Секция «История» 35
на особо ценные владения - дома в Белграде и иных значимых городах пашалыка, переправы на реках, крупные монастырские имения. Анализ тапий — документов, которыми Правительствующий совет подтверждал право собственности на недвижимое имущество, - показывает, что в составе нового слоя крупнейших землевладельцев особую роль играли повстанческие воеводы: М. Милованович, Л. Лазаревич и др. Концентрация крупной собственности в руках нового правящего класса сыграла значительную роль в динамике общественных отношений в повстанческой Сербии.
Интересным явлением деятельности Правительствующего совета Сербского на завершающем этапе Первого сербского восстания стало участие в передаче прав на земли в нахиях воеводам, вновь назначенным в ходе государственных реформ Карагеоргия 1811-1812 гг. В дипломах этих воевод содержались подтверждения права собственности на поселения в своих нахиях, что можно интерпретировать как признак завершения формирования новой военно-административной элиты государства Первого сербского восстания.
Чернышенко Д.Ю.
Библиотека РАН, Москва
Книги из библиотеки П.А. Сырку в частных собраниях славистов (предварительные замечания)
Изучение истории частной библиотеки П.А. Сырку ставит перед нами проблему выявления изданий не только в фондах современных библиотек, но и в частных книжных собраниях отечественных славяноведов. После смерти П.А. Сырку часть книг из его личной библиотеки поступила в Петербургский университет, в библиотеку Академии наук (БАН), фрагменты библиотеки были приобретены частными лицами. Выявление книг, поступивших от наследников П.А. Сырку в 1906-1908 гг. в фонды БАН, осуществляется на основе работы с архивными материалами («Книги поступлений» Славянского фонда БАН) и в ходе работы с фондами de visu. Установление ряда лиц, в частные собрания которых могли попасть книги из библиотеки П.А. Сырку, является непростой и важной задачей. Есть основания предполагать, что после смерти исследователя его книги могли попасть к А.И. Яцимирскому, так как он занимался посмертной публикацией трудов П.А. Сырку, был знаком с его наследниками. В настоящее время мы не располагаем информацией о судьбе личной библиотеки А.И. Яцимирского, возможно, ее постигла участь многих
36 Секция «История»
других библиотек, погибших в перипетиях истории Советской России. Важным открытием для нас стало издание, поступившее в 1916 г. от П.А. Лаврова. На титульном листе имеется владельческая надпись: «9 сент. 1878 Русчукъ». Эта надпись позволяет нам атрибутировать это издание как принадлежавшее П. А. Сырку. Нам неизвестны подробности, при которых это издание попало в библиотеку П. А. Лаврова и позже было передано в Славянский фонд БАН. Но мы предполагаем, что это произошло после смерти П.А. Сырку в 1905 г. Не вызывает сомнения факт знакомства двух славистов, в одно время претендовавших на должность профессора по кафедре славянской филологии в Петербургском университете. Еще одно издание, принадлежавшее П.А. Сырку, мы обнаружили в собрании И.И. Срезневского, которое поступило в Славянский фонд БАН не позднее 1903 г. В годы обучения в Петербургском университете П.А. Сырку посещал лекции И.И. Срезневского, о чем свидетельствует его автобиография. Это издание также имеет владельческую надпись: «A lui Sircovu», которая является свидетельством его принадлежности к библиотеке П.А. Сырку. Можно предположить, что издание было подарено И.И. Срезневскому до его кончины в 1880 г.
Установление лиц, в чьи собрания поступили издания, ранее принадлежавшие П.А. Сырку, является важным аспектом для формирования целостного представления о судьбе библиотеки П.А. Сырку. Изучение частных собраний и библиотек может оказать помощь в выявлении научных связей внутри славистического сообщества второй половины XIX - начала XX вв. и сформировать представления о книжной культуре этого периода.