Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / «сквозные» цифровые технологии / стратегия цифровой трансформации / проблемы трансформации / digital transformation / "end-to-end" digital technologies / digital transformation strategy / transformation problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова Сабина Эминовна, Эминова Нигара Эминовна

С появлением новых ИТ-технологий мир меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Организации экспериментируют с цифровыми инновациями и пробуют разные подходы к развитию своего бизнеса. Основной целью цифровой трансформации (ЦТ) является решение проблем, связанных с эффективностью и результативностью, в то время как организации, которые не разрабатывают и не внедряют стратегию ЦТ, вряд ли будут конкурировать в новой цифровой реальности. В этой статье рассмотрены ключевые проблемы и барьеры, с которыми организации обычно сталкиваются при переходе на цифровую трансформацию, даны практические рекомендации по их преодолению с целью построения эффективной ее стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ORGANIZATION

With the constant emergence of new IT technologies, the world is changing faster than ever before. Organizations are experimenting with digital innovations and trying different approaches to the development of their business. The main goal of digital transformation (DT) is to solve problems related to efficiency and effectiveness, while organizations that do not develop and implement DT strategies are unlikely to keep up and compete in the new digital reality. This article discusses the problems and barriers that organizations usually face when transitioning to digital transformation, and provides practical recommendations for overcoming these problems in order to build an effective strategy for managing digital transformation.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 338.45 ББК 65.30

DOI 10.24412/2412-2025-2023-1-60-65

Савзиханова Сабина Эминовна - доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Эминова Нигара Эминовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Savzikhanova Sabina Eminovna - Doctor of Economics, Professor of the Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

Eminova Nigara Eminovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

KEY PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE

ORGANIZATION

С появлением новых ИТ-технологий мир меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Организации экспериментируют с цифровыми инновациями и пробуют разные подходы к развитию своего бизнеса. Основной целью цифровой трансформации (ЦТ) является решение проблем, связанных с эффективностью и результативностью, в то время как организации, которые не разрабатывают и не внедряют стратегию ЦТ, вряд ли будут конкурировать в новой цифровой реальности. В этой статье рассмотрены ключевые проблемы и барьеры, с которыми организации обычно сталкиваются при переходе на цифровую трансформацию, даны практические рекомендации по их преодолению с целью построения эффективной ее стратегии.

Ключевые слова: цифровая трансформация; «сквозные» цифровые технологии; стратегия цифровой трансформации; проблемы трансформации.

With the constant emergence of new IT technologies, the world is changing faster than ever before. Organizations are experimenting with digital innovations and trying different approaches to the development of their business. The main goal of digital transformation (DT) is to solve problems related to efficiency and effectiveness, while organizations that do not develop and implement DT strategies are unlikely to keep up and compete in the new digital reality. This article discusses the problems and barriers that organizations usually face when transitioning to digital transformation, and provides practical recommendations for overcoming these problems in order to build an effective strategy for managing digital transformation.

Keywords: digital transformation; "end-to-end" digital technologies; digital transformation strategy; transformation problems.

Сегодня организации понимают, что их выживание зависит от способности быстро адаптироваться к новой экономической модели. Адаптивный бизнес в современном мире, как правило, основан на жесткой необходимости освоения «сквозных» цифровых технологий и навыков работы с данными [4]. Однако, чтобы освоить и внедрить эти технологии, любой организации придется серьезно пересмотреть свои подходы к управлению и даже культуре поведения сотрудников. Решением становится цифровая трансформация управления, так как она имеет дело именно с такими комплексными изменениями и побуждает многие организации проводить ее, чтобы выжить и процветать, сохранить конкурентное преимущество и обеспечить способность побеждать таким образом, чтобы не только противостоять изменениям, но и использовать их для создания новых стратегических возможностей.

И речь идет уже не о том, если или когда, а о том, как разработать и реализовать стратегию цифровой трансформации. Примеры успешной цифровой трансформации [1-3] доказывают, что ее преимущества неоспоримы, и превращение организации в цифровую среду - это не вариант, а необходимость. Все хорошие цифровые стратегии в своих принципах похожи друг на друга, поэтому основные вопросы, которые нужно держать в фокусе внимания, универсальны и подходят для любой институции. Организации различаются между собой по степени зрелости процессов, систем менеджмента, степени вовлеченности руководства в изменения [2].

Статистические данные также демонстрируют, почему цифровая трансформация стала приоритетом для каждой организации [5], так:

- Research&Markets прогнозирует, что глобальный рынок цифровой трансформации вырастет с 469,8 млрд долларов в 2020 году до 1 009,8 млрд долларов к 2025 году при среднегодовом темпе роста (CAGR) в течение этого периода на уровне 16,5% ;

- по прогнозам IDC, к 2023 году организации, преобразованные в цифровом формате, будут давать более половины мирового валового внутреннего продукта (ВВП), что составляет 53,3 трлн долларов США;

- по прогнозам IMF, к 2022 году 65% мирового ВВП будет оцифровано и т.д.

Кроме того, согласно указу президента России от 21 июля 2020 года, цифровая трансформация является одной из национальных целей до 2030 года. Предполагается, что к этому сроку доля социально значимых услуг, доступных в электронном виде, вырастет до 95%; доля подключенных к широкополосному доступу в интернет домохозяйств увеличится до 97%; вложения в отечественные решения в сфере информационных технологий должны вырасти в четыре раза по сравнению с 2019 годом и др. [6].

В России организации находятся на разных стадиях цифровой трансформации (см. рис.1). В то время как одни изо всех сил пытаются преодолеть первоначальные барьеры между видением и исполнением, другие дальше по пути сталкиваются с серьезными постоянными препятствиями, такими как бюджетирование, борьба за таланты и изменение

культуры. При этом формирование организационной культуры является решающим и часто недооцененным фактором успешной цифровой трансформации.

Рис. 2. Стадии цифровой трансформации в России [8]

Нужно учитывать, что любые изменения трудно внедрить в организациях. Так, до 70% крупных организационных изменений по данным БСО терпят неудачу [7]. Причина такого высокого процента кроется не только в технических и финансовых препятствиях, но и в устаревшей организационной структуре, неэффективных рабочих процессах и жёстком стиле руководства. Простая навигация по новым инструментам достаточно сложна, но когда организации сталкиваются с сопротивлением изменениям, трансформация может показаться невозможной.

Фокус на управлении организационными изменениями может помочь компании подготовить сотрудников к тому, что их ждет впереди. Вместо того чтобы просто сосредоточиться на технической стороне цифровой трансформации, важно рассмотреть людей, которых она непосредственно затрагивает, разработав комплексный план управления изменениями.

Количество статей, в которых перечислены причины неудач цифровой трансформации, почти неисчерпаемо. Тем не менее, лишь немногие предлагают действенный и комплексный подход, помогающий организациям более эффективно планировать и реализовывать свою цифровую стратегию. Авторы, на основе анализа литературных источников [18], определили шесть основных барьеров, которые нужно преодолеть, чтобы создать цифровое мышление и структуру цифровой трансформации в организации и предложили возможные пути их решений (см. табл. 1).

Таблица 2

Ключевые проблемы ЦТ и возможные пути их решений

№ Ключевые проблемы ЦТ Практические рекомендации по преодолению проблемы

1. Сопротивление сотрудников - некоторые сотрудники могут сопротивляться изменениям, потому что они чувствуют, что - Сосредоточение внимания на создании клиен-тоориентированной культуры, в которой бизнес-процессы изменяются в соответствии с меняющимися потребностями и предпочтениями

№ Ключевые проблемы ЦТ Практические рекомендации по преодолению проблемы

их работа может оказаться под угрозой, или их навыки больше не будут актуальны. Это также оказывает негативное влияние на моральный дух команды и производительность. клиентов. Это поможет сотрудникам понять, что новые навыки помогут им обеспечить более высокую ценность для клиентов. - Устранение страха и угрозы замены, с которыми сталкиваются сотрудники организации. Обеспечить сотрудникам уверенность в том, что у них появятся новые, легко адаптируемые роли даже после внедрения цифровых технологий.

2. Отсутствие четкого видения и стратегии - успешные программы цифровой трансформации начинаются с точки зрения бизнеса. - Всегда ставить четкие бизнес-цели для проектов, которые должны соответствовать общей цифровой стратегии. - Быть в курсе технологических тенденций, что включает в себя информирование о соответствующих новых технологиях и изменениях в поведении потребителей.

3. Отсутствие стратегии управления данными. Корень цифрового успеха - это данные о клиентах. Проблема, с которой сталкиваются организации с данными, заключается в том, что, несмотря на их массовое использование, они не знают, как эффективно их использовать. Из-за чего организации не смогут в полной мере использовать имеющуюся у них информацию о клиентах. - Сбор данные о клиентах с помощью подключенной системы аналитических инструментов. - Внедрение возможностей искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения поможет организациям обрабатывать данные в режиме реального времени и персонализировать разговоры с клиентами. - Разбиение силосы данных, интегрируя информацию между различными отделами, чтобы получить целостное представление о клиентах. - Привлечь людей с навыками анализа данных, чтобы эффективно использовать данные организации.

4. Негибкие процессы разработки приложений - если процесс разработки является жестким, то будет трудно внедрить инструменты и процессы цифровой трансформации. - Внедрение гибких процессов и технологий, которые поддерживают частую, если не непрерывную, интеграцию, которые приводят к эффективным цифровым результатам.

5. Традиционные операционные модели и унаследованные системы сопряжены с высокими затратами на техническое обслуживание и рассматриваются как барьеры на пути цифровой трансформации, поскольку они также трудно адаптируются к меняющимся требованиям клиентов. - Мотивирование сотрудников браться за инновационные проекты и поощрение их при освоении новые технологий, способствующие росту выручки. - Внедрение облачных технологий, которые являются более экономичными и масштабируемыми, чем устаревшие платформы. - Начинать с пилотных проектов, таких как мелкомасштабная автоматизация рабочих процессов для одного отдела, которые показывают успех новых цифровых возможностей, прежде чем развертывать сложный план массового внедрения цифровых технологий.

6. Надвигающиеся угрозы безопасности и конфиденциальности данных могут также стать проблемой для организаций, желающих заняться цифровой трансформацией. - Регулярно проводить обучение сотрудников опасности киберугроз и их роли в предотвращении рисков безопасности. - Проводить периодическую оценку рисков и обзор планов реагирования на инциденты безопасности. - Использование данных клиентов ответственно и соблюдение стандартов безопасности при переходе на облачные вычисления.

Общая нить этих проблем заключается в том, что все они являются внутренними, а это значит, что их можно предотвратить. Новые технологии неизменно будут иметь недостатки, но организации в основном сталкиваются с проблемами, которые уже существуют в их бизнесе и становятся очевидными в результате плохо спланированного внедрения стратегии цифровой трансформации. Обучение тому, как подготовиться, определить и обойти эти проблемы, является ключевым в реализации всех преимуществ ЦТ.

Резюмируя, хочется отметить, что цифровая трансформация приносит пользу как малым, так и крупным компаниям и неизбежна для организаций, которые хотят выжить на рынке в следующем десятилетии. При разработке стратегии цифровой трансформации организации необходимо тщательно подойти к выбору инструментов и подходов, ориентируясь на актуальные тенденции и задачи своего бизнеса. Однако, далеко не всем удается быстро и эффективно осуществить переход от традиционных способов ведения бизнеса к новейшим альтернативам, поскольку как и любой процесс изменений, он сопряжен с рядом рисков и проблем. Понимание проблем и барьеров, с которыми организации обычно сталкиваются при этом, и того, как другие преодолевают их, поможет определить, что замедляет работу организации сейчас и как избежать стагнации в будущем.

Список литературы:

1. Кулагин, В., Сухаревски, А., Мефферт, Ю. Digitaj@scale: настольная книга по цифровизации бизнеса / Владимир Кулагин, Алкександр Сухаревски, Юрган Мефферт. М. Интеллектуальная литература, 2021. - 293 с.

2. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. - М.: РАНХиГС, 2021. - 184 с.

3. Цифровая трансформация государственного управления: датацен-тричность и семантическая интероперабельность / Под науч. Ред. И с предисл. В.А. Конявского. - М.: ЛЕНАНД, 2019. - 724 с.

4. Цифровые технологии в российской экономике / К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг, В. В. Дементьев и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021 - 116 с. -400 экз. - ISBN 978-5-7598-2199-1

5. Vital Digital Transformation Statistics: 2021/2022 Spending, Adoption, Analysis & Data https://financesonline.com/digital-transformation-statistics/

6. https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/04/2022/62681d139a794726 6b64cd9e

7. https://www.bcg.com/publications/2021/flipping-odds-digital-transformation-success

8. https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlc

wN/view

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.