Научная статья на тему 'Книжная культура и эволюционная эпистемология'

Книжная культура и эволюционная эпистемология Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КНИЖНОСТЬ / МОНОГРАФИЯ / РЕЦЕНЗИЯ / РОССИЯ / Ю. Н. СТОЛЯРОВ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / HISTORY / BOOK / MONOGRAPH / REVIEW / RUSSIA / YURY STOLYAROV / EVOLUTIONARY EPISTEMOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соколов Аркадий Васильевич

Монография Ю. Н. Столярова «Истоки книжной культуры» оценивается как выдающийся вклад в теорию и историю российской книжности. Предлагается использовать методологию эволюционной эпистемологии для дальнейшего развития идей, высказанных в монографии. Эволюционная эпистемология исследует когнитивный аппарат человека и биосоциальные факторы его развития, которые тесно связаны с истоками книжной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK CULTURE AND EVOLUTIONARY EPISTEMOLOGY

Monograph by Yury Stolyarov “The origins of book culture” is estimated as an outstanding contribution to the theory and history of Russian literature. It is proposed to use the methodology of evolutionary epistemology for further development of the ideas expressed in the monograph. Evolutionary epistemology examines the human cognitive apparatus and the biosocial factors of its development, which are closely related to the origins of book culture.

Текст научной работы на тему «Книжная культура и эволюционная эпистемология»

К 80-летию

доктора педагогических наук, профессора Юрия Николаевича Столярова

НИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

УДК 002.2:008 А. В. Соколов

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Монография Ю. Н. Столярова «Истоки книжной культуры» оценивается как выдающийся вклад в теорию и историю российской книжности. Предлагается использовать методологию эволюционной эпистемологии для дальнейшего развития идей, высказанных в монографии. Эволюционная эпистемология исследует когнитивный аппарат человека и биосоциальные факторы его развития, которые тесно связаны с истоками книжной культуры.

Ключевые слова: история, книжность, монография, рецензия, Россия, Ю. Н. Столяров, эволюционная эпистемология.

A. V. Sokolov

St. Petersburg State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, 91186, St. Petersburg, Russian Federation

BOOK CULTURE AND EVOLUTIONARY EPISTEMOLOGY

Monograph by Yury Stolyarov "The origins of book culture" is estimated as an outstanding contribution to the theory and history of Russian literature. It is proposed to use the methodology of evolutionary epistemology for further development of the ideas expressed in the monograph. Evolutionary epistemology examines the human cognitive apparatus and the biosocial factors of its development, which are closely related to the origins of book culture.

Keywords: history, book, monograph, review, Russia, Yury Stolyarov, evolutionary epistemology.

Для цитирования: Соколов А. В. Книжная культура и эволюционная эпистемология // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С.136-141.

СОКОЛОВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем и мультимедиа Санкт-Петербургского государственного института культуры, почетный профессор Московского государственного институт культуры

SOKOLOV ARKADIY VASILYEVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department Information Systems and Multimedia, the St. Petersburg State Institute of Culture, Honorary Professor of the Moscow State Institute of Culture

e-mail: sokolov1.spb@gmail.com: ©Соколова. В., 2018

Библиотечно-информационная деятельность

Выход в свет капитального фолианта Юрия Николаевича Столярова «Истоки книжной культуры» [3], прекрасно изданного Челябинским государственным институтом культуры, является знаковым событием в современной российской науке. Совершенно справедливо научный редактор издания профессор В. Я. Рушанин в своём «Вводном слове» отметил, что «представляемый на суд читателя труд заслуживает внимания и одобрения, поскольку он поднимает новый, глубинный пласт в разработке истории и теории книжной культуры, приближая уровень её разработки к фундаментальному [3, с. 12]». В свою очередь, Ю. Н. Столяров заметил, что «по вопросам методологии, теории и истории книжной культуры к настоящему времени накоплен достаточно большой пласт литературы. Значительно скромнее представлен корпус произведений, посвящён-ных периоду, предшествующему появлению письменной культуры как сложившегося социально-культурного феномена [3, с. 7]». Нельзя не согласиться с автором, что открытые им четыре истока книжной культуры - мифология, фольклор, религиозные писания, народный эпос — действительно заслуживают углублённого изучения, и его многолетний труд, представленный коллегам, нуждается в продолжении и развитии. Именно этой цели, мы надеемся, послужит наша рецензия.

Прежде всего, хочется уточнить жанр рецензируемого сочинения. В. Я. Рушанин называет его «монография». Монография, как известно, типологически определяется как научное издание в виде книги, посвящённой углублённому рассмотрению одной или нескольких взаимосвязанных тем. В её структуре содержатся

постановка задачи, развёрнутая аргументация, выводы, заключение, и рассчитана она на последовательное вдумчивое чтение, возможно, с обращением к другим источникам по теме. Научный труд Ю. Н. Столярова действительно соответствует монографической дефиниции при единственном исключении: данной книге ближе логика не сплошного, а выборочного чтения. Выборочное обращение к тексту свойственно справочной литературе, ведь никто не штудирует энциклопедии. Юрий Николаевич, скрупулёзно собрав громадные массивы (точнее, фонды) мифов, сказок, легенд, священных писаний, памятников народного эпоса, воспроизвёл их в виде обширного перечня относительно самостоятельных энциклопедических статей. В итоге получилась «энциклопедическая монография», всесторонне, детально, убедительно раскрывающая истоки книжной культуры и поражающая читателя гиперэрудицией автора. Ведь по обычным нормам научного творчества для создания подобной «монографии энциклопедического жанра» требуются два-три года работы межнаучного коллектива историков, филологов, культурологов, археологов, лингвистов, литературоведов, теологов, философов, не говоря уже о книговедах, научных информатиках и документологах. Самое удивительное, что каждый из перечисленных учёных-специалистов найдёт для себя релевантную информацию, если обратится к авторскому произведению Ю. Н. Столярова.

Однако было бы неправильно забывать о том, что Юрий Николаевич не анахорет-одиночка, чудодействующий в благостном уединении, а признанный лидер российского библиотековедения, автор

около тысячи научных публикаций, организатор науки в МГИК, воспитавший 50 кандидатов и докторов наук в области библиотековедения, библиографоведе-ния, книговедения, в последние годы — главный научный сотрудник Научного центра исследований книжной культуры Российской академии наук. «Истоки российской книжности» для него не абстрактное понятие, не случайное увлечение, а предмет двадцатилетних мучительных раздумий. Поэтому нельзя не прислушаться к заключительным словам его книги: «Без знания своих глубинных корней история книжной культуры будет чахлым деревцем. Зато, если припасть к её целительным народным истокам, она расцветёт пышным древом, заиграет всеми цветами радуги ... Работа по изучению истоков русской и мировой книжной культуры только начинается, самые важные и интересные открытия, думается, ещё впереди [3, с. 458]».

Титанический труд, инициативно начатый Ю. Н. Столяровым, конечно, должен продолжаться, и здесь теория и история книжной культуры нуждается в межнаучных контактах. Возникает вопрос: как соотносятся когнитивная (познавательная) эволюция человечества и изобретение письменности? Истоки книжной культуры, выявленные Ю. Н. Столяровым, соответствуют мифологическому мышлению, основанному на устной коммуникации, но включают мифы об изобретателях письменности. Оказалось, что в сказках, легендах и других проявлениях устного народного творчества тема грамотности, письменности и чтения также представлена весьма широко. Парадокс этого факта заключается в том, что реальные письменные документы нам не из-

вестны, а устные свидетельства об искусстве письма до нас дошли.

Далее: «истоки» какого-либо процесса предполагают, что после «истоков» последует «становление», «расцвет» и другие этапы жизнедеятельности. Анализ содержания Библии и Корана показал, что уже во время создания Библии (I тыс. до н.э.), известное как «осевое время» — период высокой духовной активности древних цивилизаций, «человечеству была свойственна высочайшая письменная культура» и функции книги мало изменились впоследствии [3, с. 298]. В связи с появлением Интернета изменяется коммуникационная культура XXI века (вспомним Википедию, социальные сети, электронные библиотеки), что неизбежно должно отразиться на книжной культуре и её традициях. В задачу Ю. Н. Столярова не входило воспроизводство эволюции книжной культуры, он сосредоточился только на начальной стадии («истоках») цивилизационного процесса и тем самым создал предпосылки взаимодействия теории книжной культуры с авторитетным учением об эволюционной эпистемологии. В чём заключаются эти предпосылки?

В одной из своих проблемных статей наш выдающийся библиотековед отметил: «Библиотечное дело базируется на эпистемологии (науке, которая изучает знание о знаниях и почти тождественна теории познания) потому что оно напрямую связано с природой знаний и с их использованием как в индивидуальном порядке, так и коллективно [4, с. 4]». Если обратиться к истокам книжной культуры, представленным в энциклопедической монографии Ю. Н. Столярова, нетрудно удостовериться, что все они, включая загадки, апокрифы и чернокнижие, орга-

Библиотечно-информационная деятельность

нично связаны с познавательными процессами. Эпистемология определяется как философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие (зачастую его отождествляют с «гносеологией» или просто «теорией познания»). Классиками эпистемологии считаются О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс; в ХХ веке лидерство перешло к неклассическим концепциям вроде социологии жизни, теории общества риска, теории коммуникативного действия. Наконец, в наши дни заявила о себе пост-неклассическая эпистемология, активно практикующая системный, синергетиче-ский, эволюционный методологические подходы [2].

Наибольший интерес для нас представляет эволюционная эпистемология [5], основателями которой являются К. Лоренц, К. Поппер, Д. Кэмпбелл, а в нашей стране основными представителями считаются Е. Н. Князева, И. П. Меркулов, А. В. Кезин. По определению Е. Н. Князевой: «Эволюционная эпистемология исследует когнитивный аппарат человека и его эволюционное происхождение. Познавательные (когнитивные) способности человека рассматриваются в ней как результат эволюции, и из этого положения выводятся теоретико-познавательные следствия ... Эволюция человека и его познавательных (когнитивных) способностей, эволюция знания и культуры мыслятся как прямые продолжения эволюции живой и неживой природы [1, с. 7—8]».

Таким образом, исходный методологический постулат заключается в положении, что люди являются продуктом биологической и социально-культурной эволюции, которыми определяется когни-

тивный и нравственный облик личности и социально-культурный уровень социума. Социально-культурная программа эволюционной эпистемологии нацелена на изучение эволюции идей, научных теорий и культуры с помощью моделей и метафор, заимствованных из эволюционной биологии, где главную роль играют понятия естественного и искусственного отбора.

Если использовать методологию эволюционной эпистемологии, можно представить периодизацию эволюции человечества в виде пяти этапов.

Этап 1. Антропогенез и этногенез: генезис человека в природном пространстве биосферы.

Этап 2. Зарождение древних цивилизаций: от неолита до изобретения письма (УШ-Ш тыс. до н.э.); это время формирования таких истоков книжной культуры, как мифология, фольклор, эпос.

Этап 3. Осевое время, Античность и христианство: рукописная книжность и зарождение науки.

Этап 4. Техногенная цивилизация и единая карта мира: Ренессанс, Реформация, Просвещение (ХУ-ХУШ века), индустриальное производство (Х1Х-ХХ века).

Этап 5. Гипотетическая постиндустриальная (посттехногенная) цивилизация: информационное общество XXI века и перспективы формирования ноосферы.

Известный философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) представил всемирно-исторический процесс следующим образом. «Из тёмных глубин доистории, длящейся сотни тысячелетий, из десятков тысячелетий существования подобных нам людей в тысячелетия, предшествующие нашей эре, в Месопотамии,

Египте, в долине Инда и Хуанхэ возникают великие культуры древности. В масштабе всей земной поверхности это — островки света, разбросанные во всеобъемлющем мире первобытных народов. В великих культурах древности, в них самих или в орбите их влияния в осевое время, с 800 до 200 года до н.э., формируется духовная основа человечества, причём независимо друг от друга в трёх различных местах — в Европе с её поляризацией Востока и Запада, в Индии и в Китае. На Западе, в Европе, в конце Средних веков возникает современная наука, а за ней с конца XVIII века следует век техники; это первое после осевого времени дей-

ствительно новое свершение духовного и материального характера [6, с. 50—51]». Карл Ясперс писал эти строки в середине ХХ столетия, когда человечество почитало себя бессмертным. Люди верили, что в войнах и революциях могут исчезнуть государства, погибнуть отдельные народы и культуры, но человечество в целом непременно останется и будет продолжать свою историю. Энциклопедическая монография Ю. Н. Столярова, посвящённая в эпоху непредсказуемости посттехногенной цивилизации истокам книжной культуры, порождает полузабытое чувство оптимизма. С оптимистической надеждой писалась настоящая рецензия.

Примечания

1. Князева Е. Н. Эволюционная эпистемология в ретроспективе и перспективе // Эволюционная эпистемология : антология / Российская академия наук, Институт философии, Институт научной информации по общественным наукам ; науч. ред., сост. Е. Н. Князева. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2012.

2. Платонова С. И. Постнеклассическая эпистемология: основные особенности и перспективы развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Философия. 2012. № 1, том 2. С. 71-80.

3. Столяров Ю. Н. Истоки книжной культуры / под ред. В. Я. Рушанина ; отв. за выпуск Т. Ф. Берестова ; Челябинский государственный институт культуры. Челябинск : ЧГИК, 2017. 500 с.

4. Столяров Ю. Н. Рассмотрение библиотековедения, библиографоведения и книговедения в контексте социологии: историческая ретроспектива // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2006. № 2.

5. Эволюционная эпистемология : антология / Российская академия наук, Институт философии, Институт научной информации по общественным наукам ; науч. ред., сост. Е. Н. Князева. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2012. 703 с.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / вступ. ст. П. П. Гайденко. Москва : Политиздат, 1991. 528 с.

References

1. Knyazeva E. N. Evolyutsionnaya epistemologiya v retrospektive i perspektive [Evolutionary episte-mology in retrospect and perspective]. In: Knyazeva E. N., ed. Evolyutsionnaya epistemologiya: an-tologiya [Evolutionary epistemology: anthology]. Moscow, St. Petersburg, Humanities Publishing Center, 2012.

2. Platonova S. I. Postneklassicheskaya epistemologiya: osnovnye osobennosti i perspektivy razvi-tiya [Post-nonclassical epistemology: main features and development prospects]. Bulletin of Pushkin Leningrad State University. 2012, no. 1, vol. 2, pp. 71-80.

^ BH6nH0TeyH0-HH<p0pMauH0HHaa gearenbHocrb blliil 01 i

3. Stolyarov Yu. N. Istoki knizhnoy kul'tury [The Sources Of Book Culture]. Chelyabinsk, Published by Chelyabinsk State Institute of Culture, 2017. 500 p.

4. Stolyarov Yu. N. Rassmotrenie bibliotekovedeniya, bibliografovedeniya i knigovedeniya v kon-tekste sotsiologii: istoricheskaya retrospektiva [Examination of library science, bibliography and bibliology in the context of sociology: a historical retrospective]. Vestnik of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2006, no. 2.

5. Knyazeva E. N., ed. Evolyutsionnaya epistemologiya: antologiya [Evolutionary epistemology: anthology]. Moscow, St. Petersburg, Humanities Publishing Center, 2012. 703 p.

6. Yaspers K. [Jaspers Karl Theodor] Vom Ursprung und Ziel der Geschichte (In Rus. ed.: Smysl i naznachenie istorii [Meaning and purpose of history]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1991. 528 p.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.