Научная статья на тему 'Ключевые профессиональные компетенции для преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (Mook)'

Ключевые профессиональные компетенции для преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (Mook) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1504
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ (МООК) / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОНЛАЙН-КУРСОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ ПЛАТФОРМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MOOC EDUCATOR / ONLINE EDUCATOR / NATIONAL RUSSIAN PLATFORM «OPEN EDUCATION»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пеккер П. Л.

Данная статья посвящена изучению формирования ключевых профессиональных компетенций преподавателя массовых открытых онлайн-курсов и основывается на анализе опроса (личный опрос, телефонное или skype-интервью) 50-ти преподавателей массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы открытого образования. В данном исследовании изучается вопрос значимости специальных профессиональных компетенций преподавателей массовых открытых онлайн-курсов. В статье представлены результаты опроса 50-ти преподавателей ведущих вузов России (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский физико-технический институт, Национальный университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный университет и Уральский федеральный университет), которые проводят онлайн-курсы на «Национальной платформе открытого образования» (данная платформа создана на базе edx). Исследование проводилось в два этапа: I этап с декабря 2015-го по январь 2016 г.; II этап с мая по июнь 2016 г.. В ходе исследования были выявлены и сформулированы такие специальные профессиональные компетенции преподавателей массовых открытых онлайн-кур сов (МООК), как умение держать внимание аудитории без личного контакта; умение работать перед камерой; компетенции преподавателей, связанные с поддержкой электронного курса (тесты, задания, создание тем на форуме и т.д.). В результате исследования были определены темы образовательных курсов для развития специальных профессиональных компетенций преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и для подготовки преподавателей к онлайн-обучению: по актерскому и ораторскому мастерству, а также по планированию и организации массовых открытых онлайн-курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes massive open online courses (MOOC) educators’ professional competences. This study was based on 50 interviews (face-to-face, telephone, skype) with massive open online courses (MOOC) educators from leading Russian educators (Moscow State University, National Research University of Technology "MISiS", Moscow Institute of Physics and Technology, National University "Higher School of Economics", St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great ", St. Petersburg State University and Ural Federal University) who conducted courses on Russian National Platforms «Open Education» (the platform is based on edx software). The interviews with online educators were conducted in two stages: from December 2015 till January 2016 and from April 2016 till May 2016. Educators were asked to give their opinion on the importance of specific professional competences meaningful for online teaching. The results of interviews revealed that massive open online courses (MOOC) educator should have several special professional competences: the ability to keep attention of the audience without face-to-face contact; proved presentation skills, i.e. the ability to work on camera. Also, competences related with online course support (test, forum, communication on forum and etc.) were named among those which make an online tutor successful. From what was done, it may well be concluded that educators need special course on presentation and speaking skills and on methods of conducting and general organization and support of massive open online course in Russia.

Текст научной работы на тему «Ключевые профессиональные компетенции для преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (Mook)»

ТРИ «М»: МЕТОД-МЕТОДИКА-МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 378.14.014.13

Ключевые профессиональные компетенции для преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (MOOK)

Данная статья посвящена изучению формирования ключевых профессиональных компетенций преподавателя массовых открытых онлайн-кур-сов и основывается на анализе опроса (личный опрос, телефонное или skype-интервью) 50-ти преподавателей массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы открытого образования. В данном исследовании изучается вопрос значимости специальных профессиональных компетенций преподавателей массовых открытых онлайн-курсов. В статье представлены результаты опроса 50-ти преподавателей ведущих вузов России (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский физико-технический институт, Национальный университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный университет и Уральский федеральный университет), которые проводят онлайн-курсы на «Национальной платформе открытого образования» (данная платформа создана на базе edx). Исследование проводилось в два этапа: I этап — с декабря 2015-го по январь 2016 г.; II этап — с мая по июнь 2016 г.. В ходе исследования были выявлены и сформулированы такие специальные профессиональные компетенции преподавателей массовых открытых онлайн-кур-

Как цитировать статью: Пеккер П. Л. Ключевые профессиональные компетенции для преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (МООК) // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С.117-127.

П. Л. Пеккер

Аспирант факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова E-mail: 384467@bk.ru

Polina L. Pekker

PhD student of Lomonosov Moscow State University, Faculty of Educational Studies

сов (МООК), как умение держать внимание аудитории без личного контакта; умение работать перед камерой; компетенции преподавателей, связанные с поддержкой электронного курса (тесты, задания, создание тем на форуме и т.д.). В результате исследования были определены темы образовательных курсов для развития специальных профессиональных компетенций преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и для подготовки преподавателей к онлайн-об-учению: по актерскому и ораторскому мастерству, а также по планированию и организации массовых открытых онлайн-курсов.

Ключевые слова: преподаватели, массовые открытые онлайн-кур-сы (MOOК), преподаватели онлайн-курсов, Национальная российская платформа открытого образования.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) становятся в настоящее время одним из самых перспективных направлений в электронном обучении. За последние пять лет миллионы слушателей во всем мире активно обучаются с использованием МООК, для которых не существует ни территориальных границ, ни возрастных ограничений. Это и есть одна из характеристик глобализации образования. В нашей стране педагогические исследования онлайн-обучения пока немногочисленны и базируются на работах А. А. Андреева, Е. С. Полат и др.[1; 9; 12; 13]. В связи с тем, что МООК востребованы все большей аудиторией слушателей в мире, следует уделять внимание качеству онлайн-курсов, в которых профессиональные компетенции преподавателей играют важную роль. Целью нашего исследования явилось определение и ранжирование наиболее значимых профессиональных компетенций преподавателей массовых открытых онлайн-курсов по их собственному мнению.

При проведении исследования были использованы работы ряда ученых, изучающих профессиональные компетенции преподавателей вузов в целом, таких как И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Г. И. Гапонова, А. А. Дульзон, О. С. Ефимова, О. Н. Андрух и другие [2; 5; 6; 7; 10]. Стоит отметить, что слушатели массовых открытых онлайн-курсов исследуются рядом авторов [14; 16; 17; 18; 20], а преподаватели массовых открытых онлайн-курсов недостаточно изучены на данный момент.

Исследование проводилось в два этапа: I этап — с декабря 2015-го по январь 2016 г.; II этап — с мая по июнь 2016 г.. Результаты первого этапа исследования были опубликованы в статье и положены в основу второго исследования [11]. Всего в исследовании приняли участие 50 препода-

вателей массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы «Открытое образование», которые ведут онлайн-курсы на Национальной Российской платформе открытого образования. В Москве было опрошено 30 преподавателей онлайн-курсов, в Санкт-Петербурге — 13, в Екатеринбурге — 7 (Рис. 1). В ходе двух этапов исследования было опрошено 12 преподавателей МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), УРФУ (Уральский федеральный университет) — 7, МФТИ (Московский физико-технический институт) — 6, МИСиС (Московский институт стали и сплавов) — 6, ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) — 6, Политех (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) — 6, ВШЭ (Национальный университет «Высшая школа экономики») — 6 и СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) — один преподаватель.

= Москва

я Сан кг- Петербург ■ Екатеринбург

Рисунок 1. Количество опрошенных преподавателей онлайн-курсов

по городам (%)

Большинство зарубежных исследователей отмечает, что традиционная и онлайн формы обучения отличаются [15; 16; 19; 21]. Поэтому профессиональные компетенции, которыми должен обладать преподаватель в традиционной форме обучения (общие профессиональные компетенции) и в онлайн-форме (специальные профессиональные

компетенции), различны. После проведения первого этапа исследования были сформулированы и определены общие и специальные профессиональные компетенции преподавателей массовых открытых онлайн-курсов (Табл. 1): способность держать внимание аудитории без личного контакта; способность работать перед камерой; компетенции преподавателей, связанные с поддержкой онлайн-курса: готовность разрабатывать и использовать контрольно-измерительные материалы (тесты), коммуникативные средства курса (форум) [11].

Таблица 1

Общие и специальные профессиональные компетенции

Общие профессиональные компетенции Специальные профессиональные компетенции

1. Владение предметом, профессионал своего дела; 2. Наличие высоких нравственных качеств; 3. Владение грамотной речью, умение доходчиво излагать материал; 4. Умение четко планировать и организовывать деятельность. 1. Способность держать внимание аудитории без личного контакта; 2. Способность работать перед камерой; 3. Готовность поддерживать он-лайн-курс (готовность разрабатывать и использовать контрольно-измерительные материалы (тесты) и коммуни-кативныесредства курса (форум).

Задача II-го этапа исследования — ранжировать по значимости профессиональные компетенции преподавателей МООК, выявленные на I-м этапе исследования.

Во время второго этапа исследования преподаватели массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы открытого образования отмечали, что выявленные общие профессиональные компетенции важны в разной степени (владение предметом, профессионал своего дела; наличие высоких нравственных качеств; владение грамотной речью, умение доходчиво излагать материал; умение четко планировать и организовывать деятельность). По мнению опрошенных преподавателей, в идеале преподаватель должен обладать всеми четырьмя общими профессиональными компетенциями. Самая важная компетенция, по мнению опрошенных,— профессионализм (знание своего предмета). Также важно уделять большое внимание умению четко планировать и организовывать деятельность, так как слушатели не могут задать вопрос по пройденному материалу во время лекции.

Отдельно отмечали интерес к своему предмету и что хорошо, когда преподаватель — всесторонне развитая личность (обладает междисциплинарными знаниями и широким кругом знаний).

Некоторые преподаватели массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы открытого образования говорили о том, что нравственные качества в онлайн-обучении меньше влияют на конечный результат и что данная профессиональная компетенция больше важна в очном обучении.

Большинство из опрошенных преподавателей онлайн-курсов (60%) отметили, что самое важное в онлайн-обучении — умение подготовить материалы для онлайн-курса, что, в случае с массовым онлайн-обучением, включает работу с презентациями, разработку проверочных заданий.

Преподаватель должен гораздо тщательнее готовить курс — как лекции, так и проверочные материалы, в том числе принципиальные схемы их работы (например, проверка сочинений, эссе может вестись только в режиме peer-review — студенты проверяют студентов — и не для всех видов заданий такая проверка может быть реализована без проблем). Кроме того, гораздо большее внимание преподавателям в онлайн-обуче-нии приходится уделять дополнительным материалам, необязательным для прохождения, но предназначенным главным образом для удержания на курсе сильных студентов.

Это означает, что умение четко планировать и организовывать деятельность (общая профессиональная компетенция) важно в большей степени в онлайн-обучении. Стоит отметить, что данная компетенция пересекается с специальной профессиональной компетенцией — компетенция преподавателей, связанная с поддержкой онлайн-курса.

Основной фокус работы преподавателя в онлайн обучении смещается от работы с аудиторией к работе с материалами, а роль преобразуется из «человека, который может все объяснить и ответить» в «человека, который может все подготовить так, что дополнительно объяснять не надо и не возникает дополнительных вопросов».

Что касается специальных профессиональных компетенций — способности держать внимание аудитории без личного контакта; способности работать перед камерой; компетенций преподавателей в онлайн-обучении, связанных с поддержкой онлайн-курса: готовности разрабатывать и использовать контрольно-измерительные материалы (тесты) и коммуникативные средства курса (форум) — самой важной компетенцией,

по мнению большинства опрошенных, является способность работать перед камерой. В Таблице 2 приведено описание респондентами специальных профессиональных компетенций преподавателей МООК, которые ведут онлайн-курсы на Национальной российской платформе открытого образования.

Стоит отметить, что выделенные специальные профессиональные компетенции практически полностью соответствуют трудовым функциям профессионального стандарта 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1).

Таблица 2

Описание респондентами специальных профессиональных компетенций преподавателей онлайн-курсов

Компетенция Описание

Способность держать внимание аудитории без личного контакта - наличие ораторских навыков; - наличие хорошей дикции; - способность доходчиво и увлекательно рассказывать материал; - способность заинтересовывать аудиторию без личного контакта; - готовность применять психологические особенности человека (через какое время устает, через какое время переключается внимание); - знание аудитории (возраст слушателей, образование, пол, место учебы / работы), для которой предназначен курс.

Способность работать на камеру - готовность использовать психологические особенности работы на камеру (отснять лекцию, решить что надо улучшить); - готовность использовать различные формы подачи материала; - способность фокусировать взгляд на камеру; - способность выигрышно выглядеть в кадре.

Готовность поддерживать он-лайн-курс - подготовка оценочных средств; - готовность корректно отвечать на вопросы на форуме; - уважение к слушателям; - стрессоустойчивость; - готовность применять компьютерные навыки; - готовность корректировать курс.

Кроме того, очень важной является компетенция, связанная с поддержкой онлайн-курса (формирование и использование контрольно-измерительных материалов, использование коммуникативных средств

курса), поскольку именно из составляющих, которые входят в поддержку онлайн-курса, складывается качество курса в онлайн-обучении. Так считают 60% опрошенных преподавателей массовых открытых онлайн-кур-сов Национальной российской платформы открытого образования. Часть преподавателей передают ассистентам обязанности, связанные с поддержкой онлайн-курса.

К значимым компетенциям преподавателя онлайн-курсов 48% респондентов отнесли умение держать внимание аудитории без личного контакта. Несколько преподавателей высказали мнение, что умение держать внимание аудитории без личного контакта в онлайн-обучении не важно, поскольку если слушатель не мотивирован, то его нельзя никак заставить. По данным Л. В. Борисовой, у слушателей, которые проходят онлайн-курсы, должны быть сильно развиты следующие характеристики: самодисциплина, самомотивация, самоорганизация [3].

Стоит добавить, что многие из опрошенных преподавателей массовых открытых онлайн-курсов считают, что держать внимание аудитории без личного контакта очень сложно, поскольку в традиционном обучении при проведении лекций преподаватель видит реакцию аудитории и понимает, усваивает ли большинство студентов материал или нет. В зависимости от уровня аудитории преподаватель может подстроиться и изменить ход занятия. Кроме того, студент может уточнить неясный материал во время лекции. А в онлайн-обучении преподаватель записывает лекцию на камеру, не видя слушателей. Преподаватели массовых открытых онлайн-курсов с Национальной российской платформы открытого образования отметили, что если есть небольшая аудитория, то легче читать лекцию, «если есть хотя бы один человек, кроме оператора, кому читаешь лекцию, это помогает взгляду не блуждать».

Для получения качественного и увлекательного материала важны актерские навыки, умение быть режиссером. Н. В. Борисова в своей работе отмечает, что преподаватель должен быть профессионалом (детальное знание предмета) своего дела и одновременно менеджером и режиссером процесса обучения [4].

Большинство опрашиваемых (84%) высказались «за» введение специального курса для преподавателей онлайн-курсов, где на примерах будут выявлены отличия массового онлайн-обучения от традиционного обучения. Важна и практическая сторона обучающей программы с примерными заданиями: определить список необходимых изменений

в курсе, который читает преподаватель; проработать технологию проверки знаний с минимизаций экспертного труда; записать пробную лекцию и отсмотреть материал.

Также преподаватели массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы открытого образования отмечали, что необходим вводный курс по работе с техническими средствами: с интерактивной доской, с камерой и мультимедийным контентом (умение создавать, обрабатывать и использовать). Специальный курс должен различаться по тематике и по области знания, необходимо учитывать особенности различных научных областей: гуманитарной, естественнонаучной, физической, математической и т.д. Стоит приводить примеры в зависимости от научной области.

Большинство из 50-ти опрошенных респондентов (84%) считают, что необходимо ввести специальное обучение по организации и проведению онлайн-курса. Некоторые респонденты (10%) считают, что не только для преподавателей стоит ввести специальное обучение, но и для ассистентов, возможно, для операторов, монтажеров, специалистов по видеоэффектам, методистов.

Данные образовательные курсы помогут преподавателям массовых открытых онлайн-курсов развить необходимые специальные профессиональные компетенции и подготовят преподавателей к онлайн-форме обучения. В онлайн-курсах есть возможность обучить гораздо большую аудиторию, чем в традиционном обучении. Следует заключить, что на данный момент прохождение онлайн-курсов на Национальной российской платформе открытого образования носит факультативный характер, но планируется, что вузы будут обязаны принимать сертификаты с Национальной Российской платформы открытого образования вместо прохождения традиционных курсов в вузах.

Итак, основными профессиональными компетенциями преподавателей массовых онлайн-курсов являются: способность работать перед камерой (66%); компетенции, связанные с поддержкой онлайн-курса: готовность разрабатывать и использовать контрольно-измерительные материалы (тесты) и коммуникативные средства курса (форум) (60%); умение держать внимание аудитории без личного контакта (48%). Преподаватели считают, что все компетенции актуальны. Большинство преподавателей массовых открытых онлайн-курсов Национальной российской платформы открытого образования (84%) полагают, что

необходима специальная подготовка преподавателей по разработке и проведению МООК, для чего требуется создать обучающий он-лайн-курс для преподавателей. На данный момент такой онлайн-курс запущена образовательной платформе МГУ «Университет без границ» https://distant.msu.ru/.

Литература

1. Андреев А. А. Дистанционное обучение в России: ретроспектива и тенденции. 2013. С. 85.

2. Андрух О. Н., Сидорова А. С. Компетентностная модель преподавателя // Известия Института инженерной физики. 2014. № 2 (32). С. 81-84.

3. Борисова Л. В. Проблемы подготовки преподавателей для работы в информационно-образовательной среде дистанционного обучения с удаленным контингентом студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. ТГУ. 2011. № 4 (7). C. 45-47.

4. Борисова Н. В. Инновационный преподаватель вуза: технолог, менеджер, режиссер образовательного процесса. М.: ИКВО НИТУ «МИСиС». 2012. С. 27-35.

5. ГапоноваГ. И. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как средство реализации потенциального ресурса образовательной среды вуза // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 102-105.

6. Дульзон А. А., Васильева О. М. Модель компетенций преподавателя вуза // Управление качеством образования. 2009. № 4. С. 29-37.

7. Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. 2013. № 4. С. 3-39.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Теория инновационной и экспериментальной деятельности. 2009. № 2. С. 7-14.

9. Корякина А. Н. Формирование профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения: дис. ... канд. наук. Казань, 2013. 270 с.

10. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. С. 32.

11. Пеккер П. Л. Профессиональные компетенции преподавателей электронных курсов (на примере Национальной российской платформы открытого образования // Вестник Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. № 3. C. 109-117.

12. Полат Е. С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. C. 71-76.

13. Туровская Н. В. Формирование профессионально значимых качеств преподавателя дистанционного обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2013. 270 с.

14. Agarwal A. MOOC Learners: Who They Are, What Motivates Them 2014, November 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.huffingtonpost. com/anant-agarwal/mooc-learners-who-they-ar_b_4934941.htm l (дата обращения: 11.12.2017).

15. Clow D. MOOCs and the funnel of participation: The Third Conference on Learning Analytics and Knowledge (LAK 2013), Leuven, Belgium.P. 185-189.

16. Hannay M., Newvine T. Perceptions of Distance Learning: A Comparison of Online and Traditional learning // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2006. Vol. 2. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jolt.merlot.org/ documents/MS05011.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

17. Hill P. Emerging Student Patterns in MOOCs: A (Revised) Graphical View // Coursera, graphical view, MOOC, student patterns. 2013, March 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfeldstein.com/emerging-student-patterns-in-moocs-a-revised-graphical-view(дата обращения: 11.12.2017).

18. Liyanagunawardena T. R., Williams S.A. Elderly Learners and Massive Open Online Courses: A Review // Interactive Journal of Medical Research. 2016, Jan-Mar; No.5(1)).

19. Ni Ya A. Comparing the Effectiveness of Classroom and online Learning Teaching Research Methods // Journal of Public Affairs Education. 2013. No.19(2).P. 199-215 [Электронный ресурс] .Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/23608947 (дата обращения: 11.12.2017).

20. Pekker P., Popova L. Online learning students in Russia: who are they? // The EARLI Conference on Education in the Crossroads of Economy and Politics.2017. P. 9192 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.earli.org/earli-2017file:///D:/ pdf (дата обращения: 11.12.2017).

21. Stack S. Learning Outcomes in an online vs traditional course// International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2015. Vol.9, No.1.P. 1-18

References

• Agarwal A. MOOC Learners: Who They Are, What Motivates Them. 03.11.2014 [Elektronny resurs]. URL: https://www.huffingtonpost.com/anant-agarwal/mooc-learners-who-they-ar_b_4934941.html (data obrashcheniya: 11.12.2017).

• Andreev A. A. Distancionnoye obuchenie v Rossii: retrospektiva i tendencii. 1985. S. 85. [In Rus].

• Andrukh O. N., Sidorova A. S. Kompetentnostnaya model prepodavatelya // Izvestiya Instituta inzhenernoj fiziki. 2014. № 2 (32). S. 81-84. [In Rus].

• Borisova L. V. Problemy podgotovki prepodavatelej dlya raboti v informacionno-obrazovatelnoi srede distancionnogo obucheniya s udalennym kontingentom studentov vuza // Vektor nauki Toliyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4 (7). S. 45-47. [In Rus].

• Borisova N.V. Innovacionny prepodavatel vuza: tehnolog, menedzher, Rezhisser obrazovatel'nogo processa. M.: IKVO NITU MISiS, 2012. S. 27-35. [In Rus].

• Clow D. MOOCs and the funnel of participation. The Third Conference on Learning Analytics and Knowledge (LAK), 2013. Leuven, Belgium. S. 185-189.

• Dulzon A. A., Vasilyeva O. M. Model kompetencij prepodavatelya vuza // Upravlenie kachestvom obrazovaniya. 2009. № 4. S. 29-37. [In Rus].

• Efimova O.S., Nesterova A. V. Professional'nye kompetencii prepodavatelya vuza // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2013. No. 4. S. 3-39. [In Rus].

• Gaponova G. I. Sovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti prepodavatelya visshej shkoly kak sredstvo realizacii potencial'nogo resursa obrazovatel'noj sredy vuza //

Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 7. S. 102-105. [In Rus].

• Hannay M., Newvine T. Perceptions of Distance Learning: A Comparison of Online and Traditional learning // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2006. Vol. 2. № 1 [Elektronny resurs]. URL: http://jolt.merlot.org/documents/MS05011.pdf (data obrashcheniya: 11.12.2017).

• Hill P. (2013, March 10) Emerging Student Patterns in MOOCs: A (Revised) Graphical View. [Coursera, graphical view, MOOC, student patterns]. 10.03.2013 [Elektronny resurs]. URL: https://mfeldstein.com/emerging-student-patterns-in-moocs-a-revised-graphical-view (data obrashcheniya: 11.12.2017).

• Koryakina A. N. Formirovanie professional'nyh kompetencij prepodavatelej vuzov v oblasti distancionnogo obucheniya // dis. ... kand. nauk. Kazan, 2013. 270 s. [In Rus].

• Kuzmina N. V. Sposobnosti, odarennost, talant uchitelya.L.: Znanie, 1985. S. 32.[In Rus].

• Liyanagunawardena T. R., Reading W. (2016) Elderly Learners and Massive Open Online Courses: A Review // Interactive Journal of Medical Research. 2016, Jan-Mar; № 5(.

• Ni Ya A. Comparing the Effectiveness of Classroom and online Learning Teaching Research Methods // Journal of Public Affairs Education. 2013. № 19 (2). S. 199-215 [Elektronny resurs]. URL: http://www.jstor.org/stable/23608947 (data obrashcheniya: 11.12.2017).

• Pekker P. L. (2016) Professional'nye kompetencii prepodavatelej elektronnykh kursov (na primere Nacional'noj Rossijskoj platformy otkrytogo obrazovaniya) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M. V. Lomonosova. Seriya 20. Pedagogicheskoye obrazovanie. S. 109-117. [In Rus].

• Pekker P., Popova L. Online learning students in Russia: who are they? The EARLI Conference on Education in the Crossroads of Economy and Politics. 2017. S. 91-92 [Elektronny resurs]. URL: https://www.earli.org/earli-2017 (data obrashcheniya: 11.12.2017).

• Polat E. S. Metodologiya opredeleniya effektivnosti distancionnoj formy obucheniya // Otkrytoye obrazovanie. 2005. № 3. S. 71-76. [In Rus].

• Stack S. (2015) Learning Outcomes in an online vs traditional course // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2015. Vol. 9, № 1. S. 1-18.

• Turovskaya N. V. Formirovanie professional'no znachimykh kachestv prepodavatelya distancionnogo obucheniya v vuze / dis. ... kand. ped. nauk. Kazan, 2013. 270 s. [In Rus].

• Zimnyaya I. A. Kluchevye kompetencii — novaya paradigma rezultata obrazovaniya // Teoriya innovacionnoj i eksperimental'noj deyatel'nosti. 2009. № 2. S. 7-14. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.