Научная статья на тему 'Ключевые слова современности: проблема термина'

Ключевые слова современности: проблема термина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2621
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХИ / ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА / КУЛЬТУРЫ / МОДНЫЕ СЛОВА / КОНЦЕПТ / ПРОБЛЕМА ТЕРМИНА / MODERN TIMES / THE EPOCH / THE CURRENT MOMENT / THE CULTURE / TRENDY WORDS / CONCEPT / THE ISSUE OF THE TERM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Любовь Александровна

Представлен обзор имеющихся лингвистических исследований, посвященных феномену ключевых слов. Приводятся термины, используемые для обозначения данной языковой реалии (ключевые слова текущего момента, ключевые слова эпохи, ключевые символы эпохи, лексика сегодняшнего дня, ключевые слова культуры, модные слова), и их определения. Предпринята попытка выделить подходы к изучению этого явления: в разные группы объединены ключевые слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры; ключевые слова, показывающие основные экономические и социальные изменения, политическую актуальность ситуации или события, к которому относятся; ключевые слова, отражающие ценностные, культурные приоритеты и мировоззренческие ориентиры общества конкретного времени. Особое внимание уделяется последней группе слов, дифференцируются понятия модных слов и ключевых слов эпохи. Обосновывается введение в научный оборот нового термина ключевые слова современности, приводятся признаки и примеры таких слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the overview of linguistic works concerning the phenomenon of key words. The terms used to denote this language realia (i. e. “key words of the current moment”, “key words of the epoch”, “key symbols of the epoch”, “today’s vocabulary”, “key words of the culture”, “trendy words”) and their definitions are presented. An attempt to specify approaches to the analysis of this phenomenon has been made. Key words are divided into groups as follows: those which are the most illustrative and essential to the given culture, those which reveal economic and social changes, political topicality of the situation or event they relate to, those which depict values, cultural priorities or the world view of the society of the specific time. Special attention is drawn to the latter: notions of “trendy words” and “key words of the epoch”. The reason of introducing a new term “key words of modern times” into scientific use is provided; features and examples of such words are presented.

Текст научной работы на тему «Ключевые слова современности: проблема термина»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 5 (166). С. 93-97 Филологические науки 2017

УДК 811.161.1

ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА ПОПОВА

соискатель кафедры современного русского языкознания филологического факультета, Башкирский государственный университет (Уфа, Российская Федерация) lyakimovich@yandex. ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОБЛЕМА ТЕРМИНА

Представлен обзор имеющихся лингвистических исследований, посвященных феномену ключевых слов. Приводятся термины, используемые для обозначения данной языковой реалии (ключевые слова текущего момента, ключевые слова эпохи, ключевые символы эпохи, лексика сегодняшнего дня, ключевые слова культуры, модные слова), и их определения. Предпринята попытка выделить подходы к изучению этого явления: в разные группы объединены ключевые слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры; ключевые слова, показывающие основные экономические и социальные изменения, политическую актуальность ситуации или события, к которому относятся; ключевые слова, отражающие ценностные, культурные приоритеты и мировоззренческие ориентиры общества конкретного времени. Особое внимание уделяется последней группе слов, дифференцируются понятия модных слов и ключевых слов эпохи. Обосновывается введение в научный оборот нового термина - ключевые слова современности, приводятся признаки и примеры таких слов.

Ключевые слова: ключевые слова эпохи, ключевые слова текущего момента, ключевые слова культуры, модные слова, концепт, проблема термина

Понятие «ключевые слова современности» на сегодняшний день является не вполне отрефлек-тированным в лингвистике, оно только начинает входить в научный оборот и использоваться в трудах по лексикологии и лингвокультуроло-гии. В появляющихся исследованиях, затрагивающих вопросы знаковых для определенного времени слов, языковых предпочтений, встречаются различные обозначения данного языкового явления: слова-хронофакты, ключевые слова эпохи, лексические маркеры эпохи, ключевые слова текущего момента, символы эпохи, лексика сегодняшнего дня, модные слова и т. д. Такое многообразие терминов отчасти можно объяснить тем, что сочетание «ключевые слова» или «слова-ключи» - скорее, метафора, нежели научный термин в точном понимании этого слова. Однако при сходстве рассматриваемой проблематики не все термины можно назвать синонимичными друг другу. При выборе обозначения анализируемого явления ученые отталкиваются, в первую очередь, от специфики понимания предмета исследования.

Представим характеристику взглядов лингвистов на данный феномен.

Впервые к проблеме ключевых слов в отечественной лингвистике обратилась Т. В. Шмелева. В начале 1990-х годов она ввела в научный оборот понятие «ключевые слова текущего момента». По ее определению, это «слово, оказавшееся в центре всеобщего внимания» [18: 33]. Среди признаков таких слов - частотность использования, языковая рефлексия, изменение лексических параметров (расширяются возможности метафорического употребления слова, модифицируются

синонимические и антонимические отношения), активизация грамматических возможностей (деривационный потенциал), расширение сферы употребления и семантики [19]. Т. В. Шмелева показала, что в тот период к числу таких слов относились существительные демократия, рынок, ваучер, август; ключевым словом текущего момента 2008-2009 годов она называет кризис. Согласно ее исследованию, словарь ключевых слов, который отличается подвижностью и быстрой сменяемостью состава, включает около сотни слов, образующих пять семантических групп - время, социум, субъекты, право, рынок.

«Ключевыми словами эпохи» Е. А. Земская называет «слова, обозначающие явления и понятия, находящиеся в фокусе социального внимания» [5: 92]. Она отмечает, что к ключевым словам эпохи относятся и высокочастотные имена собственные, и имена нарицательные. В своих работах исследователь акцентирует внимание на том, что ключевые слова имеют высокий деривационный потенциал, «внимание к ключевым словам определенного времени важно при изучении активных процессов словообразования, ибо они широко используются как базовые основы, рождая новые группы однокоренных слов». Такие слова характеризуются высокой частотностью употребления и словообразовательной активностью, поскольку за ними стоят понятия или явления, чрезвычайно важные для данной эпохи. Е. А. Земская среди ключевых слов эпохи 1990-х годов называет слова перестройка, приватизация, гласность, они представляют «номинативный облик эпохи» [5].

Иное понимание ключевых слов представлено в книге А. Вежбицкой, которая содержит

© Попова Л. А., 2017

этот термин уже в самом названии - «Понимание культур через посредство ключевых слов»: «...это слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры» [2: 35]. Ключевые слова культуры не зависят от эпохи, временной фактор здесь не играет определяющей роли. Основные положения, развиваемые А. Вежбицкой, заключаются в том, что разные языки существенно разнятся в отношении своего словарного состава, и эти различия отражают различия ядерных ценностей соответствующих культурных общностей. Она стремится показать, что всякая культура может быть исследована, подвергнута сопоставительному анализу и описана при помощи ключевых слов языка, обслуживающих данную культуру. По ее мнению, для того чтобы выявить ключевые слова той или иной культуры, необходимо установить, что слово, о котором идет речь, является общеупотребительным, а не периферийным; очень часто используется в какой-то одной семантической сфере; находится в центре фразеологического семейства; возможно, часто встречается в пословицах, изречениях, песнях и т. д. Так, среди ключевых слов русской культуры она называет слова судьба, душа и тоска, отражающие характер и менталитет всего русского народа [2].

Подобная трактовка ключевых слов разделяется Ю. С. Степановым, который анализирует их в культурологическом аспекте и обозначает как «константы культуры», «устойчивые концепты культуры» или «некий постоянный принцип культуры» [13]. Для русской культуры характерны следующие ценности, заложенные в константах: мир, Русь/Россия, правда, закон, знание, деньги, любовь, слово, душа, грех, наука, интеллигенция, личность, огонь, вода, хлеб, цивилизация, время, дом, язык, совесть, грусть и др.

В. Г. Костомаров приводит примеры слов и выражений, которые стали ключевыми символами эпохи [7]: перестройка, гласность, застой, демократизация, приватизация и многие другие. Под ключевыми символами эпохи в целом он признает неологизмы:

• слова, появившиеся в языке для выражения новых, ранее неизвестных понятий: ноу-хау, он-лайн, саммит, спикер, приватизация;

• слова, приобретающие новое значение (дополнительные актуальные коннотации): рынок, бизнесмен, предприниматель, перестройка;

• слова, вновь актуализированные в определенную эпоху вследствие их более высокой коммуникативной пригодности и адекватности для отражения историко-значимых общественных перемен данной эпохи: департамент, губернатор, гимназия, гувернантка. Много исследований посвящено категории

«модных слов». Такие слова отражают приоритеты, сформировавшиеся в данной лингвокультуре в определенное время. Н. Г. Журавлева отмечает,

что «модные слова в каждый временной период могут быть признаны самой информативной (в социолингвистическом плане) категорией лексики» [4: 132]. Среди основных критериев модных слов она называет:

• относительную новизну, «свежесть» слова;

• актуальность, современность, частотность таких слов;

• соответствие эстетическим вкусам и потребностям определенной части социума;

• модное слово характеризуется расширением синтаксических связей, следствием которых является амбивалентность прагматики и «опустошенность» семантики.

Термин «слова-хронофакты» предпочитает З. Е. Фомина, в ее понимании такие лексемы выступают как своеобразные маркеры эпохи: «. в определенный отрезок времени они приобретают исключительно важное значение, обозначают общественно значимые понятия и благодаря своей актуальной семантике становятся популярными у носителей языка» [15: 208]. Так, она описывает слова, которые в советских политических текстах соответствуют определенному срезу времени: стахановец, космополит, гласность, культ личности, либерализация.

Е. В. Синкина предлагает слова, способные при произнесении или при встрече в тексте поддерживать ассоциативную связь с определенным временным отрезком, называть маркерами эпохи. Автор говорит о наличии в структуре слов семантических компонентов, характеризующих временной статус лексических единиц (о чем, по ее мнению, свидетельствуют пометы в словарях типа устаревшее, неологизм, архаизм, историзм). Анализируя лексические единицы немецкого языка, Е. В. Синкина приходит к выводу: слова способны аккумулировать и передавать информацию об определенном периоде времени [12].

Е. И. Шейгал пишет о «лексике сегодняшнего дня», акцентируя внимание на ее злободневности: это слова, связанные с политическими инициативами и кампаниями (ваучер, приватизация, рынок, реформы), названия конкретных политических событий (Карибский кризис, война в Чечне, путч), лозунги и лозунговые слова, имена действующих политиков [17].

И. Ю. Шачкова рассматривает ключевые слова эпохи в политическом дискурсе, материалом для ее исследования послужили газетные статьи британских периодических изданий. Под ключевыми словами эпохи она понимает «лексемы, обозначающие наиболее актуальные понятия или явления определенного исторического периода» [16: 6]. В ее исследовании ключевые слова эпохи описываются посредством концептуального анализа, признаются именами политических концептов.

М. А. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва», говоря о ключевых словах эпохи, отмечает следующее: «. про эти периоды

можно философствовать бесконечно, можно снимать фильмы или писать романы, а можно просто произнести те самые слова, и за ними встанет целая эпоха» [8: 14]. В его понимании ключевые слова эпохи и модные слова практически синонимичны. С таких позиций он рассматривает лексемы элитный, эксклюзивный, знаковый, правильный, актуальный, реальный и др.

Н. С. Валгина по поводу наличия ключевых слов эпохи высказывается следующим образом: «Каждое время имеет некоторый набор слов, которые, в силу сложившихся обстоятельств, становятся модными, широко и разнообразно употребляемыми. Это своеобразные "знаковые" слова эпохи. Большую роль в их распространении играют СМИ, создавая речевую среду, в которой задаются эталоны, нормы. "Массовой болезнью языка" называют иногда лингвисты подобное словоупотребление. Таких слов немного, но они звучат навязчиво, контекстуально широко: модель, обвал, беспредел, раскрутка, тусовка, крутой и некоторые другие» [1: 80]. Таким образом, Н. С. Валгина, как и М. А. Кронгауз, сближает понятия ключевых слов эпохи и модных слов.

О. А. Семенюк пишет, что для каждой эпохи характерны свои ключевые слова или слова-символы. Они «активно употребляются в средствах массовой информации, являются неотъемлемой частью языка политики, пропаганды и бытового общения», «изучение таких языковых единиц позволяет раскрыть основные социальные, культурные, ценностные и др. ориентиры общества и личности эпохи» [11: 129]. В качестве материала для изучения исследователь использует художественные тексты, написанные в 80-90-е годы прошлого века; к ключевым лексическим единицам этого периода, по мнению автора, можно отнести слова реформы, коррупция, гласность, плюрализм, перестройка и т. д.

В 2013 году было издано учебное пособие Н. А. Кузьминой и Е. А. Абросимовой «Активные процессы в русском языке и коммуникации новейшего времени», в котором имеется глава, посвященная ключевым словам текущего момента. Авторы перечисляют основные параметры ключевых слов текущего момента, опираясь в основном на исследования Т. В. Шмелевой. Включение такой главы в учебное пособие говорит об актуальности данной темы в лингвистике и о постепенном перемещении ее из разряда периферийных областей в одну из центральных.

Кроме того, в настоящее время начинают появляться исследования ключевых слов эпохи на материале отдельных лексем. Так, в 2013 году вышла в свет статья М. А. Степановой «Современное идеологическое пространство России: ключевые слова эпохи», где автор выявляет и анализирует ключевые слова, являющиеся маркерами новейших идеологических установок в отношении главных направлений государственной деятельности, среди которых называет лексемы ЕГЭ и инновации.

В 2014 году была опубликована статья Е. Ю. Виданова под названием «Семантический и деривационный потенциал ключевых слов эпохи, или страсти по олимпиаде». Под ключевыми словами эпохи в исследовании понимаются «особые лексические маркеры, отражающие актуальное состояние концептосферы языка и обладающие весомым прагматическим содержанием» [3: 85]. Автор анализирует слово олимпиада, ставшее ключевой лексемой на период с 2007 года, когда Сочи объявили местом проведения зимних Олимпийских игр-2014, до момента утихания бурного обсуждения итогов мероприятия в 2014 году. Отмечается, что произошло значительное расширение лексической сочетаемости и деривационного потенциала, лексема стала объектом языковой игры. Е. Ю. Виданов приходит к выводу, что «любое значимое для жизни социума событие отражается в речи носителей данного языка» [3: 91].

Реакцией на проведение зимних Олимпийских игр в Сочи стала также вышедшая в 2014 году статья С. В. Ильясовой «Ключевые слова-маркеры эпохи как объект языковой игры (на материале языка российских СМИ)», предметом анализа здесь являются топоним Сочи и аббревиатура СМИ. Автор отмечает, что ключевые слова выступают как базовые в процессе словотворчества (в одном из ее трудов вводится термин «лавинообразное словотворчество»). Также из наблюдений С. В. Ильясовой становится ясно, что одним из показателей социальной значимости таких слов выступает их участие в языковой игре [6].

Как видно из описанного выше, понятие ключевых слов является достаточно разнородным. Однако все воззрения на данную проблему можно объединить в группы по сходству точек зрения:

• Ключевые слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры. Для их обозначения используются термины «ключевые слова культуры», «константы культуры», «устойчивые концепты культуры» (А. Вежбицкая, Ю. С. Степанов).

• Ключевые слова, которые отражают основные экономические и социальные изменения, политическую актуальность ситуации или события, к которому относятся. Исследователи по-разному называют данный феномен: слова-хронофакты, лексика сегодняшнего дня, ключевые слова эпохи, ключевые слова текущего момента, маркеры эпохи (З. Е. Фомина, Е. И. Шейгал, И. Ю. Шачкова, Т. В. Шмелева, Е. В. Синкина, Е. Ю. Виданов, С. В. Ильясова).

• Ключевые слова, не столько связанные с политически значимыми событиями, которые становятся на определенное время бурно обсуждаемыми, сколько отражающие ценностные, культурные ориентиры общества конкретного времени. Это языковое явление получило несколько наименований: ключевые слова эпохи, слова-символы, модные слова (Е. А. Земская,

Н. С. Валгина, М. А. Кронгауз, О. А. Семенюк,

Н. Г. Журавлева, М. А. Степанова).

Отметим, что первая и третья из выделяемых групп определений соотносятся по логическому объему как общее и частное: широкое с точки зрения временных границ понятие ключевых слов культуры какого-либо этноса в целом и, напротив, актуальное для современной социокультурной ситуации ключевое слово.

Вернемся к последней группе ключевых слов. По своим смысловым характеристикам она может быть разделена на две подгруппы. Так, к первой подгруппе будут относиться ключевые слова, которые в определенное время выступают самой информативной (в социолингвистическом плане) категорией лексики, обладают такими признаками, как актуальность, современность, высокая частотность употребления, и отражают основные ценности общества конкретного исторического периода. При таком понимании эта подгруппа больше отвечает признакам модных слов (встречающиеся обозначения - модные слова, слова-символы). Слова второй подгруппы также будут иметь перечисленные свойства, но их отличие мы видим в том, что они начинают приобретать статус концептов, более длительное время находятся в центре языковой системы языка (а не в периферийной ее части). Концепт, по определению Ю. С. Степанова, «это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей" - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [13: 43]. Согласно Е. С. Кубряковой, концепт является результатом столкновения значения слова с личным опытом человека [9].

Наибольший интерес для нас представляют слова второй подгруппы, которые могут обозначаться как ключевые слова эпохи или ключевые слова современности. Выбор того или иного термина должен зависеть, на наш взгляд, от продолжительности исторического периода, лексика которого становится предметом исследования. Слово эпоха, входящее в состав термина «ключевые слова эпохи», имеет основное значение «длительный период времени, выделяемый по ка-

ким-нибудь характерным явлениям, событиям». Ассоциации к этому слову подтверждают словарное значение: эра, история, век, ренессанс, веха, коммунизм, античность, столетие, тысячелетие и т. п. (данные по «Словарю ассоциаций», http://sociation.org/word/). Таким образом, этот термин уместнее было бы использовать при описании ключевых слов более длительных, более глобальных исторических периодов (например, эпохи коммунизма и т. д.). Слово же современность, являющееся частью термина «ключевые слова современности», обычно дефинируется как определенный отрезок времени без указаний на его длительность, следовательно, термин «ключевые слова современности» предпочтительнее употреблять для анализа лексики относительно непродолжительного времени. Однако нельзя упускать из виду, что современность - понятие философское, и философы определяют его как содержательно-темпоральное, а не формально-календарное. То есть, чтобы определенный отрезок времени назвать современностью, он должен обладать некоторыми уникальными свойствами, отличающими его от других периодов.

Особенности ключевых слов современности как языкового явления заключаются в следующем. Активно употребляясь в разных типах дискурса (в средствах массовой информации, языке политики, бытовом общении и т. д.), ключевые слова современности участвуют в двустороннем процессе: с одной стороны, отражают взгляды и ценности общества определенного периода, а с другой - формируют их, влияют на формирование картины мира личности. Такие слова, безусловно, обладают манипуляционным потенциалом. Изучение данных языковых единиц, как нам представляется, позволяет раскрыть основные аксиологические приоритеты современников - отражение в сознании ценностей, признаваемых ими в качестве важных, необходимых, полезных материальных благ и идеалов, жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров. Так, среди ключевых слов современности (начала XXI века) можно назвать лексемы дизайн, интернет, качество, клиент, кредит, менеджер, оптимизация, пользователь, проект, продукт, результат, решение, услуга, фитнес и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валгина Н. С . Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие. М.: Логос, 2001. 304 с.

2. Вежбицкая А . Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

3. Виданов Е . Ю. Семантический и деривационный потенциал ключевых слов эпохи, или страсти по олимпиаде // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. № 2. С. 85-91.

4. Журавлева Н. Г. «Модное» слово: к вопросу о содержании понятия // Научная мысль Кавказа. 2009. № 2. С. 132-137.

5. Земская Е. А . Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 90-141.

6. Ильясова С . В . Ключевые слова-маркеры эпохи как объект языковой игры (на материале языка российских СМИ) // Грани познания. Волгоград, 2014. № 1. С. 60-62.

7. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.

8. Кронгауз М. А . Русский язык на грани нервного срыва. М.: Знак: Языки славянских культур, 2008. 232 с.

9. Кубрякова Е . С . Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1992. С. 84-90.

10. Кузьмина Н . А ., Абросимова Е . А . Активные процессы в современном русском языке и коммуникации новейшего времени: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2013. 256 с.

11. Семенюк О. А . Ключевые слова в картине мира и языке эпохи // Культура народов Причерноморья. 2002. № 32. С. 129-132.

12. Синкина Е . В . Лексические единицы как маркеры эпохи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2008. 18 с.

13. Степанов Ю. С . Константы: словарь русской культуры. М., 2001. 990 с.

14. Степанова М. А . Современное идеологическое пространство России и коммуникации новейшего времени // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы IX Междунар. науч. конф. Нижневартовск, 2013. С. 166-169.

15. Фомина 3. Е . Слова-хронофакты в языке политических текстов // Язык и эмоции. М., 1999. С. 207-215.

16. Шачкова И . Ю. Семантика «ключевых слов эпохи» (Эпоха Т. Блэра, 1997-2007): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2008. 18 с.

17. Шейгал Е . И . Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.

18. Шмелева Т. В . Ключевые слова текущего момента // Collegium. Киев, 1993. № 1. С. 33-41.

19. Шмелева Т. В. Кризис как ключевое слово текущего момента // Политическая лингвистика. Вып. 2 (28). Екатеринбург, 2009. С. 63-67 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politlinguist.ru/mateiials/pl/28.pdf (дата обращения 28.11.2016).

Popova L. A., Bashkir State University (Ufa, Russian Federation)

KEY WORDS OF MODERN TIMES: THE ISSUE OF THE TERM

The article is devoted to the overview of linguistic works concerning the phenomenon of key words. The terms used to denote this language realia (i. e. "key words of the current moment", "key words of the epoch", "key symbols of the epoch", "today's vocabulary", "key words of the culture", "trendy words") and their definitions are presented. An attempt to specify approaches to the analysis of this phenomenon has been made. Key words are divided into groups as follows: those which are the most illustrative and essential to the given culture, those which reveal economic and social changes, political topicality of the situation or event they relate to, those which depict values, cultural priorities or the world view of the society of the specific time. Special attention is drawn to the latter: notions of "trendy words" and "key words of the epoch". The reason of introducing a new term - "key words of modern times" - into scientific use is provided; features and examples of such words are presented.

Key words: key words of modern times, key words of the epoch, key words of the current moment, key words of the culture, trendy words, concept, the issue of the term

REFERENCES

1. Valgina N. S. Aktivnye protsessy v sovremennom russkom yazyke [Active processes in the modern Russian language]. Moscow, Logos Publ., 2001. 304 p.

2. Vezhbickaya A. Ponimanie kul 'tur cherez posredstvo klyuchevykh slov [Understanding cultures through their key words]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2001. 288 p.

3. Vidanov E. Yu. Semantic and derivation potential of the key words of the epoch or passion at the Olympics [Semanti-cheskiy i derivatsionnyy potentsial klyuchevykh slov epokhi, ili strasti po olimpiade]. Ural'skiy filologicheskiy vestnik. Seriya: Psikholingvistika v obrazovanii. 2014. № 2. P. 85-91.

4. Zhuravleva N. G. "Trendy" words: the question of the content of the concept ["Modnoe" slovo: k voprosu o soderzhanii ponyatiya]. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009. № 2. P. 132-137.

5. Zemskaya E. A. Active processes in the modern word-formation [Aktivnye protsessy sovremennogo slovoproizvodstva]. RusskiyyazykkontsaXXstoletiya. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 1996. P. 90-141.

6. Il'yasova S. V. Key word-tokens of the epoch as object of the language game (based on the language of Russian mass media) [Klyuchevye slova-markery epokhi kak ob''ekt yazykovoy igry (na materiale yazyka rossiyskikh SMI)]. Grani pozna-niya. Volgograd, 2014. № 1. P. 60-62.

7. Kostomarov V. G. Yazykovoy vkus epokhi: iz nablyudeniy nad rechevoy praktikoy mass-media [Language taste of the epoch. From observations of speech practice of mass-media]. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 1999. 320 p.

8. Krongauz M. A. Russkiyyazyk na grani nervnogo sryva [Russian language on the verge of a nervous breakdown]. Moscow, Znak, Yazyki slavyanskikh kul'tur Publ., 2008. 232 p.

9. K u b r y a k o v a E . S . Role of word-formation in language world view [Rol' slovoobrazovaniya v formirovanii yazykovoy kartiny mira]. Rol'chelovecheskogofaktora v yazyke: Yazyk i kartina mira. Moscow, Nauka Publ., 1992. P. 84-90.

10. Kuz'mina N. A., Abrosimova E. A. Active processes in the modern Russian language and communications of the newest time: tutorial [Aktivnye protsessy v sovremennom russkom yazyke i kommunikatsii noveyshego vremeni: Uchebnoe posobie]. Moscow, Flinta Publ., 2013. 256 p.

11. Semenyuk O. A. Key words in the picture of the world and language of the epoch [Klyuchevye slova v kartine mira i yazyke epokhi]. Kul'tura narodovPrichernomor'ya. 2002. № 32. P. 129-132.

12. Sinkina E. V. Leksicheskie edinitsy kak markery epokhi: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Lexical units as tokens of the epoch: Author's abst. PhD phil. sci. diss.]. Samara, 2008. 18 p.

13. Stepanov Yu. S. Konstanty: slovar'russkoy kul'tury [Constants: the dictionary of Russian culture]. Moscow, 2001. 990 p.

14. S t e p a n o v a M . A . Modern ideological space of Russia and communications of the newest time [Sovremennoe ideolo-gicheskoe prostranstvo Rossii i kommunikatsii noveyshego vremeni]. Deyatel'nostnoe ponimanie kul 'tury kak vida chelovecheskogo bytiya: Materialy IXMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Nizhnevartovsk, 2013. P. 166-169.

15. Fomina Z. E. Word-chronofacts in the language of political texts [Slova-khronofakty v yazyke politicheskikh tekstov]. Yazyk i emotsii. Moscow, 1999. P. 207-215.

16. Shachkova I. Yu. Semantika "klyuchevykh slov epokhi" (Epokha T. Blera, 1997-2007): Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Semantics of "key words of the epoch": Author's abst. PhD phil. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2008. 18 p.

17. Shejgal E. I. Semiotika politicheskogo diskursa [Semiotics of political discourse]. Moscow, 2004. 326 p.

18. Shmeleva T. V. Key words of the current moment [Klyuchevye slova tekushchego momenta]. Collegium. Kiev, 1993. № 1. P. 33-41.

19. Shmeleva T. V. Crisis as a key word of the moment [Krizis kak klyuchevoe slovo tekushchego momenta]. Politicheskaya lingvistika. Issue 2 (28). Yekaterinburg, 2009. P. 63-67. Available at: http://politlinguist.ru/materials/pl/28.pdf (accessed 28.11.2016).

Поступила в редакцию 28.12.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.