Научная статья на тему 'Ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой'

Ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ / РАЗВИТИЕ / МЕЗО-УРОВЕНЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КРИЗИС / КОНЦЕПЦИЯ / KEY TASKS / DEVELOPMENT / MESO-LEVEL / MANAGEMENT / CRISIS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бжассо Анзаур Асланбиевич

В статье исследованы ключевые задачи кризис-менеджмента в региональной экономике современной России. Автор делает акцент на использовании в данном процессе когнитивных инструментов, востребованных в условиях развития пространственной конкуренции. При этом автор исходит из того, что когнитивные инструменты получили широкое распространение в современных региональных исследованиях и были успешно апробированы в антикризисном управлении. Развертывание кризисной ситуации в условиях ускорения постиндустриальных преобразований и переплетения процессов глобальной интеграции и локализации экономических отношений обусловливает как особые требования к антикризисному управлению региональной экономикой, так и новые возможности его преобразования. Под когнитивными инструментами антикризисного управления на мезо-уровне понимаются средства, применяемые для достижения двух взаимосвязанных целей: достижения проектных рубежей (параметров) в преодолении кризисной ситуации в региональной экономике; извлечения нового знания о состоянии и перспективах развития региональной экономики. Определены возможности антикризисного управления в соответствии с условиями на мезо-уровне экономики; раскрыты функции когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key objectives of anti-crisis regional economies management

The paper examines the key tasks of crisis management in the regional economy of modern Russia. The author pays his attention to cognitive tools applying in the process necessary in terms of spatial competition. Cognitive tools are widely used in modern regional studies and have been successfully tested in crisis management. Deployment of the crisis in the conditions of acceleration and post-industrial transformation intertwining processes of global integration and localization of economic relations determines special requirements for crisis management of the regional economy as well as new possibilities of its transformation. The author refers the used means to achieve two interrelated goals implying cognitive methods of crisis management at the meso-level. They are: the achievement of project parameters in overcoming the crisis in the regional economy and the extraction of new knowledge on the state and prospects of development of the regional economy. The scientific article determines possibilities of crisis management in accordance with the conditions at the meso-level of the economy. It reveals cognitive function instruments of crisis management of regional economies.

Текст научной работы на тему «Ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой»

УДК 332.1(470+571) ББК 65.049(2Рос)-933.1 Б 58

А.А. Бжассо

Преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (861) 255 25 57, e-mail: anzor.bagov@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье исследованы ключевые задачи кризис-менеджмента в региональной экономике современной России. Автор делает акцент на использовании в данном процессе когнитивных инструментов, востребованных в условиях развития пространственной конкуренции. При этом автор исходит из того, что когнитивные инструменты получили широкое распространение в современных региональных исследованиях и были успешно апробированы в антикризисном управлении. Развертывание кризисной ситуации в условиях ускорения постиндустриальных преобразований и переплетения процессов глобальной интеграции и локализации экономических отношений обусловливает как особые требования к антикризисному управлению региональной экономикой, так и новые возможности его преобразования. Под когнитивными инструментами антикризисного управления на мезо-уровне понимаются средства, применяемые для достижения двух взаимосвязанных целей: достижения проектных рубежей (параметров) в преодолении кризисной ситуации в региональной экономике; извлечения нового знания о состоянии и перспективах развития региональной экономики. Определены возможности антикризисного управления в соответствии с условиями на мезо-уровне экономики; раскрыты функции когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой.

Ключевые слова: ключевые задачи, развитие, мезо-уровень, управление, кризис, концепция.

А.А. Bzhasso

Lecturer of Accounting, Analysis and Audit Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (861 ) 255 25 57, e-mail: anzor.bagov@ mail.ru.

KEY OBJECTIVES OF ANTI-CRISIS REGIONAL ECONOMIES MANAGEMENT

Abstract. The paper examines the key tasks of crisis management in the regional economy of modern Russia. The author pays his attention to cognitive tools applying in the process necessary in terms of spatial competition. Cognitive tools are widely used in modern regional studies and have been successfully tested in crisis management. Deployment of the crisis in the conditions of acceleration and post-industrial transformation intertwining processes of global integration and localization of economic relations determines special requirements for crisis management of the regional economy as well as new possibilities of its transformation. The author refers the used means to achieve two interrelated goals implying cognitive methods of crisis management at the meso-level. They are: the achievement of project parameters in overcoming the crisis in the regional economy and the extraction of new knowledge on the state and prospects of development of the regional economy. The scientific article determines possibilities of crisis management in accordance with the conditions at the meso-level of the economy. It reveals cognitive function instruments of crisis management of regional economies. Keywords: key tasks, development, meso-level, management, crisis, concept.

Исчерпание возможностей прежней модели роста, связанное с ним замедление региональных экономик, результаты которого были усилены введением внешних санкций в адрес России, обусловливают формирование кризисных условий хозяйствования на мезо-уров-не организации хозяйственных отношений, что, в свою очередь, инициирует потребность в преобразовании механизма, функций, структуры и инструментов антикризисного управления. Развертывание кризисной ситуации в условиях ускорения постиндустриальных преобразований и переплетения процессов глобальной интеграции и локализации экономических отношений обусловливает как особые требования к антикризисному управлению региональной экономикой, так и новые возможности его преобразования, что необходимо принимать во внимание [1].

Особо отметим, что становление экономики знаний формирует повышенный спрос на когнитивные инструменты управления, функциональные возможности которых только начинают раскрываться. Принципиальной особенностью указанных инструментов выступает наличие у них возможностей продуцирования элементов нового знания, что дополнительно востребовано в кризисных условиях, где управление постоянно сталкивается с качественно новыми феноменами, требующими осмысления, быстрой и адекватной реакции. В частности, опыт антикризисного управления на мезо-уровне, полученный в условиях глобальной рецессии 2008—2009 гг., свидетельствует о том, что в данном процессе остро необходимы когнитивные инструменты оценки критических состояний, изменения курса развития региональной экономики, углубленного контроля и прогнозирования [2].

При предложении новых инструментов антикризисного управления региональной экономикой необходимо учитывать опыт, накопленный на иных направлениях современной экономической науки, — в стратегическом управлении, контроллинге, прогнозировании и др. Созданные здесь инструменты об-

ладают широкими познавательными и оперативными возможностями, что позволяет успешно реализовать их при условии адаптации к специфическим условиям формирования и развития кризисных ситуаций на мезо-уровне экономики современной России.

Для определения ключевых задач данного процесса используем познавательные возможности следующей логической цепочки категорий: «основные потребности развития антикризисного управления на мезо-уровне — институциональные условия, необходимые для удовлетворения этих потребностей, — инструменты, востребованные для их удовлетворения, — ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой» (табл. 1).

Обобщение результатов анализа данных, представленных в табл. 1, позволяет определить ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой современной России: осуществление регулярного мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов; системная организация антикризисного управления на мезо-уровне, обеспечение достаточной ресурсной базы и адекватного инструментального комплекса данного процесса; своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса; институциональное упорядочивание антикризисного управления через систему норм, контрактов, статусов, форм поведения субъектов данного процесса; создание механизма контроля результатов антикризисного управления [3].

Для современного этапа развития антикризисного управления региональной экономикой характерно ускорение постиндустриальных преобразований, в ходе которого в хозяйственном пространстве возникают зоны новой (когнитивной) экономики, где создание стоимости переплетено с извлечением нового знания. Указанное обстоятельство обусловливает потребность в применении специальных когнитивных инструментов, соединяющих в себе

Таблица 1

Определение ключевых задач антикризисного управления региональной экономикой

Основные потребности развития антикризисного управления региональной экономикой Институциональные условия, необходимые для удовлетворения данных потребностей Инструменты, востребованные для удовлетворения данных потребностей Ключевые задачи развития антикризисного управления региональной экономикой

Своевременное обнаружение признаков возникновения кризисной ситуации в региональной экономике Региональные нормы отслеживания признаков кризисной ситуации, контракты с соответствующими организациями Инструменты отслеживания ситуации, совокупность индикаторов, пороговые значения данных индикаторов Осуществление регулярного мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов

Обеспечение системного воздействия на кризисные ситуации в региональной экономике, отказ от «разовых» мер антикризисного характера Региональный закон «Об антикризисном управлении», соответствующий системный компонент региональной экономической политики Инструменты систематизации множества мер антикризисного регулирования, инструменты консолидации ресурсов данного процесса Системная организация антикризисного управления на ме-зо-уровне, достаточность ресурсной базы и адекватность инструментального комплекса

Эффективное воздействие антикризисного управления на эволюцию региональной экономики Региональный закон «О стратегическом планировании региональной экономики», контрактная среда региона Региональные проекты, программы развития, стратегические контракты с крупными инвесторами Своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса

Территориальное регулирование и рационализация самого процесса антикризисного управления Региональный закон «Об антикризисном управлении», региональный закон «Об экономической политике» Институциональные инструменты, обладающие эффектом изменения институциональных условий данного процесса Институциональное упорядочивание антикризисного управления через систему норм, контрактов, статусов, форм поведения

Обеспечение соразмерности между ресурсами и результатами антикризисного управления Региональный закон «О территориальном контроле» Контроллинг, аудит результатов антикризисного управления Создание механизма контроля результатов антикризисного управления

возможности приращения стоимости функционирующего капитала и потенциал приращения знания о региональной экономике, что справедливо и в отношении антикризисного управления на мезо-уровне [4].

Особо отметим, что потребность в применении специальных когнитивных инструментов в антикризисном управлении региональной экономикой увеличивается в условиях усиления кризисных факторов, стагнации и перехода в фазу рецессии, поскольку в данном случае формируется специфический синергетический эффект, который выражается в накоплении сложных задач антикризисного управления, требующих применения специальных — когнитивных инструментов, обладающих соответствующим познавательным потенциалом.

Обычные инструменты антикризисного управления оказываются эффективными до резкого усиления кризисных проявлений. При этом в инструментальном обеспечении данного процесса необходимо разграничивать три фазы:

— успешное применение стандартных инструментов;

— снижение эффективности процесса, точка насыщения;

— стандартный инструментальный комплекс теряет свою эффективность, что приводит к разработке и использованию все новых и новых когнитивных инструментов. В данной фазе в региональной экономике начинаются бифуркации, когда массово требуются и создаются когнитивные инструменты, а ресурсы и инструментальный комплекс управления качественно преобразуются. При этом переплетение инноваций и кризисных проявлений в региональной экономике, начиная с некоторой точки, умножает бифуркации и увеличивает потребность в когнитивных инструментах [5].

Последовательное формирование множества бифуркаций может перевести региональную экономическую систему из равновесного состояния в хаотическое состояние. Широкое применение когнитивных инструментов в процессе антикризисного управления

региональной экономикой обусловлено наличием у них дополнительных функциональных возможностей, в раскрытии которых необходимо исходить из ключевых задач антикризисного управления на мезо-уровне. Одна из таких задач — осуществление мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов — содержит в себе такой сложный компонент, как определение и оценка кризисных состояний, что предполагает реализацию когнитивными инструментами функции диагностики кризисных состояний. Реализация данной функции когнитивных инструментов возможна двумя способами.

Первый способ основан на представлении региональной экономической системы в виде системы балансовых уравнений, каждый из которых описывает какой-то ее структурный (отраслевой) компонент. Продукция каждого компонента частично формирует его конечный продукт, а частично используется как ресурс для функционирования других компонентов, обеспечивая внутреннее потребление. Анализ указанной системы балансовых уравнений позволяет оценить относительную продуктивность всех структурных компонентов региональной экономики. Снижение продуктивности в каких-то компонентах свидетельствует о возникновении в них предпосылок формирования кризисной ситуации. Накопление указанных предпосылок сверх определенного порога меры приводит к кризису всей системы региональной экономики [6]. Пороговые значения могут быть установлены на основе обобщения результатов длительного отслеживания компонентов региональной экономики. Применение рассматриваемой модели обеспечивает извлечение нового знания о состоянии структурных компонентов региональной экономики и их вкладе в формирование кризисной ситуации. Однако функция диагностики кризисных состояний реализуется здесь отчасти и со значительными издержками времени.

Второй способ основан на представлении региональной экономической системы на основе системы

сбалансированных показателей (ССП) и производственной функции. Такое представление обладает следующими возможностями:

— с одной стороны, принципы формирования ССП предполагают составление компактной группы (комплекса) взаимосвязанных индикаторов, что обеспечивает потребности экспресс-диагностики кризисных состояний в развитии региональной экономики;

— с другой стороны, концептуальное представление региональной экономики в виде территориальной производственной функции, аргументами которой выступают факторы ее хозяйственного процесса, способные внести существенный вклад в возникновение кризисной ситуации на мезо-уровне, позволяет составить группы индикаторов с учетом сбалансированного представительства доминирующих факторов территориального хозяйственного процесса.

Данное представление функции диагностики кризисных состояний позволяет оперативно определить зоны риска в развитии региональной экономики, используя несколько индикаторов, соответствующих шести факторам производственной функции (природно-ресурсный, технологический, человеческий, организационный, информационный, институциональный факторы), а также учитывая пороговые значения указанных индикаторов, определенные опытным путем. Применение указанного представления обеспечивает извлечение нового знания о состоянии основных факторов территориального воспроизводства и их вкладе в формирование кризисной ситуации.

Одна из ключевых задач исследуемого процесса — своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса — предполагает реализацию когнитивными инструментами функции кризис-коррекции траектории развития региональной экономики. Изменения стратегического плана могут иметь успех при обеспечении следующих условий: устойчивое согласование интересов всех основных субъек-

тов эволюционного процесса в данной пространственной системе; концентрация интеллектуального капитала территории для решения поставленной стратегической задачи; проведение системного анализа территориального воспроизводства и конкретных возможностей изменения траектории регионального развития [7].

Для обеспечения первого из указанных условий успешной кризис-коррекции траектории развития региональной экономики востребована организационная форма широкого партнерства, позволяющая решить задачу устойчивого согласования экономических интересов основных субъектов региональной экономики: территориальных органов власти; участников локальных рынков; общественных организаций территориального сообщества [8, 9].

Еще одна ключевая задача антикризисного управления региональной экономикой — создание механизма контроля результатов антикризисного управления — предполагает реализацию когнитивными инструментами данного процесса функции контроля результатов антикризисного управления, что может быть обеспечено на основе реализации системного подхода и учета новых когнитивных возможностей, обеспеченных в развитии системного анализа, аудита, контроллинга и других направлений экономической науки. Определим основные структурные компоненты механизма контроля результатов антикризисного управления региональной экономикой:

— контроль средств мониторинга кризисных факторов развития региональной экономики;

— контроль достаточности региональных резервов;

— контроль адекватности институциональных параметров антикризисного управления;

— контроль качества управленческих решений (данный компонент обладает наибольшим значением в условиях современной стагнации);

— контроль соразмерности ресурсов и результатов антикризисного управления.

Примечания:

1. Чернявская С.А., Ермоленко А.А. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3.

2. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. №3.

3. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? М.: Эксмо, 2009.

4. Нуреев P.M. Периферия мирового хозяйства // Terra economicus. 2014. №1.

5. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010.

6. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб: Алетейя, 2002.

7. Ермоленко А.А., Ермоленко Анд. А. Человеческий капитал // Научная мысль Кавказа. 2008. №3.

8. Тхагапсо Р.А., Цицхиева М.А. Анализ эффективности функционирования института несостоятельности в РФ // Экономика: теория и практика. 2006. №2(11). С. 58а—62.

9. Кутер М.И., Тхагапсо Р.А. Бухгалтерский учет в условиях несостоятельности: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2005. 204 с.

References:

1. Chernjavskaja S.A., Ermolenko А.А. Method of forming the region food subsystem // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Economy». 2011. Issue 3.

2. Glazjev S.Yu. The global economic crisis as a process of technological changes // Problems of Economics. 2009. №3.

3. Krugman P. Is it the return of the Great Depression? M.: Penguin Books, 2009.

4. Nureyev R.M. The periphery of the world economy // Terra economicus. 2014. №1.

5. Norton D., Kaplan R. Balanced Scorecard. From strategy to action. M.: Olympus Business, 2010.

6. Polanji K. The Great Transformation. The political and economic origins of our time. SPb: Aletheia, 2002.

7. Ermolenko A.A. Ermolenko A.A. Human Capital // Scientific thought Caucasus. 2008.

№3.

8. Tkhagapso R.A., Tsitskhieva M.A. Analysis of the effectiveness of the insolvency Institute in Russia // Economics: Theory and Practice. 2006. №2(11). Pp. 58a—62.

9. Kuter M.I., Thagapso R.A. Accounting in terms of insolvency: textbook. Krasnodar: KubSU Publishing House, 2005. 204 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.