Научная статья на тему 'КНДР и мировое сообщество: возможен ли компромисс?'

КНДР и мировое сообщество: возможен ли компромисс? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
660
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / СОВБЕЗ ООН / САНКЦИИ / DEMOCRATIC PEOPLE’S REPUBLIC OF KOREA / NUCLEAR PROGRAM / WORLD COMMUNITY / UNITED NATIONS SECURITY COUNCIL / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукалина Вероника Вячеславовна

В статье рассматривается ситуация в Северной Корее в историческом и современном контексте. Характеризуется конфронтация между КНДР и мировым сообществом, в том числе проблемы, связанные с развитием северокорейской ядерной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRATIC PEOPLE’S REPUBLIC OF KOREA AND WORLD COMMUNITY: IS A COMPROMISE AVAILABLE?1

The article views the situation in the North Korea within historical and modern context. It characterizes confrontation between the Democratic People’s Republic of Korea and world community, including problems, connected with the development of the North Korean nuclear program.

Текст научной работы на тему «КНДР и мировое сообщество: возможен ли компромисс?»

В.В. Жукалина

КНДР И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО: ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС?

DEMOCRATIC PEOPLE'S REPUBLIC OF KOREA AND WORLD COMMUNITY:

IS A COMPROMISE AVAILABLE?

В статье рассматривается ситуация в Северной Корее в историческом и современном контексте. Характеризуется конфронтация между КНДР и мировым сообществом, в том числе проблемы, связанные с развитием северокорейской ядерной программы.

Ключевые слова: КНДР, ядерная программа, мировое сообщество, Совбез ООН, санкции.

The article views the situation in the North Korea within historical and modern context. It characterizes confrontation between the Democratic People's Republic of Korea and world community, including problems, connected with the development of the North Korean nuclear program.

Key words: Democratic People's Republic of Korea, nuclear program, world community, United Nations Security Council, sanctions.

Конфронтация КНДР и мирового сообщества становится всё более актуальной проблемой. С одной стороны, патриотизм и воля северокорейского народа восхищают, с другой - бескомпромиссная позиция руководства страны заставляет всерьез задуматься о дальнейшем развитии ситуации.

Северная Корея уже много раз доказывала, что давать прогнозы в ее отношении - дело неблагодарное. Так было в середине 1990-х гг., когда все западные аналитики твердили о безоговорочном свержении режима Ким Чен Ира в течение двух лет после смерти в 1994 г. его отца Ким Ир Сена. С чем были связаны подобные предположения?

В то время в Северной Корее рыночная торговля была развита крайне слабо, отчасти из-за исторических традиций (торговцы в конфуцианстве рассматривались как наименее престижная группа населения), отчасти из-за хорошо функционировавшей системы снабжения по карточкам. Однако в связи с экономическим кризисом середины 1990-х гг., когда неурожаи совпали с остановкой многих промышленных предприятий, начала расти полулегальная рыночная торговля. Попытки властей свернуть ее не увенчались успехом из-за растущей коррупции. При этом кризис середины 1990-х гг. был для Пхеньяна не просто экономическим кризисом, а кризисом социалистической системы. Именно по этой причине все предрекали крах северокорейскому режиму.

Однако Пхеньян, вопреки всеобщему мнению, преодолел кризис и начал прокладывать собственную дорогу к экономическому реформированию и восстановлению страны. В декабре 1993 г. было объявлено о трехлетнем переходном экономическом периоде, который дался очень тяжело. Из-за природных катаклизмов, приведших к потере урожая, тысячи человек погибли от голода. Страна выжила только благодаря международной помощи и появлению в стране системы рынков. С 1995 г. в КНДР начались поставки продовольствия по Всемирной продовольственной программе ООН. В 2002 г. были проведены небольшие рыночные преобразования, создан промышленный регион Кэсон, введен хозрасчет на предприятиях. Огромную роль в поднятии корейской экономики сыграли китайские инвестиции, которые выросли к 2004 г. до 200 млн долларов. Кроме того, с конца 1990-х гг. конца растет торговля в приграничных с Китаем районах, через которые в КНДР попадает немало южнокорейской продукции, официально до сих пор запрещенной. Наказания частным торговцам, по сравнению с предыдущим периодом, существенно смягчились. В 2009 г. в стране была осуществлена денежная реформа, которая привела к инфляции и дефициту товаров первой необходимости.

В 2011 г., в связи со смертью Ким Чен Ира, вновь появились прогнозы о крахе северокорейского режима. Однако на самом деле предсказания внутреннего хаоса, раскола и борьбы за власть внутри политической элиты, распространенные среди влиятельных политических кругов в Южной Корее, Японии, США, беспочвенны. Для любого объективного наблюдателя очевидно, что внутриполитическая ситуация в стране стабильна, организованные оппозиция и протестные проявления отсутствуют. Не случайно многие исследователи, в том числе американские и южнокорейские, называют сегодняшнюю Северную Корею «динамичным, стабильным режимом» [1]. Вместо внутриполитического хаоса и борьбы за власть в Северной Корее наблюдается консолидация общества вокруг недавно пришедшего к власти, молодого, но уже довольно авторитетного лидера Ким Чен Ына.

Возможно, эти ошибочные прогнозы связаны с недооценкой аналитиками фактора идеологической и психологической обработки населения КНДР. Подготовка населения началась еще в 2006 г., когда руководящим работникам Трудовой партии Кореи (ТПК) были розданы значки с портретами Ким Чен Ына, что стало поводом для разговоров о том, что его готовят к наследованию. В январе 2009 г. сообщалось, что Ким Чен Ир издал личную директиву, где назвал сына своим преемником [3]. 27 сентября 2010 г. он был произведен в звание генерала армии. В общем, можно утверждать, что переход власти в руки Ким Чен Ына не был ни для кого секретом. Дополнительным стабилизирующим фактором является опора нового руководителя на отцов-

скую «старую гвардию», но это не означает, что он является несамостоятельной фигурой, номинальным руководителем.

Ким Чен Ын, несмотря на молодость и неопытность, довольно быстро включился в процесс руководства страной. Если раньше превалирующую роль в стране играли военные, то теперь новый лидер старается уравновесить влияние армии и партии в стране. Начал он с того, что сменил до 10 % командного состава. Укрепилась роль кабинета министров как центрального органа, ответственного за развитие экономики, в том числе путем передачи ему ряда внешнеэкономических функций, ранее находившихся в ведении армейских структур. Ким Чен Ын, по сути, старается поставить военные круги под контроль партии. В одной из своих речей он, отмечая политическую важность армии, особенно выделил тот факт, что военные должны помнить о своей преданности партии и ее лидерам [6].

Исходя из этого, можно согласиться с мнением экспертов, которые считают, что данный шаг символизирует переход от «политики приоритета армии» к «политике приоритета партии». Также одним из приоритетов нового руководителя считается ускорение экономических реформ. По словам Ким Чен Ына, главной проблемой национальной экономики стало то, что управление этой сферой не основано на теории и научных расчетах. Представитель ТПК сообщил газете, что «товарищ Ким Чен Ын дал указание внедрять любые, годные к применению, экономические методы - будь то опыт Китая, России или Японии» [2]. Ким Чен Ын также предпринял конкретные шаги по реализации реформ. Во-первых, предприятиям разрешено оставлять в своем распоряжении 70 % прибыли; во-вторых, в деревне введен принцип семейной ответственности (а это уже не колхоз); в-третьих, появились признаки ослабления цензурного контроля в искусстве [4].

1 января 2013 г. Ким Чен Ын выступил с новогодним обращением к нации, в котором изложил основные направления внутренней и внешней политики. Все эксперты констатировали разительный контраст между прошлогодними резкими заявлениями в отношении Южной Кореи и тоном обращения этого года: Ким Чен Ын не только не назвал Южную Корею врагом, но и выразил желание внести вклад в установление стабильности в регионе и мире в целом. Всё это дало основания говорить о возможном диалоге между мировым сообществом и КНДР. Однако последующие события опровергли и этот прогноз.

В конце января 2013 г. Северная Корея заявила о намерении провести третьи по счету ядерные испытания. 12 февраля 2013 г. геологическая служба США зафиксировала подземные толчки с магнитудой 4,9; эпицентр находился в районе северокорейского ядерного полигона. Агентство ООН по

ядерному мониторингу заявило о необычном сейсмическом явлении с «характеристиками взрыва». В тот же день Центральное телеграфное агентство Северной Кореи официально объявило об успешном ядерном испытании. Мировое сообщество выразило крайнюю озабоченность произошедшими событиями, поэтому в рамках Совбеза ООН была принята резолюция.

Помимо осуждения и запрещения проводить новые испытания, Совбез ООН вводит жесткие экономические санкции в отношении Северной Кореи. Так, согласно статье 12 принятой резолюции, государства-члены ООН должны принять надлежащие меры, которые запрещают открывать на их территории новые отделения, филиалы или представительства банков КНДР, а также призывает государства запрещать банкам КНДР учреждать новые совместные предприятия, становиться акционерами либо устанавливать или поддерживать корреспондентские отношения с банками под их юрисдикцией, чтобы не допускать предоставления финансовых услуг [5].

Таким образом, основная причина конфликта между КНДР и мировым сообществом состоит в северокорейской ядерной программе, от которой Пхеньян упорно не желает отказываться. Руководство страны рассматривает ядерную программу как защиту, мировое сообщество - как нарушение международных обязательств и резолюций Совбеза ООН.

Очевидно, что компромисс невозможен без уступок со стороны северокорейского руководства. Однако и мировое сообщество, прежде всего, Южная Корея, США, Япония, должны сделать соответствующие шаги навстречу. Как заявил министр иностранных дел России С.В. Лавров, неприемлемо, когда КНДР открыто нарушает резолюцию Совбеза, однако сейчас всем сторонам конфликта необходимо отбросить взаимные обвинения и угрозы и прекратить демонстрацию военной мощи.

Литература

1. Воронцов А. Новое лицо Пхеньяна в Северо-Восточной Азии // Российский совет по международным делам. - 30.08.20l2. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1362

2. Ким Чен Ын начинает экономические реформы в КНДР? // Newsland. - 16.04.2012. - Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/938318/

3. Ким Чен Ун: штрихи к портрету неизвестного // BBC Russian. -07.03.2011. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international /2009/06/090601_kim_jong_woon_ profile.shtml

4. Ланьков А. Куда ведут Северную Корею реформы Ким Чен Ына // Slon. - 10.09.2012. - Режим доступа: http://slon.ru/world/kuda_vedut_severnuyu_ koreyu_reformy_kim_chen_yna-827006.xhtml

5. Резолюция 2094 (2013), принятая Советом Безопасности на его 6932-м заседании 7 марта 2013 г. // Официальный сайт ООН. - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N13/253/08/PDF/N1325308. pdf?0penElement

6. Сун Синцзе. Каковы перспективы реформ Ким Чен Ына? // ИноСМИ. - 12.01.2013. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/fareast/20130112/ 204511294.html

Коротко об авторе

Жукалина Вероника Вячеславовна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: nika.fs@list.ru

Briefly about author

Zhukalina Veronika Vyacheslavovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: nika.fs@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.