Научная статья на тему 'Ключевые способности поддержки деятельности и формализованные условия потенциальной компетентности специалиста'

Ключевые способности поддержки деятельности и формализованные условия потенциальной компетентности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриев Н. К., Журбенко Л. Н., Старыгина С. Д.

Проектируется инвариантная модель компетентного специалиста. Модель предназначена для использования в информационных системах в качестве эталона по подбору, подготовке, переподготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые способности поддержки деятельности и формализованные условия потенциальной компетентности специалиста»

УДК 681.3.06

Н. К. Нуриев, Л. Н. Журбенко, С. Д. Старыгина

КЛЮЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ УСЛОВИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Проектируется инвариантная модель компетентного специалиста.

Модель предназначена для использования в информационных системах в качестве эталона по подбору, подготовке, переподготовке кадров.

Введение. В теории деятельности [1-5] различают внутреннюю и внешнюю деятельности. В отношении этих важных форм активности человека выдвигаются два основных тезиса.

1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (не менее, а часто и более острыми), имеет свой операциональный состав. Различие состоит лишь в том, что действия проводятся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность внутренняя проистекает из внешней путем ее интериоризации, так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, принципиально не изменяя свое строение, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс протекает намного быстрее.

Все высокоразвитые системы, в том числе человек, функционируют по одной и той же инвариантной схеме, которую в структурном системном анализе называют функциональной моделью и выражают через диаграмму БЛВТ (рис. 1).

Управление(У)

Вход (I) ^ > 1 Выход (О)

і к

Механизм (М)

Рис. 1 - Инвариантная функциональная модель высокоразвитых систем

В рамках этой модели рассмотрим профессиональную деятельность человека, которую представим как инвариантную деятельностную модель специалиста (профессионально-деятельностная (ПД) модель) (рис. 2).

(I) (У) і Способности, как личностные технологии Г

Профессиональная деятельность (О)

Поток Поток

профессиональных ^ проблем (М) ^ результатов Ресурсы, как вспомогательные средства

Рис. 2 - Инвариантная модель профессионально-функциональная модель (ПД-модель) специалиста

ПД-модель действует следующим образом: на вход I поступает поток профессиональных проблем, который в зависимости от состояния факторов (У) и (М) трансформируется в поток результатов с разными значениями показателей эффективности, т.е. значения показателей эффективности (Э) полностью определяются состоянием факторов У и М. Эту зависимость коротко запишем так:

Э=ПД (У, М). (1)

Проведем анализ влияния факторов У и М на значения эффективности результатов труда специалиста в его профессиональной деятельности.

Анализ влияния фактора У (способности) на эффективность деятельности. В

философии науки [6] в качестве естественных и инвариантных способностей человека, обеспечивающих поддержку любой деятельности, рассматриваются проектноконструктивные (ПК) способности. Как показано в ряде работ [7, 8] ПК способности представимы как синергетическая кооперация А - формализованных, В - конструктивных, С -исполнительских способностей, т.е. ПК способности - это синергетическая триада АВС-способностей, поддерживающая любую деятельность (рис. 3).

Известно [9], что в психологии различают общие и специальные способности. АВС-способности из-за своей инвариантности в поддержке любой деятельности независимо от предметных областей являются общими и специальными способностями одновременно.

Таким образом, в профессиональной деятельности АВС-способности являются естественными, инвариантными, общими, специальными, и составляющими синергетический комплекс способностями, т.е. ключевыми способностями, уровень развития которых при наличии ресурсов определяет эффективность деятельности специалиста. Из сказанного следует, что формулы (1) можно уточнить и записать следующим образом:

Э=ПД (<А, В, С>, М), (2)

где скобки <•> означают наличие в них синергетического комплекса.

В рамках ПД-модели рассмотрим основные закономерности, связывающие АВС-способности специалиста. Эти закономерности могут быть представлены как утверждения и они имеют особое значение при подготовке специалистов. Каждое утверждение - это статистически неопровергнутая гипотеза, сделанная на большой выборке, т.е.

утверждения в рамках условия опыта претендуют на истинность с надежностью 0.95 (гипотезы проверялись с уровнем значимости у=0.05).

Формализационные способности (А - способности)

знания и инструментальные средства по формализации проблемы

РЕСУРСЫ

(У)

Конструктивные способности (В - способности)

Деятел ьность (В) по конструированию решения проблемы

знания и инструментальные средства по конструированию проблемы

РЕСУРСЫ

Исполнительские способности (С - способности)

Деятельность (С) по исполнению решения в реальности

Поток

результатов'

знания и инструментальные средства по исполнению проблемы

РЕСУРСЫ

(М)

Рис. 3 - Декомпозиция деятельности специалиста по фазам работ в функциональной модели

Утверждение 1 (об интеллектуальной ориентации). Каждый специалист имеет устойчивый порядок доминирования АВС-способностей.

Комментарий. На рис. 4 показаны шесть гистограмм соответствующих типам специалистов с разными комбинациями доминирующих способностей.

Наименов ания типа специаль ности

Комбинации и доминирующими свойствами

Формализаторы

Конструктивисты

Реализаторы

(исполнители)

«

и

т

с

о

н

КС

о

с

0 п с

1

и

М

<

к

Ё

и

в

за

р

и

н

нво

р

£

Ранги АВС

А

В

С

Ранги ВАС

А В

С

Ранги САВ

В

Ранги АСВ

А

В

С

Ранги ВСА

А

В

С

Ранги СВА

В

Рис. 4 - Гистограмма с разными комбинациями доминирующих АВС-способностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разумеется, при подготовке специалистов для определенной деятельности происходит рост уровня развития АВС-способностей, но с вероятностью 95% порядок доминирования АВС способностей остается неизменным [10].

Таким образом, мала вероятность, того что формализаторы станут конструктивистами, а исполнители формализаторами и т.д.

Утверждение 2 (о развитии общих и специальных АВС-способностей). По мере развития способностей средняя величина разницы между уровнями АВС-способностей как общих и специальных остается неизменной.

Комментарий. На рис. 5 приводится графическая интерпретация этого утверждения.

i к Уровни развития АВС - способностей

А

АВС

АВС

Уровни развития АВС - общих способностей

Уровни развития АВС - специальных способностей

Рис. 5 - Модель взаимного развития общих и специальных АВС-способностей

Это утверждение выявляет закономерность сбалансированного развития специалиста, т.е. состояния мировоззренческого (общего) профессионального (специального) уровня развития АВС-способностей взаимозависимы.

Приведем еще три утверждения, которые проверялись на студенческих группах (не мене 20 человек в каждой) инженерных специальностей в течение семи лет, в трех вузах (КГТУ (КХТИ), АГНИ (АЛНИ), Академия управления «ТИСБИ»). В конечном счете, эти утверждения достаточно просто проверяемы и в других регионах России.

Утверждение 3 (о количестве формализаторов). С вероятностью не менее 0,85 (85%) можно утверждать, что количество формализаторов в группе не превышает 6% от общего количества обучающихся в группе.

Утверждение 4 (о количестве конструктивистов). С вероятностью не менее 0,85 можно утверждать, что количество конструктивистов в группе не превышает 60%.

Утверждение 5 (о количестве реализаторов). С вероятностью не менее 0,85 можно утверждать, что количество реализаторов в группе не превышает 40%.

В целом, значения этих цифр являются инструментом при реализации дифференциального подхода в учебном процессе в дидактических (особенно Web-дидактических) системах.

Анализ влияния фактора М (ресурсы) на эффективность деятельности. Очевидно, что ни в каком процессе, в том числе в деятельности, невозможно отделить технологию от ресурсов, т. е. в деятельности способности как личностные технологии это есть предписания (рецепты) использования ресурсов для решения проблем. В деятельности ресурсы - это всякого рода знания (методологические, теоретические) [11], в частности о предметной области и в целом о мире. Ресурсы характеризуются полнотой (POL) и целостностью (CHL) знаний об объектах и процессах в среде, интериоризованных специалистом через свою деятельность. Разумеется, полнота и целостность как свойства знаний могут рассматриваться только вместе, организуя базу знаний (паттерн) в когнитивной сфере, самоорганизуясь также в синергетическую пару по мере развития специалиста.

Таким образом, ресурсы М=<POL, CHL> при наличии достаточного уровня разви-

тия АВС-способностей определяют эффективность деятельности специалиста.

Очевидно, эти самоорганизующиеся синергетические комплексы <А,В,С> и <РОЬ, СИЬ> в результате деятельности специалиста организуют новый синергетический комплекс. Исходя из формулы (2) архитектуру этого комплекса, определяющей эффективность деятельности специалиста, в наших обозначениях запишем следующим образом:

Э=ПД(<<А, В, С>, <РОЬ, СИЬ>>). (3)

Техники диагностики состояния метрик показателей А, В, С проводятся в работах [12, 13], т.е. это техники диагностики с помощью тестов способностей и дидактических тестов.

Из конструкта (3) видно, в чем состоит принципиальное отличие общего и профессионального образования и как они оказываются взаимозависимыми в своих развитиях через величину А (рис. 5).

Изобразим конечный полученный аналитический конструкт (3) в виде лепестковой диаграммы, добавив в нее метрики (рис. 6). В результате получим деятельностную модель специалиста, представленную в виде визуализированной квалиметрической шкалы.

Профиль А, В, С, POL, CHL назовем пентагоном (греч. пятиугольник) компетентности. В целом, профили А, В, С, POL, CHL и А1, В1, Сі, POLl, CHLl могут быть сколько угодно близкими. На практике можно предложить процедуру построения и оценки близости этих профилей. Эта процедура является реализацией объектно-ориентированного подхода, позволяющая использовать понятие компетентности на практике, она состоит из следующих пунктов:

1. Профиль А, В, С, POL, CHL является сборным и строится исходя из правил: пентагон компетентности состоит из результатов «чемпионов» фирмы, города, региона, страны, мира. В результате мы практически рассматриваем не абсолютно компетентного специалиста (не абсолютного «чемпиона», хотя это тоже возможно), а маштабированного относительно критерия востребованности в социуме.

2. Строится спектр профиля компетентности специалиста в масштабе фирмы, города и т. д., т. е.

< k1 _ — *100%; k2 _ — *100%; k3 _ — *100%; ABC

POI 1 CHI 1

k4 _^±hl*100%; k5 _^Zhl*100% >

POI CHI

3. Вводится понятие «компетентный специалист» в том или ином масштабе с надежностью P, где

р _ k1 + k2 + k3 + k4 + k5

_ 5 .

Разумеется, также необходимо ввести понятие порога надежности на компетентность специалиста, т. е. например, если надежность P компетентности специалиста меньше 60% (в данном случае порог равняется 60%), то специалист считается некомпетентным в этой области деятельности.

Литература

1. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 354 с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. 273 с.

3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 286 с.

4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1958. 156 с.

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1986.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2006. 272 с.

7. Нуриев Н.К. Дидактическое пространство подготовки компетентных специалистов в области программной инженерии. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. 244 с.

8. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Формирование компетентностного специалиста на основе синергетического подхода // Educational Technology & Society 2006 (http://ifets.ieee.org/russian/periodical /joumal.html). V.10. N 3. 19 c. ISSN 1436-4522.

9. КулагинБ.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с.

10. Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н. Интеллектуальная ориентация специалиста и закономерности развития его проектно-конструктивных способностей // Интеграция образования. 2006. № 3. С. 13 - 17.

11. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮИТИ-ДАНА, 2007. 559 с.

12. Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Старыгина С.Д. Проектирование web - психодидактических систем // Educational Technology & Society. 2007 (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html). V.10. N 3. 23 c. ISSN 1436-4522.

13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.

© Н. К. Нуриев - д-р пед. наук, проф., зав. каф. информатики и прикладной математики КГТУ; Л. Н. Журбенко - д-р пед. наук, проф. каф. высшей математики КГТУ; С. Д. Старыгина - асп. каф. информатики и прикладной математики КГТУ, зав. лаб. САПР КГТУ.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.09.07 по 15.10.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.