Научная статья на тему 'Кнорринг Ирина Николаевна (1906 1943)'

Кнорринг Ирина Николаевна (1906 1943) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
поэзия / лирика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кнорринг Ирина Николаевна (1906 1943)»

136

Вадим Крейд

КНОРРИНГ ИРИНА НИКОЛАЕВНА (1906 - 1943)

Лично знавший поэтессу Ирину Кнорринг Ю. Терапиано и вслед за ним Г. Струве говорят о ее лирике как о наиболее минорной в зарубежной русской поэзии. Ее стихи тематически и

своей тональностью перекликаются с поэзией «парижской ноты». Поэтическое наследие Кнорринг (три книги, включающие около 140 стихотворений, и ряд стихотворений, разбросанных в периодических изданиях) представляет собой одну из наиболее искренних страниц в истории эмигрантской поэзии.

И.Н. Кнорринг (в браке Софиева) родилась 4 мая 1906 г. в помещичьем имении, в селе Елшанка Самарской губернии. Детство и отрочество прошли в Харькове. К тому же времени относятся и ее первые поэтические опыты. Отец поэтессы Николай Николаевич Кнорринг (1880 - 1967) был не чужд литературных интересов и позднее, уже живя в эмиграции, состоял в Союзе русских писателей и журналистов, был членом правления Тургеневской библиотеки, публиковался в зарубежных журналах, в частности напечатал статьи о Розанове, Жемчужникове и историке Ключевском. Вместе с отцом Кнорринг бежала от нового режима в переполненном товарном вагоне в Симферополь. Осенью 1920 г. она эвакуировалась в набитом до отказа беженцами трюме военного корабля в Константинополь.

Кнорринги поселились в Тунисе, в средиземноморском портовом городе Бизерта. Здесь поэтесса окончила среднюю школу. В 1925 г. она переехала в Париж. Годом раньше ее стихи появились в печати (первая известная нам публикация - в пражском журнале «Студенческие годы»), В 1925 г. она поступила в Париже во Франко-русский институт. В 1927 г. проявились первые признаки диабета, который прогрессировал, обострялся и заставлял ее время от времени ложиться в больницу. В 1928 г. Кнорринг вышла замуж за поэта Юрия Софиева, в прошлом профессионального военного, работавшего в Париже мойщиком стекол; после смерти Кнорринг он вернулся в Советский Союз. В 1929 г. у Ирины Кнорринг и Юрия Софиева родился их единственный сын.

Кнорринг много печаталась в эмигрантских повременных изданиях, включая хорошо известные в эмиграции журналы «Звено», «Перезвоны» и «Русские записки». Ее первая книга стихотворений с характерным для ее творчества интимным и исповедальным названием «Стихи о себе» была отпечатана небольшим, но типичным для эмигрантских сборников тиражом - 300 экземпляров. Второй сборник стихотворений «Окна на север» вышел незадолго до начала войны.

В первые годы жизни во Франции она встречается, в особенности на Монпарнасе, с другими русскими поэтами. В дальнейшем болезнь удерживала ее от участия в эмигрантских кружках и объединениях, которых так много возникало в 1920 - 1930-е гг.

в Париже. Однако стихи ее были хорошо известны и встречали благосклонные отзывы в печати. Поэтесса жила в бедности, в трудных условиях, болезнь прогрессировала и в возрасте 36 лет, 23 января 1943 г., она умерла от диабета.

Усилиями ее отца посмертно был опубликован еще один поэтический сборник - «После всего». В книгу включены стихотворения 1924 - 1942 гг., что фактически охватывает все творчество поэтессы - от первых зрелых стихотворений и до написанных ею незадолго до смерти. Стихи Кнорринг включены в лучшие антологии русской зарубежной поэзии («Якорь», «На Западе», «Муза диаспоры»), и это само по себе является фактом признания эстетической и историко-литературной ценности ее поэзии. Творческое наследие Ирины Кнорринг, по словам Ю. Терапиано, - «человеческий документ, повесть о суровой прозе эмигрантской жизни, о беспощадном крушении надежд». Многие из ее стихотворений носят дневниковый характер и в этом отношении перекликаются со стихами ряда других русских парижских поэтов (включая Г. Иванова). Дневниковым подходом определяется и круг тем: повседневные переживания, обращения к сыну, чувство одиночества, а временами - отчаянья. Одна из ведущих - тема любви. В любовных ее стихах некоторые критики усматривают влияние Ахматовой. Стихи эти экзистенциальны: многие из них написаны как попытка запечатлеть личное, реальное, ничем не приукрашенное переживание или житейскую ситуацию. Иногда в ее стихи врывается мемуарная тема: трагический отъезд из России или юность, прошедшая в Северной Африке. «Читая ее, как бы соприкасаешься с живым человеком», - писал о ней Н. Станюкович. Подобное впечатление дневниковости, документальности, экзистенциальности лирики зависит от системы поэтических средств, характерных для большинства стихотворений Кнорринг. Эту систему можно назвать поэтикой минимализма: в ней нет элементов декоративности или риторики; ее вообще легче характеризовать негативными определениями. Она бедна эпитетами и метафорами и не опирается на общеизвестные литературные приемы. Ритмически традиционная, она остается своего рода чистой поэзией, как бы не зависящей от конкретных реалий и тем не менее полная этих реалий: личное страдание, личное отчаянье, любовь.

Сочинения:

Кнорринг И. Стихи о себе. Париж, 1931.

Кнорринг И. Окна на Север: Вторая книга стихов. Париж, 1939.

Кнорринг И. После всего. Париж, 1949.

Литература:

Федотов Г. Ирина Кнорринг // Новый Журнал. 1943. № 6. Кнорринг Н. Предисловие // Кнорринг И. После всего. Париж, 1949.

Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953.

Станюкович Н. Ирина Кнорринг - поэт изгнания // Возрождение. 1956. № 57.

Яновский В. Поля Елисейские. Нью-Йорк, 1983.

австрийских войск на реке Стрый. 5 июня 1916 г. прапорщик B.C. Макаренко принял роту. В этот же день, после массированной артиллерийской подготовки, 8-я армия, в состав которой входил 39-й корпус, перешла в наступление. 7 июня русские войска заняли Луцк. Как всегда в ту войну, на выручку австрийским войскам пришли их союзники германцы. 16 июня ударная группа германских войск под командованием генерала А. Лин-зенгена начала концентрическую атаку, пытаясь опрокинуть рус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.