Научная статья на тему 'КНИЖНЫЕ КЛУБЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)'

КНИЖНЫЕ КЛУБЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1489
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ КЛУБ / ЧТЕНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киктева Ксения Сергеевна

Актуальность исследования целей и результатов работы книжных клубов в России и за рубежом обусловлена тем, что эти аспекты на данный момент не проанализированы и не обобщены для различных видов книжных клубов в разных странах. Попытка сделать это позволяет изучить книжные клубы как образовательную технологию. В связи с этим данная статья направлена на выявление общего и различного в понимании целей и результатов работы книжных клубов для участников разных возрастов как в России, так и за рубежом (на примере англоговорящих стран). Для проведения данного исследования были использованы такие методы, как анализ соответствующего контента, содержащегося в открытых русскоязычных и англоязычных источниках, а также интервьюирование российских модераторов и руководителей книжных клубов. В статье выявлены основные цели и результаты деятельности книжных клубов в России и за рубежом. Цели в основном связаны с предоставлением участникам клубов возможности не только читать и обсуждать книги по интересам, но и общаться на различные темы в психологически комфортной среде, а также получать стимул для личностного роста. Среди результатов деятельности клубов в качестве наиболее значимых можно выделить развитие коммуникативных умений их участников, возросший интерес к книгам и чтению и расширение кругозора в целом. Представленные в статье материалы позволяют осмыслить образовательные возможности книжных клубов и перспективы их использования, например, в качестве технологии формирования различных составляющих функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK CLUBS: GOALS AND RESULTS OF THE ACTIVITY (ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE)

The research of book clubs' goals and the results of their activity in Russia and abroad is up-to-date due to the fact that these aspects have not been analysed and generalized so far for various types of book clubs in different countries. An attempt at it provides an opportunity for studying book clubs as a learning tool. In connection with this, the article is supposed to reveal differences and similarities in the understanding of goals and results of the activity of book clubs for people of different ages both in Russia and in English-speaking countries. During the research process the contents of public Russian and English sources were analysed and Russian book clubs moderators were interviewed. The article reveals goals and results of the activity of book clubs in Russia and abroad. The goals are mostly associated with providing club members with an opportunity not only to read and discuss books of their interest but also to socialize and discuss various topics in psychologically friendly environment as well as to get a stimulus for personal development. Among the results the most significant ones include the development of members' communication skills, an increased interest in books and reading and a broadened outlook. The materials presented in the article allow considering the learning potential of book clubs and the perspectives of using them as a learning tool for the development of various aspects of functional literacy.

Текст научной работы на тему «КНИЖНЫЕ КЛУБЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)»

Теория и практика обучения и воспитания

Theory and Practice of Educating and Upbringing

Научно-исследовательская статья

УДК 374.1

DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.07

КНИЖНЫЕ КЛУБЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)

Ксения Сергеевна Киктева

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, kiktevaks@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8198-4934

Аннотация. Актуальность исследования целей и результатов работы книжных клубов в России и за рубежом обусловлена тем, что эти аспекты на данный момент не проанализированы и не обобщены для различных видов книжных клубов в разных странах. Попытка сделать это позволяет изучить книжные клубы как образовательную технологию. В связи с этим данная статья направлена на выявление общего и различного в понимании целей и результатов работы книжных клубов для участников разных возрастов как в России, так и за рубежом (на примере англоговорящих стран). Для проведения данного исследования были использованы такие методы, как анализ соответствующего контента, содержащегося в открытых русскоязычных и англоязычных источниках, а также интервьюирование российских модераторов и руководителей книжных клубов. В статье выявлены основные цели и результаты деятельности книжных клубов в России и за рубежом. Цели в основном связаны с предоставлением участникам клубов возможности не только читать и обсуждать книги по интересам, но и общаться на различные темы в психологически комфортной среде, а также получать стимул для личностного роста. Среди результатов деятельности клубов в качестве наиболее значимых можно выделить развитие коммуникативных умений их участников, возросший интерес к книгам и чтению и расширение кругозора в целом. Представленные в статье материалы позволяют осмыслить образовательные возможности книжных клубов и перспективы их использования, например, в качестве технологии формирования различных составляющих функциональной грамотности.

Ключевые слова: книжный клуб, чтение, грамотность, общение, образовательная технология

© Киктева, К. С., 2022

Academic research article

UDC 374.1

DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.07

BOOK CLUBS: GOALS AND RESULTS OF THE ACTIVITY (ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE)

Ksenia S. Kikteva

Moscow City University, Moscow, Russia, kiktevaks@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8198-4934

Abstract. The research of book clubs' goals and the results of their activity in Russia and abroad is up-to-date due to the fact that these aspects have not been analysed and generalized so far for various types of book clubs in different countries. An attempt at it provides an opportunity for studying book clubs as a learning tool. In connection with this, the article is supposed to reveal differences and similarities in the understanding of goals and results of the activity of book clubs for people of different ages both in Russia and in English-speaking countries. During the research process the contents of public Russian and English sources were analysed and Russian book clubs moderators were interviewed. The article reveals goals and results of the activity of book clubs in Russia and abroad. The goals are mostly associated with providing club members with an opportunity not only to read and discuss books of their interest but also to socialize and discuss various topics in psychologically friendly environment as well as to get a stimulus for personal development. Among the results the most significant ones include the development of members' communication skills, an increased interest in books and reading and a broadened outlook. The materials presented in the article allow considering the learning potential of book clubs and the perspectives of using them as a learning tool for the development of various aspects of functional literacy. Keywords: book club, reading, literacy, communication, learning tool

Для цитирования: Киктева, К. С. (2022). Книжные клубы: цели и результаты деятельности (анализ российского и зарубежного опыта). Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 115-130. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.07

For citation: Kikteva, K. S. (2022). Book clubs: goals and results of the activity (analysis of Russian and foreign experience). MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 16(4), 115-130. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.07

Введение

Книжные клубы в России существуют с XIX века (Рубанова, 2018), за рубежом (в англоговорящих странах) они появились несколько раньше, с XVIII века (Leimbach, Leimbach, & Johnson, 2021). Изначально зарубежные книжные клубы (book clubs) были именно читательскими клубами (reading clubs), потому что было мало книг и мало грамотных людей, один читал вслух многим.

Сегодня в англоговорящих странах клубы, в частности читательские, достаточно распространенное явление. Это могут быть клубы в школах, которые являются составляющей формального образования как в рамках школьных уроков, так и вне их (Colwell, Woodward, & Hutchison, 2018). Это могут быть клубы, которые носят междисциплинарный характер, имеют целью формирование грамотности и называются literacy learning clubs (клубы обучения грамотности). В них уделяется внимание цифровой грамотности, в частности учитывается роль цифровых медиа в жизни современных подростков (Casey, 2017).

И конечно, распространены читательские клубы как неформальные объединения, которые предназначены для читателей разных возрастов (Dakopoulou, 2020; Topping, 2022). Это может быть книжный клуб для университетских студентов и сотрудников, прибывших из разных стран, или книжные клубы, которые создаются с целью профессионального развития молодых специалистов, например учителей или врачей: на встречах этих клубов обсуждаются, в частности, новейшие научные публикации в соответствующих областях (Sharma, 2020; Zhang, 2021). Также стоит упомянуть книжные клубы, которые создаются в компаниях для сотрудников, это своего рода образовательный инструмент, инструмент саморазвития (см., например: https://kevineikenberry. com/leadership/using-book-clubs-as-a-strategic-learning-tool/). К этому перечню стоит добавить самые разные книжные клубы для всех желающих вне зависимости от возраста и профессии, клубы, которые создаются с целью обсуждения прочитанного, общения, причем в последнее время это часто происходит онлайн (Jacques, 2020; Shieh, & Chiu, 2021; Lo, & Wiseman, 2022).

Книжные клубы в российских школах существуют в основном как элемент внеклассной работы (например, Еременкова, 2018; Прозоровская, 2019; Ильясова, 2020). Они достаточно распространены как составляющая неформального образования, функционируя в библиотеке (Шкредова, 2019) или книжном магазине, при этом в последнем случае это частные клубы (Ганина, 2021). Также можно говорить о разнообразных книжных клубах для взрослых, в данном случае это, скорее, способ проведения досуга, нежели получения образования (Данилова, 2021).

В указанных выше источниках авторы рассматривают цели и результаты деятельности книжных клубов, как их видят руководители клубов, однако нельзя сказать, что эти аспекты проанализированы, систематизированы и обобщены для различных видов книжных клубов в разных странах. В настоящем исследовании предпринята попытка проанализировать и сопоставить цели и результаты работы книжных клубов в России и за границей (на примере англоговорящих стран). Это представляется актуальным не только в силу упомянутой неразработанности проблемы, но и потому, что позволяет изучить книжные клубы как образовательную технологию.

Методы исследования

Целью данного исследования является изучение того, как руководители (модераторы) книжных клубов в России и за рубежом формулируют цели работы своих клубов и как они оценивают результаты, то есть эффективность, этой деятельности.

Для достижения этой цели был решен ряд задач. Были проанализированы открытые зарубежные источники (материалы веб-сайтов), предназначенные для модераторов детских и подростковых книжных клубов1 и книжных клубов для взрослых2, а также те научные публикации, в которых представлен анализ результатов деятельности некоторых книжных клубов (Petrich, 2015; McCaughey, 2017). При анализе контента в этих источниках особое внимание было сосредоточено на материалах, содержащих такие ключевые для нас слова, как goals, aims, objectives (цели) и results, outcomes (результаты).

Для изучения целей и результатов деятельности российских книжных клубов были проанализированы материалы вебинара (видеозаписи), посвященного работе школьных библиотечных клубов в разных городах России3. Участники вебинара (библиотекари) говорили о целях и задачах работы своих клубов и эпизодически упоминали о достигнутых результатах, именно на эти фрагменты их выступлений мы и обращали особое внимание.

Кроме этого, в рамках данного исследования нами было проведено девять интервью с модераторами, организаторами и руководителями книжных клубов из следующих городов России: Москвы, Дубны, Жуковского, Иркутска, Новосибирска, Казани и Пензы. В интервью приняли участие два руководителя частных книжных клубов для детей и подростков, четыре руководителя книжных клубов для детей и подростков в библиотеках, один школьный педагог-библиотекарь, один организатор книжного клуба в частной школе и один организатор частного книжного клуба для взрослых. Все респонденты —

1 Classroom Book Clubs: Tips and Tools - Teacher Trap. URL: https://www.teachertrap. com/2019/09/classroom-book-clubs-tips-and-tools; Johnson, A. (2019, Jule 05). Digital Tools for Book Clubs and Choice Reading. International Literacy Association. URL: https://www.litera-cyworldwide.org/blog/literacy-now/2019/07/05/digital-tools-for-book-clubs-and-choice-reading; Hsin-Yi Cohen BSc (2020, October 10). Ten Tips for a Successful Book Club. URL: http://www. thereadingclub.co.uk/TenTipsSuccessfulBookClub.html; A step-by-step guide to running successful Clubs related to science, technology, engineering and mathematics. STEM Clubs. URL: https:// www.stem.org.uk/sites/default/files/pages/downloads/STEM-Clubs-handbook.pdf; Book Club Advice (2019, September 23). The Book Club Health Check. URL: https://www.bookbrowse.com/ blogs/editor/index.cfm/2019/9/23/The-Book-Club-Health-Check

2 Using Book Clubs as a Strategic Learning Tool. Kevin Eikenberry on Leadership & Learning. URL: https://kevineikenberry.com/leadership/using-book-clubs-as-a-strategic-learning-tool/

3 Литературные клубы в школе еще работают?! Информационно-методический центр Российской академии образования «Библиотека им. К. Д. Ушинского». Прямой эфир состоялся 23 декабря 2021 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8qTDZB-OYC8а

женщины в возрасте от 35 до 45 лет. В рамках интервью сначала обсуждались такие темы, как история возникновения клубов, их целевая аудитория и организационные характеристики. В рамках этих тем респондентам были заданы вопросы об их понимании целей деятельности клубов. Затем были затронуты такие темы, как особенности организации и проведения встреч клуба. Здесь обсуждались используемые приемы работы; виды деятельности участников во время встреч; сменяемость/неизменность модератора (-ов); периодичность встреч; формат встреч. Наконец, респондентам были заданы вопросы о том, что они считают результатами работы своих клубов (обратная связь от участников, что удалось и чего не удалось достичь, каковы их планы по развитию клуба). Отметим, что анализ материалов интервью не предполагал их статистическую обработку, поскольку эти данные представляют собой описание основных характеристик и результатов деятельности книжных клубов на основании личного опыта респондентов. В соответствии с задачами нашего исследования в данной статье будет приведен качественный анализ ответов респондентов на вопросы о целях и результатах деятельности книжных клубов.

Результаты исследования

Что касается целей и результатов деятельности книжных клубов в англоговорящих странах, то здесь можно выделить следующие основные моменты.

Цель книжного клуба в школе, встречи которого проходят регулярно и встроены в учебный процесс, — это помощь в обучении чтению, формирование грамотности. Если это университетский книжный клуб, в котором участвуют студенты, приехавшие из разных стран, то цель такого клуба — помочь участникам развить умение общаться на английском языке; клуб рассматривается как инструмент создания сообщества, в данном случае — университетского. Книжный клуб для сотрудников фирмы создается с целью обеспечить взрослым людям возможность саморазвития. Как показал наш анализ материалов, посвященных деятельности зарубежных книжных клубов различных видов, в основе деятельности книжного клуба лежит четкая организация и планирование, именно это позволяет клубу функционировать с видимой легкостью и плавностью. О важности четкого планирования говорят и учителя школ (младших и средних классов), которые организуют клубы, и организаторы онлайн-клубов для подростков, и коуч по лидерству, который пишет рекомендации по созданию книжных клубов для сотрудников фирмы.

Планирование и организация закладывают фундамент для самоорганизации клуба, то есть в основе функционирования клуба лежит самоуправление участников: они сами выбирают книгу для обсуждения, сами задают направление этого обсуждения. И даже в случае с младшими школьниками учитель задает правила и намечает план работы клуба, управление постепенно переходит

к участникам. На каждой встрече клуба есть меняющийся лидер, ведущий обсуждение.

Американские эксперты, создатели читательского ресурса BookBrowse, предлагают проводить регулярный «медосмотр» книжного клуба, или «проверку его здоровья». То есть предлагается выделить время на обсуждение текущего функционирования клуба, заранее оговорить правила участия в клубе и сам формат его работы (чтобы у всех были одинаковые ожидания); предлагаются вопросы для обсуждения деятельности клуба как таковой (например, о выбираемых книгах, о возможности пропусков и предупреждения о них). И все это предполагается обсуждать периодически, выясняя, все ли устраивает участников в деятельности клуба: от организационных вопросов до вопросов выбора книг.

Что же будет происходить в результате такой хорошо организованной работы?

Поскольку клуб (в школе) — это, прежде всего, один из инструментов обучения чтению и формирования грамотности, то очевидно ожидается, что участники научатся читать и понимать разные тексты, как художественные, так и научно-популярные, узнают о существовании разных текстов, заинтересуются ими, узнав о них от других участников. Клуб — это возможность читать реальные, настоящие тексты, а не тексты из учебника. Бизнес-коуч Кевин Айкенберри (Kevin Eikenberry) говорит о том, что взрослые участники клуба (сотрудники фирмы) всегда должны в буквальном смысле что-то вынести из книги; он советует поразмышлять о том, как книга, то есть ее прочтение и обсуждение, влияют на жизнь и мировоззрение участников клуба. А происходит все это благодаря тому, что участники клубов любого возраста учатся не только читать и понимать, но и слушать и слышать друг друга.

Что касается реально наблюдаемых результатов деятельности книжных клубов в англоговорящих странах, то организаторы и модераторы клубов отмечают следующее. В частности, американский автор рекомендаций по проведению книжных клубов в младшей школе, учитель младших классов, отмечает у школьников не только улучшение умения собственно читать, но и возросшую уверенность и улучшение способности вести содержательный диалог. Н. Петрич (Nathaniel Petrich) провел целое исследование того, как участие в книжных клубах в школе влияет на общение школьников за их пределами. Будучи учителем пятых классов, он сам организовал книжные мини-клубы для своих учеников и собирал обратную связь от них на протяжении полугода. Обратная связь осуществлялась во время интервью и путем заполнения форм с вопросами. Также проводилось включенное наблюдение. И вот к каким выводам пришел автор, проследив, как участие в деятельности книжных клубов повлияло на отношение школьников к чтению, к учебе в целом и на их общение друг с другом.

У участников клубов развился интерес к чтению, потому что они познакомились с разными точками зрения; одновременно они лучше понимали прочитанное

и получали больше удовольствия от чтения. Кроме того, участники отметили, что их начали интересовать книги, которые читали другие, а также новые жанры. С одной стороны, возрос интерес к сложным книгам (потому что школьники были уверены, что получат поддержку от других участников), а с другой — и к самостоятельному чтению вне клуба.

Благодаря книжным клубам возникли сплоченные ученические сообщества (learning communities). То есть школьники учатся учиться, создается интеллектуальная и социальная вовлеченность в процесс совместного взаимного обучения через книжные клубы. Участие в книжном клубе мотивировало на учебу и постоянное познание нового из разных областей.

Обсуждение самостоятельно прочитанных книг привело не только к развитию дискуссионных умений, что ожидаемо, но и к тому, что дети стали непредвзято относиться к мнению других. Участники клуба имели разные этнические корни и принадлежали к разным социальным группам, то есть изначально между ними были значительные различия. В плане общения клуб оказался для участников безопасным местом для обсуждения проблем, причем не своих, а затронутых в книгах.

Иными словами, автор исследования отмечает совершенствование социальных умений у своих подопечных. Они осознали ценность совместного обучения именно благодаря тому, что, обсуждая книги, они учились учиться вместе и испытывали радость от процесса, учились ценить мнение сверстников и доказывать свою точку зрения в разговоре. Таким образом, выстраивались отношения между участниками клуба. При изучении других школьных предметов участники книжных клубов прислушивались к тем, чье мнение отличалось от их собственного. Чувство принадлежности, возникшее у членов клубов, распространилось и на другие аспекты учебы и общения. Вся образовательная среда класса стала более безопасным, чем раньше, и более дружелюбным сообществом непохожих друг на друга людей. Также одним из важных социальных умений, которое развилось благодаря клубам, стало умение брать на себя ответственность, потому что участники сами управляли работой клубов.

Перейдем теперь к рассмотрению целей и результатов деятельности книжных клубов, которые отмечают российские модераторы.

Мы можем выделить следующие типы целей исходя из анализа высказываний участников вебинара и ответов респондентов во время интервью:

- цели, связанные с продвижением чтения и привлечением читателей (в библиотеку, городскую или школьную) формулируются, например, так: «привить любовь к чтению как к процессу»; «показать, что чтение — это интересно, может быть способом досуга»; «вырастить читателей»; «популяризация чтения». Библиотекари, спикеры вебинара по книжным клубам в библиотеках, говорили, что их цели при ведении клуба — это: «продвижение чтения»; «пробуждение интереса к чтению и привлечение читателей в библиотеку»; «возрождение традиций семейного чтения»; «помощь родителям в налаживании

контакта с детьми»; «развитие творческих способностей детей»; «развитие интереса к творчеству конкретных авторов»;

- цели, связанные с общением: «свободно обсуждать книги»; «обсудить книжку»; «обменяться опытом с коллегами»; «прийти поговорить и найти друзей, познакомиться»; «объединиться вокруг книги»; «осмысленно поговорить с хорошими людьми»; «общаться с собственными детьми, читая вместе с ними и с их друзьями»; «предоставить подросткам возможность свободно высказаться, создать безопасную среду / безопасное психологическое пространство»; «создать сообщество, объединяющее детей и родителей вокруг книги / сообщество по интересам»;

- цели, связанные с обучением и образованием: «формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций»; «чтобы ребята почувствовали, что нет какого-то правильного ответа»; «расширение кругозора»; «восполнение пробелов в образовании»; «вдохновить детей на творчество»;

- цели, связанные с досугом: «передохнуть и перевести дух»; «обеспечить книжный досуг в городе»;

- цели, связанные с информированием: «ориентироваться в современном литературном процессе»; «организовать обмен информацией о книгах»; «рассказать о книгах».

При этом нельзя сказать, что модераторы клубов в библиотеках называли только цели, связанные с продвижением чтения, или же руководители частных клубов — только цели, связанные с общением. Один и тот же модератор мог назвать несколько целей, например читать вместе с детьми и создавать безопасное пространство. Один модератор клуба в городской библиотеке мог говорить о продвижении чтения как о своей цели, а другой — о том, что стремится вдохновить участников клуба на творчество.

Отметим, что, говоря о самой специфике ведения клубных встреч, модераторы отмечали, что в их клубах нет элемента обязательности, то есть книгу разрешается не дочитывать или не читать совсем; собственное мнение высказывать можно и нужно, даже если оно отличается от прочих мнений. Если это клуб для детей и/или подростков, то в качестве установки модераторы задают следующее: общаться можно и нужно не только с модератором, который ни в коем случае не равен школьному учителю, но и со всеми участниками; можно и нужно приводить родителей и друзей. Важен аспект соблюдения правил, требующих уважения ко всем участникам, в частности предоставление каждому возможности высказаться и избегание обобщений и излишней сте-реотипизации. Причем о необходимости подобных правил говорила именно ведущая книжных клубов для взрослых: «Не тянуть одеяло на себя, быть бережными, не быть категоричными в оценках ни людей, ни персонажей, потому что кого-то это может зацепить. Говорить за себя, а не про всех». Руководитель книжного клуба для детей и книжного клуба для подростков в библиотеке также отметила, что с участниками-подростками оговаривается конфиденциальность

содержания встреч: «Мы им всегда говорим: все, что сказано в рамках клуба, останется в рамках клуба — это важно». Кроме этого, если обсуждение книги спонтанно перетекает в доверительный обмен личными историями, важными для участников, то модераторы этому не препятствуют (речь идет о клубах для подростков и для взрослых).

В качестве результатов, которые отмечают сами модераторы и/или участники их клубов (а также родители участников, если это клуб для детей или подростков), были названы следующие:

- возникновение или повышение интереса к книгам и чтению, а также более частое, нежели до участия в клубе, посещение библиотеки, для того чтобы взять книгу, о чем говорят школьный педагог-библиотекарь и модераторы, ведущие свои клубы для детей, подростков и взрослых в библиотеках;

- сохранение интереса к клубу как таковому, привлечение к участию в клубе своих родственников и друзей; сохранение желания посещать встречи клуба даже на летних каникулах, участие во встречах на протяжении всего времени существования клуба. Об этих тенденциях говорили педагог-библиотекарь, руководитель детского книжного клуба в национальной библиотеке, руководитель частного книжного клуба для детей и подростков, создатель частных книжных клубов для взрослых, руководитель книжного клуба для детей и книжного клуба для подростков в библиотеке и руководитель книжного клуба для подростков в областной библиотеке. Приведем здесь высказывание школьного педагога-библиотекаря: «Они приходят снова и снова, из чего я заключаю, что им понравилось»;

- расширение кругозора участников клуба, причем это относится к участникам разных возрастов, потому что школьники, например, по своему желанию, без специального задания, а лишь на основе обсуждаемой книги, собирали летом гербарий (по рассказу руководителя детского книжного клуба в национальной библиотеке), а взрослые участники, опять же по своему желанию, читали критические статьи по книгам и смотрели фильмы специально к встречам клуба, как отметила создательница частных книжных клубов для взрослых. У школьников участие в книжном клубе положительно повлияло на учебу: по словам руководителя частного книжного клуба для подростков и организатора книжного клуба в частной школе, они стали более успешными на уроках литературы. Руководитель книжного клуба для детей и книжного клуба для подростков в библиотеке отмечает расширение кругозора и у модератора, который узнает о новых книгах от участников-подростков;

- развитие коммуникативных умений, причем, как и в предыдущем пункте, это касается участников всех возрастов. Участники со временем смогли более развернуто и свободно высказываться о книгах, им стало легче формулировать свою мысль, они преодолели стеснение, стали более свободно общаться друг с другом на разные темы (не только книжные). Подростки стали проявлять эмпатию друг к другу, научились внимательно, не перебивая,

слушать, а также стали больше общаться с собственными родителями, обсуждая с ними и прочитанные совместно книги и, например, свое будущее (выбор профессии). Об этих явлениях говорят руководитель частного книжного клуба для подростков, руководитель частного книжного клуба для детей и подростков, руководитель книжного клуба для детей и книжного клуба для подростков в библиотеке и руководитель книжного клуба для подростков в областной библиотеке;

- книжный клуб стал психологически безопасной средой, где участники могут выразить свое мнение, не боясь осуждения, и получить психологическую поддержку, ресурс, как отмечают педагог-библиотекарь в школе, руководитель детского книжного клуба в городской библиотеке и создатель частных книжных клубов для взрослых;

- в отдельных случаях участники клуба продолжают общение за его пределами: посещают культурные мероприятия; встречаются, поскольку стали друзьями именно благодаря встречам клуба, как отметили руководитель частного книжного клуба для подростков, руководитель детского книжного клуба в городской библиотеке и создатель частных книжных клубов для взрослых;

- имеющиеся книжные клубы способствовали появлению новых в той же школе/библиотеке, что сопровождалось вовлечением сотрудников в клубную деятельность и их обучением, а также привлечением новых участников. Об этом рассказали руководитель детского книжного клуба в национальной библиотеке, руководитель детского книжного клуба в городской библиотеке и организатор книжного клуба в частной школе.

Дискуссионные вопросы

Выявим общее и различное в рассмотренных аспектах работы книжных клубов в России и за рубежом. Однозначно общим моментом, как подтверждают имеющиеся научные публикации, является развитие коммуникативных умений участников, которое происходит в результате встреч, то есть встречи влияют на общение (Hughes, Morrison, & Mamolo, 2021), причем влияют положительно. Происходит это благодаря тому, что во время встреч клуба создается безопасная среда, принимающая среда (Owen, 2019; Ганина, 2021). Еще одна общая черта, что также подтверждается уже опубликованными научными результатами, — развитие интереса не только собственно к чтению, причем к чтению разных книг, но и развитие познавательного интереса вообще, интереса к различным областям знаний (Маликова, 2018; Hsieh, & Li, 2021). При этом из данных по российским клубам можно вывести следующую интересную закономерность: предоставляемая в клубе свобода порождает сначала удивление: неужели можно не читать? Затем радость: участники клуба даже не обретают, а возвращают себе радость чтения, которую они утратили в силу

различных причин. И все это не только благодаря тому, что многое разрешено (в отличие, например, от школьных уроков), но и благодаря поддерживаемой модератором атмосфере доверительного и уважительного общения. А в результате такого общения приходят и коммуникативные успехи, и улучшение отношений с окружающими, и успехи в учебе (если говорить о детях и подростках), и разнообразное самовыражение в творчестве — все это помимо интереса собственно к книгам и к чтению. В связи с этим можно предположить, что книжный клуб становится одним из путей реализации «права на культуру» (Асонова, Киктева и Россинская, 2018).

Если попытаться ответить на вопрос о причине появления этих общих черт, то можно предположить, что она заключается в следующем: книжный клуб, независимо от страны, в которой он находится, ориентирован на свободное общение на основе книги и вокруг книги, то есть прочтение книги никогда не является самоцелью, участники читают, чтобы потом сделать что-то еще.

Из различий можно отметить следующие. Зарубежные исследователи больше говорят о формировании ответственности и лидерских качеств (Shaikh, Bean, & Forneris, 2019), отечественные модераторы — о творчестве, к которому побуждает участие в клубе, эмоциональной вовлеченности, удовлетворении потребности в безопасной среде (Бусыгина, 2019). Предположим, что эти различия обусловлены культурными особенностями России и англоговорящих стран, в частности коллективистской российской и индивидуалистической западной культурой.

Кроме того, любопытно отметить, что, согласно российским модераторам, получается, что цели у детских и подростковых клубов чаще всего связаны со стремлением модераторов каким-то образом изменить участников: к чему-то или куда-то привлечь их, что-то создать (от творческого продукта до сообщества), привнести в их жизнь что-то новое (новые книги, новых друзей, новые компетенции). Модераторы же взрослых клубов чаще говорят об информировании (о книжных новинках), о досуговом общении как цели. При этом зарубежные модераторы обозначают в качестве цели некие изменения, которые должны произойти у участников всех возрастов: формирование грамотности у детей и подростков, вовлечение в сообщество или личностный рост у взрослых.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на некоторые различия, в целях и результатах деятельности книжных клубов в России и англоговорящих странах есть много общего и общее это заключается в том, что участие в книжном клубе открывает перед людьми всех возрастов неизмеримо более широкие возможности, нежели просто чтение и обсуждение

книг. Участие в клубе положительно влияет на различные области деятельности и общения людей.

В качестве направлений дальнейших исследований книжных клубов представляем возможным наметить следующие: выделение различных типов результатов участия в клубе (например, психологических, социальных, учебных, профессионально ориентированных) и изучение связи достижения этих результатов с различными видами деятельности участников на встречах клубов; изучение возможностей книжных клубов для формирования различных составляющих функциональной грамотности.

Список источников

1. Рубанова, Т. Д. (2018). Книжные клубы как коммуникационная площадка. Библиография и книговедение, 3(416), 85-93. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35184615&

2. Leimbach, J., Leimbach, K., Johnson, M. (2021). Reading Club. https://doi. org/10.4324/9781003236474-23

3. Colwell, J., Woodward, L., Hutchison, A. (2018). Out-of-School Reading and Literature Discussion: An Exploration of Adolescents' Participation in Digital Book Clubs. Online Learning, 22. https://doi.org/10.24059/olj.v22i2.1222

4. Casey, H. K. (2017). Literacy Learning Clubs in Grades 4-8. Engaging Students Across the Disciplines. Guilford Publications. https://books.google.ru/books?id=rVLgDQAAQBAJ& redir_esc=y

5. Dakopoulou, A. (2020). Applying the Theory of Total Artwork to the Interpretive Approach to Literature in an Adult Reading Club, 8, 163-177. https://www.researchgate.net/ publication/346395831_Applying_the_Theory_of_Total_Artwork_to_the_Interpretive_Ap-proach_to_Literature_in_an_Adult_Reading_Club

6. Topping, K. (2022). Electronic Reading and Out-of-School Reading. https://doi. org/10.4324/9781003215882-12

7. Sharma, M. (2020). The Monday morning book club. Canadian Medical Association Journal, 192. E1022-E1023. https://doi.org/10.1503/cmaj.200395

8. Zhang, E. (2021). Book Club. JAMA Oncology, 7. https://doi.org/10.1001/jamaon-col.2020.8014

9. Jacques, S. (2020). Book Club. Digital Criminology. https://doi.org/10.21428/90a54840. cd7a3f4d

10. Shieh, J.-C., Chiu, S.-L. (2021). Strategic Study of On-Line Reading Clubs in Senior High School Libraries of Taiwan. IASL Annual Conference Proceedings. https://doi. org/10.29173/iasl7925

11. Lo, R., Wiseman, A. (2022). 'That's my dumb husband': Wild things, battle bears and heteronormative responses in an afterschool reading club. Journal of Early Childhood Literacy, 146879842210790. https://doi.org/10.1177/14687984221079008

12. Еременкова, М. Е. (2018). Читательский клуб как форма внеурочной деятельности по формированию читательской компетенции у младших школьников. Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник результатов научных исследований (с. 51-56). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. https://elibrary.ru/item.asp?id=35135327

13. Прозоровская, О. В. (2019). Читательский клуб как форма внеклассной работы в российской школе. Магистр — науке и образованию: Актуальные проблемы современного литературного образования. Материалы V Всероссийской научной видеоконференции с международным участием, Москва, 18 апреля 2019 г. (с. 6-13). Москва: Московский педагогический государственный университет. https://elibrary. ru/item.asp?id=41807939

14. Ильясова, О. Р. (2020). Формирование читательской компетентности обучающихся (из опыта работы книжного клуба). Ямальский вестник, 3(21), 16-19. https:// elibrary.ru/item.asp?id=44034367

15. Шкредова, М. И. (2019). Книжный клуб как форма читательской активности (на примере книжного клуба «Больше книг — больше друзей»). Актуальные вопросы образования в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Мурманск, 26-28 марта 2019 г. (с. 325-328) / отв. ред. Т. В. Белевских. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет. https://elibrary. ru/item.asp?id=37653234

16. Ганина, А. П. (2021). Книжный клуб как форма читательской коммуникации подростков. Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры (с. 176-182). Москва: Экон-Информ. https://elibrary.ru/item. asp?id=46361521

17. Данилова, А. К. (2021). Книжные клубы в интернет-пространстве: особенности медиаформата. Грани книжной культуры: к 20-летию создания Научного центра исследований истории книжной культуры - Научного и издательского центра «Наука» РАН. Материалы Российско-Белорусского круглого стола, Москва, 22 декабря 2021 г. (с. 205-207) / сост.: Л. А. Авгуль, Н. В. Вдовина. Москва: Наука. https://elibrary. ru/item.asp?id=48160771

18. Petrich, N. R. (2015). Book Clubs: Conversations Inspiring Community. i.e.: inquiry in education, vol. 7, iss. 1, art. 4. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1171691.pdf

19. McCaughey, J. (2017). Book Clubs as a Tool for Community Building andLanguage Enhancement. English teaching forum. https://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_ files/etf_55_1_p22-29.pdf

20. Hughes, J., Morrison, L., Mamolo, A. (2021). Book Club: It's Not a Game, or is it? MacroWorld, 171-190. https://doi.org/10.15340/978-625-00-0106-6_8

21. Owen, L. (2019). Book club rights. https://doi.org/10.4324/9781351037501-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Маликова, П. М., Бугаева, М. И. (2018). Воспитание любознательного читателя: о деятельности читательского клуба «Книголюб». Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций (№ 2, с. 715-720). https://elibrary.ru/item.asp?id=35421071

23. Hsieh, S.-H., Li, S.-L. (2021). Discussing the Theory and Practice of Propelling Class Reading Club from the Aspect of Knowledge Management. IASL Annual Conference Proceedings. https://doi.org/10.29173/iasl7892

24. Асонова, Е. А., Киктева, К. С., Россинская, А. Н. (2018). «Право на культуру»: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс. ВестникМГПУ. Серия: Педагогика и психология, 2(44), 63-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35055791

25. Shaikh, M., Bean, C., Forneris, T. (2019). Youth Leadership Development in the Start2Finish Running & Reading Club. Journal of Youth Development, 14, iss. 1, 112-130. https://doi.org/10.5195/jyd.2019.674

26. Бусыгина, М. А. (2019). Развитие ценностных ориентаций подростков на занятиях читательского клуба «Душевное чтение». Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, Томск, 24-26 октября 2018 г. (с. 14-17). Томск: Томский государственный педагогический университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=39003294

References

1. Rubanova, T. D. (2018). Book clubs as a communication platform. Bibliography and bibliology, 3(416), 85-93. (In Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35184615&

2. Leimbach, J., Leimbach, K., & Johnson, M. (2021). Reading Club. https://doi. org/10.4324/9781003236474-23

3. Colwell, J., Woodward, L., & Hutchison, A. (2018). Out-of-School Reading and Literature Discussion: An Exploration of Adolescents' Participation in Digital Book Clubs. Online Learning, 22. https://doi.org/10.24059/olj.v22i2.1222

4. Casey, H. K. (2017). Literacy Learning Clubs in Grades 4-8. Engaging Students Across the Disciplines. Guilford Publications. https://books.google.ru/books?id=rVLgDQAAQBAJ& redir_esc=y

5. Dakopoulou, A. (2020). Applying the Theory of Total Artwork to the Interpretive Approach to Literature in an Adult Reading Club, 8, 163-177. https://www.researchgate.net/ publication/346395831_Applying_the_Theory_of_Total_Artwork_to_the_Interpretive_Ap-proach_to_Literature_in_an_Adult_Reading_Club

6. Topping, K. (2022). Electronic Reading and Out-of-School Reading. https://doi. org/10.4324/9781003215882-12

7. Sharma, M. (2020). The Monday morning book club. Canadian Medical Association Journal, 192. E1022-E1023. https://doi.org/10.1503/cmaj.200395

8. Zhang, E. (2021). Book Club. JAMA Oncology, 7. https://doi.org/10.1001/jamaon-col.2020.8014

9. Jacques, S. (2020). Book Club. Digital Criminology. https://doi.org/10.21428/90a54840. cd7a3f4d

10. Shieh, J.-C., Chiu, S.-L. (2021). Strategic Study of On-Line Reading Clubs in Senior High School Libraries of Taiwan. IASL Annual Conference Proceedings. https://doi. org/10.29173/iasl7925

11. Lo, R., Wiseman, A. (2022). 'That's my dumb husband': Wild things, battle bears and heteronormative responses in an afterschool reading club. Journal of Early Childhood Literacy, 146879842210790. https://doi.org/10.1177/14687984221079008

12. Eremenkova, M. E. (2018). Book club as a form of extracurricular activity aimed at the development of primary school pupils' reading competence. Contemporary research in pedagogy and psychology: a collection of scientific research results (pp. 51-56). Kirov, Russia: Publisher: Interregional centre of innovative technologies in education. (In Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=35135327

13. Prozorovskaya, O. V. (2019, April 18). Book club as a form of extracurricular activity in Russian schools. Master's degree student for science and education: Current issues of contemporary literary education: Proceedings of the Fifth All-Russian scientific videoconference with international participation (pp. 6-13). Moscow, Russia: Publisher: Moscow pedagogical state university. (In Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id= 41807939

14. Ilyasova, O. R. (2020). Formation of students' reading competence (from the experience of the book club). Yamal'skij vestnik, 3(21), 16-19. https://elibrary.ru/item. asp?id=44034367 (In Russ.).

15. Shkredova, M. I. (2019, March 26-28). Book club as a form of readers' activity (based on the example of the book club "More books - more friends"). In Belevskix, T. V. (Ed.). Current issues of education in the 21st century: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference (pp. 325-328). Murmansk, Russia: Publisher: Murmansk Artctic State University. (In Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=37653234

16. Ganina, A. P. (2021). Book club as a form of reading communication of teenagers. Magivdele: Design and development of urban learning infrastructure (pp. 176182). Moscow, Russia: Publisher: LLC Econ-Inform. (In Russ.). https://elibrary.ru/item. asp?id=46361521

17. Danilova, A. K. (2022, December 22). Book clubs in the Internet space: features of the media format. In AvguF, L. A., & Vdovina, N. V. (Eds.). Facets of book culture: for the 20th anniversary of the establishment of the Scientific centre of book culture research — the Scientific and publishing center "Science" of RAS: Proceedings of Russian-Belorussian round table talk (pp. 205-207). Moscow: Nauka. (In Russ.). https://elibrary.ru/ item.asp?id=48160771

18. Petrich, N. R. (2015). Book Clubs: Conversations Inspiring Community. i.e.: inquiry in education, 7, iss. 1, art. 4. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1171691.pdf

19. McCaughey, J. (2017). Book Clubs as a Tool for Community Building and Language Enhancement. English teaching forum. https://americanenglish.state.gov/files/ae/ resource_files/etf_55_1_p22-29.pdf

20. Hughes, J., Morrison, L., & Mamolo, A. (2021). Book Club: It's Not a Game, or is it? MacroWorld, 171-190. https://doi.org/10.15340/978-625-00-0106-6_8

21. Owen, L. (2019). Book club rights. https://doi.org/10.4324/9781351037501-10

22. Malikova, P. M. (2018). The upbringing of a curious reader: on the activity of "Book lover" book club. Conferentium APA. Collection of research papers and materials of scientific and practical conferences (№ 2, pp. 715-720). (In Russ.). https://elibrary.ru/item. asp?id=35421071

23. Hsieh, S.-H., & Li, S.-L. (2021). Discussing the Theory and Practice of Propelling Class Reading Club from the Aspect of Knowledge Management. IASL Annual Conference Proceedings, https://doi.org/10.29173/iasl7892

24. Asonova, E. A., Kikteva, K. S., & Rossinskaya, A. N. (2018). "The right to culture": experience in integrating museum resources into the educational process. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2(44), 63-77. (In Russ.). https://elibrary.ru/item. asp?id=35055791

25. Shaikh, M., Bean, C., & Forneris, T. (2019). Youth Leadership Development in the Start2Finish Running & Reading Club. Journal of Youth Development, 14, iss. 1, 112-130. https://doi.org/10.5195/jyd.2019.674

26. Busygina, M. A. (2018, October 24-26). The development of teenagers' values-based orientations at the meetings of the book club "Heart-warming reading". Innovations in education: concepts, issues, perspectives. Proceedings of the IV International scientific-practical conference (pp. 14-17). Tomsk, Russia: Publisher: Tomsk state pedagogical university. (In Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=39003294

Статья поступила в редакцию: 27.06.2022; The article was submitted: 27.06.2022; одобрена после рецензирования: 05.08.2022; approved after reviewing: 05.08.2022; принята к публикации: 07.09.2022. accepted for publication: 07.09.2022.

Информация об авторе:

Ксения Сергеевна Киктева — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,

kiktevaks@mgpu.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-8198-4934

Information about the author:

Ksenia S. Kikteva — PhD (Pedagogy), Senior Researcher at the Laboratory of Socio-cultural Educational Practices, Research Institute of Urban Science and Global Education Studies, Moscow City University, Moscow, Russia,

kiktevaks@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8198-4934

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.