Научная статья на тему 'Ключевые компетентности будущих педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды'

Ключевые компетентности будущих педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНА КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INCLUSIVE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутиева Лариса Аликовна

Рассматриваются структура и содержание инклюзивной образовательной среды, что позволит определить приоритетные задачи и виды деятельности по ее созданию в общеобразовательном учреждении, а также выявить комплекс профессиональных и общекультурных компетенций как результативно-целевую основу проектирования спецкурса для будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гутиева Лариса Аликовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the structure and content of the inclusive educational environment (IEE) will help to find out the priorities and activities for the creation of the educational institution, as well as to identify a range of professional and cultural competences as the effective and target basis of a special course for future teachers.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетентности будущих педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды»

Л.А. ГУТИЕВА (Владикавказ)

ключевые компетентности Будущих педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды

Рассматриваются структура и содержание инклюзивной образовательной среды, что позволит определить приоритетные задачи и виды деятельности по ее созданию в общеобразовательном учреждении, а также выявить комплекс профессиональных и общекультурных компетенций как результативно-целевую основу проектирования спецкурса для будущих педагогов.

Ключевые слова: образовательная среда, инклюзивное образование, профессиональная компетентность.

В настоящее время преобразования, происходящие в социально-экономической жизни нашей страны, и внедрение новых стандартов ФГОС привели к необходимости модернизации системы педагогического образования. Стратегическая цель государственной образовательной политики - повышение доступности качественного образования - связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. Детям с ограниченными возможностями здоровья практически невозможно получить образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в связи с тем, что в стране недостаточное количество таких школ. Более того, они имеются далеко не повсеместно.

в последнее время предлагаются различные инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (ООП), одним из которых является инклюзивное образование, основанное на идеях инклюзии (или включения) детей с ООП в общеобразовательные учреждения, предусматривающее доступное для всех качественное обучение, воспитание, развитие и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Изучение структуры и содержания инклюзивной образовательной среды (ИОС) позво-

О Гутиева Л.А., 2017

кие науки -

лит определить приоритетные задачи и виды деятельности по ее созданию в общеобразовательном учреждении, а также выявить комплекс профессиональных и общекультурных компетенций как результативно-целевую основу проектирования спецкурса для будущих педагогов.

Для решения поставленных задач потребовалось рассмотреть понятия «среда», «образовательная среда», «инклюзивное образование».

Анализ фундаментальных работ И. При-гожина, И. Стенгерса, исследований А.А. Ба-блоянца, К.И. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, С.П. Капицы, Н.С Крылова, И.В. Чайковского, А.Б. Потапова, В.А. Са-довничего, Ю.В. Сачкова, А.С. Самарского, А.Дж. Тойнби, Г. Николиса, Л. Пойнера, К. Уодцингтона, Г. Хакена и др. позволяет констатировать тот факт, что в научных исследованиях существует достаточно четкое представление о среде. В частности, В.А. Миже-риков представляет понятие «среда» как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Именно среда приводит к переменам в человеке, способствует его личностному развитию, обеспечивая взаимодействие целенаправленного воспитания и средового влияния, может расширить сферу воздействий на развитие личности. Именно поэтому важно управлять процессом взаимодействия со средой, оптимально используя ее потенциал. Это положение необходимо учитывать в процессе проектирования инклюзивной образовательной среды.

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие. Из триединства природы, общества и человека вытекает рассмотрение понятия «среда» с важным уточнением - «образовательная». Анализ педагогической литературы показывает, что под термином «образовательная среда» в педагогике понимается совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, на предметную и человеческую обстановку личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. таким образом, мы можем рассматривать личность в равной мере и как носителя - представителя среды [6].

Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, В.А. Караков-ский, Н.А. Морозова, O.P. Радионова, H.JI. Се-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Ливанова, A.B. Хуторской под образовательной средой понимают естественное или искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее содержание и различные виды средств образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность обучаемого, управляя процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся мотивация обучающихся, личность воспитателя и многое другое [2; 3].

Образовательная среда в целом является понятием интегративным. в структуре образовательной среды ученые выделяют такие компоненты, как экономическое пространство, географическое пространство, научный, интеллектуальный и информационно-образовательный потенциал образовательного учреждения, федеральной, региональной и муниципальной системы образования, материальные и духовные условия жизнедеятельности детей, их родителей, педагогов, система влияний и условий обучения, воспитания и развития. Совершенно очевидно, что указанные компоненты включены в структуру ИОС. отличительную особенность инклюзивной образовательной среде придает ее системообразующий компонент: ценностное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, их развитию, обучению, сохранению и укреплению здоровья; к коррекционно-раз-вивающей деятельности и социализации.

Инклюзивное образование - требование мирового уровня. Если мы признаем существование детей с ООП, то должны обеспечить их квалифицированными педагогами и создать условия, при которых они получат образование и подготовятся к самостоятельной жизни. Учитывая, что ребенок с ООП должен получить возможность свободного выбора образовательного учреждения, определенным уровнем подготовленности в осуществлении своей профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения должен обладать практически каждый педагог общеобразовательного учреждения. Обучение ребенка в ИОС требует от учителя другого уровня подготовки, высокого профессионализма, творчества, обладания не только знаниями в области специальной педагогики и психологии, но и способностью применять их в нестандартных ситуациях. все сказанное укладывается в понятие компетентности, предполагающей целостный опыт решения жизненных проблем.

Однако, как показало исследование, к числу проблем по созданию инклюзивной обра-

зовательной среды (ИОС) относится недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических работников. В связи с этим возникает потребность в разработке педагогической модели компетентностно-ориентированного обучения будущих педагогов, готовых к созданию инклюзивной образовательной среды.

одним из оптимальных методов проектирования результатов образования выступает компетентностный подход [1]. Образовательная программа обучения с точки зрения названного подхода может быть представлена как единство компетенций, результатов, содержания, новых подходов к оцениванию.

Компетентностный подход - это инновация, возникшая в русле отечественной культурно-образовательной традиции, для которой характерны деятельностный и компетент-ностный характер образования, отраслевая направленность профессионального образования, а также повышения квалификации, органическая включенность практик различного рода в образовательный процесс, квалификационные характеристики, фонды комплексных оценочных заданий. С компетентностным подходом связывается усиление духовно-этических функций непрерывного профессионального образования, которое призвано стать способом научения человека справляться с многочисленными непредсказуемыми проблемами. Это положение приобретает особенную актуальность в отношении профессиональной деятельности педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды.

Проведенный анализ различных подходов к определению компетентностей позволил сделать вывод: все компетентности социальны в широком смысле этого слова, потому что вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию и проявляются в этом социуме.

ключевые - это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают человеку нормальную жизнедеятельность в социуме. Профессиональные и учебные компетентности формируются и проявляются в различных видах человеческой деятельности. Социальные (в узком смысле слова) компетентности характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми.

На основе вышеизложенного выделим пять ключевых социальных компетентностей, которыми призван овладеть педагог, готовый к осуществлению ИОС:

1) готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека;

2) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;

3) опыт реализации знаний, умений;

4) ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностной значимости;

5) эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности.

Анализ системы организации ИОС позволил выделить основные виды профессиональной деятельности педагогов, к успешному и эффективному выполнению которых они должны быть готовыми:

- нормативно-творческую;

- проектную;

- диагностико-консультативную;

- педагогическую;

- образовательную;

- коррекционно-развивающую;

- социально- педагогическую;

- психологическую;

- культурно-просветительскую;

- научно-исследовательскую и др.

Нормативно-творческая деятельность

подразумевает готовность специалиста по созданию ИОС к участию в разработке нормативно-правового обеспечения образовательного процесса детей с ООП в учреждении (локально-индивидуальный уровень); к внесению предложений по оптимизации образовательного процесса в ИОС, способность разрабатывать индивидуально-ориентированные программы и образовательные маршруты для детей с ООП.

В рамках проектной деятельности участник инклюзивной образовательной среды должен уметь определять философию инклюзивного образования, систему ее базовых и профессиональных ценностей, уметь выбирать миссию образовательного учреждения в области важнейших функций инклюзивной деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов. Участник ИОС должен уметь определять структуру образовательного процесса, интеграцию его функций (образовательных, воспитательных, психофизического развития, творческих, оздоровительных), а также составлять планы и графики коррекционно-педагогической работы.

КИЕ НАУКИ -

Диагностико-консультативная деятельность включает в себя умение организовать комплексное обследование детей с ООП, а также детей, имеющих трудности в обучении, воспитании и адаптации, с целью обеспечения им психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном процессе; выявление и диагностику недостатков в физическом и (или) психическом развитии или состояний декомпенсации, способность выявить уровень и особенности развития познавательной деятельности, изучение эмоционально-волевого и личностного развития, а также способность определить резервные возможности развития личности ребенка, готовность к оценке результатов кор-рекционно-педагогической работы.

В содержание собственно педагогической деятельности входит способность прогнозировать результаты психолого-педагогической диагностики, обучения, воспитания и развития детей с ООП; умение учитывать индивидуальные, сущностные особенности участников процесса инклюзии; способность разработать рекомендации по оптимизации учебно-воспитательной работы в учреждении для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. Сюда также относятся умения составлять оптимальную для развития ребенка индивидуальную программу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, осуществлять анализ учебных и личностных достижений детей с ООП с использованием современных средств оценивания результатов обучения и готовность к сочетанию процесса обучения с практикой формирования ценностных ориентаций личности учащихся с ООП.

Образовательная деятельность подразумевает, что специалист подготовлен к корпоративной организации процесса коррекционно-развивающего обучения. у него есть способность использовать современные технологии обучения, умение прогнозировать результаты и анализировать учебные и личностные достижения детей с ООП с применением современных средств оценивания результатов обучения. Педагог готов к корпоративному созданию и поддержке благоприятной ИОС, которая способствует достижению целей обучения, воспитания и развития.

Коррекционно-развивающая деятельность предполагает наличие у педагогов умения оказать индивидуально ориентированную помощь нуждающимся детям в преодолении затрудне-

известия вгпу

ний в учебе, личностных проблем развития, в формировании здорового образа жизни, выборе образовательного маршрута; способности осуществлять процесс коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, готовности к осуществлению компенсации утраченных или ограниченных возможностей у ребенка в условиях личностно ориентированного подхода к обучению и развитию детей с ООП и умения реализовать программы совместного обучения детей с ООП и нормально развивающихся детей.

Социально-педагогическая деятельность подразумевает наличие способности взаимодействовать с родственниками детей, оказывать им помощь в семейном воспитании, готовности к внутришкольному корпоративному сотрудничеству в процессе обучения детей с ООП, умения выстраивать соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни ребенка с ООП. Педагог должен быть готов к осуществлению педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения детей с ООП, уметь планировать и проводить мероприятия по профилактике отклонений в социальном поведении подростков в процессе обучения и воспитания.

Психологическая деятельность характеризуется наличием умения организовать корпоративное сотрудничество детей, педколлектива и родителей в образовательном процессе; способности нести психологическую и социальную ответственность за результат инклюзии, а также координировать усилия со стороны ребенка с ООП и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования; наличием ценностных ориентаций, гражданских и патриотических убеждений, толерантности.

Культурно-просветительская деятельность включает в себя умение формировать общую культуру учащихся, способность обеспечить охрану жизни и здоровья в образовательном процессе, умение организовать консультирование учащихся с ООП, родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; готовность к распространению опыта работы.

Научно-исследовательская деятельность характеризуется готовностью к выполнению поисково-исследовательской работы по проектированию инновационных моделей ИОС.

владение вышеуказанными видами деятельности позволяет судить о компетентности педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды для детей с ООП.

Анализ общетеоретических подходов к пониманию категории «профессиональная компетентность» позволил охарактеризовать данный феномен, раскрыть его содержание и структуру, а также выделить основные черты компетентностного подхода к подготовке профессионалов по созданию инклюзивной образовательной среды:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

- выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития профессионала;

- оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;

- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;

- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения личностно ценного жизненного опыта;

- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности;

- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами [4].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что педагогическая модель подготовки педагогов (специалистов) по созданию инклюзивной образовательной среды может быть эффективной, если она имеет направленность на развитие комплекса компе-тентностей педагогов, обусловленных профессиональными задачами, структурой и содержанием деятельности по формированию ИОС, должна основываться на системно-дея-тельностном, личностно ориентированном и компетентностном подходах, быть направлена на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в дифференцированных образовательных услугах, культивируя идею преемственности и непрерывности образования и самообразования.

педагогические науки

список литературы

1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. M.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2013.

2. Боденко JI.A. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. M., 1999.

3. Зимняя И.А. Качество непрерывного образования как условие развития личности в образовательной системе. M.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.

4. Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 2. С. 48-51.

5. Mалофеев H.H., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. [и др.]. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1. С. 5-19.

6. Сластенин В.А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: материалы Mеждунар. науч.-практ. конф. M.: ШЛУ, 1994.

* * *

1. Bajdenko V.I. Standarty v nepreryvnom ob-razovanii: konceptual'nye, teoreticheskie i metodo-logicheskie problemy. M.: Issled. centr problem ka-chestva podgotovki specialistov, 2013.

2. Bodenko JI.A. Pedagogicheskie uslovija ob-shhekul'turnogo stanovlenija mladshego shkol'nika v obrazovatel'noj srede: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1999.

3. Zimnjaja I.A. Kachestvo nepreryvnogo obrazo-vanija kak uslovie razvitija lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1997.

4. Kozyreva O.A. Kompetentnost' sovremenno-go uchitelja: sovremennaja problema opredelenija po-njatija // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2004. № 2. S. 48-51.

5. Malofeev N.N., Goncharova E.L., Kukushki-na O.I. [i dr.]. Special'nyj federal'nyj gosudarstvennyj standart obshhego obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: osnovnye polozhenija koncepcii // Defektologija. 2009. № 1. S. 5-19.

6. Slastenin V.A., Shijanov E.N. Gumanisti-cheskaja paradigma pedagogicheskogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie dlja XXI veka: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: MPGU, 1994.

О Гладкова Л.К, 2017

The key competences of future teachers in creation of inclusive educational environment

The study of the structure and content of the inclusive educational environment (IEE) will help to find out the priorities and activities for the creation of the educational institution, as well as to identify a range of professional and cultural competences as the effective and target basis of a special course for future teachers.

Key words: educational environment, inclusive education, professional competence.

(Статья поступила в редакцию 25.05.2017)

л.н. гладкова

(тюмень)

ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Раскрываются понятия «социальная безопасность» и «социально безопасное поведение» (как поведение, ведущее к успешной социализации личности, отсутствию напряженности). Охарактеризовано содержание основных компонентов готовности к осуществлению социально безопасного (ценностно-мо-тивационного, когнитивного, операционально-деятельностного, регулятивного, рефлексивного) поведения. Описываются уровни социально безопасного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: социально безопасное поведение, социальная безопасность, уровни.

В системе общественных отношений все более актуальными становятся проблемы безопасности личности в связи с рисками различного плана (политическими, экономическими, криминальными, военными и др.), многие из которых имеют социальное происхождение. Одной из важных задач оказывается обеспечение безопасности личности через развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.