Научная статья на тему 'Ключевые компетенции в лиссабонской программе Евросоюза'

Ключевые компетенции в лиссабонской программе Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина И. С.

Ключевые компетенции выделены одним из приоритетных направлений в лиссабонской стратегии ЕС, так как они влияют на реализацию экономической и социальной политики и в конечном счете на конкурентоспособность Евросоюза. В статье выделяются ключевые компетенции, необходимые в обществе знаний, их характеристики, раскрывается понятие «ключевая компетенция», а также особенности решения этой проблемы в сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции в лиссабонской программе Евросоюза»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ЛИССАБОНСКОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРОСОЮЗА

И. С. Ломакина, доцент кафедры иностранных языков Челябинской государственной академии культуры и искусств

Ключевые компетенции выделены одним из приоритетных направлений в лиссабонской стратегии ЕС, так как они влияют на реализацию экономической и социальной политики и в конечном счете на конкурентоспособность Евросоюза. В статье выделяются ключевые компетенции, необходимые в обществе знаний, их характеристики, раскрывается понятие «ключевая компетенция», а также особенности решения этой проблемы в сообществе.

Вопрос формирования компетенций приобрел особую актуальность в последние годы и вошел в повестку дня многих встреч на высшем уровне ЕС. Несмотря на то что в Европе исследования, посвященные этой проблеме, ведутся с 60-х гг. XX столетия, целый ряд внешних и внутренних факторов повлиял на возрастание интереса к ней.

Глобализация, быстрое развитие технологий, переход к экономике знаний изменили природу трудовой деятельности и характер трудовых взаимоотношений. Происходящие в мире экономические и политические изменения, в свою очередь, отразились на структуре и облике общества и показали, что уровень экономического развития страны не гарантирует социальной включенности, занятости и образования всего населения. Маргинализация, неграмотность и безработица стали отличительными признаками современного общества, выживание в котором потребовало от человека активности, информированности и высокого уровня образования.

В таких условиях трудовая деятельность и образование рассматриваются с точки зрения востребованности и конкурентоспособности человека на протяжении всей его жизни (life-cycle approach), а их характерными чертами считаются постоянный процесс повышения квалификации и переобучения, мобильность (географическая и профессиональная), овладение новыми технологиями и др. Высокий уровень компетенций и квалификаций рабочей силы стал решающей предпо-

сылкой для использования преимуществ современного НТП и эффективности национальных экономик.

Помимо внешних факторов на европейскую экономику оказывают влияние внутренние проблемы: расширение ЕС, глубокие структурные изменения в экономике, старение населения, отток высококвалифицированных специалистов, не соответствующая требованиям времени социальная политика, высокая безработица и т. д.

Прошедший в марте 2000 г. Лиссабонский саммит Европейского Совета, признавая важность и необходимость проведения уже начатых во многих областях реформ, обозначил новую стратегическую цель: стать самой конкурентоспособной и динамично развивающейся, основанной на знаниях, экономикой в мире и обеспечить полную занятость населения. Эта цель подразумевает увеличение занятости населения к 2010 г. на 15,4 млн чел.

Однако создание новых рабочих мест в равной степени зависит от спроса и предложения на рынке труда. Недостаточный уровень развития компетенций и квалификации рабочей силы был выделен среди пяти основных препятствий на пути к созданию новых европейских рынков труда и указан как причина появления так называемых провалов в наличии квалифицированной и компетентной рабочей силы в ряде секторов и профессий.

Анализ ситуации показывает, что многие ключевые возможности для тру© И. С. Ломакина, 2007

№ 2, 2007

доустройства в ЕС лежат в области обслуживания (средний и высокий уровень развития компетенций), в производственной сфере (высококвалифицированные инженерные и управленческие кадры), а также в научно-исследовательской и технологической сферах.

Во второй половине 1990-х гг. самое большое увеличение количества рабочих мест в ЕС наблюдалось в секторах, где были задействованы специалисты с высшим образованием (менеджеры, технические работники): в три раза выше среднего роста занятости населения. Что касается низкоквалифицированных специалистов, то они составили основное число безработных, а занятость среди них была ниже среднего показателя. Подобная ситуация сохранится и в ближайшем будущем. Так, к концу десятилетия только около 15 % вновь создаваемых рабочих мест будут рассчитаны на людей с базовым школьным образованием, в то время как для 50 % потребуются высококвалифицированные кадры с высшим, для 40 % — с общим средним и профессиональным образованием (upper secondary)1.

С учетом того что треть всей рабочей силы Европы является низкоквалифицированной, социальная и экономическая ситуация в сообществе может серьезно осложниться. Поэтому среди обозначенных приоритетных направлений на лиссабонской встрече были выделены необходимость развития компетенций, обеспечение мобильности и внедрение непрерывного образования: «Системы образования и подготовки Европы нуждаются в адаптации к требованиям и вызовам общества знаний и необходимости обеспечить более высокий уровень и качество рабочих мест. Они должны быть готовы предложить обучающие возможности, подходящие для разных целевых групп на разных этапах их жизни: молодым людям, безработным и тем, кто на своем рабочем месте рискует потерять навыки и умения вследствие быстрых внешних перемен. Этот новый

подход должен обладать тремя главными составляющими: развитием местных обучающих центров, новых ключевых компетенций, в особенности в области информационных технологий, и большей прозрачностью квалификаций... Европейская программа должна определить новые ключевые компетенции, которым необходимо обучать на протяжении всей жизни»2.

Информация об уровне развития компетенций населения, кроме того, имеет важное значение для проведения и корректирования экономической и социальной политики, включая образовательную. В области экономической политики такая информация позволяет оценить влияние наличия компетенций и уровня их сформированности у занятого населения на уровень экономического роста государства. В социальной сфере анализ этой проблемы помогает выяснить, как инвестиции в сферу формирования компетенций способствуют участию человека на рынке труда и развитию социального капитала, а также оценить эффективность образовательной системы3.

Европейские страны начали активно работать над определением знаний, умений, навыков и компетенций, которые позволят их гражданам играть активную роль в обществе знаний. В связи с этим встал целый ряд вопросов: что такое «компетенция»? Какими компетенциями должен обладать специалист для того, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, в том числе и международном? Существует ли «универсальный набор» компетенций, востребованный в любой точке Земли? Как определить уровень владения компетенциями? Дать ответ на эти и другие вопросы оказалось непросто вследствие серьезных отличий в трактовках понятий, методологии сбора данных и их анализа, что обусловлено различными социальными и культурными контекстами.

В рамках реализации лиссабонской стратегии была одобрена и принята 10-летняя рабочая программа сообще-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ства «Образование и подготовка-2010». Проблема формирования ключевых компетенций заняла одно из центральных мест в этой программе и была выделена отдельной целью (цель 1.2). Кроме того, в 2001 г. была создана рабочая группа «Ключевые компетенции», в задачи которой входило решение целого ряда вопросов: определение понятий, выделение группы ключевых компетенций, разработка программы по формированию ключевых компетенций, выявление и анализ примеров успешной практики, формулирование выводов и рекомендаций.

Работа указанной группы опиралась на международные исследования, и в частности на результаты проектов DeSeCo (определение теоретических и концептуальных основ понятия «компетенция»), Eurydice (анализ европейских национальных программ и проводимых реформ по включению в них ключевых компетенций), PISA (определение уровня грамотности и ключевых компетенций, разработка системы их оценки) и др.

Важное значение имела реализация проекта Eurydice, в задачи которого входило выяснение того, насколько компе-тентностный подход представлен в национальных программах стран ЕС, реформах учебных программ и планов средней школы, поддерживается школой во внеурочной работе и при осуществлении межпредметных связей. Результаты исследования показали, что, несмотря на отсутствие единой терминологии и общепринятой системы понятий, проблема формирования компетенций эксплицитно и имплицитно затрагивается во всех национальных образовательных программах, а обучение только предметным знаниям признано препятствием для развития междисциплинарных подходов.

Анализ ситуации в национальных образовательных системах выявил следующее:

— осуществление глубоких реформ, направленных на применение компетент-ностного подхода на всех уровнях образования, включая высшее;

— разработку новых учебных программ с учетом развития компетенций;

— использование бенчмаркинга, количественных и качественных показателей для разработки стандартов, в том числе в области ключевых компетенций;

— использование новых стандартов для оценки компетенций в области чтения, письма, математики, иностранных языков, физики; постановку четких тре-бований4.

Был обнаружен также целый ряд проблем и препятствий, мешающих проведению работы в указанном направлении, которые можно объединить в следующие группы: недостаточная теоретическая и практическая подготовка преподавательского состава; нежелание и отсутствие готовности учебных заведений к проведению реформ; отсутствие системы оценки ключевых компетенций; недостаточная теоретическая и концептуальная база.

При разработке теоретических основ были уточнены понятия «основные умения и навыки» (basic skills) и «ключевая компетенция» (key competence), которые в литературе часто используются в качестве синонимов. По мнению специалистов, понятие «основные умения и навыки» часто подразумевает лишь грамотность в области чтения и письма, математическую грамотность и навыки выживания. Компетенция же помимо грамотности включает в себя сочетание умений, навыков, знаний, способностей, отношений, умение учиться и знание того, как применить полученные знания на практике, т. е. является более широким понятием. Кроме того, понятие «компетенция» подразумевает высокую степень объединения потенциала и способностей человека с более широкими социальными целями5.

Таким образом, «ключевая компетенция» представляет собой сочетание многофункциональных, широко применяемых знаний, умений и навыков, необходимых всем людям для самореализации

№ 2, 2007

и развития, социальной включенности и занятости.

Ключевые компетенции характеризуются многофункциональностью и широким применением (могут использоваться в различных контекстах и ситуациях), а также необходимостью и полезностью для каждого человека с целью достижения успеха в жизни. Они являются важным условием успешной жизнедеятельности человека. Неразвитость ключевых компетенций влечет за собой неспособность трудоустройства, социальное отчуждение, неудачи в достижении поставленных целей, в частности таких, как самореализация и развитие на протяжении всей жизни (культурный капитал); активная гражданская позиция и социальная включенность (социальный капитал); способность трудоустройства (человеческий капитал)6.

На основании выделенных признаков и характеристик нами были определены восемь ключевых компетенций, необходимых каждому человеку в обществе знаний (таблица). При этом учи-

тывался весь спектр контекстов образования и подготовки на протяжении всей жизни:

— общее среднее образование, которое все больше характеризуется сменой акцентов с «закодированных» знаний на «неявные» знания, заложенные в компетенции учащегося;

— образование взрослых с переходом от «корректирующего» образования до высшего и дополнительной профессиональной подготовки;

— специальные образовательные услуги для групп риска социального отчуждения, в которые входят переселенцы, этнические меньшинства, молодые люди и взрослые с низким уровнем успеваемости, а также жители отдаленных и изолированных местностей;

— образовательные услуги для учащихся со специальными образовательными потребностями, которым необходим доступ к индивидуально подобранным образовательным программам, разработанным на основе формирования ключевых компетенций7.

Ключевые компетенции*

Компетенция

Определение

Общение на родном языке

Общение на иностранных языках

Математическая, естественно-научная и технологическая компетенция

Общение — это способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также взаимодействовать лингвистически надлежащим образом в полном спектре социетальных контекстов — на работе, дома и на отдыхе

Общение на иностранных языках охватывает те же четыре аспекта (восприятие речи на слух, разговорная речь, чтение и письменная речь), что и общение на родном языке, однако уровень владения может варьироваться между четырьмя аспектами, различными языками, интересами. Общение на иностранных языках требует наличия умений выступать посредником в общении и межкультурном понимании

Математическая грамотность — это способность применять действия сложения, вычитания, умножения и деления, а также дроби на уровне мысленных и письменных вычислений с целью решения целого спектра ежедневных проблем. Акцент делается на процессе, а не на результате, на деятельности, а не на знаниях. Под естественными науками понимается владение набором знаний и методологией, применяемым для объяснения мира природы. Под технологией понимается применение этих знаний для изменения естественной среды с целью удовлетворения человеческих потребностей и нужд

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Окончание таблицы

1

Компетенция в области цифровых технологий

Умение учиться

Межличностные, межкультурные, социальные компетенции и гражданская компетенция

Предпринимательская инициатива

Понимание

культуры

Компетенции в области цифровых технологий включают в себя уверенное и критическое использование технологий информационного общества для работы, отдыха и общения. В их основе лежат базовые умения и навыки в области ИКТ: использование компьютеров для получения, оценки, хранения, производства, презентации информации и обмена ею, а также для общения и участия в работе сетей через Интернет

Умение учиться — способность достигать образовательные цели. Обучающийся должен быть способен самостоятельно организовать и регулировать процесс учения; эффективно управлять временем; разрешать проблемные ситуации; приобретать, оценивать и сравнивать новые знания; применять новые знания, умения и навыки в целом спектре контекстов: дома, на работе, в процессе образования и подготовки

Эти компетенции охватывают все типы поведения, необходимые для эффективного и конструктивного участия в социальной и трудовой жизни, а также разрешения конфликтов. Гражданская компетенция способствует полноценному участию в жизни гражданского общества с опорой на знания социальных и политических реалий и структур, активную жизненную позицию и демократические преобразования

Предпринимательство — это способность человека обращать идеи в деятельность. Она включает в себя креативность, инновационный подход и умение рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения целей. Эта способность помогает в разрешении ежедневных проблем и задач в личной и общественной жизни. Наемным работникам элемент предпринимательства помогает ориентироваться в профессиональной деятельности и пользоваться имеющимися возможностями. Для деловых людей предпринимательская инициатива выступает основой развития более специфических умений, навыков и знаний, необходимых для социальной и коммерческой активности

Осознание важности креативного выражения идей, опыта и эмоций посредством СМИ, музыки, исполнительского искусства, литературы и визуальных средств

* Источник: Key competences for lifelong learning. A European reference framework. 2004.

Опираясь на научные исследования, конкретную ситуацию в ЕС, а также на поставленные цели и задачи, рабочая группа предложила программу по формированию ключевых компетенций с учетом следующих положений:

— ключевые компетенции должны быть сформированы по окончании общего среднего образования;

— ключевые компетенции должны рассматриваться в контексте обучения на протяжении всей жизни и служить для него основанием;

— ключевые компетенции могут приобретаться в процессе обязательного и

дополнительного образования и должны признаваться в равной степени;

— при формировании ключевых компетенций необходимо учитывать группы риска социального отчуждения;

— средства оценки уровня сформи-рованности компетенций ограничены, требуется их разработка в дальнейшем.

Выделение восьми ключевых компетенций не означает, что они исключают друг друга. Многие являются взаимодо-полнительными, к тому же целый ряд аспектов присутствует одновременно во всех них: критическое мышление, инициатива, умение решать проблемы, оценка

№ 2,2OO7

риска, принятие решения, управление чувствами. Кроме того, сложный характер взаимодействия человека с действительностью заставляет мобилизовать сразу несколько компетенций, на выбор которых будут влиять поставленные на индивидуальном и социальном уровне цели.

На национальном уровне мероприятия по внедрению компетентностного подхода в рамках реализации программы «Образование и подготовка-2010» включают в себя:

— инициативы в виде постановлений, рекомендаций, обсуждений;

— расширение спектра применения компетентностного подхода на всех уровнях образования: детский сад, начальная школа, средняя школа, профессиональное образование, высшее образование, обучение взрослых;

— изменение учебных программ и планов на местном, региональном и национальном уровнях;

— реформы в области образования и подготовки педагогов;

— улучшение качества образования;

— разработку системы оценки компетенций и квалификаций, качества образования.

На европейском уровне проблема ключевых компетенций решается в рамках таких программ сообщества, как «Леонардо да Винчи» и «Сократ», а также лиссабонской программы, инициатив

по признанию дипломов и квалификаций и т. д.

На международном уровне Европейский союз активно занимается проблемой компетенций и участвует в целом ряде международных проектов (DeSeCo, PISA, IEA, TIMMS, PIRLS и др.).

Проблема формирования ключевых компетенций выходит далеко за рамки образовательной политики Евросоюза и неразрывно связана с реализацией целого ряда задач и целей ЕС в области политики обеспечения занятости населения, социальной и молодежной политики, развития предпринимательства и внедрения стратегии обучения на протяжении всей жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Increasing labour force participation and promoting active ageing : Council doc. № 6707 of 8 March 2002.

2 Presidency conclusions. Lisbon, 2000.

3 См.: OECD (2002). Definition and selection of competences: theoretical and conceptual foundations. Strategy paper. Paris: OECD.

4 См.: Eurydice (2002). Key competencies. A developing concept in general compulsory education. Brussels: Eurydice European Unit.

5 См.: European Commission (DG EAC) (2003). Progress report. Basic skills, entrepreneurship and foreign languages.

6 См.: European Commission (DG EAC) (2004). Analysis of the mapping of key competency frameworks.

7 См.: European Commission (DG EAC) (2004). Key competences for lifelong learning. A European reference framework.

Поступила 18.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.