Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
KEY MOMENTS OF THE ARISING OF ENVIRONMENTAL CULTURE IN
RUSSIA
УДК 1(091)
Громов Е.В., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии,
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга
Gromov E.V. gromove@mail.ru
Аннотация
Данная статья посвящена истории формирования экологической культуры в России. Автор рассматривает основные этапы процесса формирования экологической культуры. В статье уделено внимание основным факторам, оказывающим влияние на данный процесс, таким, как экологическое просвещение и традиции природопользования. Автор отмечает особую роль государственной природоохранной политики в формировании экологической культуры населения. В статье выделены четыре основных периода развития российской экологической культуры.
Annotation
This article is considered the history of arising of environmental culture in Russia. Autor describes main stages of arising of Russian environmental culture. The article pays attention to main circumstances, that determined evolution of environmental culture, such as scientifically and commonplace knowledge about relations between the society and natural environment and traditions of use of the natural resources. There is noticed the special role of the state's environmental politics. In this article described four stages of arising of the environmental culture in Russia.
Ключевые слова: экологическая культура, охрана природы, экологическая политика, культура, менталитет.
Keywords: environmental culture, nature's conservation, environmental politics, culture, mentality.
Формирование экологической культуры сравнительно недавно - в последние десятилетия - стало предметом систематического исследования, но за это время оно заняло в проблематике современной философии одно из важнейших мест. Если ещё в 1950-х - первой половине 1960-х годов философско-культурологические аспекты охраны природы находились на периферии гуманитарного познания, то после великих культурных сдвигов, охвативших Запад, а затем и весь мир начиная с середины 1960-х они обретают новую жизнь в многочисленных исследованиях в разных отраслях гуманитаристики. В их судьбе отразилось формирование громадного пласта мировой культуры, обозначаемого такими понятиями, как природоохранное движение или инвайронментализм. Экологизация всех сторон жизни - от домашнего хозяйства до политики, ощущение возрастающей угрозы самому существованию человечества способствовали росту исследовательского интереса к проблеме экологической культуры. Вместе с тем, далеко не все её аспекты остаются в равной мере охвачены философскими исследованиями, что обусловливает актуальность данной тематики.
Одним из наименее исследованных аспектов проблемы экологической культуры остаётся история её формирования в различных регионах мира, в том числе в России. Это обусловлено многими факторами, и в первую очередь тем, что само понятие экологической культуры лишь относительно недавно вошло в обиход, что создаёт иллюзию столь же недавней истории явления, этим понятием обозначаемого. Такое положение дел препятствует успешному раскрытию проблемы экологической культуры в целом, поскольку не позволяет вскрыть её связь с исторически сложившимися традициями отношений человека и природы, включая сюда и традиции природопользования. Результатом становится несоответствие концепций экологического просвещения и экологической культуры, принимаемых как на государственном, так и на международном уровне, потребностям и ожиданиям общества, что обусловливает их низкую эффективность. Особенно данная проблема актуальна для таких стран, как Россия, для которых характерно многообразие природно-климатических условий и обилие природных ресурсов при относительно невысоком уровне экологической грамотности населения.
Анализ истории становления экологической культуры требует учёта факторов, влияющих на её формирование. К таким факторам можно отнести экологическое просвещение [1; с.15], влияние общественного мнения, а для поздних (19-21 вв.) этапов - средств массовой информации, влияние обыденных экологических знаний и повседневных навыков взаимодействия с окружающей средой, и, наконец, влияние государственной экологической политики. Эти факторы никогда не действуют порознь, поскольку все они являются различными сторонами взаимодействия между природой и обществом. Из них наибольшее значение обычно придают экологическому просвещению, которое включает в себя развитие системы экологических знаний, экологическое воспитание и образование, популяризацию знаний об окружающей среде и об её взаимодействии с обществом. Интерес к этому фактору объясняется тем влиянием, которое формирующаяся экологическая культура оказывает на процесс становления человеческой личности. Не менее важна роль системы образования и
воспитания в качестве социального института, поскольку именно она обусловливает передачу накопленных экологических знаний и опыта оптимального взаимодействия с окружающей природной средой между поколениями. Важным фактором формирования экологической культуры является также система экологических знаний сама по себе. Именно носители теоретического знания играют роль экспертов при выработке глобальных и национальных стратегий устойчивого социально-экологического развития, разрабатывают модели мировой динамики, провозглашают основные идеи и ценности ноосферного экологического сознания и дают оценку существующим тенденциям взаимодействия общества и природы. Так, например, модели мировой динамики серии «Мир», разработанные и примененные Дж. Форрестером, легли в основу, последовательно, постулатов доклада «Пределы роста» [6; с. 9], концепции экоразвития, выводов «Нашего общего будущего», модели устойчивого развития и сформированных на ее основе национальных экологических доктрин, включая Экологическую доктрину Российской Федерации от 2002 года. В более ранние эпохи теоретическое знание об окружающей среде играло важную роль в формировании системы природопользования, причём по мере развития науки его значение непрерывно возрастало.
Важную роль в формировании экологической культуры играют не только теоретические, но и обыденные экологические знания, стихийно вырабатываемые в процессе взаимодействия общества и индивида с окружающей средой. С одной стороны, именно они являются отправной точкой в процессе формирования теоретического знания, а для многих людей обыденное экологическое знание в течение всей их жизни имеет больший вес по сравнению с теоретическим. С другой, как справедливо отметил Дж. Даймонд, их роль сокращается в процессе становления индустриального общества: охотники-собиратели Новой Гвинеи обладают значительно более всеобъемлющими знаниями о полезных свойствах различных растений и животных, чем жители земледельческих районов острова, а те, в свою очередь, превосходят в этом отношении приезжих европейцев [4; с. 29-
43]. На определённом этапе развития экологической культуры обыденные знания и навыки природопользования перестают соответствовать изменившимся условиям отношений человека и природы. То, что ранее обеспечивало выживание человека и способствовало улучшению его благосостояния, в условиях возросшей антропогенной нагрузки на среду обитания превращается в источник угроз, ставящих под сомнение будущее целых цивилизаций. Так, экстенсивный способ ведения сельского хозяйства, эффективно работавший на протяжении тысячелетий, в 20 веке, при резко возрастающем населении Земли, привёл к опустыниванию огромных территорий в Африке и Средней Азии и к практически полному уничтожению Аральского моря.
Закрепление в обществе того или иного типа экологической культуры возможно лишь при выработке соответствующего общественного мнения. Последнее формируется, главным образом, под влиянием средств массовой информации и под влиянием общественных природоохранных организаций. Первые информируют население о наиболее насущных экологических угрозах, создавая тем самым благоприятную среду для принятия экологических культурных ценностей и императивов. Через посредство СМИ осуществляется ознакомление населения с постулатами социально-экологических стратегий, становятся общеизвестными принципы экологически корректной и безопасной деятельности, распространяются сведения о работе природоохранных организаций. СМИ также участвуют в распространении и популяризации экологических знаний, хотя их деятельность в данном направлении не может быть однозначно оценена. Столь же неоднозначной представляется и роль экологических общественных организаций в качестве фактора формирования экологической культуры. С одной стороны, многие такие организации сыграли безусловно положительную роль в осознании мировым сообществом степени опасности, связанной со чрезмерной антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Так, деятельность Римского клуба привела к выработке ряда важнейших принципов развития человечества, занявших одно из центральных мест в экологической культуре современного общества. Однако, с другой стороны,
зачастую эпатаж, сопровождающий деятельность таких организаций, только вредит освещению экологических проблем и препятствует усвоению обществом ценностей экологической культуры. В этом отношении особенно негативный эффект имеет деятельность многочисленных маргинальных организаций, для которых экологические лозунги являются лишь частью экстремистской социальной, политической или религиозной идеологии, что характерно, например, для различных групп, примыкающих к движению «New Age».
Наконец, важнейшим фактором формирования общественного сознания является политика государства в области природопользования и охраны природы. Государство создает единую систему законов и правил пользования природными ресурсами, контролирует их исполнение, приучает людей к определённому образу действий в отношениях природой и карает за отступления от него. Однако это возможно лишь при условиях, во-первых, единства и последовательности государственной политики в данной области, во-вторых, наличия у государства политической воли для твердого и решительного приведения в исполнение принятых решений.
Подавляющее большинство указанных факторов возникли лишь в двадцатом столетии или только в двадцатом столетии начали работать на решение задач сохранения окружающей среды. При этом, спецификой России является их более позднее, по сравнению с мировым сообществом, проникновение в национальное культурное пространство. Так, вплоть до 1987 года в нашей стране не существовало независимых природоохранных общественных организаций, освещение экологической проблематики средствами массовой информации находилось под абсолютным контролем тоталитарного политического режима. Только с начала двадцатого века можно утверждать о существовании теоретического экологического знания и слоя его носителей. Наконец, в условиях повсеместного, до середины двадцатого столетия, господства массового утилитарно-потребительского экологического сознания, насаждаемого, в том числе и методами государственного принуждения, существование экологической культуры было невозможно. Следовательно, с уверенностью говорить о
становлении экологической культуры русского человека можно лишь по отношению к последним десятилетиям, тогда как в более ранние эпохи закладывались предпосылки и развивались отдельные элементы экологической культуры. Можно выделить следующие этапы развития экологической культуры русского человека:
1. Этап развития основных предпосылок формирования экологической культуры (до начала двадцатого века). На этом этапе складываются основные традиции природопользования, происходит накопление знаний о законах взаимодействия общества и природы, вырабатывается эстетическое восприятие природы, которая становится неотъемлемым элементом представлений о Родине. В экологическом сознании господствуют утилитарно-потребительские элементы, сосуществующие с пережитками отношения к природе, как сакральному объекту. Наибольшее влияние на развитие отношений русского человека с окружающей средой в этот период оказывает специфика последней. В отличие от Западной Европы и атлантического побережья Америки, Россия лежит в глубине Евразийского континента, за пределами влияния Гольфстрима, что обусловливает резко континентальный климат на большей части ее территории. Если Западная Европа находится к юго-западу от нулевой изотермы января (проходящей в районе бассейна Вислы), то Восточная Европа и Сибирь - к северо-востоку от нее [7]. Это определило специфику обыденных экологических знаний русского человека, начиная с древнейших времен. Природные условия выступали в качестве не столько в качестве союзника земледельца, сколько в качестве его противника. Другой важной предпосылкой формирования экологической культуры русского человека можно считать деятельность государства в области экологического воспитания населения через принятие законодательных мер по защите сперва отдельных элементов природной среды, а затем и целых экосистем. Вплоть до начала восемнадцатого века природоохранные меры правительства в целом были аналогичны подобным же мерам, принимавшимся, в частности, в Англии 11-15 столетий. Это были действия, направленные преимущественно на сохранение ценных охотничьих угодий. Их основной целью было, во-первых,
сохранение благоприятных условий для работы государственных оборонных предприятий, во-вторых - сбережение ценных природных ресурсов, таких, как леса, пригодные для строительства кораблей. К первой группе мероприятий можно отнести, например, чрезвычайно строгие штрафные санкции, назначаемые указами Петра за нарушения санитарно-экологических требований к работе судостроительных верфей и к содержанию войсковых лагерей [См., напр.: 2].
2. Этап становления и относительной популяризации природоохранной деятельности в России и СССР (с начала двадцатого века до середины 1960-х годов). На этом этапе происходит осознание взаимосвязи общества и природы и значения природы для существования общества. В условиях нашей страны для данного этапа характерно огромное влияние идеологических факторов на развитие экологической культуры. Происходит осознание необходимости целенаправленной работы по сохранению окружающей природной среды в интересах ныне живущих и последующих поколений людей. Для данного этапа характерны, с одной стороны, развитие представлений о взаимосвязи общества и природы, с другой - отсутствие понятия экологической культуры как необходимой части культуры общества. Знаковым моментом, свидетельствующим о начале новой стадии формирования экологической культуры русского человека можно считать доклад профессора Кожевникова на Юбилейном акклиматизационном съезде 1908 года. Этот доклад, ставший, по мнению А. Горяшко, «библией отечественных заповедников»[3], отображал прежде всего, понимание необходимости эталонных участков природы для дальнейшего развития биологических наук, однако уже в процессе реализации его положений встал вопрос и о значении заповедных территорий в деле защиты природы.
3. Этап становления экологической культуры (конец 1960-х - начало 1990-х). Экологическая культура формируется, охватывая первоначально лишь ограниченную часть общества. Фактически, в это время начинает стихийно формироваться экологическая культура, с минимальным участием государственной власти и даже вопреки ее намерениям и действиям. Важную
роль в этом процессе сыграла атмосфера идейной либерализации советского общества. С конца 1960-х гг. в программных документах КПСС, наряду с сохранением традиционных задач преобразования природы появляются задачи ее охраны, а наряду с задачами освоения природных ресурсов - задачи их рационального использования [См.: 5]. Несмотря на все препоны, в советских научных кругах получали определенное распространение идеи, сформировавшиеся в ходе разработки экологической проблематики на Западе. В это время начинают постепенно входить в обиход такие понятия, как «экологическое сознание», «экологическая этика» и, наконец, «экологическая культура». Уже в эпоху перестройки экологическая культура начинает оказывать определенное влияние на общественное мнение в СССР. К концу данного этапа утилитарно-потребительское экологическое сознание в известной степени уступает свои позиции, но по-прежнему сохраняется среди значительной части населения страны.
4. Этап распространения и популяризации экологической культуры. Начинается процесс активного теоретического осмысления экологической культуры как особой составляющей части культуры общества. Экологическая культура становится одним из важнейших предметов политики и права, ее популяризацией начинают заниматься различного рода государственные и общественные организации. Одновременно с этим возрастает значение ряда факторов, препятствующих дальнейшему развитию экологической культуры, таких, как рост экономической и политической озабоченности россиян и т.д. В экологическом сознании продолжают развиваться тенденции предыдущего этапа.
Таким образом, формирование экологической культуры в России представляет собой длительный процесс, обусловленный целым рядом факторов. В своём развитии она прошла ряд взаимосвязанных этапов.
Литература
1. Алексеев С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения [Текст] / С.В. Алексеев // Формирование
экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. [Текст] / С.В. Алексеев — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 15.
2. Артикулы воинсюе, избранные для чтешя нижнимъ воинскимъ чинамъ. Тверь, Въ типографш Путей Сообщения. 1813. - 203 с.
3. Горяшко А. История российских заповедников. [Электронный ресурс]/ Горяшко А. // Журнал «Биология». URL: ttp://bio.1september.ru/2000/40/1.htm (дата обращения: 29.08.2020).
4. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ [Текст] / Джаред Даймонд; пер. с англ. М. Колопотина. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: CORPUS, 2010. - 720 с.
5. Материалы XXVII съезда Коммунистической Партии Советского Союза. Москва, Издательство политической литературы, 1986. - 352 с.
6. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. [Текст] / Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Денис Медоуз// Пер. с англ. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. - с. 9.
7. Национальный атлас России в четырех томах. Т. 2. Природа и экология [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (700 Мб). - М. : Роскартография, 2007. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) : зв., цв. ; 12 см - Систем. требования: Windows 2000/XP; PentiumIII; 256 Мб ОЗУ; разрешение экрана 1024 х 768; DVD-привод.
Literature
1. Alekseev S. V. formation of ecological culture as a mechanism of socialization of the younger generation [Text] / S. V. Alekseev // Formation of ecological culture and development of the youth movement / Ed. by V. M. Zakharov. [Text] / S. V. Alekseev — M.: Akropol, Center for environmental policy and culture, center for environmental policy of Russia, 2008. P. 15.
2. Articles of the military, selected for the honor of the lower military ranks. Tver, Moscow printing house of Railways. 1813. - 203 p.
3. Goryashko A. History of Russian nature reserves. [Electronic resource]/ Goryashko A. // journal "Biology". URL: ttp://bio.1september.ru/2000/40/1.htm (accessed: 29.08.2020).
4. Diamond J. Guns, microbes, and steel: the fate of human societies [Text] / Jared diamond; translated from English by M. Kolopotina. - Moscow: AST: AST MOSCOW: CORPUS, 2010. - 720 p.
5. Materials of the XXVII Congress of the Communist Party of the Soviet Union. Moscow, publishing House of political literature, 1986. - 352 p.
6. Meadows D. Limits of growth. 30 years later. [Text] / Donella meadows, Jorgen Randers, Denis meadows// Per. s angl. - M.: ICC "Akade-mkniga", 2007. - p. 9.
7. National Atlas of Russia in four volumes. Vol. 2. Nature and ecology [Electronic resource]. - Electron. text, Graf., ZV. Dan. and applied software (700 MB). - M.: Roskartografiya, 2007. - 1 electron. opt. disk (DVD-ROM) : ZV., TSV. ; 12 cm -Systems. requirements: Windows 2000/XP; Pentium-III; 256 MB RAM; 1024 x 768 screen resolution; DVD drive.