Научная статья на тему 'Книжная торговля как неотъемлемая часть издательской системы республики Беларусь'

Книжная торговля как неотъемлемая часть издательской системы республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Книжная торговля как неотъемлемая часть издательской системы республики Беларусь»

Книжная торговля как неотъемлемая часть издательской системы Республики Беларусь

А.И. Козловская,

аспирант кафедры издательского дела и редактирования

Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова

Книжная торговля Республики Беларусь как неотъемлемая часть издательской системы в частности и национальной экономики страны в целом прошла посредством демократизации всех сфер жизнедеятельности общества те же стадии преобразования в рыночное хозяйствование, что и другие отрасли. Но в отличие от иных рыночных сфер, книжный рынок более чутко и болезненно реагирует на социальные изменения. Он в гораздо большей степени зависит от уровня реальных доходов населения, его покупательной способности и морально-психологического состояния.

Развитие и применение новых информационных технологий, разработка научно-технологической основы книжного дела, интеграция белорусского книгоиздания в мировое издательское сообщество, формирование опыта книжной торговли в условиях рыночной экономики - все это послужило предпосылками для формирования в последнее десятилетие XX в. новой издательской системы, отвечающей требованиям современного уклада жизни общества [1].

Для современной белорусской книжной торговли характерны следующие особенности.

Существование системы государственных книготорговых объединений, независимых отиздателей. В Беларуси, в отличие от других постсоветских государств, книжная сеть сохранилась еще с советского времени и на данный момент находится в подчинении Министерства информации Республики Беларусь. В зависимости от этапа становления рыночной экономики в республике книготорговым объединениям присваивались разные формы собственности (Республикан-

ское унитарное предприятие (РУП), Открытое акционерное общество (ОАО) - в настоящее время), проходили процессы разделения на обособленные предприятия и объединения в единую структуру. В настоящее время система книжной торговли Министерства информации насчитывает 87 книжных магазинов. Из них 81 магазин входит в состав открытых акционерных обществ «Белкнига», «Бресткнига», «Витебск-книга», «Гомелькнига», «Гроднокнига», «Могилевсоюзпечать» («Мо-гилевсоюзпечать» объединилась с «Могилевкнигой» в 2006 году), 5 образуют сеть фирменных книжных магазинов РУП «Минская фабрика цветной печати» и 1 - РУП «Издательство «Беларусь». Государственные книжные объединения осуществляют оптово-розничную торговлю книжной и другой печатной продукцией, выпускаемой в республике и за ее пределами на белорусском, русском и других языках, канцелярскими и офисными принадлежностями, оказывают услуги по хранению и экспедированию книжной и иной печатной продукции по территории Беларуси; «Белкнига» также сотрудничает с книготорговыми фирмами по реализации книг белорусских издательств за рубежом и по продаже литературы других стран на книжном рынке республики [2].

Самым крупным из книготорговых объединений в Республике Беларусь является «Белкнига». Это 26 книжных магазинов в Минске и Минской области, а также филиал «Библиотечный коллектор», обслуживающий более 5000 ведомственных, школьных и вузовских библиотек.

«Белкнига» плодотворно работает на книжном рынке Беларуси уже более 65 лет. История крупнейшего республиканского книготоргового оптово-розничного объединения началась 15 августа 1945 года, когда Постановлением Совета народных комиссаров БССР было организовано при Народном комиссариате торговли БССР Управление по торговле книгами и культтоварами «Белкнижкультторг» (впоследствии было преобразовано в Управление книжной торговли Государственного комитета БССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли). 1 января 1989 года на базе управления было создано Республиканское оптово-розничное объединение книжной торговли «Белкнига» на полном хозрасчете и финансировании. В 2006 году произошла реорганизация «Белкниги» из унитарного предприятия в открытое акционерное общество [3].

С 2010 года запущен механизм новой реорганизации «Бел-книги» путем присоединения к нему «Бресткниги», «Витебсккниги», «Го-мелькниги» и «Гроднокниги». Это поможет книжной торговле страны более успешно преодолевать последствия мирового финансового и экономического кризиса, позволит принимать более гибкие управленческие и экономические решения, реализовывать единую финансово-экономическую политику, оптимизировать структурные подразделения,

внедрять современные технологии управления и продаж, расширять и модернизировать торговую сеть. В результате, ожидается повышение инвестиционной привлекательности объединенного общества, где доля государства в настоящее время составляет около 97%.

По данным Министерства информации, выручка от реализации товаров, работ, услуг государственных книготорговых организаций за 2010 год достигла 85,55 млрд руб. (113,3 % по сравнению с 2009 г.). Это около 28,2 млн. долларов. Розничный товарооборот составил 69,86 млрд руб. (23,1 млн. долларов). По итогам 2010 года книготорговыми организациями получена прибыль от реализации товаров, работ, услуг в размере 1,2 млрд руб. или 396 тыс. долларов, чистая прибыль -377,0 млн. руб. (124 тыс. долларов) [2].

Низкая активность частной книжной торговли. Частный сектор в книжном рынке Беларуси незначителен. Эксперты приводят следующие цифры: 45% рынка принадлежит «Белкниге», порядка 10% -частным магазинам, 35% занимают ежедневные книжные ярмарки, такие как «Мир книг», и ярмарки выходного дня (ночная книжная ярмарка в Минске).

В статьях, посвященных книжной торговле Беларуси, встречается информация, что в республике действуют около 50 частных книжных магазинов. Информации о деятельности негосударственных книготорговых предприятий Министерство информации Республики Беларусь не предоставляет.

Книжная торговля - низкорентабельный бизнес с длительным периодом оборота средств. В стране существует ряд законодательных и экономических препятствий, решение которых может стимулировать развитие частной книжной торговли.

Концентрация книготорговых площадей в столице и областных городах. Книготорговая сеть в Беларуси по территории страны распределена неравномерно. Книжные магазины сконцентрированы в Минске и в областных центрах. Из сетей Министерства информации в Минске и пяти областных центрах расположены 56 магазинов, 27 - в районных городах и 4 - в поселках городского типа. Книготорговая сеть министерства обслуживает население 23 административно-территориальных единиц, что составляет 19,5% от их общего числа [2].

В Беларуси один книжный магазин приходится в среднем на каждые 70 тыс. человек. Это низкий показатель. Если сравнивать со странами Европейского Союза, то там один книжный магазин приходится на каждые 10 тыс. человек.

В 2010 году на одного жителя республики было издано 4,5 книги и брошюры. Но данный показатель нельзя назвать объективным, так как на белорусском рынке работает много российских компаний, которые большую часть тиража, изданного в республике, направляют в

Россию. Например, издательство «Харвест» (входит в состав издательской группы «АСТ») выпустило 20,4% от общего количества наименований, выпущенных в Беларуси в 2010 году [4].

Низкие темпы развития книжной сети. За последние 5 лет книжная система Министерства информации увеличилась на 19 новых объектов книжной торговли, причем это объекты мелкорозничной сети (книжные киоски, павильоны). Поэтому данный прирост торговых площадей является незначительным относительно существующей в стране потребности в книжных магазинах.

Централизованность книготорговой сети, низкие темпы ее развития являются причиной того, что белорусский книжный рынок фрагментарен, и купить книгу в некоторых регионах страны проблематично. Для этого необходимо ехать в крупный населенный пункт (районный или областной центр) или заказывать книгу в интернет-магазине или посредством услуги «Книга-почтой».

Книжный рынок Беларуси сильно зависит от российского книжного рынка. Эксперты книжного рынка Беларуси приводят следующие цифры: 90% книжной продукции, которая издается в республике, экспортируется на российский рынок, а 90% книг, которые представлены на полках белорусских книжных магазинов - это книги российских издательств. В Республике Беларусь больше нет такой отрасли, в которой были бы такие пропорции экспорта и импорта.

На данный момент даже на государственном уровне не ведется статистика по количеству ввезенных и проданных книг в магазинах. Учет в книжных магазинах ведется в денежном, а не в количественном исчислении.

Тематическоенасыщениекнижного рынка. Основной акцент делается на учебные, учебно-методические и литературно-художественные издания, издания для детей и юношества. Это объяснимо тем, что данная литература всегда пользуется максимальным спросом у покупателей.

Малый ассортимент белорусскоязычной литературы. Ассортимент белорусскоязычной литературы в книжных магазинах небольшой и зачастую однообразный. Это можно объяснить тем, что книга на белорусском языке пользуется значительно меньшим спросом, чем на русском языке, несмотря на то, что данная литература является социально-значимой и на нее распространяются определенные льготы.

В книжных магазинах системы Министерства информации книги на белорусском языке можно встретить и на отдельных экспозициях, где представлены издания государственных издательств о культуре Беларуси, ее истории, природе, языке, национальных символах и т. д.

Особое внимание нужно уделить детской книге на белорусском языке. Сегодня в республике нет специализированного издатель-

ства, которое выпускало бы только детскую литературу (до 2002 года эти функции выполняло издательство «Юнацтва», которое в дальнейшем было присоединено к издательству «Мастацкая л1таратура»). В основном на книжных полках представлены книги, которые входят в школьную программу (произведения Я. Коласа, Я. Купалы, В. Коротке-вича, И. Шамякина, В. Быкова и др.). При этом практически отсутствуют книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста на белорусском языке, также практически нет переводов на белорусский язык детских произведений с мировой известностью.

Формат торговли - ночная книжная ярмарка. Формат ночной книжной торговли сохранился только в Беларуси. В России подобные ярмарки перешли на дневной режим работы. Привлекает покупателя ночная ярмарка самыми низкими в республике ценами на книги и большим ассортиментов учебной, справочной и художественной литературы.

Активное развитие книжной интернет-торговли. На данный момент в республике действуют несколько десятков интернет-магазинов. Самый крупный и известный из них - Oz.by (аналог Ozon.ru). Он является самым прогрессивным книжным интернет-магазином в республике. С каждым годом ассортимент магазина растет, ежедневно на сайте происходит обновление информации, разработана удобная система поиска.

За последние двадцать лет книжная торговля Беларуси в составе издательской системы страны прошла трудный путь преобразования, преодолела экономические кризисы 1998 и 2008 годов. Несмотря на негативные тенденции, которые в настоящее время имеют место в белорусской книжной торговле (фрагментарность, неразвитость розничных сетей, как государственных, так и частных, отсутствие полноценного информационного обеспечения книжной торговли, низкий спрос на белорусскую книгу и др.) есть и положительные тенденции, которые могут благотворно сказаться на книжной торговле республики: развитие интернет-торговли книгами, появление книжных интернет-магазинов, разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами (например, «Харвест»); проведение промо-акций и реклама книги в СМИ; активное обеспечение розничной книготорговой сети платежными терминалами; оптимизация режима работы книжных магазинов; работа по усовершенствованию ассортиментной политики (при заказе литературы учитываются данные изучения спроса, в отдельных организациях применяется балльная оценка книги, совместно с поставщиками производится уценка литературы прошлых лет выпуска, продажа со скидками).

Библиографический список

1. ЛенскийБ.В. Книгоиздательская система современной России / Б.В. Ленский. - М., 2001.

2. Материалы коллегии Министерства информации Республики Беларусь по итогам работы в 2010 году / Мин-во информ. респ. Беларусь. - Минск, 2011.

3. Ничипорович С.А. Развитие издательско-полиграфиче-ского комплекса Беларуси в условиях становления рыночных отношений / С.А. Ничипорович. - Минск, 2001.

4. Друк Беларуа, 2010: стат. зб. / МЫ-ва ¡нфарм. Рэсп. Беларусь, Нац. кн. палата Беларуа; [склад. Т.Р. Рабушка]. - МЫск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.