© Ногаллер А.М., Бутов М.А., 2007 УДК 61(092)+615.838
КНАЙПП СЕБАСТИАН (1821-1897) - ГУМАНИСТ, ОРГАНИЗАТОР И ПРОПАГАНДИСТ ВОДОЛЕЧЕНИЯ, ФИТОТЕРАПИИ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
А.М. Ногаллер*, М.А. Бутов**
г. Бамберг, ФРГ*,
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова**
В настоящее время в медицине интенсивно развиваются фармакоиндустрия и фармакотерапия (от греч.: «фармако» - «лекарство»; «терапия» - «лечение»). Медикаментозное лечение позволяет относительно быстро, особенно при острых заболеваниях или обострении хронических, достичь лечебного эффекта, оно удобно в применении и легко доступно. Большие успехи достигнуты в производстве антибактериальных, сердечно-сосудистых, психонейротропных, гормональных и других медикаментозных препаратов. Однако применение активных медикаментов, воздействующих на биохимические процессы, у ряда больных вызывает неблагоприятные побочные явления, вплоть до аллергических и токсических реакций. Растет и стоимость медикаментов. Все более широкое применение в медицине находит себе воздействие на организм физическими факторами с помощью аппаратной физиотерапии - электро-, магнито-, термотерапия, лазерные лучи, ультразвук, барокамера и др. К сожалению, применение сложной физической аппаратуры не всегда доступно, сложно, назначается на короткий срок и не всеми больными хорошо переносится. Применение же естественных лечебных факторов, особенно при хронических заболеваниях, возможно в течение длительного срока; оно обычно не вызывает неблагоприятных аллергических и токсических реакций, легко переносится больными, оказывает общеукрепяющее, оздоравливающее воздействие. К подобного рода естественным лечебным факторам относится водолечение, гимнастика и физкультура, дието,- и климатотерапия. К натуротерапии можно отнести и использование лекарственных растений.
Видным организатором и пропагандистом водолечения и применения растительных средств был немецкий священник Себастиан Кнайпп. В Германии даже существует термин «Кнайпп-терапия», а небольшие бассейны часто называют кнайппами.
Себастиан Кнайпп (Sebastian Kneipp) родился 17 мая 1821 года в маленьком городке Стефансрид, в Баварии. Теперь о месте его рождения напоминает скромный памятник. Его отец был бедным ткачом. В семье было четверо детей, и мать вынуждена была соблюдать в семье строгий режим экономии в расходах. Искренняя набожность была постоянным составным элементом семейной жизни. Аттестат об окончании школы свидетельствует, что Себастиан был старательным, послушным, учтивым и дисциплинированным учеником.
Уже в 12 лет у него проявился интерес к церкви и духовной деятельности, созрело желание стать священником. Он обратился к капеллану в ближайший городок Оттобеурен с просьбой предоставить возможность стать его учеником. Но за это необходимо было платить, стоимость учебы составляла 2 тысячи гульденов. Таких денег у отца Себастиана не была. Так же неудачно окончилась попытка Себастиана поступить в духовное училище в г. Кемптен. Себастиан должен был с утра до вечера работать у ткацкого станка, пасти скот у богатых крестьян, овладевать различными ремеслами, чтобы скопить себе денег на учебу. Однако пожар в городке уничтожил родительский дом, одежду и все накопленные бумажные деньги.
Себастиан пустился бродяжничать и просить милостыни. Он стучался в дома Аугсбурга и Мюнхена, обращался ко многим священникам, рассказывая им о своем желании посвятить себя духовной деятельности, но всё было безрезультатным. Разочарованный возвратился Себастиан Кнайпп в дом отца. Спустя некоторое время вспомнил Себастиан о дальнем родственнике Матиасе Меркле, который служил капелланом в 15 км от г. Грюненбах. В 1842 году он приехал в Грюненбах и это было поворотным пунктом в его судьбе.
Доктор теологии Меркле оценил желание своего 21-летнего родственника посвятить себя духовной деятельности. Полтора года оставался Себастиан в Грю-ненбахе. В 1843 году доктор Меркле получил должность в Аугсбурге и взял своего воспитанника с собой. Позже д-р Меркле получил должность профессора моральной теологии в Высшей духовной школе г. Диллинген. Себастиан поступил в том же городе в духовную гимназию, однако вскоре он заболел активной формой туберкулеза легких, сопровождавшейся лихорадкой и кровохарканьем. Лечащий врач уже не надеялся на выздоровление. Себастиан был настолько слаб, что не в силах был систематически посещать занятия. Тем не менее, несмотря на все трудности, в
августе 1848 года Кнайпп окончил гимназию и на следующий год поступил в университет в Мюнхене.
По состоянию здоровья вследствие ещё неизлеченного туберкулеза Себастиан мог посещать не более половины читаемых лекций. Часто приходилось ему и голодать. В это время познакомился Кнайпп с брошюрой о пользе водных процедур и решил на себе испытать их действие. Он начал 2-3 раза в неделю погружаться на несколько секунд в ванну с ледяной водой, после чего быстро надевал на себя теплую одежду. После этих радикальных мероприятий Себастиан Кнайпп почувствовал себя много лучше и уверовал в лечебную силу закаливания. По окончании университета, в августе 1852 года 31-летний С. Кнайпп получил должность священника в кафедральном соборе Аугсбурга, а в октябре 1853 г. - должность капеллана в г. Боос. Он не только беседовал с прихожанами по духовным вопросам, но и рассказывал о пользе водных процедур, сам углубленно изучая литературу об их воздействии на организм.
В апреле 1855 года Кнайпп получил должность настоятеля доминиканского монастыря в Вёрисхофен (Wбrishofen). Здесь приобрел 34-летний Себастиан Кнайпп покой, и в этом городке развернулась его деятельность в качестве проповедника не только заботы о душе человека, но и о теле, о пользе водных процедур, лекарственных растений, здорового образа жизни. Он проводил также большую хозяйственную и строительную работу, преподавал в школе.
Своим ученикам в монастыре и в школе Себастиан Кнайпп излагал не только теорию, но и, по возможности, обучал их практическим навыкам по домоводству, консервированию фруктов, ведению хозяйства. Он совершал с учениками экскурсии на природу, учил их распознавать различные травы, коренья и цветы растений, рассказывал об их лечебном применении. Многие крестьяне обращались к Кнайппу за советом по аграрным и скотоводческим вопросам. Он был не только священником, но и учителем, воспитателем, крестьянином.
Себастиан Кнайпп стремился также помогать больным людям. Первые пациенты Кнайппа пользовались ваннами и душами в ванных комнатах монастыря, погружались по колено в воды ручьев и прудов. По его инициативе в городке были построены курортный зал, бассейн, гостиница. Постепенно Вёрисхофен превратился из маленького баварского поселка в международный курорт. С каждым годом всё больше больных со всей Европы прибывало к пастырю Кнайппу для приема водных процедур и получения совета.
Более 40 лет оставался Себастиан Кнайпп в Вёрисхофене не только настоятелем монастыря, но и другом, советчиком, помогая бедным и обездоленным людям. Несмотря на свою всемирную известность и популярность, до последних дней жизни Кнайпп оставался доступным для всех людей, нуждавшихся в его помощи. Никакая задача и деятельность не казались ему тяжелыми, непосильными или обременительными.
В 1886 году Себастиан Кнайпп выпустил книгу «Мое водолечение». Первоначальный тираж в 500 экземпляров был быстро расхвачен. Последующие тиражи стали бестселлером во всем мире. Интересно, что и спустя 100 лет эта книга была издана на русском языке в Киеве. Благодаря публикациям в газетах вся Европа узнала о священнике Кнайпп и его водолечении. Себастиан Кнайпп глубоко изучает медицинскую литературу и широко общается с врачебным миром. Вместе с доктором Альфредом Баумгартеном был основан так называемый Кнайпп-союз, который занимался пропагандой как водолечения, так и здорового образа жизни в
целом. Книги Кнайппа «Уход за ребенком», «Советы здоровому и больному», «Лекарственные растения» и другие имели большой успех.
В течение 35 лет Кнайпп почти не покидал Вёрисхофен. В последние годы жизни он посещает с лекциями многие города Германии, Вену, Будапешт, Прагу и другие европейские города. Своими рекомендациями он очень помог эрцгерцогу Австро-Венгрии Иосифу, который страдал ишиасом. Папа Лео XIII дал Кнайппу в Риме аудиенцию и одобрил его деятельность во благо больных людей. Кнайпп получил титулы Прелата и Монсеньера.
За последние три года жизни Кнайппа около миллиона людей слушали его выступления. Книги Себастиана Кнайппа «Мое водолечение» и «Моё завещание» уже в то время достигли рекордно большого тиража. В лечебно-административном здании курорта Вёрисхофен (Курхаузе) имелась специальная комната, где Кнайпп проводил беседы с приезжими больными, с 8 утра и в послеобеденное время с 13 часов. За большим деревянным столом сидели Себастиан Кнайпп, штатный врач курорта, примерно, десять наблюдавших врачей. Больные рассказывали о своих бедах. Врачи ставили диагноз, а Кнайпп давал наставления об образе жизни, утешал больных людей, внушал им надежду. Даже просто посещение пастыря Кнайппа оказывало большой психотерапевтический эффект. Как говорит латинская поговорка, «Біхі еі апішаш шеаш іеуауі» - «Сказал и душу свою облегчил». Только в 1891 году на беседах Кнайппа побывало около 14 тысяч жаждущих его помощи людей. Для всех он находил слова сочувствия, всем стремился оказать посильную помощь.
17-го июня 1897 года в 4.30 утра доктор Альфред Баумгартен на смертном одре закрыл очи священнику Кнайпп. За три месяца до того врач обнаружил у Кнайппа опухоль в животе. Об операции не могло быть и речи, т.к. больной был уже очень слаб. Известие о кончине священника Кнайппа быстро распространилось по всем странам. Почти всё население города-курорта, врачи, представители разных стран Европы и Кнайпп-союза со всей Германии, бывшие пациенты, друзья и родственники провожали гроб Кнайппа в последний путь к могиле, несколько тысяч людей.
Рекомендации Себастиана Кнайппа по здоровому образу жизни, профилактике, лечению и реабилитации больных сохраняют своё значение и в настоящее время. Широкое распространение получили Кнайпп-союзы, создание курортов, водолечение, применение лекарственных растений.
«Пять столпов» лежат в основе учения Кнайппа о натуротерапии: гидро- и термотерапия, дието- и фитотерапия, физкультура и гимнастика, большая область лечения порядком (Ordnungstherapie). Каждое из этих направлений существовало и ранее, но Кнайпп объединил их в единую систему, существенно развил некоторые из них.
1. ГИДРОТЕРАПИЯ (водолечение) наиболее успешно применялось Кнайппом в виде различных общих и местных процедур. Научное изучение механизмов и эффективности гидротерапии началось в клиниках лишь в последней четверти Х1Х-го века и практические наблюдения Кнайппа в значительной мере стимулировали эти исследования.
2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ. Значение разумной двигательной нагрузки, мышечных упражнений и тренировки для предупреждения и лечения многих заболеваний подчеркивалось Кнайппом в его книгах и публичных лекциях. Лишь последующие научные физиологические исследования обосновали благопри-
ятное воздействие физических и спортивных упражнений, а также массажа на кровообращение и другие функции организма.
3. ДИЕТОТЕРАПИЯ является теперь самостоятельным разделом медицины. Многочисленные исследования доказали влияние пищевых веществ на основные функции здорового и больного человека. Кнайпп в своих многочисленных выступлениях пропагандировал основы рационального питания, обращал внимание слушателей на вред избыточного питания и неравномерного приема пищи, роль ограничительных диет при ряде заболеваний.
4. ФИТОТЕРАПИЯ или лечение лекарственными растениями применялось ещё в древности. И в современной медицине многие лекарственные препараты имеют растительное происхождение. Кнайпп в своей книге «Домашняя аптека» описывает почти 100 растений и показания для их применения при различных заболеваниях. Он излагает способы приготовления лекарств из листьев, ствола, корней, почек и цветов растений в виде отваров, настойки, вытяжки, порошка и масла. Кнайпп справедливо отмечал в качестве преимущества употребления растительных средств их, как правило, безвредность, отсутствие побочных неблагоприятных явлений, возможность длительного применения в домашних условиях.
5. ЛЕЧЕНИЕ ПОРЯДКОМ, по терминалогии Кнайппа, звучит непривычно. Однако в этом понятии заложен глубокий смысл. Оно включает в себя необходимость соблюдения определенного режима в жизни, ритма в приеме пищи, в активной деятельности и отдыхе, бодрствования и сна, душевной и телесной гармонии. Кнайпп считал ритмичность, соблюдение определенного порядка, основой не только натуротерапии - лечения природными факторами, но и важнейшей составной частью всякого лечения.
Священник Кнайпп интересовался душевным настроением пациентов, обстоятельствами их жизни, факторами, которые могли способствовать развитию заболевания. Он внушал не только веру в Бога, но и соблюдения общегигиенических правил, воздержание от вредных привычек (алкоголя, курения и др.).
Себастиана Кнайппа часто называли «водным доктором», поскольку он способствовал их широкому применению. Кнайпп рекомендовал с лечебной и профилактической целью самые различные водные процедуры: ванны, в том числе минеральные, с экстрактами трав и корней растений, сидячие ванны, холодные и горячие ножные ванны, местные ванны для отдельных частей тела, души и обливания, компрессы, обертывания, обмывания, влажные обтирания. Сам Кнайпп подчеркивал, что он не врач, но считает своей задачей помогать больным людям на основании, как собственного многолетнего опыта, так и наблюдения за многочисленными пациентами.
В руководимой нами ранее клинике проводились специальные научные исследования (М.А.Бутов) о закаливании к холоду и о влиянии на организм купания в ледяной воде («моржевание»). Было установлено благоприятное воздействие умеренных холодовых нагрузок в отношении снижения частоты простудных заболеваний, улучшения показателей кровообращения, стимуляции иммунных и адаптивно-компенсаторных процессов. Купание в холодной воде пруда или в реке помогло многим людям избавиться от болей при радикулитах, сахарном диабете, артрозах, а также уменьшило проявление невротических реакций, улучшило сон. Не менее полезно и психологически легче исполнимо круглогодичное занятие физкультурой на свежем воздухе.
Однако результаты воздействия «моржевания» на здоровье были не столь радужными. Далеко не все больные и даже здоровые люди хорошо переносили погружение в ледяную воду. Да и вообще оказалось, что купание в ледяной воде при температуре ниже 6°С может принести вреда не меньше, чем пользы. Сочетание русских морозов и ледяной воды весьма часто (фактически каждое четвертое погружение в прорубь) оказывает чрезвычайно сильное, скорее повреждающее, чем оздоравливающее воздействие на организм. При регулярном занятии «моржеванием» адаптационные резервы организма через 3-7 лет исчерпываются, что сопровождается появлением иммунодепрессии, сосудистых катастроф, язвенной болезни, гиперхолестеринемии и рядом других проблем. Особенно опасно исчерпание этих резервов при «моржевании» маленьких детей.
Книга Кайппа «Моё водолечение» ещё при его жизни была издана более 60 раз, только в России до 1913 годо было 10 изданий, а последнее на русском языке -в 1992 г. Немецкое слово «курорт» прочно вышло в обращение и на русском языке. Вся практическая и просветительская деятельность священника Кнайппа, его печатные произведения и рекомендованные им методы натуртерапии позволяют отнести его к кругу выдающихся личностей мировой истории. Во многих городах Германии имеются улицы, названные его именем, в том числе и в г. Бамберг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кнейпп С. Моё водолечение. Домашняя аптека/ С. Кнейп.- Киев: Лилея, 1992.-224 с.
2. Feldmann Ch. Sebastian Kneipp/ Ch. Feldmann.- Regensburg: Mittelbayer. Verl., 1998.- 120 s.
3. Ortner E. Ein Mann kuriert Europa. Der Lebensroman des Sebastian Kneipps/ E. Ortner.- Munchen: Eherenwirth, 1974.- 287 s.
4. Zum 100. Todestag von Pfarrer Sebastian Kneipp (1821-1897).- Bad Worishofen: Holzmann, 1997.- 72 s.
KNEIPP SEBASTIAN (1821-1897) - THE HUMANIST, THE ORGANIZER AND THE PROPAGANDIST OF HYDROPATHY, PHYTOTHERAPY AND HEALTHY LIFE-STYLE
A.M. Nogaller*, M.A. Butov**
Bamberg, FRG*, Ryazan State Medical University named of academician I.P. Pavlov, Ryazan, RF**.