Научная статья на тему 'Ключевые тенденции рынка грузовых авиаперевозок'

Ключевые тенденции рынка грузовых авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ХАБ / AIR CARGO TRANSPORTATION / MULTIMODAL HUB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окулов В.М.

Изложены основные направления развития сегмента грузовых авиаперевозок, в частности, создание грузовых мультимодальных хабов с современными технологиями управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key trends in the air cargo transportation market

The paper outlines key directions of development of air cargo transportation segment, building mutimodal cargo hubs with modern management technologies in particular.

Текст научной работы на тему «Ключевые тенденции рынка грузовых авиаперевозок»

Ключевые тенденции рынка грузовых авиаперевозок

В. М. Окулов,

заместитель министра транспорта РФ

одним из главных направлений усилий государства по развитию сегмента грузовых авиаперевозок сегодня является создание грузовых мультимодальных хабов с современными технологиями управления.

(а) 60 ООО

Обеспечивая оперативную доставку грузов на дальние расстояния, грузовая авиация служит катализатором промышленного и экономического роста как макрорегионов, так и страны в целом. Поэтому правительство России уделяет развитию грузовых перевозок большое внимание.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), рост мировых грузовых авиаперевозок в августе 2013 г. по сравнению с августом 2012 г. составил 3,6 %. Положительная динамика была обеспечена преимущественно за счет развития Ближневосточного и Европейского регионов. Объем перевезенных грузов в мире в 2012 г. составил 49,2 млн т.

На российском рынке грузовых авиаперевозок ситуация более пессимистичная (рис. 1). За январь - сентябрь 2013 г. российскими авиакомпаниями было перевезено 730 тыс. т груза и почты, что на 1,6 % больше аналогичного показателя прошлого года. У основных игроков российского рынка ситуация следующая: AirBridgeCargo продемонстрировал увеличение объемов грузоперевозок на 17,5 %, а «Аэрофлот» -

(б)

падение на 6,8 %, хотя в 2012 г. компания перевезла грузов на 6 % больше, чем в 2011 г. Спад объясняется прекращением авиакомпанией «Аэрофлот» эксплуатации грузовых воздушных судов (ВС).

Три условия успешности хабов

Многие темы последних транспортных форумов посвящены ключевому тренду грузовых авиаперевозок - развитию грузовых мультимодальных ха-бов и современных технологий управления ими. Это закономерно, так как снижение логистических издержек в экономике является ключевым фактором инвестиционной привлекательности (рис. 2).

Как показывает мировой опыт, важнейшими составляющими успеха в построении грузовых хабов является реализация трех обязательных слагаемых:

• усилий государства по упрощению бизнеса;

• инновационных, в том числе информационных, технологий;

• эффективности менеджмента аэропорта.

Синергия этих слагаемых создает основу для привлечения инвестиций в отрасль.

2005 2009 2010 2011 2012

рис. 1. объем грузовых авиаперевозок (а) в мире и (б) в россии, тыс. т.

4 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 1 (50) 2014

Доля логистических издержек в себестоимости товаров, % Доля логистических услуг в структуре ВВП, %

Рис. 2. Снижение логистических издержек в экономике - ключевой фактор инвестиционной привлекательности

Инструмент

эффективного управления e-Cargo

Несмотря на усилия государства, Россия все еще занимает не самые высокие позиции в мировых рейтингах, поэтому внедрение технологии электронного груза (e-Cargo) в настоящее время является одной из приоритетных задач Минтранса России (рис. 3).

Важно отметить, что внедрение технологии международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт IATA e-Freight) при непосредственном участии Минтранса России осуществляется в нашей стране последние два года. За это время освоены этапы транзита, трансфера, выпущены соответствующие технологические схемы взаимодействия и приказы ФТС России по временным порядкам. В настоящее время проводится тестирование электронного взаимодействия авиакомпаний с Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) ФТС России. На заседании Межведомственной рабочей группыпри Правительственной комиссии подготовлены и согласованы технологические схемы взаи-

модействия при импорте и экспорте грузов.

В целях завершения этапов транзита и трансфера грузов в настоящее время завершается работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты для внедрения электронной авианакладной и декларации безопасности, осуществляются:

• ратификация Монреальской конвенции (1 квартал 2014 г.);

• внесение изменения по введению электронной формы авианакладной в ст. 105 Воздушного кодекса РФ;

• внесение изменений в ст. 165 Налогового кодекса РФ;

• внесение изменений в ряд приказов Министерства транспорта России.

Для внедрения e-Cargo также планируется проведение работ по легализации электронной грузовой авианакладной (e-AWB) на основе Многостороннего соглашения IATA о признании e-AWB в России и электронной расписки приема-передачи груза в формате IATA FSU/RCS. Еще одним необходимым условием освоения e-Cargo является разработка и внедрение стандарта и технологии использования домашней грузовой накладной (HAWB)

и электронной домашней грузовой накладной (e-HAWB) для осуществления мультимодальных консолидированных перевозок авиа - авто, авто - авиа агентами консолидации, экспедиторами, курьерскими и экспресс-перевозчиками и другими логистическими компаниями. И наконец, третье важное направление в работе по внедрению технологии электронного груза - разработка программы Росавиации по сертификации систем авиационной безопасности для возможностей формирования электронной декларации безопасности e-CSD.

Евразийская экономическая комиссия выступила с инициативой о введении с 1 сентября 2015 г. обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых через единую таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом, и представила проект решения. В настоящее время Минтрансом России и ведущими российскими авиакомпаниями определяются цели и задачи, а также проводится анализ эффективности процедуры предварительного информирования с точки зрения упрощения таможенного контроля и оформления. □

Страм

Косно

Hm¡apa'va

КдОо-бер^е

Российская

Кята-Ри*э

Рейтинг легкость ведения Сигкеса

международная тартсвлг 117 133

не 66

из 6i

т isa

121 62

Рейтинг леность Международная

Страна ведения бизнеса торговля

Египет 109 70

Коста-Рика tiü 51

Палау 111 КВ

Российская Федеэация nz 152

Э.ъ-Сйгьазйор 113 »0

Рис. 3. Несмотря на положительную динамику, Россия все еще занимает невысокие позиции в мировых рейтингах

№ 1 (50) 2014

«Транспорт Российской Федерации» | 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.