Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МЕГАПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МЕГАПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / МЕГАПРОЕКТ / ТЕРРИТОРИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добряхина Олеся Павловна

В статье рассматриваются ключевые условия, обеспечивающие целесообразность реализации мегапроектов в рамках определенной территории, обеспечивающих важнейшие социально-экономические эффекты. Отмечается, что осуществление данных проектов подвержено существенной трансформации в связи с широким использованием на современном этапе цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Добряхина Олеся Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY CONDITIONS FOR THE FEASIBILITY OF USING TERRITORIAL MEGAPROJECTS TAKING INTO ACCOUNT THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The article discusses the key conditions that ensure the feasibility of implementing megaprojects within a certain territory, providing the most important socio-economic effects. It is noted that the implementation of these projects is subject to significant transformation due to the widespread use of digital technologies at the present stage.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МЕГАПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья

УДК 338

doi: 10.47576/2949-1908_2023_3_218

КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯТЕРРИТОРИАЛЬНЫХМЕГАПРОЕКТОВС УЧЕТОМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Добряхина Олеся Павловна

Владимирский государственный университет имени

А. Г и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия, Dobryakhina@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые условия, обеспечивающие целесообразность реализации мегапроектов в рамках определенной территории, обеспечивающих важнейшие социально-экономические эффекты. Отмечается, что осуществление данных проектов подвержено существенной трансформации в связи с широким использованием на современном этапе цифровых технологий.

Ключевые слова: условия; целесообразность; мегапроект; территория; цифровизация; экономика

Для цитирования: Добряхина О. П. Ключевые условия целесообразности использования территориальных мегапроектов с учетом цифро-визации экономики // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 218-223. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_218.

Original article

KEY CONDITIONS FOR THE FEASIBILITY OF USING TERRITORIAL MEGAPROJECTS TAKING INTO ACCOUNT THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Dobryakhina Olesya P.

Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia, Dobryakhina@gmail. com

Abstract. The article discusses the key conditions that ensure the feasibility of implementing megaprojects within a certain territory, providing the most important socio-economic effects. It is noted that the implementation of these projects is subject to significant transformation due to the widespread use of digital technologies at the present stage.

Keywords: conditions; expediency; megaproject; territory; digitalization; economy.

For citation: Dobryakhina O. P. Key conditions for the feasibility of using territorial megaprojects taking into account the digitalization of the economy. Applied economic research, 2023, no. 3, pp. 218-223. https://doi.org/10.47576/2949-1908 2023 3 218.

Основными факторами, обеспечивающими эффективность осуществления ме-гапроекта, являются качество подготовки технико-экономического обоснования, качество долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, успешность согласования интересов различных участников проекта, эффективность схем финансирования [3]. Проблема согласования интересов различных субъектов мегапроек-та в основном сводится к взаимодействию структур государственной власти и частных инвесторов в целях поиска взаимовыгодного компромисса. Это взаимодействие может осуществляться на межгосударственным, национальном или региональном уровне [2].

Для того чтобы интегрировать ценности и ресурсы мегапроекта в региональные, национальные и глобальные цепочки создания стоимости, необходимо синхронизировать проект с текущими экономическими и технологическими тенденциями. В связи с этим стратегии инновационных мегапроектов целесообразно ориентировать на интеграцию территорий в систему международного разделения труда, на повышение их значимости в этой системе за счет развития инновационной составляющей, наращивания материального, финансового и человеческого капитала.

Кроме того, важно учесть, что любой инвестиционный проект может быть описан с помощью территориальных характеристик, так как имеет какую-либо географическую привязку (локализация производственных мощностей, трудовых ресурсов и т. д.) [4]. Ме -гапроекты в связи с их масштабом и ориентацией на комплексное социально-экономическое развитие территорий в значительной степени зависят от различных характеристик регионов и населенных пунктов, в которых они реализуются: природные ресурсы, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, демографические параметры, культурные традиции и менталитет местного населения [1].

Несмотря на то что территориальность свойственна всем инвестиционным проектам, прежде всего, крупным стратегическим проектам регионального развития, реализуемым совместно государством и бизнесом, целесообразно выделить отдельную категорию территориальных мегапроектов. Эти

проекты имеют следующие характерные свойства [4]:

- проект охватывает значительную территорию (страна, округ, регион), что изначально отражено в его стратегии и технико-экономическом обосновании;

- мегапроект ориентирован на комплексное решение системной проблемы территории, повышение качества жизни ее населения, развитие инфраструктурного обеспечения объектов экономики, сельского хозяйства, городских и сельских поселений.

Можно выделить ряд особенностей территориальных мегапроектов, в частности:

- они позволяют масштабно перестраивать существующие и образовывать новые хозяйственные связи регионов, корректировать межотраслевой баланс в рамках территории или страны, формировать новые материальные и финансовые потоки, повышать эффективность использования природных и человеческих ресурсов, связывать воедино разнородные хозяйственные системы с достижением синергетического эффекта;

- требуют концентрации значительных инвестиционных средств, трудовых и материальных ресурсов; при этом отдача от вложенных инвестиций, как правило, является долгосрочной, в связи с чем происходит трансформация инвестиционной структуры территории;

- позволяют согласовывать интересы различных частных и государственных структур в рамках территории, что может значительно повлиять на хозяйственные связи с соседними территориями;

- требуют создания централизованных инвестиционных структур;

- объединяют усилия государственных структур различного профиля;

- реализуются с активным использованием инструментов программно-целевого планирования;

- включают в себя все элементы триады «экономика-население-окружающая среда»;

- способствуют развитию инструментария системной государственной оценки связанных между собой инвестиционных проектов;

- реализуются в специфических пространственных и временных условиях [5].

На основе отечественного из зарубежного опыта программно-целевого управления можно выделить несколько условий, при

которых целесообразно использовать мега-проекты для развития территорий:

1. Наличие в территориальном образовании комплексных проблем, при решении которых традиционные методики регионального и отраслевого управления не позволяют достичь необходимых эффектов. Такие проблемы, как правило, связаны за наличием сложных противоречий в интересах множества экономических субъектов, работающих на данной территории.

2. Для анализа и решения проблемы требуется значительное время. При этом очень важно провести тщательный ретроспективный анализ имеющейся проблемы, выделить основные стадии ее формирования и последующего протекания. Любая проблема регионального масштаба имеет собственную уникальную логику развития.

3. Проблемы территории не соответствуют сеткам административно-территориального деления. Территориальные рамки различных социально-экономических проблем определяются как ресурсным потенциалом районов, так и объемом реально задействованных в хозяйственном обороте материальных, человеческих и финансовых ресурсов.

Можно выделить два основных типа географической привязки социально-экономических проблем, свойственных для определенной территории. Первый тип: проблема характерна для ряда административно-территориальных единиц, тесно связанных экономическими и инфраструктурными связями. Второй тип: проблема охватывает часть территории (агломерации или округа). Ситуация, когда проблема полностью совпадает с границами административно-территориального образования, встречается крайне редко.

4. Представляется целесообразным комплексное использование ресурсов на определенной территории с привлечением компаний нескольких отраслей и необходимостью налаживания тесных связей между ними. Использование многих ресурсов имеет межотраслевой характер, в связи с чем предъявляются особые требования к механизмам организации взаимодействия между организациями разных отраслей. Поэтому в последние годы в прошлое уходит традиционный подход, при котором отраслевые министерства и ведомства, а также организации различных секторов экономики орга-

низовывали добычу и использование природных ресурсов, исходя исключительно из своих собственных, узкоотраслевых интересов, не уделяя внимания комплексным проблемам регионального развития. При таком подходе компании разных отраслей параллельно проводят аналогичные геологоразведочные и изыскательские работы по одним и тем же ресурсам, что приводит к излишним, экономически неоправданным затратам в рамках регионов.

Более эффективный подход к поиску, добыче и транспортировке природных ресурсов является по своей сути межотраслевым. Он предполагает объединение усилий различных министерств и ведомств, а также компаний разных отраслей и формирование общих структур, занимающихся разработкой ресурсов.

5. Используемые подходы и методики управления не позволяют связать воедино различные отраслевые и межотраслевые инвестиционные проекты, имеющие общие цели и задачи, а также характеризующиеся общей ресурсной базой и имеющие отношение к общему инфраструктурному обеспечению.

Налаживание таких связей требуется в связи с тем, что в процессе согласования интересов компаний различных отраслей, как правило, возникает множество противоречий. В частности, любой отраслевой проект реализуется для решения конкретных экономических задач в рамках определенного сектора экономики. Для решения этих задач определяются конкретные сроки и этапы реализации проекта, разрабатываются планы ресурсного обеспечения, исходя из реальных возможностей отрасли. Временные параметры проекта определяются, исходя из задач развития отрасли в целом. Тем не менее, сроки, актуальные для данной конкретной отрасли, могут не совпадать со сроками для оптимального решения проблемы в региональном масштабе.

При планировании решения какой-то территориальной проблемы в рамках конкретной отрасли, формируется план, обязательный для реализации министерствами, ведомствами и организациями различных секторов экономики, что является весьма затруднительным. В такой ситуации следует использовать механизмы мегапроектного управления, кото-

рые позволяют формировать единые планы для множества отраслей, наладить необходимые связи между организациями, оптимизировать структуру инвестиций и синхронизировать деятельность многих хозяйствующих субъектов для достижения общей цели, ориентированной на социально-экономическое развитие территории.

6. Необходимо комплексное освоение новой территории на основе цифровизации экономики, формирование ее экономической системы и территориальной бизнес-экосистемы, объединяющей ряд собственных и партнерских сервисов, создание механизмов ресурсного обеспечения хозяйственной деятельности на основе внедрения цифровых технологий, приводящих к значительным социально-экономическим эффектам и качественным изменениям в способах осуществления экономической деятельности. Особенно это актуально для труднодоступных территорий и территорий с неразвитой инфраструктурой. Мегапроекты позволяют эффективно решить эту задачу за счет концентрации ресурсов и комплексного решения различных научно-исследовательских, технических и экономических проблем, к которым можно отнести:

- проведение масштабных научных исследований ресурсного потенциала территории и возможных вариантов использования финансовых, материальных и человеческих ресурсов;

- оценка потенциала цифровых технологий для снижения трудозатрат, повышения экономической эффективности производства, повышения безопасности труда, более эффективного использования трудовых ресурсов.

К базовым условиям, характеризующим целесообразность осуществления мегапро-ектов территориального характера, следует отнести [6]:

- полное изменение стратегии территориального развития, трансформацию экономических связей;

- хозяйственное освоение труднодоступных территорий с неразвитой инфраструктурой;

- совместное использование ресурсов компаниями нескольких отраслей, формирование территориально-производственных комплексов;

- реализацию долгосрочных проектов, имеющих большое значение для социально-экономического развития территории;

- системное внедрение новых технологий автоматизации и механизации производства в масштабах территории;

- использование специфических управленческих, экономических и инвестиционных инструментов для решения проблем территориального значения.

В целом следует констатировать, что разработку и осуществление территориальных мегапроектов необходимо реализовывать на основе следующих концептуальных предпосылок, предназначенных для формирования соответствующего методического инструментария, обеспечивающего управление рисками территориальных мегапроектов:

1. Необходимость проведения комплексных предварительных исследований на основе междисциплинарного подхода. В ходе исследований целесообразно применять количественные и качественные методики. Тщательному анализу должно быть подвергнута внешняя среда (макро- и микроокружение), а также внутренний потенциал участников мегапроекта с точки зрения возможности использования современных цифровых технологий.

2. Значительная роль привлечения для предварительного анализа консалтинговых и исследовательских компаний, а также научно-исследовательских институтов и независимых специалистов, обладающих необходимой экспертизой в различных областях (строительство, производство, финансы, маркетинг, логистика, программное обеспечение и т. д.) и имеющих хорошее представление о территории, на которой реализуется мегапроект.

3. Важность тщательной проработки различных сценариев реализации территориального мегапроекта с учетом множества рисков, использования возможности их снижения и/или локализации с использованием цифровых технологий, а также с учетом необходимости согласования интересов всех стрейкхолдеров проекта.

4. Целесообразность системного решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Для этого используются различные технологии экологического мониторинга, рационально располагаются производствен-

ные мощности, устанавливаются необходимые очистные сооружения, принимаются меры по предотвращению экологических катастроф [7].

Важным аспектом подготовки и реализации территориальных мегапроектов является организация государственного и частного финансирования проектных мероприятий. Зарубежная и отечественная практика в области мегапроектирования показывает, что для эффективного взаимодействия инвесторов, представляющих организации различных форм собственности, целесообразно создавать специализированные государственные структуры, которые осуществляют координацию деятельности всех участников на всем протяжении реализации проекта [8].

В процессе мегапроектирования целесообразно рассматривать территорию как комплексную проблемную структуру. Сам мегапроект должен быть полностью интегрирован в стратегии социально-экономического развития страны и тех регионов, в которых он реализуется.

Таким образом, мегапроект может выступать в качестве системообразующего института территориального развития, с помощью

которого формируются крупные отраслевые и межотраслевые комплексы, включающие множество промышленных, сельскохозяйственных и сервисных объектов. Мегапро-екты позволяют кардинальным образом менять хозяйственный ландшафт осваиваемых территорий в рамках национальных и региональных стратегий социально-экономического развития [9].

Важно отметить, что реализация территориальных мегапроектов позволяет снизить отрицательный эффект периферийности регионов, чему во многом способствуют именно цифровые технологии. В целом цифровая трансформация подразумевает качественные изменения в способах осуществления экономической деятельности в результате внедрения цифровых технологий, приводящих к значительным социально-экономическим эффектам.

Во многих странах, в частности в России, сложилось ситуация, при которой наблюдается односторонний приток ресурсов с периферии в центр. Мегапроекты позволяют уйти от этой порочной практики и обеспечить равномерное распределение ресурсов по территории страны.

Список источников

1. Добряхина О. П. Мегапроекты как инструмент развития территорий // Экономические науки. 2022. № 212. С. 152-157.

2. Ершов А. Ю., Ползунова Н. Н. Инструментарий государственного управления цифровой трансформацией национальной экономической системы // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Построение систем управления устойчивым развитием территории». Владимир: Атлас, 2022.

3. Йескомб Э. Принципы проектного финансирования / под ред. Д. А. Рябых. М.: Вершина, 2008.

4. Райзберг Б. А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.:ИНФРА-М, 2002.

5. Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня / науч. рук. Р. И. Шнипер. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1989.

6. Митрофанова И. В. Отраслевые интересы в жизненном цикле территориальной ФЦП // Россия: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной научно-практической конференции, г. Сочи, 29-31 января 2009 г. Краснодар: КубГУ, 2009. Ч. 2.

7. Митрофанова И. В. Стратегическое программирование развития макрорегиона: пути модернизации: монография. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., 2010.

8. Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Территориальный мегапроект как инновационный фор -мат разработки стратегии федерального округа // Посткризисные очертания инновационных процессов: материалы Десятых Друкеровских чтений / под ред. Р. М. Нижегородцева. М. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. С. 385-387.

9. Пляскина Н. И., Харитонова В. Н. Стратегическое планирование межотраслевых ресурсных мегапроектов: методология и инструментарий // Проблемы прогнозирования. 2013. № 2. С. 15-27.

References

1. Dobryakhina O. P. Megaprojects as a tool for the development of territories. Economic sciences. 2022. No. 212. Pp. 152-157.

2. Ershov A. Yu., Polzunova N. N. Tools of state management of digital transformation of the national economic system. Proceedings of the II International scientific and practical conference "Building management systems for sustainable development of the territory". Vladimir: Atlas, 2022.

3. Yeskomb E. Principles of project financing / ed. D. A. Ryabykh. M.: Vershina, 2008.

4. Raizberg B. A., Lobko A. G. Program-target planning and management. M.:INFRA-M, 2002.

5. Methodological provisions for the preparation of regional programs of various levels / scientific hand R. I. Schniper. Novosibirsk: IEiOPP SB of the USSR Academy of Sciences, 1989.

6. Mitrofanova I. V. Industry interests in the life cycle of territorial Federal Target Program. Russia: past, present, future: materials of the International scientific and practical conference, Sochi, January 29-31, 2009 Krasnodar: KubGU, 2009. Part 2.

7. Mitrofanova I. V. Strategic programming of the development of the macroregion: ways of modernization: monograph. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., 2010.

8. Mitrofanova I. V., Zhukov A. N. Territorial megaproject as an innovative format for developing the strategy of the Federal District. Post-crisis outlines of innovative processes: materials of the Tenth Druker readings /edited by R. M. Nizhegorodtsev. M. Novocherkassk: YURSTU (NPI), 2010. pp. 385-387.

9. Plyaskina N. I., Kharitonova V. N. Strategic planning of intersectoral resource megaprojects: methodology and tools. Problems of forecasting. 2013. No. 2. pp. 15-27.

Сведения об авторе

ДОБРЯХИНА ОЛЕСЯ ПАВЛОВНА - соискатель, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия, Dobryakhina@gmail.com

Information about the author

DOBRYAKHINA OLESYA P. - Applicant, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia, Dobryakhina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.