УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА: ФИНАНСОВАЯ, МАРКЕТИНГОВАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА
УДК 332. 142
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Коды JEL: R 11, R 58.
Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 9876-6074
Петрыкина И. Н., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 2371-9630
Аннотация
Предмет. Научно-инновационная сфера Воронежской области, ее сравнительные характеристики средирегионов Центрального федерального округа.
Тема. Ключевые задачи развития научно-инновационной сферы Воронежской области.
Це л и. Обоснование ключевых задач развития научно-инновационной сферы Воронежской области.
Методология. Методы экономике-статистического и сравнительного анализа, экспертных оценок, используемые в диагностике ключевых задач развития научно-инновационной сферы Воронежской области.
Результаты. На основе экономико-статистического и сравнительного анализа показателей ресурсной обеспеченности и результатов деятельности научно-инновационной сферы регионов Центрального федерального округа, учета общероссийских рейтингов инновационного развития субъектов Российской Федерации диагностированы ключевые задачиразвития этой сферы в Воронежской области.
Область применения. Практика развития научно-инновационной сферы Воронежской области.
Выводы. Постановка ключевых задач развития научно-инновационной сферы Воронежской области позволяет сфокусировать на их решении действия органов государственной власти региона и менеджмента организаций, участвующих в разработке и реализации инновационных проектов, что призвано обеспечить позитивную динамику изменений в еересурсной базе и результатах деятельности.
Ключевые слова: научно-инновационная сфера,регионы, Воронежская область,развитие, ключевые задачи.
UDK 332. 142
KEY DEVELOPMENT GOALS SCIENTIFIC AND INNOVATIV SPHERE
VORONEZH REGION
JEL Codes: R 11, R 58.
Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of regional Economics and territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN- code: 9876-6074
Petrykina I. N., candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of regional Economics and territorial administration, Voronezh state University, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN- code: 2371-9630
Subject. Scientific and innovative sphere of the Voronezh region, its comparative characteristics among the regions of the Central Federal district.
Topic. Key tasks of development of the scientific and innovative sphere of the Voronezh region.
Goals. Justification of the key tasks of development of the scientific and innovative sphere of the Voronezh region.
Methodology. Methods of economic-statistical and comparative analysis, expert assessments used in the diagnosis of key problems in the development of the scientific and innovative sphere of the Voronezh region.
Results. On the basis of economic and statistical and comparative analysis of indicators of resource availability and results of research and innovation activities in the regions of the Central Federal district, taking into account the all-Russian ratings of innovative development of the subjects of the Russian Federation, the key tasks of development of this sphere in the Voronezh region are diagnosed.
Application. Practice of development of the scientific and innovative sphere of the Voronezh region.
Conclusions. Setting the key tasks for the development of the scientific and innovative sphere in the Voronezh region allows us to focus on their solution the actions of the state authorities of the region and the management of organizations involved in the development and implementation of innovative projects, which is designed to ensure a positive dynamics of changes in its resource base andperformance results.
Keywords: scientific and innovative sphere, regions, Voronezh region, development, key tasks.
Введение
Ключевым условием инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации является повышение отдачи от деятельности научно-инновационной сферы, обеспечивающей разработку, апробацию и внедрение технологических, продуктовых и организационных инноваций.
В этой связи актуальной становится диагностика ключевых задач развития научно-инновационной сферы, позволяющая
Б01: 10.22394/1997-4469-2020-51-4-108-113
сфокусировать ресурсы и действия органов публичной власти, иных групп стейкхолде-ров на преодолении ее слабых сторон.
Ключевые проблемы развития научно-инновационной сферы Воронежской области
В решении задачи, связанной с диагностикой названных проблем, используем две группы статистических показателей. Первую — формируют показатели ресурс-
ной обеспеченности научно-инновационной сферы. Их состав включает:
— число организаций, выполнявших научные исследования и разработки;
— численность персонала, занятого исследованиями и разработками;
— число используемых передовых производственных технологий;
— внутренние затраты на научные исследования и разработки;
— затраты на технологические инновации.
Вторая группа включает показатели результатов деятельности научно-инновационной сферы. Их состав включает следующие:
— число выданных патентов на изобретения;
— число выданных патентов на полезные изделия;
— число разработанных передовых производственных технологий;
— инновационная активность организация (удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации, в общем числе обследованных организаций);
— удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, услуг.
Систематизируем информацию по ресурсной обеспеченности научно-инновационной сферы субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО) за 2018 г. (таблица 1).
Таблица 1
Показатели ресурсной обеспеченности научно-инновационной сферы регионов ЦФО в 2018 г. [1, с. 981, 984, 994, 1022, 1029]
Регионы ЦФО Показатели ресурсной обеспеченности развития научно-инновационной сферы
А Б В Г Д
Белгородская область 24 1498 2444 2147,9 20703,2
Брянская область 19 668 2036 1390,4 2164,6
Владимирская область 27 5082 6810 5003,7 7249,8
Воронежская область 69 10986 2678 8053,1 12725,1
Ивановская область 24 615 1020 681,5 154,7
Калужская область 43 8958 4473 7729,0 10401,3
Костромская область 8 138 1678 160,9 685,2
Курская область 17 2560 1487 2749,3 2928,5
Липецкая область 21 556 2645 510,1 10461,5
Московская область 266 86796 18980 124272,6 130922,6
Орловская область 18 733 1554 611,9 2924,5
Рязанская область 27 2516 1728 1965,1 3572,4
Смоленская область 24 850 1841 1723,0 2984,7
Тамбовская область 37 1047 2008 921,1 5797,3
Тверская область 33 3703 4604 4358,3 2023,6
Тульская область 29 4171 3014 6680,1 18717,7
Ярославская область 39 6170 2851 5200,0 4717,2
г. Москва 715 204862 14 554 350894,2 249579,4
Примечание: Где А — число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед.;
Б — численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. В — используемые передовые производственные технологии, ед. Г — внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб. Д — затраты на технологические инновации, млн руб.
Сравнение значений показателей ресурсной обеспеченности научно-инновационной сферы регионов, входящих в ЦФО, свидетельствует о том, что Воронежская область в 2018 г. по числу организаций, выполнявших научные исследования и разработки, численности занятого в них персонала, размеру внутренних затрат на исследования и разработки уступает только Москве и Московской области.
В то же время, по числу используемых передовых производственных технологий и затратам на технологические инновации она занимает соответственно 8 и 5 еста в ЦФО. Если сопоставить с данными за 2014 г. [1, с. 1022, 1028], то пози-
ции Воронежской области были более низкими, соответственно 10и7 места.
Хотя тренд изменений значений названных показателей положительный, следует все же констатировать, что при высоком уровне ресурсного обеспечения научной сферы Воронежская область имеет относительно пониженный его уровень в реальном секторе экономики. В этой связи, существенное повышение этого уровня является ключевой задачей развития научно-инновационной сферы.
Систематизируем информацию по результатам деятельности научно-инновационной сферы субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, за 2018 г. (таблица 2).
Таблица 2
Показателирезулътатов деятельности научно-инновационной сферы регионов
ЦФО в 2018 г. [1, с.1017, 1020, 1024, 1032]
Регионы ЦФО Показатели результатов деятельности научно-инновационной сферы
А Б В Г Д
Белгородская область 162 105 58 13,3 6,2
Брянская область 68 131 16 6,2 3,3
Владимирская область 207 65 9 9,0 3,6
Воронежская область 434 115 25 11,7 5,9
Ивановская область 339 33 15 4,2 0,6
Калужская область 170 34 51 9,0 2,7
Костромская область 41 16 - 2,8 7,5
Курская область 257 60 - 5,0 12,0
Липецкая область 48 22 5 18,5 13,2
Московская область 5407 2011 134 8,9 13,2
Орловская область 70 22 14 6.8 1,0
Рязанская область 143 115 11 12,1 5,8
Смоленская область 393 11 18 6,5 2,2
Тамбовская область 82 21 - 11,0 9,3
Тверская область 130 58 12 8,7 4,5
Тульская область 141 32 1 9,2 12,2
Ярославская область 133 97 26 8,3 12,8
г. Москва 2204 649 145 14,3 3,0
Примечание: Где А — выдано патентов на изобретения; Б — выдано патентов на полезные модели;
В — разработанные передовые производственные технологии, ед. Г — инновационная активность организаций; %
Д — уд. вес инновационной продукции, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, услуг
Сравнение значений показателей результатов деятельности научно-инновационной сферы регионов, входящих в ЦФО, свидетельствует о том, что Воронежская область в 2018 г. занимала 3 место по числу выданных патентов на изобретения, уступая только Москве и Московской области.
По другим показателям ее позиции более низкие: по числу выданных патентов на полезные модели — 5—6 места, числу разработанных передовых производственных технологий — 6 место, инновационной активности организаций — 5 место, удельному весу инновационной продукции, работ, услуг — 9 место. Заметим, что в 2014 г. по тем же показателям Воронежская область занимала соответственно 3, 4, 8—9, 5—6 места [1, с. 1016, 1020, 1025]. Иными словами, в последние годы только по одному показателю (инновационной активности организаций) ей удалось улучшить позиции в рейтинге регионов ЦФО.
В целом можно констатировать, что Воронежскую область отличает относительно пониженный уровень результативности деятельности научно-инновационной сферы Воронежской области.
В подтверждение этого вывода обратим внимание на отдачу от ресурсов, вовлекаемых в эту сферу, достигнутую в 2018 г. другими регионами ЦФО. Так, например, Курская, Тульская, Ярославская области имея существенно более низкий объем затрат на технологические инновации (ниже, чем в Воронежской области соответственно в 4,3, 1,9, 2,7 раза), смогли обеспечить более высокий удельный вес инновационной продукции, работ, услуг, достигнув значений этого показателя, равного соответственно 12,0 %, 12,2 %, 12,9 % против 5,9 % в Воронежской области.
В этой связи, ключевой задачей развития научно-инновационной сферы Воронежской области оказывается существенного повышение результативности инновационной деятельности.
Расширим информационную базу анализа научно-инновационной сферы Воронежской области, обратившись к опубликованным результатам, полученным исследователями национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Используя комплекс коли-
чественных и качественных показателей (их общее количество — 53), они дают итоговую оценку инновационного развития субъектов Российской Федерации. В состав оцениваемых характеристик включены: активность в сфере инноваций, развитие малого инновационного бизнеса, затраты на технологические инновации, финансирование научных исследований и разработок, результаты инновационной деятельности.
Обратим внимание на результаты, полученные исследователями Высшей школы экономики.
В российском рейтинге инновационного развития регионов Воронежская область в 2012 г. занимала 10—11 места. Более высокие позиции были у Москвы (1 место), Калужской области (6 место), Московской области (8 место) [2, с. 54].
В 2014 г. Воронежская область оказалась на 20 месте. В числе регионов ЦФО, имеющих в этом рейтинге более высокие позиции, — Москва (2 место), Калужская область (5 место), Липецкая область 14 место), Московская область (17 место) [3, с. 17].
В 2017 г. Воронежская область в российском рейтинге заняла 14 место. В числе регионов ЦФО, имеющие более высокие позиции, — Москва (1 место), Московская область (6 место), Калужская область (10 место) [4].
Как видно, в ЦФО более высокие позиции, чем Воронежская область, устойчиво занимают Москва, Московская и Калужская области.
Обратимся к рейтингу субъектов РФ, подготовленному ассоциацией инновационных регионов России. При его составлении использованы показатели четырех групп, характеризующие: а) научные исследования и разработки; б) инновационную деятельность; в) социально-экономические условия инновационной деятельности; г) инновационную активность региона.
По итогам 2018 г. Воронежская область заняла в нем 17 место. Более высокие позиции в этом рейтинге имеют другие регионы ЦФО: Москва (3 место), Московская область (5 место), Калужская область (7 место), Тульская область (15 место), Ярославская область — (16 место) [5]. По подрейтингам, оценивающим позиции регионов по каждой из приведенных выше групп показателей,
Воронежская область заняла соответственно: 12, 18, 11, 32 место [5].
Таким образом, наибольшее отставание научно-инновационной сферы Воронежской области зафиксировано по инновационной активности, в оценке которой использованы такие показатели, как привлечение инвестиций из федеральных источников, поддержка реализации инновационных проектов федеральными институтами развития, вовлечение компаний во взаимодействие в рамках кластеров и технопарков.
Заметим, что из регионов ЦФО более высокие позиции имеют Калужская область (4 место), Московская область (6 место), Москва (12 место), Липецкая область (13 место), Тульская область (18 место), Ярославская область (21 место). Белгородская область (25 место). Иными словами, в ЦФО Воронежская область по инновационной активности занимает только 8 позицию, т. е. входит в состав отстающих регионов.
В этой связи, логично диагностировать в качестве ключевых задач развития названной сферы, во-первых, достижение единства действий двух уровней государственной власти в мобилизации ресурсов для научно-инновационной сферы, во-вторых, активизацию действий региональных властей по расширению круга участников перспективных форм пространственной локализации инновационного бизнеса и развитию долговременных экономических связей между ними.
Выводы
Постановка ключевых задач развития научно-инновационной сферы Воронежской области позволяет сфокусировать действия органов государственной власти субъекта РФ на их решении, что обеспечит позитивную динамику изменений в ее ресурсной базе и результатах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019 : Стат. сб. / Рос-стат. — М., 2019. — 1204 с.
2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации : аналитический доклад / Под ред. Л. М. Гохберга ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2012. — 104 с.
3. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / Под ред. Л. М. Гохберга ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2016. — 248 с.
4. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г.И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин [и др.] ; под ред. Л. М. Гохберга ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2020. — URL: http://issec.hse.ru (дата обращения — 15.10.2020).
5. Рейтинг инновационного развития регионов России. — URL: http://roscongres.org (дата обращения - 25.10.2020).
LITERATURE
1. The Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019 : Stat. sat. / Rosstat. — M., 2019. — 1204 p.
2. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation : analytical report / edited by L. M. Gokhberg ; National research. Higher school of Economics. — Moscow : higher school of Economics, 2012. — 104 p.
3. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 4 / edited by L. M. Gokhberg ; National research. Higher school of Economics. — Moscow : HSE, 2016. — 248 p.
4. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 6 / G. I. Abdrakhmanova, S. V. Artemov, P. D. Bakhtin [and others] ; edited by L. M. Gokhberg ; National research. Higher school of Economics. — Moscow : higher school of Economics, 2020. — URL: http://issec.hse.ru (accessed 15.10.2020).
5. Rating of innovative development of Russian regions. — URL: http://roscongres.org (accessed - 25.10.2020).