КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ)
Степанов А.А., Савина М.В., Потехина Е.В.
СТЕПАНОВ Александр Аннаярович - доктор экономических наук, профессор кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД России, Одинцово, Российская Федерация. E-mail: step-916@yandex.ru
САВИНА Маргарита Витальевна - доктор экономических наук, профессор экономического факультета Российского государственного социального университета, Москва, Российская Федерация. E-mail: marg.savina@yandex.ru
ПОТЕХИНА Елена Витальевна - доктор экономических наук, профессор экономического факультета Российского государственного социального университета, Москва, Российская Федерация. E-mail: Elengapotechina@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и методические вопросы применения ключевых показателей эффективности KPI в качестве инструмента управления реализацией инновационной политики муниципальных образований; раскрыты особенности их применения с учетом специфики функционирования муниципальной экономики; обоснованы преимущества их использования в практике разработки и реализации инновационной политики муниципалитетов.
Ключевые слова: муниципальная политика, инновационная политика, ключевые показатели эффективности, KPI, инновационная деятельность.
Для цитирования: СтепановА.А., Савина М.В., Потехина Е.В. Ключевые показатели эффективности и их использование в управлении реализацией муниципальной инновационной политики (вопросы теории) // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 67-75. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-67-75.
Введение
Проблема управления реализацией инновационной политики в муниципальных образованиях страны является одной из актуальных проблем современности. Однако до настоящего времени и в теории управления, и на практике не разработаны теоретико-методологические основы и методические рекомендации по управлению реализацией инновационной политики на этом важнейшем уровне системы государственного и муниципального управления.
Вместе с тем разработка и реализация муниципальной инновационной политики имеет свои специфические особенности, предопределяемые спецификой деятельности предприятий, организаций, учреждений муниципалитетов. Их
деятельность направлена прежде всего на решение проблем местного значения - обеспечение повседневных запросов, интересов и потребностей населения, повышение качества и уровня жизни.
Инновационная политика на уровне муниципалитета призвана формировать объективные предпосылки для повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности хозяйствующих субъектов на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса.
Однако, как показывает обобщение практики, одним из узких мест в решении проблемы повышения эффективности инновационной деятельности в муниципальных образованиях является отсутствие комплексных инструментов управления реализацией мероприятий муниципальной инновационной политики.
Обобщение зарубежного и отечественного опытов убедительно свидетельствует о том, что в качестве действенного инструмента управления реализацией инновационной политики в муниципальных образованиях может служить система ключевых показателей эффективности (КР1).
Основная часть
Методика. Разработка методических аспектов управления реализацией инновационной политики и оценки ее эффективности в муниципальных образованиях на основе применения КР1 (ключевых показателей эффективности) - относительно новое направление как в управленческой науке, так и на практике.
Результаты научных исследований, изложенных в статье, базируются на исходном методологическом положении о том, что управление реализацией инновационной политики в муниципальных образованиях представляет собой особый вид управленческой деятельности, характеризующийся высоким уровнем рисков и неопределенности, непредсказуемостью, парадоксальностью, противоречивостью, креативностью принимаемых управленческих решений [8].
При подготовке материалов статьи использовались монографический, абстрактно-логический и экономико-статистический методы научных исследований; методы системно-креативного анализа (в частности, метод «Дерево целей»), Дельфи, брейнсторминг, экспертных оценок, коллективной генерации идей, анализа и решения нестандартных проблем и др. [4].
Теоретико-методологической и аналитическо-информационной базами исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления реализацией инновационной политики с учетом особенностей инновационных процессов в муниципальных образованиях.
Обсуждение. Разработка и реализация инновационной политики имеет свои специфические особенности на различных иерархических уровнях экономики. Так, на национально-государственном уровне задача такой политики состоит в обеспечении динамики развития инновационных процессов в экономике страны в целом на основе учета и внедрения трендов развития научно-технического прогресса в мире.
Задача региональной инновационной политики - обеспечение инновационных процессов, создание инновационной материально-технической базы в отраслях и на предприятиях федерального и регионального значения.
Муниципальные образования как объекты инновационной политики имеют свои специфические особенности. Они являются территориями, в границах которых управление осуществляется в целях решения вопросов и проблем местного уровня: создания необходимых предпосылок для обеспечения жизнедеятельности населения и повышения уровня и качества его жизни, а также условий для эффективной деятельности предприятий федерального и регионального уровней, действующих на территории муниципалитета.
Анализ эффективности управления инновационными процессами в муниципальных образованиях показал, что мероприятия так называемой инновационной составляющей программ социально-экономического развития реализуются не в полной мере. При этом не учитываются многие аспекты специфики муниципальной инновационной политики.
Вместе с тем учет таких особенностей в процессе разработки и реализации муниципальной инновационной политики возможно обеспечить на основе применения системы ключевых показателей эффективности (КР1).
Ключевые показатели эффективности КР1 представляют собой системы базовых, основных, решающих показателей, отражающих эффективность влияния реализации тех или иных мероприятий на степень достижения генеральных целей развития, в данном случае - результатов инновационной деятельности в муниципальных образованиях.
Ключевые показатели эффективности КР1 отражают итоговую результативность реализации тех или иных мероприятий по осуществлению той или иной деятельности. Их преимущество состоит в том, что они помогают увязать в единую систему возможности и оценку степени достижения стратегических и тактических целей инновационного развития. Такие показатели обеспечивают достижение намеченных результатов в увязке с деятельностью всей системы управления в целом.
Ключевые показатели эффективности КР1 характеризуются двумя ключевыми критериальными признаками - результативностью и эффективностью. Результативность отражает степень реализации намеченных целей и достижения конечных результатов. Эффективность определяется соотношением между результативными характеристиками и затратами (ресурсами), их вызвавшими.
Ключевые показатели эффективности КР1 делятся на опережающие и запаздывающие. Опережающие показатели являются оперативными показателями, применение которых дает возможность проводить контроль в режиме реального времени над инновационными процессами. Запаздывающие показатели предоставляют возможность оценивать результат инновационной деятельности за определенный прошедший промежуток времени. К их недостаткам относится отсутствие возможности в моменте определять и оценивать результаты инновационной политики на местах в режиме реального времени.
Использование ключевых показателей эффективности КР1 обеспечивает и существенно упрощает процедуру процесса принятия управленческих решений, направленных на достижение генеральных целей инновационного развития муниципального образования, способствует созданию благоприятной атмосферы для активизации инновационной деятельности всех участников инновационного процесса.
Применение системы ключевых показателей эффективности КР1 в процессе управления реализацией инновационной политики муниципальных образований позволяет обеспечить оценку эффективности инновационной деятельности как с объективных позиций ее реализации, так и с позиции понимания субъективного вклада тех или иных субъектов инновационной деятельности в реализацию инновационной политики.
Ключевые показатели эффективности управления реализацией инновационной политики позволяют дать комплексную оценку степени и качеству ее управления. При этом данный методический подход позволяет руководителям муниципальных образований:
1) оценить, насколько достигнуты намеченные цели инновационной политики муниципалитета;
2) выявить слабые и узкие места в организации и механизмах процесса реализации инновационной политики;
3) установить ключевые факторы, а также выявить закономерности повышения эффективности управления реализацией инновационной политики муниципалитета;
4) выявить причинно-следственные связи и закономерности между стратегическими целями, конкретными показателями эффективности и механизмами, мероприятиями достижения результатов инновационной политики муниципальных образований;
5) выявить особенности, специфику, противоречия и проблемы между планируемыми мероприятиями по реализации инновационной политики муниципалитета, реально достигнутыми результатами и сложившейся системой мотивации и др. [3. С. 39-46].
Результаты. Использование системы ключевых показателей эффективности КР1 для решения задачи повышения эффективности управления реализацией муниципальной инновационной политики, во-первых, обеспечивает возможность оценки ее фактической результативности, характеризующей рост экономики муниципалитетов; во-вторых, является реальным инструментом оценки эффективности деятельности отдельных предприятий и организаций, их работников, персонала подразделений, менеджеров; в-третьих, служит эффективным мотивационным механизмом.
Таким образом, использование системы ключевых показателей КР1 в процессе управления реализацией инновационной политики муниципальных образований создает единую систему увязки генеральных целей, концепций, программных мероприятий и планов с системой мотивации и получения доходов работни-
ков, обеспечивающих инновационные процессы. КР1 также служат индикаторами, позволяющими оценивать, насколько текущие показатели планов реализации инновационной политики соответствуют ее стратегиям, ключевым целям и задачам.
Преимущества применения системы ключевых показателей КР1 для оценки эффективности управления инновационными процессами в муниципальных образованиях состоит в том, что они способны соединить и увязать цели и задачи инновационной деятельности, ее промежуточные результаты с содержанием и механизмами процессов их достижения. Система ключевых показателей эффективности управления реализацией результативной инновационной политики служит своеобразными индикаторами (показателями), отражающими си-нергетические эффекты, получаемые на главных направлениях инновационной деятельности муниципалитетов.
Система ключевых показателей эффективности (КР1) в процессе управления реализацией инновационной политики в муниципальных образованиях должна применяться как при разработке ее стратегий и мероприятий, так и в процессе контроля их выполнения. При этом такие показатели должны учитывать специфические особенности, предопределяющие результативность инновационной деятельности в территориальном аспекте (региональное размещение предприятий и отраслей по природно-экономическим зонам, их отраслевую принадлежность, стратегические цели и задачи, специфику производственных технологий и др.).
Применение предлагаемых методических положений по управлению реализацией инновационной политики муниципальных образований с использованием системы ключевых показателей КР1 позволяет выявить, определить и оценить:
а) сильные и слабые стороны инновационной политики и организационно-экономических механизмов ее реализации;
б) предпосылки, условия и факторы, способствующие снижению результативности внедрения мероприятий инновационной политики в практическую деятельность муниципалитетов;
в) степень прозрачности механизмов, инструментов и методов оценки результативности вклада каждого отдельного работника в процесс реализации мероприятий инновационной политики;
г) уровень планирования мероприятий инновационной политики, а также соответствие поставленных целей и задач возможностям их реализации на уровне муниципальных образований и др.
Частичная апробация методических положений по управлению реализацией муниципальной инновационной политики осуществлялась в разрезе муниципальных образований региона Московской области.
С использованием ключевых показателей оценки эффективности управления реализацией инновационной политики Московская область достигла весьма высокого уровня инновационного развития, применения в производстве высокотехнологичных инновационных решений.
Изучение инновационных процессов в московском регионе, происходящих с учетом системы ключевых показателей эффективности (КР1), показало, что внед-
рение достижений научно-технического прогресса в организациях, учреждениях и предприятиях региона в последние годы осуществлялось достаточно высокими темпами. При этом высокого уровня инновационного развития достигли организации, активно инвестирующие в передовые инновационные технологии, технику, оборудование и другие инновационные технологические решения [1].
Заключение
Использование системы ключевых показателей эффективности КР1 будет способствовать повышению результативности деятельности аппарата администрации муниципального образования по управлению процессами разработки и реализации инновационной политики. Их применение обеспечит возможность руководству муниципалитета:
- концентрировать внимание в процессе реализации мероприятий инновационной политики на ее приоритетных и стратегических направлениях;
- систематизировать и отбирать ключевые показатели эффективности КР1 по каждому отдельному направлению реализации инновационной политики и др.
- корректировать отдельные ключевые показатели эффективности (их параметрическое и нормативное значение), характеризующие как содержание стратегических целей, так и тактические задачи инновационной политики.
Несомненным преимуществом применения ключевых показателей эффективности (КР1) инновационной деятельности является их использование не только в качестве измерителей степени достижения тех или иных целей и результатов, но и как основных показателей при планировании и контроле в процессе реализации прогнозов, программ, планов инновационной деятельности в муниципальных образованиях.
Применение ключевых показателей эффективности (КР1) реализации инновационных процессов становится действенным инструментом в том случае, если эти показатели соответствуют таким требованиям, как:
- адресность, когда речь идет о показателях эффективности инновационных процессов, связанных с действиями ответственных работников за результаты реализуемых ими инновационных мероприятий;
- ориентация ключевых показателей эффективности (КР1) на основные стратегические цели проектов инновационной политики и фокусирование исполнителей на их выполнение;
- достижимость в реализации показателей КР1;
- доступность восприятия ключевых показателей эффективности (КР1) для исполнителей всех иерархических уровней;
- возможность корректировки факторов и методов, которые определяют достижение целей и результатов инновационной деятельности на любом этапе;
- сбалансированность и непротиворечивость, взаимосвязанность и взаимодополняемость всей совокупности показателей КР1;
- простота в измерении показателей KPI для возможности самостоятельной оценки исполнителями своих результатов;
- релевантность в качественном и временном изменении соответствия показателей KPI заданным параметрам;
- замотивированность персонала (исполнителей) на достижение намеченных целей, результатов, показателей, отражающихся в KPI;
- сопоставимость в использовании ключевых показателей эффективности (KPI) на всех этапах и иерархических уровнях реализации инновационной политики муниципальных образований и др.
Освоение системы ключевых показателей эффективности (KPI) позволит обеспечить транспарентность их восприятия персоналом в качестве системы мотивации.
Источники
1. Авцинов О.И., Андрющенко Г.И. Проблемы формирования инвестиционной привлекательности региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 3 (75). URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/3400-2015-03-13-08-11-45 (дата обращения: 15.02.2021).
2. Рекомендации по ключевому показателю эффективности инновационной деятельности, включаемому в долгосрочные программы развития и системы ключевых показателей эффективности, применяемых для мотивации менеджмента госкомпаний. URL: http://economy.gov. ru/minec/about/structure/depIno/20150703467 (дата обращения: 15.02.2021).
3. Императивы реализации инновационной политики в концепции цифровой трансформации: Монография / Я. Собонь [и др.]; под ред. А.А. Степанова. М.: РУСАЙНС, 2020.
4. СтепановА.А., Бялоблодская С. Методологические аспекты оценки эффективности агропромышленных систем в инновационной экономике // Прикладные экономические исследования. 2014. № (4). С. 48-51.
5. Степанов А.А., Морозова Н.В., Гущина О.М. Управление инновационным развитием в муниципальных образованиях: стратегии и приоритетные направления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 12 (118). URL: http://uecs.ru/ marketing/item/5315-2018-12-20-08-19-31 (дата обращения: 25.02.2021).
6. Степанов А.А., Савина М.В., Крылова Е.А. Муниципальные инновационные системы: формирование и направления деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 12 (118). URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_ flexicontent&view=items&id=5272 (дата обращения: 25.02.2021).
7. Степанов И.А., Корнийко Ю.В., Щербакова М.А. Ключевые показатели эффективности регионального инновационного развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 3 (121). URL: http://uecs.ru/marketing/item/5426-2019-03-16-08-39-45?pop=1&tmpl=component&print=1 (дата обращения: 15.02.2021).
8. Risk Management Problems of Microfinance Institutions / G.I. Andryushchenko [et al.] // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. No. 3S. P. 151-158.
KEY PERFORMANCE INDICATORS AND THEIR USE IN MANAGING THE IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL INNOVATION POLICY (THEORETICAL QUESTIONS)
Stepanov A.A., Savina M.V., Potekhina E.V.
STEPANOV Alexander Annayarovich - doctor of economic sciences, professor of the Department of innovation management, Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia (Odintsovo), Moscow, Russia. E-mail: step-916@yandex.ru
SAVINA Margarita Vitalyevna - doctor of economic sciences, professor of economics, Russian state social university, Moscow, Russia. E-mail: marg.savina@yandex.ru
POTEKHINA Elena Vitalyevna - doctor of economic sciences, professor of econmics, Russian state social university, Moscow, Russia. E-mail: Elengapotechina@mail.ru
Annotation. The article discusses the theoretical and methodological issues of the use of key performance indicators KPI as a tool for managing the implementation of the innovation policy of municipalities; the features of their application are disclosed, taking into account the specifics of the functioning of the municipal economy; substantiated the advantages of their use in the practice of developing and implementing the innovation policy of municipalities.
Keywords: municipal policy, innovation policy, key performance indicators, KPI, innovation.
For citation: Stepanov A.A., Savina M.V., Potekhina E.V. Key performance indicators and their use in managing the implementation of municipal innovation policy (theoretical questions). Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 1 (52). P. 67-75. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-67-75.
References
1. Avtsinov O.I., Andryushchenko G.I. Problems of formation of investment attractiveness of the region. Management of economic systems: electronic scientific journal. 2015. No. 3 (75). URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/3400-2015-03-13-08-11-45 (accessed: 15.02.2021).
2. Recommendations on the key performance indicator of innovation activities included in long-term development programs and systems of key performance indicators used to motivate the management of state-owned companies. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depIno/20150703467 (accessed: 15.02.2021).
3. Imperatives of the implementation of innovation policy in the concept of digital transformation: Monograph / Ya. Sobon [et al.]; ed. by A.A. Stepanov. M.: RUSAINS, 2020.
4. Stepanov A.A., Byaloblodskaya S. Methodological aspects of assessing the effectiveness of agro-industrial systems in the innovative economy. Applied economic Research. 2014. No. (4). P. 48-51.
5. Stepanov A.A., Morozova N.V., Gushchina O.M. Management of innovative development in municipal formations: strategies and priority directions. Management of Economic Systems: electronic scientific journal. 2018. No. 12 (118). URL: http://uecs.ru/marketing/item/5315-2018-12-20-08-19-31 (accessed: 25.02.2021).
6. Stepanov A.A., Savina M.V., Krylova E.A. Municipal innovation systems: formation and directions of activity. Management of Economic Systems: electronic scientificjournal. 2018. No. 12 (118). URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=5272 (accessed: 25.02.2021).
7. Stepanov I.A., Korniyko Yu.V., Shcherbakova M.A. Key indicators of the effectiveness of regional innovative development. Management of Economic Systems: electronic scientific journal. 2019. No. 3 (121). URL: http://uecs.ru/marketing/item/5426-2019-03-16-08-39-45?pop=1&tmpl=component&print=1 (accessed: 15.02.2021).
8. Risk Management Problems of Microfinance Institutions / G.I. Andryushchenko [et al.] // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. No. 3S. P. 151-158.