Научная статья на тему 'КНИЖНЫЕ КЛУБЫ АВСТРАЛИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ'

КНИЖНЫЕ КЛУБЫ АВСТРАЛИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЕ КЛУБЫ / АВСТРАЛИЯ / ЦЕЛЬ КНИЖНЫХ КЛУБОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНИЖНЫХ КЛУБОВ / ТИПЫ КНИЖНЫХ КЛУБОВ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Варганова Галина Владимировна, Лягина Виктория Анатольевна

Книжные клубы Австралии, являющиеся значимым объектом культурного ландшафта страны, впервые рассматриваются в библиотечно-информационном контексте. Определены истоки возникновения книжных клубов, их цель, основные направления деятельности. Охарактеризовано влияние информационно-коммуникационных технологий и пандемии COVID-19 на увеличение числа книжных клубов и их участников. Типизация книжных клубов как сложных многопризнаковых объектов разработана авторами на основе многокритериального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK CLUBS IN AUSTRALIA: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Book clubs in Australia, one of the most complicated cultural landscape objects, are regarded in the context of library and information science for the first time. The origin of book clubs, their goals, and main directions of activity are determined. The influence of information and communication technologies and pandemic COVID-19 upon book clubs and their members are characterized. The original classification of book clubs as complicated objects is worked out by the authors on the basis of multi-criteria approach.

Текст научной работы на тему «КНИЖНЫЕ КЛУБЫ АВСТРАЛИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

УДК [002.2:374.71](94)

Г. В. Варганова, В.А. Лягина Книжные клубы Австралии: традиции и инновации

Книжные клубы Австралии, являющиеся значимым объектом культурного ландшафта страны, впервые рассматриваются в библиотечно-информационном контексте. Определены истоки возникновения книжных клубов, их цель, основные направления деятельности. Охарактеризовано влияние информационно-коммуникационных технологий и пандемии COVID-19 на увеличение числа книжных клубов и их участников. Типизация книжных клубов как сложных многопризнаковых объектов разработана авторами на основе многокритериального подхода.

Ключевые слова: книжные клубы, Австралия, цель книжных клубов, деятельность книжных клубов, типы книжных клубов, многокритериальный подход.

Galina V. Varganova, Viktoria А. Liagina Book clubs in Australia: traditions and innovations

Book clubs in Australia, one of the most complicated cultural landscape objects, are regarded in the context of library and information science for the first time. The origin of book clubs, their goals, and main directions of activity are determined. The influence of information and communication technologies and pandemic COVID-19 upon book clubs and their members are characterized. The original classification of book clubs as complicated objects is worked out by the authors on the basis of multi-criteria approach.

Keywords: book clubs, Australia, book clubs goal, book clubs activity, book clubs classification, multi-criteria approach.

Австралия относятся к числу стран, в культурном ландшафте которых значимое место занимают книжные клубы. Для австралийцев книга является инструментом самоидентификации, связывающей каждого отдельного читателя с обществом в целом, фактором формирования современной культуры Австралии, основанной на сохранении и укреплении традиционных ценностей. Большая часть населения любит проводить свободное время за чтением книги, девять из десяти жителей читают для интереса и удовольствия1.

Одной из значимых для австралийского общества форм организации читательской деятельности являются книжные клубы. Причины вступления и участия в их работе многообразны: укрепление чувства самоуважения за счет принадлежности к социальной группе, которая любит литературу и чтение; познание истории и культуры Австралии, жизни и деятельности известных лиц, прославивших страну; возможность чтения и обсуждения современной и классической литературы;

знакомство с жанрами, которые не находились ранее в фокусе внимания; получение новых знаний из разных областей, изложенных доступным для понимания художественным языком; вовлеченность в сущность социальных, религиозных, морально-нравственных, политических проблем в международном и национальном масштабах, укрепление коммуникативных связей и дружбы между людьми, ведущее к повышению качества жизни и др.2.

В условиях пандемии Австралия наряду со многими странами мира ввела ограничения, связанные с попытками сдерживания распространения коронавирусной инфекции, что привело к возникновению политических, экономических, социальных проблем. Произошедшие изменения в привычном образе жизни, связанные с финансовой нестабильностью, проблемами трудоустройства, переходом на работу в удаленном формате, привели к профессиональному выгоранию и снижению продуктивности. Особенно острыми стали психологические проблемы: повысился уровень стресса, вызванный упадком сил и обеспокоенностью состоянием здоровья своих родных и близких; стали в большей степени, чем ранее, проявляться тревога, раздражительность, отчаяние. Вынужденная социальная изоляция предопределила снижение коммуникативных связей: многие были лишены общения с родственниками, друзьями, коллегами, многие остались в одиночестве3.

Согласно опубликованным результатам исследования, проведенного Научным советом Австралии и Университетом Макуайри, направленного на изучение роли и места книги и чтения в жизни современного австралийского общества в условиях активного внедрения информационных технологий и пандемии, австралийцы проводят около пяти часов в неделю за чтением и прочитывают три книги в месяц. Это больше, чем они читали пять лет назад4. Столь высокие показатели связывают с огромной распространенностью книжных клубов, их укорененностью в социальной жизни как одной из первичных форм самоорганизации населения.

В период пандемии книжные клубы продолжили свою работу. Организовывались новые клубы разных типов, а в ранее действовавших резко возросли показатели числа прочитанных книг, количества участников и посещаемость. Книжные клубы в условиях пандемии стали островками стабильности, члены которых занимались привычной, приносящей удовольствие деятельностью: читали, обсуждали книги, встречались в дистанционном формате с писателями, поэтами, журналистами, блогерами и др. Внимание многих книжных клубов

Section 2 • Library. Bibliography было направлено в значительно большей степени, чем в предшествующие годы, на обсуждение социальных вопросов, на поиск поведенческих моделей в условиях пандемии, на меры противостояния распространению коронавирусной инфекции, которые позволяли сформировать более бережное отношение к себе. В результате внесения в сферу внимания клубов проблематики, касающейся COVID-19, участники приобрели новый опыт совместных действий по оказанию психологической помощи и поддержки друг друга в сложной социальной ситуации5.

Самым первым и на протяжении всего периода своего существования самым крупным книжным клубом Австралии является «Книжный клуб Центра образования взрослого населения» («Сеп^е for adult education Book Club»), созданный в 1947 г. для доставки книг и рекомендательных списков литературы солдатам и офицерам, участвовавшим во Второй мировой войне и проживающим в Мельбурне и других административно-территориальных единицах штата Виктории6.

В первый год работы в его состав вошли 42 книжных клуба, сегодня их общее число превышает 500. Руководители и специалисты данного клуба заложили основы их работы: доставка книг к населению; подготовка обзоров литературы (тематических, вновь поступивших изданий), разработка «Руководства по организации книжного клуба», формирование комплектов книг для выбора книжными клубами, их постоянное обновление и отражение в электронном каталоге «Dialogue». При этом каждая книга предварительно оценивается группой приглашенных экспертов (исследователи, профессора университетов, педагоги школ и др.) с точки зрения наличия художественных, эстетических, научных и прочих достоинств, и только после этого приобретается и включается в каталог. «Книжный клуб Центра образования взрослого населения» издает бюллетень, в котором отражены все входящие в его состав книжные клубы и читательские группы, а также самые важные события, которые проводятся по инициативе книжных клубов в библиотеках, писательских организациях, университетах, бизнес-компаниях страны и др. Следует отметить, что членство в «Книжном клубе Центра образования взрослого населения» предполагает оплату вступительного взноса, который покрывает расходы его сотрудников на указанные выше виды деятельности.

Другими примерами книжных клубов, имеющих длительную и успешную историю обслуживания населения книгой, являются «Объединенный книжный клуб г. Албани и Юга» (Западная Австралия) и «Книжный клуб литературы постмодерна г. Перта» (Западная Австра-

лия), существующие более 60 лет и пользующиеся авторитетом и популярностью у населения.

Типизация книжных клубов не является проблемой, находящейся в фокусе внимания научного сообщества Австралии. Проведенный нами анализ статей из австралийских журналов, отраженных в базе данных EBSCO, а также официальных сайтов публичных библиотек Австралии, отчетов Австралийской библиотечно-информационной ассоциации, позволяет провести типизацию книжных клубов на основе многокритериального подхода. Данный подход позволяет типизировать сложные многопризнаковые объекты на основе выделения небольшого числа критериев.

В этой связи нами выделены три группы основных критериев, которые были положены в основу типизации: организационные аспекты создания и функционирования книжных клубов; содержательные особенности книг, которые планируются к прочтению в книжных клубах; каналы взаимодействия участников книжных клубов между собой и с приглашенными для обсуждения книг лицами.

Первая группа критериев отражает организационные аспекты создания и работы книжных клубов.

Организаторами книжных клубов являются физические и юридические лица. Организатором книжного клуба может быть любой житель Австралии, достигший совершеннолетия - 18 лет. Организаторами книжных клубов являются также библиотеки (Moreton Bay Region libraries имеет десять филиалов и 200 книжных клубов, Central West Libraries - семь филиалов и в каждом организован книжный клуб), музеи (Murray Art Museum Albury имеет клуб «Radical Book Club»), книжные магазины («Matilda bookshop» имеет три книжных клуба, «Avid Reader» - более десяти книжных клубов, «Beachside bookshop» - один книжный клуб), книжные издательства (издательство художественной литературы и «Fremantle Press», издательство детской и школьной литературы «Scholastic» имеют по четыре книжных клуба и др.), редакции газет «Guardian Australia». «Daily Mirror», «The Age» и др. также организовали книжные клубы.

Географическая локация книжных клубов: штат, территория, город и др.

Возраст членов книжного клубов. Книжные клубы создаются для любителей чтения самого разного возраста. Чаще всего, они подразделяются на детские и подростковые книжные клубы; книжные клубы для взрослых с учетом дифференциации, принятой в возрастной психологии.

Гендерный состав участников книжных клубов. Членами большей части австралийских книжных клубов являются женщины («The Australian women's book club»), есть клубы, в состав которых входят только мужчины («Для мальчиков и мужчин»), есть также смешанные в гендерном отношении клубы.

Профессиональная принадлежность участников. Нами были выявлены клубы, в состав которых входят только педагоги системы среднего образования, студенты университетов одного профиля, прозаики, поэты, литературные критики, представители шоу-бизнеса, блогеры, радио и телеведущие программ, посвященных культуре и искусству Австралии.

Вторая группа критериев касается особенностей книг, которые выбираются и планируются к прочтению участниками книжных клубов:

Тематика книг: природа, путешествия, любовь и дружба, здоровый образ жизни, кулинария и др.

Жанр литературы. Наиболее часто в книжных клубах читают художественную, мемуарную, документальную литературу, научно-популярную, включая литературу по психологии и развитию личности.

Хронологические этапы развития литературы: романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.

Художественные произведения, являющиеся каноном классической или каноном современной литературы.

Третья группа критериев определяет каналы взаимодействия участников книжных клубов между собой и с приглашенными для обсуждения книг лицами.

Материальная основа предлагаемых к прочтению и обсуждаемых в книжных клубах документов: традиционные и электронные.

Использование информационно-коммуникационных технологий: как обеспечивающих, так и не обеспечивающих наличие обратной связи.

Проведенный нами анализ показывает, что наиболее популярными типами книжных клубов у населения Австралии являются традиционные, электронные клубы, а также клубы, организуемые медийными лицами, в том числе зарубежными, к которым приковано особое внимание австралийского сообщества.

Традиционные книжные клубы создаются библиотеками, школами, университетами, книгоиздательскими и книгораспространительскими организациями, редакциями газет для встреч участников и обсуждения книг через заранее оговоренные промежутки времени (как правило, один раз в месяц). Такие клубы немногочисленны по числу участников,

но очень активны в плане обсуждения книг, чему во многом способствует доброжелательная атмосфера, чувство искренней привязанности членов клуба друг к другу, которые часто являются друзьями и единомышленниками.

Алгоритмы работы традиционных клубов несколько различаются. В ряде клубов все члены читают одну и ту же книгу, готовы к длительному глубокому анализу художественного произведения. В других клубах все участники читают разные книги, входящие в один полученный на год комплект литературы, а во время встреч делятся своими мыслями о поднятых в них проблемах, мотивируя коллег к чтению. Есть клубы, члены которых, встречаясь, обмениваются книгами из своих личных и семейных собраний, отмечают их сильные и слабые стороны. В таких клубах, как правило, дискуссии не проводятся, их заменяют краткие сообщения о вызвавших интерес произведениях.

Онлайн-книжные клубы получили большое распространение в связи с активным развитием информационно-коммуникационных технологий, а также пандемией COVID-19 и ее деструктивными последствиями. Жизнь книжных клубов переместилась в виртуальное пространство: использовались сервис групповых чатов «Google Hangouts», платформы видеосвязи «Zoom», «Webex Cisco Meeting», «WhereBy Meetings», социальная сеть «Instagram», сервис обмена мгновенными сообщениями «WhatsApp», «Telegram» и др. Дистанционный формат способствовал увеличению количества книжных клубов и возрастанию числа их членов. В электронных клубах делятся своими соображениями по поводу прочитанных книг во время дискуссий, модераторами в которых могут быть писатели, библиотечные специалисты, литературные критики.

Важным отличием данных клубов является их открытость для населения, возможность участия в обсуждении книг не только членов, входящих в их состав, но и любого жителя, интересующегося литературой. На заседаниях клуба прослушивают аудиозаписи радиопередач с анализом художественного произведения, сделанного литературоведом, а также тематический подкаст автора произведения, записанный специально для членов данного клуба. Доступ к платным программам, обеспечивающим дистанционную коммуникацию, членами клуба оплачивается по очереди.

Особое внимание жителей Австралии приковано к электронным клубам, которые организуют и развивают известные и популярные среди населения медийные лица - представители австралийской и американской киноиндустрии, шоу-бизнеса, ведущие радио и ТВ пере-

Section 2 • Library. Bibliography дач, снискавшие популярность блогеры и др. В фокусе предпочтений австралийцев - книжные клубы американских актрис и продюсеров Риз Уизерспун, Сары Джессики Паркер, актрис и фотомоделей Эммы Робертс и Эммы Уотсон, звезды реалити-шоу Ким Кардашьян, телеведущей, модели и писательницы Кристин Тайген, телеведущей, актрисы, продюсера и общественного деятеля Опры Уинфри и др.

Австралийцы оставляют много постов в электронном книжном клубе американской актрисы и продюсера Риз Уизерспун, подписчики которой в социальных сетях «Facebook» и «Instagram» (Facebook и Instagram - запрещенные в России соцсети, принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) исчисляются миллионами. В начале каждого месяца на сайте клуба размещается информация об авторе и названии книги для чтения, главной героиней которой почти всегда является женщина. Данные сведения непременно сопровождаются обращением актрисы к фолловерам и списком вопросов для обсуждения в книжных клубах. Размещаются также тематические списки книг «Лучшие книги для мужчин», «Лучшие книги Аляски», «Лучшие книги для чтения зимой» и др. Подписчики делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах в «Instagram» (Facebook и Instagram - запрещенные в России соцсети, принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) - профиле актрисы.

Сайт «Amazon.com», являющийся самой масштабной площадкой розничной торговли книгами, активно использует популярность Риз Уизерспун, постоянно возрастающее количество ее подписчиков, и рекламирует книжную продукцию в ее книжном клубе, что ведет к увеличению объемов продаж. Получение медийными лицами оплаты за размещение рекламы книгоиздательской продукции позволяет австралийским исследователям подчеркивать, что книжные клубы медийных лиц не о книгах, а о монетизации популярности. Тем не менее, нельзя отрицать, что многие подписчики получают информацию о книгах, прочитывают их и оставляют письменные отзывы в «Instagram» (Facebook и Instagram - запрещенные в России соцсети, принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) медийных лиц.

Публичным библиотекам Австралии принадлежит значимая роль в организации и поддержке деятельности книжных клубов. Во многих штатах страны их организация на базе библиотек, а также информационная и методическая поддержка клубов, функционирующих в зоне их обслуживания, относится к основному виду деятельности.

Функции публичных библиотек в данном направлении достаточно широки:

• доставка книг к организаторам книжных клубов с использованием транспорта/курьера;

• формирование комплекта книг для прочтения в книжных клубах (по тематике, жанрам, хронологическому периоду написания произведения и др.);

• обновление комплектов в соответствии с ежегодным мониторингом информационных потребностей и предпочтений членов клубов;

• разработка «Руководства об организации книжного клуба» для жителей, стремящихся организовать свой клуб;

• размещение на сайте библиотеки обзоров новых поступлений книг (традиционных, электронных), их передача в электронном формате в обслуживаемые клубы;

• подготовка вопросов и сценария для проведения дискуссии по выбранной членами клубов книги и передача их организатору клуба;

• информирование и предоставление организаторам и членам клубов доступа к электронным ресурсам и аудиокнигам, осуществляемые на бесплатной основе при наличии читательских билетов библиотеки.

Большую помощь библиотекам в обслуживании книжных клубов оказывают электронные информационные ресурсы. Особой популярностью у любителей чтения пользуются «Online Book Club» - национальный ресурс, обеспечивающий доступ к книгам, вышедшим в различные хронологические периоды на территории Австралии, «Everything About Books» - ресурс, включающий более тысячи книг, статей, аналитических и художественных рецензий, посвященных произведениям австралийской и мировой литературы. Ресурс «Borrow books» предоставляет доступ к художественным электронным и ауди-оизданиям. «OverDrive» содержит электронные, аудиокниги книги, периодические издания, главным образом, электронные журналы. Приложение «Libbi» делает доступ к ресурсу оперативным и комфортным.

«Kanopy» дает возможность получения доступа к художественным и документальным фильмам, в том числе экранизациям классической и современной литературы.

Электронные ресурсы «Busy things» и «Story Box Library» содержат издания, предназначенные для детей дошкольного, начального и среднего и школьного возраста.

Наряду с этим важнейшей задачей библиотек является мотивирование членов клубов к подготовке письменных отзывов о прочитанных книгах и размещении их в электронном ресурсе «GoodReads», по-

зволяющем читателям письменно поделиться своим мнением о книге в виртуальном публичном пространстве.

Таким образом, книжные клубы являются частью жизни населения Австралии, которые вбирают в свою орбиту все большее количество жителей, приобщая их к книге и чтению. В 2021 г. был организован Австралийский симпозиум «Все о книжных клубах», в ходе которого с докладами выступили представители книжных клубов, книгоиздательских, книгораспространительских организаций и литературно-творческих объединений. В докладах было отмечено, что в условиях пандемии многие общественные структуры прекратили свою работу, а книжные клубы не только выжили, но и привлекли в свои ряды жителей, которые ранее не входили в их состав.

При этом подчеркивалось, что книжные клубы являются не изученным и недооцененным феноменом культуры, который игнорируются научным сообществом на локальном и национальном уровнях. В этой связи прозвучали рекомендации о необходимости проведения научных исследований, посвященных глубокому изучению истории создания и современному состоянию книжных клубов Австралии.

Примечания

1 Menios C. Can the humble book club change the world? URL: https://www.impact. acu.edu.au/community/can-the-humble-book-club-change-the-world (дата обращения 17.03.2022).

2 Cherry-Paul S., Johansen D. Breathing new life into book clubs: a practical guide for teachers / S. Cherry-Paul, D. Johansen. Portsmouth NH, Heinemann Publishing. 165 p.; Veros V. Metatextual conversations: the exclusion/inclusion of genre fiction in public libraries and social media book groups / V. Veros // Journal of the Australian Library and Information Association, 2019. Vol. 68. Ls. 3. P. 254-267.

3 Garner J., Hider Ph., Jamali H. Steady Ships' in the COVID-19 crisis: Australian public library responses to the pandemic / J. Garner, Ph. Hider, H.Jamali //Journal of the Australian Library and Information Association. 2021. Vol. 70. Ls. 2. P. 102-124.

4 Why book clubs are all the rage right now? URL: https://www.news.com.au/lifestyle/ relationships/family-friends/why-book-clubs-are-all-the-rage-right-now/ (дата обращения 17.03.2022).

5 Smith J. Information in crisis: analysing the future roles of public libraries during and post-COVID-19 / J. Smith // Journal of the Australian Library and Information Association. 2020. Vol.69. Ls.4. P. 422-429.

6 Cеntre for adult education Book Club. URL: https://www.cae.edu.au/book-groups. (дата обращения 17.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.