвией 1,25 млрд долл., с Эстонией 1,15 млрд долл. [Imports and Exports...]. Динамика довольно стабильная, и для небольших прибалтийских республик это немалые показатели. Однако Китай не входит в пятёрку главных торговых партнёров каждой из стран Балтии. Например, для России товарооборот в 2020 г. составил с Литвой 3 млрд долл., с Латвией 3,7 млрд долл, с Эстонией 3,1 млрд долл. [Статистика внешней торговли России].

Китайские инвестиции в регион по сравнению с инвестициями в государства Центральной Азии невелики. Это можно объяснить как удалённостью стран региона от Китая, так и небольшими размерами экономик, малочисленным населением, что не способствует привлекательности для крупных китайских инвесторов. Руководитель латвийского агентства инвестиционных проектов LIAA Том Стуритис отмечает, что китайские инвесторы вкладывать деньги в Латвию не

74

Политика

спешат. Отчасти это объясняется необходимостью предложить достаточно значимую компанию для покупки китайской стороной. Малые и средние предприятия Латвии, которых в Латвии свыше 90 %, немного отличаются от определения «малый и средний бизнес» в Китае, потому что китайская сторона, по большей части, заинтересована в Латвии в предприятиях с как минимум семизначным годовым оборотом [Китайцы будут инвестировать...]. Для привлечения иностранных инвестиций руководство Латвии даже организовало программу, по которой иностранные граждане в обмен на покупку недвижимости и прочие инвестиции могут получить вид на жительство и право передвижения по Шенгенской зоне. Так как среди китайских граждан много желающих получить ВНЖ в стране ЕС, это служило хорошим драйвером для привлечения китайских инвестиций в недвижимость. Однако ввиду искусственности подобного инвестиционного драйвера существенных сдвигов в общей картине китайских ПИИ в Латвийской республике не произошло. Латвия уже собирается вносить коррективы в данную программу, сохранив лишь возможность получить временный вид на жительство в республике, вложив средства в основной капитал предприятия.

Тем не менее, несмотря на определённые трудности, торгово-экономические отношения между КНР и странами Балтии в течение трёх последних десятилетий стабильно развивались. В последние годы в страны Балтии стали активно проникать китайские IT-гиганты (Huawei, Nuctech Company Limited), наблюдались инвестиции в высокотехнологичный сектор прибалтийских экономик. Например, Didi Dashe инвестировала в эстонскую компанию по разработке программного обеспечения для такси Bolt, а Guangzhou Hangxin Aviation купила эстонскую авиастроительную компанию Magenetic MRO. В 2019 г. в Рижском порту открылся центр электронной коммерции Нинбо-Латвия. Китай постоянно увеличивает число рейсов контейнерных поездов, которые идут в Европу, и основной сухопутный маршрут через Брест (Белоруссия-Польша) и далее до немецкого Дуйсбурга уже не справляется с нагрузками. Балтийский транзит может дополнить основной транспортный коридор из Китая в Европу, поэтому главная роль в сотрудничестве между странами Балтии и Китаем отводилась развитию транзита грузов в рамках инициативы «Пояс и путь», которая была призвана дать мультипликационный эффект через инвестиции в железнодорожную, портовую инфраструктуру, терминально-складские комплексы и выручку от китайского транзита через территории прибалтийских государств. Китайские инвесторы выражали заинтересованность в участии в проекте Rail Baltica, желез-

Политика

75

нодорожном проекте, соединяющем три страны Балтии, особый интерес Китай проявлял к созданию логистических центров в свободных экономических зонах в городах Клайпеда и Каунас, а также в строительстве контейнерного терминала в Клайпедском порту в Литве [Chinese Investments...]. Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткя-вичюс приветствовал планы китайской корпорации China Merchants Group учредить в Клайпеде логистический парк китайских производителей, инвестировать в Клайпедский морской порт и стать управляющим одного из терминалов. В 2015 г. литовские железные дороги и China Merchants Logistics Holding подписали соглашение о создании в Литве совместного с Китаем предприятия, которое будет предоставлять все услуги по экспедированию и логистике. В 2020 г. в Литву прибыло несколько контейнерных поездов из китайского Дунгуаня в Вильнюс с международными почтовыми отправлениями для всей Европы. В этом же году был испробован новый железнодорожный маршрут из китайского Иу до литовской столицы, по которому в перспективе на постоянной основе планировалось доставляться грузы в Европу [Китай открыл новый...].

В 2016 г. премьер-министр Латвии Марис Кучинскис отмечал, что Латвия также заинтересована в расширении сотрудничества с Китаем в рамках «Пояса и пути», а интеграция Европы и Азии и усилия по объединению трансъевропейской транспортной сети TEN-T и инициативы «Пояс и путь» имеют жизненно важное значение для экономического роста Латвии [Эксклюзив: Отношения...]. В июле 2016 г. латвийская и китайская железные дороги подписали протокол о намерениях по сотрудничеству, с тех пор были успешно протестированы пять контейнерных поездов из разных городов Китая в Ригу через территории России, Казахстана и Белоруссии [Контейнерные поезда].

В апреле 2018 г. эстонский железнодорожный оператор GTS Rail и китайская компания Xian International Inland Port Multimodal Transportation Co. Ltd. подписали соглашение по развитию железнодорожного сообщения. В рамках договора даже предполагалось, что в эстонский порт Мууга будут прибывать из Китая два поезда в неделю. Однако в том же году другой китайско-эстонский проект потерпел фиаско, по проекту эстонский порт Палдиски совместно с китайской компанией Changchun International Land Port development разработал новый и быстрый маршрут доставки товаров из Китая в Скандинавию через Эстонию. Российские железные дороги (РЖД) так и не согласовали прохождение транзитом по территории РФ двух контейнерных поездов из Чанчуня в Эстонию.

76

Политика

Очевидно, что заинтересованность в участии в инициативе «Пояс и путь» вызывает конкуренцию как между странами Балтии, так и в целом среди стран Балтийского региона. Китай может использовать для транзита по северной ветке евразийского коридора также порты России, Польши, Финляндии, вследствие чего перспективы стран Балтии не так однозначны. В этом контексте важный фактор, который совсем не играет на руку всей Прибалтике — плохие отношения с Россией и Белоруссией. Именно через эти страны проходит большая часть сухопутного транзита «Пояса и Пути» и доступ к портам Прибалтики кратчайшим путём возможен только через Россию и Белоруссию. Однако обе страны в перспективе собираются полностью отказаться от транспортных услуг портов стран Балтии. Россия, вследствие традиционной антироссийской политики всех стран Балтии и разумного стремления перестать финансировать враждебные государства, ещё в 2010 г. приняла программу, предполагающую полный переход балтийского морского транзита через российские порты, которые уже лидируют в Балтийском регионе по грузообороту (Усть-Луга, Санкт-Петербург, Приморск). Китайский транзит в какой-то степени мог бы компенсировать эти издержки для стран Балтии. В данном случае остаются небольшие вероятности по организации транзитных железнодорожных перевозок из Китая в Европу до прибалтийских портов, но для этого, в первую очередь, странам Балтии необходимо договариваться с Россией.

Но Россия, в свою очередь, также заинтересована в китайском транзите через свои балтийские порты. После запуска терминально-логистического комплекса в Черняховске в Калининградской области наблюдается неуклонный рост контейнерных перевозок через российский эксклав. Кроме того, китайский транзит активно перехватывают у той же Клайпеды польские порты (Гданьск, Гдыня), так в сентябре 2021 г. из Чэнду в Гданьск был запущен новый постоянный маршрут.

Помимо проигрывания в конкуренции за китайский транзит негативную роль в стагнации отношений Китая со странами Балтии вносит политический фактор. Переменчивая политическая конъюнктура внутри стран Балтии и зависимость от трендов внешней политики главного союзника, США, с каждым годом лишь уменьшают доверие в отношениях между Китаем и странами региона. Так, за Вильнюсом тянется целый шельф действий антикитайской направленности, на которые Пекин сначала закрывал глаза, демонстрируя свою открытость и дружелюбие, но и этому настал предел. В 2013 г. президент Литвы Даля Грибаускайте провела аудиенцию с Далай-ламой, которо-

Политика

77

го в Пекине считают сепаратистом, в 2019 г. Вильнюс публично поддерживал протестующих в Гонконге и организовывал митинг в их поддержку, в ответ посольство Китая в Вильнюсе организовало контрмитинг, что даже вызвало столкновения. В 2021 г. Литва вышла из формата «17+1» и призвала другие страны-участницы последовать её примеру, в мае этого же года парламент Литвы принял резолюцию «о массовых, систематических и серьезных нарушениях прав человека и геноциде уйгуров в Китае». Кроме того, Вильнюс стал неуклонно поднимать вопрос о безопасности смартфонов Huawei и Xiaomi,в которых литовское руководство усмотрело наличие программ-цензоров, министр обороны Литвы призвал литовских чиновников отказаться от китайских смартфонов.

Наконец, в августе 2021 г. власти Литвы приняли решение открыть у себя «Тайваньское представительство», что вызвало незамедлительную реакцию китайских властей, так как вопрос принадлежности Тайваня крайне принципиален для Пекина. Китай отозвал своего посла и призвал Литву сделать то же самое. Ответная реакция Пекина на эти действия Вильнюса была достаточно жёсткой, Министерство обороны Китая уже обозначило Литву как ненадежного иностранного партнера, который угрожает суверенитету и международному признанию Китая, и что ее внешняя политика зависит от Соединенных Штатов. США, в свою очередь, уже выразили полную солидарность с Литвой в противостоянии с «недемократическими», по мнению США, режимами России, Белоруссии и Китая и заверили в дальнейшем укреплении обороноспособности этой прибалтийской республики. Китай задействовал экономические возможности для ответа на действия Литвы — уже приостановлен железнодорожный транзит в Литву, таким образом, утеряны перспективы по встраиванию Литвы в инициативу «Пояса и пути» и выгода от китайского транзита, также прекращены закупки литовских товаров. Разлад в китайско-литовских отношениях негативно влияет на местный бизнес, литовские предприниматели уже сталкиваются с трудностями при таможенной очистке, Китай удалил литовские компании из своих таможенных систем. Литва теряет китайский рынок, соответственно снизятся продажи древесины, продуктов питания, которые составляли основу литовского экспорта в Китай. Однако потери от экономического сотрудничества с Китаем пока не так сильно могут отразиться на экономике Литвы, Китай не относится к числу главных инвесторов и торговых партнёров Литвы. Кроме того, чтобы нивелировать экономические издержки из-за реакции Пекина, Экспортно-импортный банк США уже подписал с Литвой соглашение о предоставлении экспортного

78

Политика

кредита на сумму 600 млн долл. В какой-то мере для Вильнюса открываются возможности (хотя и несравнимые с возможностями КНР) от углубления сотрудничества с Тайбэем, стороны уже подписали соглашения по сотрудничеству в сфере высшего образования и обозначили намерения по сотрудничеству в сфере полупроводников. А в ноябре 2021 г. во время очередного роста напряжённости вокруг Тайваня депутаты из Латвии, Литвы и Эстонии прибыли на Тайвань для участия в Открытом парламентском форуме, где встретились с президентом острова Цай Инвэнь.

Проблема также заключается в том, что на общий курс китайско-литовских отношений влияет баланс политических сил внутри Литвы. Когда у власти были социал-демократы и левоцентристы, при премьерах Буткявичусе и Сквернялисе Литва стремилась к участию в «Поясе и пути», привлечению китайского капитала. Однако когда к власти пришли правые силы и соперничество между США и КНР начало нарастать (в том числе торговая война), стала превалировать антикитайская повестка, нынешние руководители Литвы представляют Китай как угрозу нацбезопасности не только для Литвы, но и для всего ЕС, призывая Брюссель выступать единым фронтом в отношениях с Китаем и оставаться принципиальными. Литовский департамент госбезопасности ещё в 2019 г. отнёс «китайский шпионаж» к угрозам национальной безопасности. Риторика президента Неуседы и представителей государственных структур Литвы стала сводится к опасениям перед китайскими инвестициями, а доступ Китая к таким объектам инфраструктуры, как Клайпедский порт, по мнению литовских властей могут облегчить Китаю осуществлять сбор массированной деликатной информации, а долг Литвы — исключить любой урон альянсу НАТО [Эггерт К. Почему Литва...]. Таким образом, Литва, демонстрируя свою принципиальность в отношении с КНР и, взяв на себя функции рупора защиты прав и свобод человек, идёт в русле политики США, как и подобает союзнику, и подталкивает страны Европы к тому же.

Эстония, хотя и в меньшей степени, чем Литва, также использует риторику угрозы национальной безопасности со стороны Китая. В последние годы в своих докладах внешняя разведка Эстонии указывает на опасность китайских инвестиций, которые могут быть использованы в политических целях, утверждается, что китайская пропаганда начала использовать западные информационные каналы для распространения своих нарративов, а целью действий Пекина является ослабление открытого общества в Европе [Китай обвинил разведку...]. Власти Эстонии согласно рекомендациям Госдепартамента

Политика

79

США стали подвергать сомнению безопасность китайских технологий, в частности, 5G компании Huawei. Весьма показательно, как Таллин, не имея собственных средств и опасаясь китайских инвестиций, отказался от проекта тоннеля между Таллином и Хельсинки, в котором ряд китайских инвесторов выразили готовность участвовать. Об участии Китая в долгострое Rail Baltica, видимо, также придётся забыть.

Отношения КНР и стран Балтии на современном этапе характеризуются неоднозначностью, сплетением обоюдных экономических интересов и серьёзной политизацией. Особый характер отношений с США и в целом культивирование страхов перед китайской угрозой со стороны как самих прибалтийских республик, так и Вашингтона с Брюсселем перевешивают очевидные экономические выгоды от сотрудничества с КНР. И тем не менее Латвия, которая в отличие от своих прибалтийских соседей вела себя более сдержанно в отношениях с КНР, в последние годы ещё сохраняет относительную возможность для привлечения китайских инвестиций и сотрудничества в транспортной сфере. Рига с её портом всё ещё остаётся привлекательной для китайских партнёров, но, чтобы наладить регулярное железнодорожное сообщение контейнерных поездов, необходимо также согласование с российской стороной. И самое главное, по-прежнему стоит вопрос о том, сможет ли Латвия сохранить свой относительно нейтральный политический курс в отношение Китая: существует большая вероятность, что руководство страны также примкнёт к антикитайскому политическому лагерю.

Библиографический список

Китай обвинил разведку Эстонии в фейковых новостях о КНР // Известия. 18.02.2021. URL: https://iz.ru/1126779/2021-02-18/kitai-obvinil-razvedku-estonii-v-fe ikovykh-novostiakh-o-knr (дата обращения: 13.11.2021).

Китай открыл новый железнодорожный маршрут по доставке грузов через Вильнюс //EurAsiaDaily. 05.05.2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/05/05/ kitay-otkryl-novyy-zheleznodorozhnyy-marshrut-po-dostavke-gruzov-cherez-vilnyus (дата обращения: 13.11.2021).

Китайцы будут инвестировать в Латвию, когда начнут нам доверять — представитель Агентства развития // LSM. URL: https://rus.lsm.lv/statja/novosti/ ekonomika/kitayci-budut-investirovat-v-latviyu-kogda-nachnut-nam-d (дата обращения: 13.11.2021).

80

Политика

Контейнерные поезда // VIA Latvia. URL: https://www.transport.lv/ru/dzelzcels/ konteinervilcieni/ (дата обращения: 13.11.2021).

Статистика внешней торговли России. URL: https://russian-trade.com/ (дата обращения: 13.11.2021).

Эггерт, К. Почему Литва прекращает диалог с Китаем в формате «17+1»? // Deutsche Welle. 27.03.2021. URL: https://www.dw.com/ru/pochemu-litva-prekrashha et-dialog-s-kitaem-v-formate-171/a-57015337 (дата обращения: 13.11.2021).

Эксклюзив: Отношения между Латвией и Китаем находятся на наивысшей точке своего развития — премьер-министр Латвии // Синьхуа. 03.11.2016. URL: http://russian.news.cn/2016-11/03/c_135803923.htm (дата обращения: 13.11.2021).

China statistical yearbook 2011. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/ indexeh.htm (дата обращения: 13.11.2021).

Chinese Investments in the Baltic Sea Region // Carnegie Endowment. 28.02.2019. URL: https://carnegieendowment.org/2019/02/28/chinese-investments-in-baltic-sea-re gion-pub-78474 (дата обращения: 13.11.2021).

Imports and Exports by Country (Region) of 0rigin/Destination,12.2020. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/81bd4a20-01a8-45be-bcbc-f0627fd206da.html (дата обращения: 13.11.2021).

References

Chinese Investments in the Baltic Sea Region. Carnegie Endowment. 28.02.2019. URL: https://carnegieendowment.org/2019/02/28/chinese-investments-in-baltic-sea-re gion-pub-78474 (accessed: November 13, 2021). (In English)

China statistical yearbook 2011. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/ indexeh.htm (accessed: November 13, 2021). (In English).

Eggert, ^.Pochemu Litva prekrashchayet dialog s Kitayem v formate «17+1»? [Why does Lithuania stop the dialogue with China in the «17 + 1» format?]. Deutsche Welle. 27.03.2021. URL: https://www.dw.com/ru/pochemu-litva-prekrashhaet-dialog-s-kitaem -v-formate-171/a-57015337 (accessed: November 13, 2021). (In Russian)

Eksklyuziv: Otnosheniya mezhdu Latviyey i Kitayem nakhodyatsya na naivysshey tochke svoyego razvitiya — prem'yer-ministr Latvii [Exclusive: Relations between Latvia and China are at their highest point of development — Prime Minister of Latvia]. Xinhua. 03.11.2016. URL: http://russian.news.cn/2016-11/03/c_135803923.htm (accessed: November 13, 2021). (In Russian)

Imports and Exports by Country (Region) of 0rigin/Destination,12.2021. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/81bd4a20-01a8-45be-bcbc-f0627fd206da.html (accessed: November 13, 2021).(In English).

Kitay obvinil razvedku Estonii v feykovykh novostyakh o KNR[China accuses Estonian intelligence of fake news about China]. Izvestiya. 18.02.2021. URL: https://

Политика

81

iz.ru/1126779/2021-02-18/kitai-obvinil-razvedku-estonii-v-feikovykh-novostiakh-o-knr (accessed: November 13, 2021). (In Russian)

Kitay otkryl novyy zheleznodorozhnyy marshrut po dostavke gruzov cherez Vil'nyus [China opened a new railway route for the delivery of goods through Vilnius]. EurAsia Daily. 05.05.2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/05/05/kitay-otkryl-novyy-z heleznodorozhnyy-marshrut-po-dostavke-gruzov-cherez-vilnyus (accessed: November 13, 2021). (In Russian).

Kitaytsy budut investirovat' v Latviyu, kogda nachnut nam doveryat' — predstavitel' Agentstva razvitiya[The Chinese will invest in Latvia when they start to trust us — representative of the Development Agency] // LSM. URL: https://rus.lsm.lv/statja/nov osti/ekonomika/kitayci-budut-investirovat-v-latviyu-kogda-nachnut-nam-d (accessed: 13 November, 2021). (In Russian).

Konteynernyye poyezda [Container trains] //VIA Latvia. URL: https://www.transpo rt.lv/ru/dzelzcels/konteinervilcieni/ (accessed: November 13, 2021). (InRussian)

Statistika vneshney torgovli Rossii [Russian foreign trade statistics]. URL: https:// russian-trade.com/ (accessed: November 13, 2021). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.