Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА'

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИКАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / СОГЛАШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / ТРАНСПОРТ / ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

Развитие сотрудничества прикаспийских государств в сфере торговли, транспорта и других областях деятельности приобретает в настоящее время большое значение, что обусловлено стратегическими интересами России в данном регионе и необходимостью расширения региональной интеграции. В статье рассмотрены заключенные правительствами прикаспийского региона Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и в области транспорта, проанализированы национальные документы стратегического планирования, определившие основные подходы к заключению международных соглашений. Сделан вывод о создании международной нормативно-правовой основы сотрудничества прикаспийских государств и необходимости разработки документа стратегического характера, определяющего мероприятия по расширению областей сотрудничества, включая цифровую повестку, а также перспективы и прогнозные результаты осуществления интеграционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY AREAS OF ECONOMIC COOPERATION OF THE CASPIAN REGION STATES

The development of cooperation between the Caspian states in the field of trade, transport and other areas of activity is currently of great importance, which is due to Russia’s strategic interests in this region and the need to expand regional integration. The article discusses the Agreements concluded by the governments of the Caspian region on trade and economic cooperation and in the field of transport, he national strategic planning documents that have defined the main approaches to the conclusion of international agreements are analyzed. The conclusion is made about the creation of an international regulatory framework for cooperation between the Caspian states and the need to develop a strategic document defining measures to expand the areas of cooperation, including the digital agenda, as well as prospects and forecast results of the integration process.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА»

Ключевые направления экономического сотрудничества государств Каспийского региона

ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА АНДРЕЕВА,

доктор юридических наук, руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ, профессор МГЮА имени О. Е. Кутафина

АННОТАЦИЯ

Развитие сотрудничества прикаспийских государств в сфере торговли, транспорта и других областях деятельности приобретает в настоящее время большое значение, что обусловлено стратегическими интересами России в данном регионе и необходимостью расширения региональной интеграции. В статье рассмотрены заключенные правительствами прикаспийского региона Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и в области транспорта, проанализированы национальные документы стратегического планирования, определившие основные подходы к заключению международных соглашений. Сделан вывод о создании международной нормативно-правовой основы сотрудничества прикаспийских государств и необходимости разработки документа стратегического характера, определяющего мероприятия по расширению областей сотрудничества, включая цифровую повестку, а также перспективы и прогнозные результаты осуществления интеграционного процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международное сотрудничество; прикаспийский регион; соглашения; торговля; транспорт; цифровая повестка

Key areas of economic cooperation of the Caspian region States

LYUBOV VASILYEVNA ANDREEVA,

head of the Center of economic and legal problems of Eurasian integration CIS IPB, Professor, Moscow state law Academy named after O. E. Kutafin, doctor of law

ABSTRACT

The development of cooperation between the Caspian states in the field of trade, transport and other areas of activity is currently of great importance, which is due to Russia's strategic interests in this region and the need to expand regional integration. The article discusses the Agreements concluded by the governments of the Caspian region on trade and economic cooperation and in the field of transport, he national strategic planning documents that have defined the main approaches to the conclusion of international agreements are analyzed. The conclusion is made about the creation of an international regulatory framework for cooperation between the Caspian states and the need to develop a strategic document defining measures to expand the areas of cooperation, including the digital agenda, as well as prospects and forecast results of the integration process. KEYWORDS: international cooperation; caspian region; agreements; trade; transport; digital agenda

Усиление международной напряженности, санкционная «война» против России, падение темпов роста экономики из-за коронавирус-ной пандемии и некоторые иные негативные факторы диктуют необходимость поиска новых механизмов и средств повышения экономической эффективности, обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России, развития региональных форм сотрудничества. Как отметил Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию, «„у России есть свои интересы, есть, конечно, которые мы защищаем и будем отстаивать в рамках международного права...»1. Сотрудничество Российской Федерации с прикаспийскими государствами основывается на стратегических интересах России в данном регионе, установленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 6832 Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 26.07.2015 г.3 и других документах.

В настоящее время одними из актуальных вопросов развития интеграционных процессов и сотрудничества в различных областях и сферах деятельности, включая промышленность, энергетику, экологию, логистику, инфраструктуру, туризм и др., приобретает сотрудничество государств Прикаспийского региона.

Понятие «Прикаспийский регион» подразумевает акваторию Каспийского моря и прибрежную территорию России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана.

11-12 августа 2021 г. в Москве пройдет XI Каспийский экономический форум. Осуществлена большая организационная работа по его подготовке, состоялось заседание Оргкомитета по его проведению, в котором приняли участие представители Правительства

РФ, МИД России, Минэнерго России, МВД России, Минтранса России, Минфина России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Правительства г. Москвы, Росмолодежи, Россотрудничества, Роспотребнадзора и других ведомств, а также Фонда Росконгресс.

Как отметил министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, «форум станет площадкой для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества стран Каспийского региона. В настоящее время у нас много направлений взаимодействия в таких сферах как промышленная кооперация, транспорт, логистика, энергетика, а также потенциал для совместных проектов в области туризма, зеленого роста и образования».

Принявшие в подготовке проведения Форума и составлении его программы представители профильных министерств, ведомств, различных организаций высказали значительную заинтересованность в проведении Форума и предложили тематику обсуждения различных вопросов сотрудничества по развитию инновационного и молодежного предпринимательства, внедрению цифровых технологий, транспортных коммуникаций. Важно подчеркнуть, что по инициативе Торгово-промышленной Палаты России пройдет заседание Международного совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран прикаспийского региона «Деловой Каспий», в котором примут участие представители бизнес-сообщества государств прикаспийского региона - Азербайджана, Казахстана, России,Туркменистана и Ирана.

В чем же стоит значение такого формата мероприятий по экономическому сотрудничеству с точки интеграционных процессов?

Необходимо отметить, что Первый Каспийский экономический Форум состоялся

1 Российская газета. 22.04.2021. № 87 (8438).

2 СЗ РФ.2016. №1 (часть II). Ст. 212.

3 Морская доктрина Российской Федерации(утв. Президентом РФ 26.07.2015) // Документ не опубликован.

11-12 августа 2019 г. в Туркменистане, важным его итогом стало согласование вопросов торгово-экономического сотрудничества прикаспийских государств, деятельное обсуждение направлений и перспектив экономического сотрудничества пяти государств, обсуждение реализации мер по ранее заключенным соглашениям.

Национальным интересам Российской Федерации отвечает развитие сотрудничества с сопредельными государствами данного региона. Оно позволит ей укрепить свое геополитическое присутствие, повысить уровень регионального экономического развития, увеличить объем грузоперевозок через Каспийское море, обеспечить развитие всесторонних связей с прикаспийскими государствами, не только экономических, но и культурных, туристических, образовательных и др. Концентрирование внимания на развитии сотрудничества в различных сферах и области деятельности в прикаспийском регионе позволит укрепить экономику российских регионов, примыкающих к Каспийскому морю.

Следует отметить, что на I Каспийском экономическом форуме было уделено внимание перспективам и планам сотрудничества в разработке крупных инвестиционных проектов. Так, выступивший на Форуме Д. А. Медведев отметил, что не только «не только сырьевая составляющая должна определять экономический профиль наших стран», а также цифровые технологии, чистая энергетика, свободное перемещение товаров и услуг4.

Важно отметить, что такая организационная форма коммуникаций как форум была охарактеризована в качестве платформы, на которой осуществляется диалог и обсуждение важнейших направлений сотрудничества прикаспийских государств, поэтому решено было

проводить экономический форум на регулярной основе.

В официально сделанном заявлении по итогам проведенного Форума рекомендовано было предпринять усилия для повышения привлекательности экономик государств прикаспийского региона в целях дальнейшего активного интегрирования Каспийского региона в международное экономическое пространство; стимулировать инновации в энергетической, промышленной, транспортной, торговой и других отраслях экономики прикаспийских государств; укреплять сотрудничество и координацию между государствами Каспийского региона и системой Организации Объединенных Наций, в том числе региональными комиссиями ООН.

Согласованные позиции и принятые решения на I Каспийском экономическом Форуме определили вектор дальнейшего сотрудничества прикаспийских государств.

Распоряжением Правительства РФ от 06.07.2018 № 1389-р принято решение о подписании Соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве, представленное Минэкономразвития России и согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанное с пятью прикаспийскими государствами5.

В Соглашении между Правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве (Актау, 2018), заключенном Правительствами Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана, предусмотрено, что формы торгово-экономического сотрудничества стороны согласовывают путем консультаций6.

4 Коммерсантъ. № 143 от 13.08.2019. С. 2.

5 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 10.07.2018.

6 Официальный сайт МИД РФ http://www.mid.ru/

Следует акцентировать внимание на том, что в Соглашение включено положение, по которому Стороны проводят Каспийский экономический форум. Дата и место его проведения, а также другие содержательные и организационные вопросы согласовываются путем консультаций между сторонами. Тем самым Форум приобретает особый статус, поскольку закреплена регулярность его проведения. Значение Форума можно оценить в качестве интеграционной платформы, где происходит разработка мер по практическому осуществлению предусмотренных в Соглашении мероприятий по развитию торгово-экономического сотрудничества.

Использование Каспийского экономического Форума в качестве постоянной интеграционной площадки по существу означает, что он - средство происходящего интеграционного процесса. Значение его еще и в том, что проведение мероприятия на постоянной основе позволит обеспечить диалог между бизнес-сообществом и государственными органами, выявить проблемы и барьеры, препятствующие расширению торгово-экономических связей, заключать договоры и соглашения. Однако правила Соглашения о Форуме нуждаются в конкретизации, поскольку конкретные сроки проведения и порядок его организации в Соглашении не определены.

Как отмечается в литературе, в настоящее время процесс международной интеграции, охватывающий различные сферы государственного сотрудничества, включая политическую, экономическую, военную, социальную и др., протекает с различной интенсивностью и охватывает отдельные государства и группы государств, связанные географическими, историческими, экономическими, культурными интересами. При этом происходит переосмысление подходов к межгосударственной интеграции

и разрабатываются новые формы взаимосвязей и взаимодействия государств7.

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве создает международную нормативно-правовую основу сотрудничества прикаспийских государств и направлено, как сказано в ст. 1, на расширение торгово-экономического сотрудничества между ними на основе равноправия и взаимной выгоды.

В Соглашении определены сферы и области взаимовыгодного сотрудничества, к которым отнесены промышленность, сельское хозяйство, торговля и туризм и иные отрасли.

В качестве основных направлений сотрудничества предусмотрены:

• совместные инвестиционные проекты и программы;

• сотрудничество в сфере цифровой экономики;

• развитие отношений между регионами и городами;

• создание совместных предприятий;

• обмен опытом по вопросам создания и развития особых, специальных, свободных экономических зон;

• обмен опытом,стандартами, правилами и статистической информацией в торгово-экономической сфере.

Большое значение для реализации планируемых мероприятий по развитию торгово-экономического сотрудничества прикаспийских государств приобретает их сотрудничество в области транспорта. Одновременно с Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве было принято Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта (Актау, 2018)8, а также Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (Актау, 2018), в которой отражен статус Каспийского моря

7 См.: РафалюкЕ. Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. 2014. № 3 (207). С. 42-52.

8 Официальный сайт МИД РФ http://www.mid.ru/

в качестве уникального международного водоема.

Создание транспортно-логистической инфраструктуры в Каспийском бассейне для организации движения грузов, развития смешанных перевозок для прибрежных стран имеет особое значение для расширения торгово-экономических связей. Соглашение о сотрудничестве в области транспорта разработано с учетом действия Соглашения о международном транспортном коридоре «Север - Юг» (Петербург, 2000)9, в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.11.2017 № 2469-р Стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года10.

В данном документе долгосрочного планирования отмечены проблемы, связанные с недостаточными объемами грузоперевозок через российские порты, в том числе отсутствие сформированного конкурентоспособного по стоимости и временным затратам маршрута транспортировки и транзита грузов из России по Каспийскому морю, отсутствием современных портовых и логистических мощностей, соответствующих современным требованиям.

Одной из актуальных проблем, связанных с необходимостью расширения объемов торговли с Ираном, Индией и стран Персидского залива является отсутствие реализации в полной мере потенциала роста производства промышленной и агропромышленной продукции.

Привлечение Ирана к свободной торговле и использование его территории для транзита открывает привлекательные перспективы для всех стран региона. Успешная конкуренция Российской Федерации в увеличении

грузооборота через Иран обеспечит укрепление геополитического и политического ее присутствия в Каспийском регионе, развитие устойчивых экономических и культурных связей с сопредельными государствами.

На основе проведенного всестороннего анализа промышленности, сельского хозяйства, логической и транспортной инфраструктуры в Стратегии определены долгосрочные ориентиры, поставлены задачи по сопряжению развития транспортного и транзитного потенциала России, включая Каспийский регион, с китайской инициативой «Один пояс - один путь», отмечена необходимость подписания соглашения о свободной торговле с Ираном, развития автодорожных и железнодорожных подходов к российским портам.

Установив долгосрочные планы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Каспийского региона, Правительство РФ разработало и утвердило План мероприятий по реализации Стратегии развития российских портов, железнодорожных и автомобильных подходов в ним11, в котором предусмотрены различные меры по развитию международного сотрудничества, создание единого оператора перевозок в Каспийском регионе, центров поддержки экспорта в Прикаспийских регионах России, а также специального инвестиционного института в целях оказания поддержки инвестиционных проектов. Намечена разработка проекта создания и развития международного транспортного маршрута контейнерных перевозок.

Предусмотренные в российских документах стратегического планирования меры по развитию международных связей

9 Бюллетень международных договоров. 2002. № 11.

10 СЗ РФ. 2017. №47. Ст. 7016.

11 Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2019 № 1365-р (ред. от 24.06.2020) «О плане мероприятий по реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года» // СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 3604.

в области транспорта с прикаспийскими государствами согласованы с положениями Соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта (Актау, 2018), заключенного Правительствами Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.

Основной целью заключенного Соглашения провозглашено формирование в Каспийском регионе крупного международного транспорт-но-логистического узла.

Сотрудничество пяти прикаспийских государств в области транспорта основывается на принципах равных условий доступа как перевозчиков, так и грузовладельцев к объектам транспортной инфраструктуры, равенство в использовании объектов транспортной инфраструктуры для погрузочно-разгрузочных операций, посадки и высадки пассажиров, а также осуществления коммерческих операций и использования услуг.

В Соглашении в общей форме перечислены направления сотрудничества:

• вопросы безопасности при осуществлении перевозок грузов и пассажиров между прикаспийскими государствами и транзитом через их территорию;

• согласование долговременных и сквозных тарифных ставок для увеличения объемов перевозок грузов;

• содействие в создании транспортно-логистических центров на ключевых направлениях перевозок пассажиров и грузов;

• содействие развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств прикаспийских государств и др.

В качестве способов реализации предусмотренных в Соглашении мероприятий и мер определены:

• регулярные встречи министров транспорта прикаспийских государств;

• создание рабочих групп по отдельных вопросам сотрудничества; заключение международных договоров по конкретным вопросам транспортного взаимодействия в регионе Каспийского моря.

Таким образом, можно сделать вывод, что создана международно-правовая основа сотрудничества прикаспийских государств в основных областях экономики и социальной сферы.

Вместе с тем, среди приоритетных направлений сотрудничества в Прикаспийском регионе цифровизация экономики, внедрение цифровых технологий в национальные информационные системы позволит создать интегрированную межгосударственную информационную систему, что будет способствовать ускорению товарооборота, повышению доступности товаров и ускорению их доставки. В настоящее время в рамках Евразийского экономического союза происходит активный процесс создания цифровой среды, использование данного опыта для расширения межгосударственного сотрудничества по обеспечению цифровой трансформации, внедрению цифровых технологий в сферу торговли и промышленности, апробация опыта по применению цифровой прослеживаемости товаров позволит, как свидетельствуют международные исследования, увеличить ВВП и обеспечит рост занятости населения.

Таким образом, всестороннее развитие сотрудничества государств Прикаспийского региона предполагает создание торговой и транспортной инфраструктуры, единого логистического оператора, что позволит снять барьеры при транспортировке грузов и ускорить доставку товаров, расширять туристические и культурные связи, а также разработать механизмы привлечения инвестиций, прежде всего, в объекты инфраструктуры.

В целях взаимного согласования основных направлений сотрудничества и определения его перспектив и прогнозных результатов представляется необходимым разработать

Список источников

1. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

3. Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.11.2017 № 2469-р.

4. Морская доктрина Российской Федерации, утв. Президентом РФ 26.07.2015.

5. Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве (Актау, 2018).

Концепцию развития сотрудничества государств Прикаспийского региона на долгосрочный период.

6. Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта (Актау, 2018).

7. Соглашение о международном транспортном коридоре «Север - Юг» (Петербург, 2000).

8. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1389-р «О Соглашении между Правительствами прикаспийских государств о тор-гово-.экономическом сотрудничестве».

9. Рафалюк Е. Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. 2014. № 3 (207). С. 42-52.

List of sources:

1. Annual Message of the President of the Russian Federation to theFederal As-sembly.

2. The National Security Strategy of theRussian Federation, approved by the De-cree of the President of the Russian Federation. 31.12.2015 №683.

3. Development strategy of marine Russian ports in the Caspian basin, railwayan-droad approaches tothem in2030 year ratified by order of the Government of the Russian Federation from 08.11.2017 №2469-R.

4. Marine doctrine of the Russian Federation approved Russian President 26.07.2015.

5. Agreement between the Governments of the Caspian States on trade and Eco-nomic cooperation (Aktau, 2018).

6. Agreement between the Governments of the Caspian States on cooperation in the field of transport (Aktau, 2018).

7. The agreement on international transportcorridor «North - South» (St. Peters-burg, 2000).

8. Decree of the Government of the Russian Federation №1389-r of 06.07.2018 «On the Agreement between the Inter-Government Agencies of the Caspian States on Trade and Economic Cooperation».

9. Rafalyuk E. E. International integration: methodological problems of research // Journal of Russian Law. 2014. №3 (207). p.42-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.