Научная статья на тему 'Ключевые проблемы ВТО'

Ключевые проблемы ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / международная торговля / регулирование / развитые страны / развивающиеся страны / WTO / international trade / regulation / developed countries / developing countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Горчаков

Освещаются основные проблемы деятельности ВТО на современном этапе. Подчеркивается, что изменившийся баланс сил в мире ставит вопрос необходимости корректировки установленных ранее правил регулирования международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Issues of the WTO

The main problems of the WTO activities at the present stage are highlighted. The article emphasizes that the changed balance of power in the world raises the question of the need to adjust the previously established rules for regulating international trade.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы ВТО»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УДК 339.543:339.9

DOI 10.24412/1815-0683-2024-2-5-13

В. В. ГОРЧАКОВ*

Ключевые проблемы ВТО

Освещаются основные проблемы деятельности ВТО на современном этапе. Подчеркивается, что изменившийся баланс сил в мире ставит вопрос необходимости корректировки установленных ранее правил регулирования международной торговли.

Ключевые слова: ВТО, международная торговля, регулирование, развитые страны, развивающиеся страны.

V. V. GORCHAKOV

Key Issues of the WTO

The main problems of the WTO activities at the present stage are highlighted. The article emphasizes that the changed balance of power in the world raises the question of the need to adjust the previously established rules for regulating international trade.

Keywords: WTO, international trade, regulation, developed countries, developing countries.

Всемирная торговая организация функционирует с начала 1995 г., заменив прежнюю международную организацию ГАТТ -«Генеральное соглашение по тарифам и торговле», которая была учреждена с момента заключения самого соглашения (1947 г.). До настоящего времени ВТО является единственной международной экономической организацией по разработке условий торговли между государствами и механизмов регулирования глобальных процессов обмена товарами, услугами, продуктами интеллектуальной собственности, инвестициями [2].

По степени значимости и влияния на тенденции развития мировой торговли деятельность ВТО носит универсальный

ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор. journal-vfrta@mail.ru.

GORCHAKOV V. V. - Doctor of Engineering Sciences, Professor.

характер, опираясь на систему обязывающих многосторонних торговых соглашений (МТС), которая по сути представляет собой многосторонний контракт между странами - их участницами. Положения МТС устанавливают унифицированные нормы, принципы, правила и процедуры, которыми должны руководствоваться страны - члены ВТО при разработке внешнеторговой политики и системы государственного регулирования ВЭД.

Одновременно ВТО является институциональным инструментом надзора за соблюдением странами-участницами выработанного «международного кодекса правил».

Трансформация ГАТТ в ВТО произошла с целью дальнейшего урегулирования текущих проблем и разрешения торговых споров, конфликтов, обеспечения максимально благоприятных условий для развития системы свободного товарообмена и организации процессов многосторонних торговых переговоров. Основанием для учреждения ВТО как постоянно действующего форума стран-участниц послужило Марракешское соглашение 1994 г., а учредителями были признаны все договаривающиеся стороны -участники ГАТТ (128 стран)1.

Главные задачи ВТО, глобальные цели ВТО, основополагающие принципы ВТО отражены на рис. 1 [7].

Функциональная деятельность ВТО обеспечивается ее институциональными структурами согласно установленным процедурам в рамках ВТО (рис. 2). В составе организационной структуры ВТО выделяется три уровня [7].

Первый уровень - это высшая ступень принятия решений конференцией министров из числа министров торговли и министров иностранных дел стран - членов ВТО по всему кругу вопросов, являющихся предметом МТС ВТО. Конференция собирается не реже одного раза в год. В перерывах между собраниями ее функции выполняет Генеральный совет, который представляет второй уровень структуры ВТО и объединяет глав представительств и послов стран - участниц ВТО. Генсовет подотчетен Конференции министров и содержит в своей структуре органы по разрешению торговых споров между членами ВТО, а также по наблюдению за торговой политикой и обеспечению контроля за деятельностью подчиненных ему советов и специализированных комитетов, которые занимаются процессами реализации конкретных положений МТС. Третий уровень включает деятельность многочисленных советов по базовым сферам торговли, а также комитеты и рабочие группы по вопросам регламентации международной торговли. В их состав входят представители стран - членов ВТО.

1 Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1902152.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле товарами (ГАТТ)

Контроль за выполнением участниками соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда и возможных новых

правовых документов, которые появятся в будущем

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности СГРИПС)

Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров

Механизм обзоров торговой политики

Функции

X

Организация и проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами

х

Разрешение торговых споров и конфликтных

ситуаций на межправительственном уровне

Ш

Техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО

п:

Мониторинг национальной торговой политики стран-членов

Плюрилагеральные соглашения

Сотрудничество с международными организациями, участвующими в формировании глобальной экономической политики

Выполнение административных функций механизма обзора торговой политики

О 1>

£ X X _С гп о

—I

из о

Недискриминации - осуществление торговли на основе режима наибольшего благоприятствования

Принципы

Гласности - обязательство стран регулярно и в полном объеме информировать других членов ВТО о применении средств торговой политики, а также о мерах, готовящихся к введению

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами

Отказ от использования количественных и иных нетарифных ограничений

Транспарентность торговой политики

I

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров

Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых

отношений со странами - членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики

Преимущества

Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации

Возможность реализации текущих и стратегических

торгово-экономических интересов стран путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли

Рис. 1. Цели и принципы функционирования ВТО

Принятие всех правообразующих решений в структуре ВТО производится на основе консенсуса, т. е. согласия без процедуры голосования при 100 %-ном участии членов ВТО в лице уполномоченных представителей от государственных структур и органов власти.

Вместе с тем толкование положений МТС по торговле товарами, услугами, торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС), а также решения по освобождению стран-членов от принятия обязательств принимаются 3/4 голосов. Решения по поправкам, не затрагивающим права и обязательства участников, и по принятию новых стран в ВТО требуют 2/3 голосов. Любые достигнутые соглашения в рамках ВТО подлежат ратификации представительными органами стран - членов ВТО.

Рис. 2. Институциональная структура ВТО

Можно кратко сформулировать достоинства и достижения ВТО [8]: - последовательные переговоры на основе принципов недискриминации обеспечили поэтапное снижение торговых барьеров, что способствовало развитию экономик всех участников процесса;

- последовательное создание правил международной торговли;

- транспарентность процесса переговоров;

- создание системы мониторинга торгово-политического режима;

- механизмы разрешения споров между участниками.

Изменившийся баланс сил в мире в результате бурного роста НИС,

и в первую очередь таких стран, как Китай, Индия, Бразилия и др., поставил вопрос о корректировании установленных ранее правил игры в торгово-экономической сфере [8].

Основные причины слабой реакции ВТО на современные вызовы кроются в консервации порядка принятия решений консенсусом, зафиксированного в статье IX Марракешского соглашения об учреждении ВТО в 1994 г. За прошедшие почти 30 лет произошли кардинальные изменения расстановки сил в международной торговле и самой организации. В настоящее время добиваться консенсуса гораздо сложнее, чем в 90-х гг. прошлого века. В то время в международной торговле доминировали развитые государства - на их долю приходилось 70 % мирового товарного экспорта и 69,3 % импорта. Соответствующие показатели всей группы развивающихся стран составляли 27,7 и 28,7 %. В экспорте услуг на долю развитых стран приходилось 74,9 %, а развивающихся - 23,7 %, в импорте их доли составляли 69,0 и 28,4 %. При таком соотношении сил в международном обмене развитым государствам в большинстве случаев удавалось навязывать выработанные ими условия развивающимся странам, обеспечивая при этом консенсус при принятии решений [5; 6].

К настоящему времени доля развивающихся стран заметно выросла: в мировом товарном экспорте - до 44,3, в импорте - до 41,7, в экспорте услуг - до 28,4, в импорте - до 37,7 %. Удельный вес развитых государств снизился соответственно до 52,6, 55,8, 68,2 и 59,5 %. За это же время количество стран - членов ВТО увеличилось со 125 до 164. Причем присоединялись к организации исключительно страны с развивающимся рынком. Такой сдвиг в балансе сил в пользу стран развивающегося мира, осознание ими своего возросшего влияния на мировую экономику и международную торговлю позволяет им боле успешно, чем ранее, отстаивать свои национальные интересы, блокируя невыгодные для них решения.

Не секрет, что позиции развитых и развивающихся стран в отношении программы деятельности ВТО во многом расходятся. Развитые государства настаивают на расширении компетенции организации и распространении ее на новые области. Они добиваются от контрагентов из числа развивающихся стран уступок, которые заметно облегчили бы доступ промышленных товаров развитых стран на их рынки.

Развивающиеся страны упорно требуют возвращения в документы организации положений о дифференцированном и более благоприятном

для них режиме, существовавшем ранее - смещения в их пользу баланса уступок по действующим соглашениям, снижения барьеров в торговле таким образом, чтобы этим странам открывались более широкие возможности для экспорта, а также серьезного сокращения государственной поддержки сельского хозяйства в развитых государствах, к которому те готовности не проявляют [11].

Различие взглядов на содержание деятельности ВТО накладывает отпечаток на рассмотрение практически всех вопросов в ее рабочих органах, не позволяет совершенствовать действующие нормы и регламентировать на многостороннем уровне те сферы связанных с торговлей экономических отношений, которые выходят за рамки компетенции организации. Скорее всего, ВТО раньше или позже придется отказаться от использования консенсуса и выбрать какой-то другой метод принятия решений [9].

По мнению экспертов, более предпочтительным было бы взять на вооружение порядок голосования, действующий в ОЭСР. В соответствии с ним каждый член организации имеет один голос, и если он воздерживается от голосования по решению или рекомендации, то это не лишает силы ни решение, ни рекомендацию, которые распространяются на других членов, но не того члена, который воздержался от голосования. При этом решение не является обязательным ни для кого из членов до тех пор, пока он не выполнит требования своих конституционных процедур.

В рабочих органах ВТО активизировались дискуссии о направлениях совершенствования мировой торговой системы. Большинство участников обсуждений считают, что первоочередное внимание следует обратить на разработку мер, обеспечивающих совершенствование работы механизма разрешения споров, в том числе апелляционного органа, транспарентность торговой политики стран-членов, исполнение ими обязательств по нотификации связанных с торговлей регулятивных мер.

Правила и процедуры разрешения споров зафиксированы в отдельной договоренности ВТО, которая является неотъемлемой частью соглашения об учреждении организации. Практика показывает, что определенная часть конфликтных ситуаций разрешается в процессе консультаций. Однако в большинстве случаев члены организации обращаются в Орган по разрешению споров (ОРС). Как следствие, за все время существования ВТО в ОРС направлено около 600 исков. Ряд членов ВТО предлагают более активно использовать механизм досудебного урегулирования, с тем чтобы сократить число споров, рассматриваемых в ОРС. К ним относятся позитивные способы: 1) путем консультаций сторон; 2) использование посредничества генерального директора ВТО для урегулирования конфликта; 3) процедуры примирения и, наконец, исполнение рекомендаций третейской группы, создаваемой в случае, если три первых способа

не принесут результата. При несогласии одной из сторон с выводами третейской группы она может обратиться в апелляционный орган, который полномочен подтверждать, отменять или изменять рекомендации [5; 6].

Что касается апелляционного органа (АО), то его функционирование вызывает серьезные нарекания, в первую очередь со стороны США. Его упрекают в свободной интерпретации положений тех или иных соглашений, превышении полномочий, превышении срока рассмотрения апелляций (90 дней) и слишком частом участии в разбирательствах судей с истекшим сроком полномочий. Выражая свое неодобрение работы упомянутого органа, США блокируют его деятельность, требуя полного обновления состава судебной коллегии. Чтобы разблокировать работу АО, некоторые члены ВТО предлагают уточнить положения, регламентирующие действия АО, выдвигают идею увеличить численность судей в АО с 7 до 9.

Европейцы и канадцы озабочены недостаточной транспарентностью торговой политики и низкой дисциплиной исполнения обязательств по нотификации связанных с торговлей мер. Далеко не все участники ВТО соблюдают положения статьи IX ГАТТ, устанавливающей, что правительства и ведомства стран-членов должны публиковать информацию о национальном торгово-политическом режиме и придерживаться в этой сфере полной открытости и гласности, регулярно и в срок информировать секретариат ВТО об изменениях в торговой политике или о новых мерах, принимаемых в этой области. Исправить ситуацию могло бы упрощение требований к нотификациям, введение инструмента перепроверки и санкционного механизма в отношении стран, не выполняющих обязательства.

Беспокойство у инициаторов реформирования вызывает невыполнение частью членов ВТО, в первую очередь Китаем, правил деятельности государственных торговых предприятий, закрепленных в статье XVII ГАТТ, использования промышленных субсидий, запрещенных соответствующим многосторонним соглашением, административное принуждение иностранных инвесторов к трансферу технологий. Подобного рода нарушения квалифицируются ими как «несправедливые» практики, искажающие торговлю и наносящие ущерб странам-партнерам. Предлагается также ввести в отношении промышленных субсидий принцип презумпции вины: при отсутствии нотификации субсидия должна рассматриваться как наносящая ущерб, что позволяло бы вводить компенсационные меры в отношении субсидируемого с ее помощью экспорта [3; 4].

Критически настроены развитые страны в отношении тарифных преференций на невзаимной основе. Например, США считают данные льготы в отношении ряда стран, в частности Китая, «несправедливыми» и необоснованными. Невзаимными преференциями США пользуется в настоящее время 121 страна. Президент США в 2019 г. объявил о намерении

отменить для Индии основные льготы в рамках ВСП. Индия, которая пользуется льготными пошлинами на 1 800 своих товаров, незамедлительно объявила об ответных действиях. Индия может по примеру ЕС ввести специальные защитные меры против всех поставщиков стали и алюминия на свой рынок [3; 4].

Инициаторы реформ полагают, что вторым этапом в выработке мер, направленных на повышение эффективности ВТО, должно стать продвижение многосторонних переговоров с дальнейшей либерализацией торговли. Застой на Дохийском раунде переговоров, начатом в 2001 г. и незавершенном до сих пор, показывает, что ВТО не справляется с исполнением переговорной функции.

С приходом Д. Трампа к власти в США в начале 2017 г. мировое сообщество столкнулось с беспрецедентным ростом национального эгоизма и протекционизма в политике этой страны. Китай был объявлен экзистенциальной угрозой для США. Трампом через торговые войны, массовые торговые ограничения, преследование лидеров высокотехнологического сектора КНР была предпринята попытка переписать итоги глобализации последних десятилетий. Под предлогом борьбы с нечестными торговыми практиками КНР США фактически приступили к демонтажу ВТО и всей многосторонней торговой системы - произошел переход от регулирования, основанного на правилах, к регулированию, основанному на политико-силовых методах [1; 10]. Целостность современного мира нарушена, большинство традиционных норм управления и регулирования процесса глобализации перестали действовать, привычный всем глобальный порядок де-факто больше не существует. Причины ухудшения глобальной ситуации - блокирующие антироссийские санкции и конфликт на Украине, приведшие к разбалансировке энергетического, продовольственного и ряда других стратегических рынков (удобрений, металлов), повсеместному повышению цен на соответствующие товары [10].

Изменение структуры и конфигурации международной торгово-экономической системы сопровождается трансформацией механизмов управления ее развитием. Максимально диверсифицируются партнеры и рынки, расширяется система двусторонних и региональных соглашений по обеспечению гарантий, страхования и дополнительной поддержки международного бизнеса. В этой обстановке судьба Устава ВТО, да и самого ВТО выглядит неопределенной [11].

Список литературы

1. Балабин О. И. Применение экономических санкций в отношении России в контексте права ВТО // Таможенное дело. 2021. № 2. С. 9-12.

2. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. М.: ВАВТ, 2012. 360 с.

3. Загашвили В. С. Застой в ВТО как проявление кризиса глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 6, т. 63. С. 5-12.

4. Загашвили В. С. Международная торговля после пандемии COVID-19 // Мировая экономика и международные отношения. 2021. № 10, т. 65. С. 15-23.

5. Оболенский В. П. Камни преткновения на пути реформирования ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 8, т. 63. С. 13-20.

6. Оболенский В. П. От легитимного протекционизма к торговым войнам? // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 9, т. 62. С. 18-25.

7. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2015. 731 с.

8. Портанский А. П. Многосторонняя торговая система и перспектива ее реформирования. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 151 с.

9. Портанский А. П. Пандемия откладывает решение острейших проблем глобальной торговли и создает новые вызовы // Международная экономика. 2020. № 5. С. 22-29.

10. Смирнов Е. Н. Экономические санкции: теория и международная практика. М.: Русайнс, 2022. 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Спартак А. Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 7. С. 7-29.

© Горчаков В. В., 2024 © ОогсЬакоу V. V., 2024

Для цитирования:

Горчаков В. В. Ключевые проблемы ВТО // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 2(107). С. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.