Научная статья на тему 'Книжная культура в познании прошлого'

Книжная культура в познании прошлого Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / HISTORICAL KNOWLEDGE / ИСТОРИОПИСАНИЕ / КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / TEXT / HISTORICAL WRITING / HISTORY OF THE HISTORICAL IDEAS/

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бобкова Марина Станиславовна

В статье анализируется значение книжной культуры в современном информационном обществе. Показано, что и в контексте дегитализации исторический текс прордолжает существовать в практиках и смыслах, заданных кенижной культурой. Автор дает определение понятию «книжная культура». Исторический текст, как способ самовыражения в виртуальном пространстве, по мнению автора, сегодня реализует новый проект «книжной культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book Culture in the Study of the Past

The article examines the importance of book culture in today's information society. It is shown that in the context of the historical tion degitali tex prordolzhaet exist in practices and meanings given kenizhnoy culture. The author gives a definition of "book culture ". The historical text as a way of expression in cyberspace, according to the author, is currently implementing a new project "book culture".

Текст научной работы на тему «Книжная культура в познании прошлого»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЗНАНИИ ПРОШЛОГО

Вечная гонка по кругу идей и новаций, Изобретений, открытий, экспериментов Откроет нам сущность движения, но не покоя.

О жизнь, растраченная в существовании...

О мудрость, утраченная в знании...

О знание, потерянное в информации...

Т. С. Элиот

Обращение к исследованию производства, хранения и передачи знаний о прошлом средствами книжной культуры различных темпоральных и географических ландшафтов настоятельно продиктовано нам интенсивно расширяющимся информационным пространством современного общества. Исторический текст, как способ самовыражения в виртуальном пространстве, на мой взгляд, сегодня реализует новый проект «книжной культуры». Проблема изучения существования текста в коммуникативной среде имеет очевидную научную и социальную актуальность и рассматривается как неотъемлемая часть понимания механизмов производства, хранения и трансляции исторического знания. Сегодня господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Однако о становлении мультимедийной общественной коммуникативной среды говорить еще рано. Использование электромеханических или радиоэлектронных устройств не означает выход за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документ-

ной форме1. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее. В конце концов мы имеем дело с изменением собственно формы носителя информации. Исторический текст продолжает существовать в практиках и смыслах, заданных книжной культурой.

«.. .Как обозначить те смысловые рамки, которые задаются конкретному тексту условиями, определившими его написание, и формами, обеспечивающими его передачу читателю? Постановка подобного вопроса требует создания единой истории всех, кто так или иначе участвует в производстве, распространении и интерпретации дискурсов, - авторов, издателей, печатников, читателей, зрителей; каждый из них занимает в ней свое особое место и играет особую роль»2. Так сформулировал научную позицию известный французский историк, представитель четвертого поколения школы «Анналов», Роже Шартье, приступая к историческому анализу функционирования текста в культурной и коммуникативной среде, базовым сегментом которой являются знания о прошлом.

Тема коммуникационного поля социального пространства неоднократно обсуждалась участниками семинара «Люди и тексты» в самых разных аспектах и ракурсах. Например, мифы и верования о влиянии текста на читателя; исследования факторов восприятия, понимания и запоминания текстовой информации; текст как источник информации об авторе: контент-анализ в психиатрии, психологии, социологии и изучении средств массовой информации; выбор и предпочтение текста (выбор читателя или влияние текста); миф о «массовой коммуникации»; известные, контролируемые и неконтролируемые параметры массовой коммуникации и др.

Исследовательским проектом 2013 г. научного он-лайн семинара «Люди и тексты» была избрана тема «Историописание в контексте книжной культуры и схоларных практик». Наше внимание привлекало изучение производства, хранения и передачи знаний о прошлом и связанные с этими процессами раз-

1 Соколов А.В. URL http://www.evartistnarod.ш/text16/077.htm#з_08 (18.07.2014).

2 Шартье Р. 2006. 11.

личные аспекты книжной культуры, в рамках которой эти практики собственно и существуют. Понятие и термин «книжная культура» сегодня довольно широко используется как в научной, так и практической деятельности, в повседневном обороте, приобретая значение научной категории. Однако широкое применение категории не означает, что ее научное содержание в нашей стране3 определено достаточно четко и однозначно. «Под книжной культурой понимается широкий круг разнопредметных понятий: осознание обществом роли книги на определенных исторических стадиях развития человеческой цивилизации, национального или государственного объединения, этнической общности; групповая или индивидуальная культура чтения, уровень логико-психологического восприятия книжного текста; категории профессионализма в процессе создания книги; соци-

" 4

альное воспроизводство книжных традиций и многое другое»4.

Понятие «книжная культура» определяется и как синтез духовной культуры и искусства, продукт духовной культуры и духовного производства, материальной культуры и материального производства. Книжная культура, безусловно, является частью культуры общества, и рассматривается «как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации»5. Таким образом, изучение исторических текстов в контексте книжной культуры должно охватывать их форму и содержание, создание, функционирование в комплексе с учетом особенностей национальных историописаний в диа-хронно-синхронной взаимосвязи.

Особую роль в контексте заявленной проблематики приобретает изучение фигуры автора-историка, потому что «автор-

3 Во Франции основателем французской школы истории книги является Анри-Жан Мартен. Он очертил рамки этой дисциплины и в соавторстве с Люсьеном Февром в опубликовал фундаментальный труд «Появление книги» (L'Apparition du livre, Albin Michel, Paris, 1958 (réimpr. 1971, 1999).

4 Добровольский В.В. 2004. 47-49.

5 Васильев В.И. URL http://www.naukaran.ru/sb/2002 3/03.shtml (18.07.2014).

ская функция, заключенная в структуре самих книг, упорядочивающая любые попытки выстроить перечень тех или иных произведений, задающая правила публикации текстов, отныне стоит в центре каждого исследования, где рассматривается связь производства текстов с их формами и способами их прочтения»6.

Собственно, идеи Рожера Шартье, Анри-Жан Мартена и Люсьена Февра и определили стратегию заявленного нами исследовательского направления, потому что именно они позволяет наиболее точно и полно сформулировать основной вопрос наших исследований: «Для чего, с какой целью создавались исторические произведения и сочинения об истории?», определить смысл социального запроса на знания о прошлом и, возможно, объяснить форму проявления этого запроса.

Как показывает изучение конкретных исторических источников, принадлежащих к разным эпохам и странам, коммуникативное и информационное пространство текста в значительной мере определяет точность исторической реконструкции. Уточним понятие «коммуникация», которое в современной гу-манитаристике трактуется достаточно широко - и как путь сообщения, связь одного места с другим (пространственная коммуникация) и как общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Наши штудии основаны, главным образом, на изучении социальных коммуникаций, которые реализуются в различных социальных практиках - схоларных (школы и университеты); архивных, библиофильских и библиотечных; издательских (включая и производство кодексов скри-бами, и производство печатных книг); «освоение» текста читателями. Бытование исторических текстов в коммуникативном пространстве различных эпох имеет свои особенности, некоторые из которых выявлены авторами статей этого издания.

Информационное пространство генерируется традицией историописания, ее развитием и трансформациями. Значительное влияние на него, как показывает изучение источников, оказывает пространственная коммуникация. Кроме того, подчерк-

6 Шартье Р. 1995. ШЪ

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/AUTHOR.HTM (18.07.2014).

нем, что информационное пространство многомерно с точки зрения актуализации знаний о прошлом и форм его презентации.

Подготовленное нами издание не является исчерпывающей публикацией по предложенной исследовательской проблеме. Мы скорее, ее заявляем и стараемся показать, что разработка данного научного направления требует объединения усилий историков различных специальностей - востоковедов, антикове-дов, русистов, специалистов по европейскому Средневековью и других. К сожалению, до сих пор, это важнейшее направление истории исторического знания в нашей стране определяется как периферийное и обращение к нему, по большей части, носит фрагментарный характер, хотя исследовательский алгоритм этой темы и ее значимость вполне очевидны.

Литература

Васильев В.И. К постановке вопроса об определении понятия «книжная культура». URL http://www.naukaran.ru/sb/2002 3/03.shtml (18.07.2014).

Добровольский В.В. 2004. «Книжная культура» как научная категория // Книга и мировая цивилизация: Материалы междунар. науч. конф. по пробл. книговед. В 4 т. Т. 1 / Сост.: В.И. Васильев, М.А. Ермолаева, А.Ю. Самарин. М. 47-49.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. URL http://www.evartist.narod.ru/text16/077.htm#з_08 (18.07.2014). Шартье Р. Письменная культура и общество. М., 2006. 11. Шартье Р. Автор в системе книгопечатания // Новое литературное обозрение, №13, 1995. URL

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/AUTHOR.HTM

М. Бобкова Июль 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.