Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ'

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оплата труда / оклад / специальные социальные выплаты / компенсационные выплаты / стимулирующие выплаты / эффективный контракт. / Remuneration / salary / special social benefits / compensation payments / incentive payments / effective contract.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Чилилов А. М.

Целью данного исследования является анализ последствий решений государства по вопросам оплаты труда и осуществления специальных социальных выплат. Рассмотрены ключевые положения новых нормативных правовых актов в этой сфере. Дана оценка предстоящих изменений в системе оплаты труда, с точки зрения возможного влияния на стимулирующие качества системы оплаты труда. Выработаны рекомендации по возможным вариантам действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных (муниципальных) учреждений в целях достижения установленной доли окладов в размере 50% от общего размера заработной платы. Оценено влияние рассматриваемых изменений на подготовку перехода к новой системе оплаты труда в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Чилилов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY CHANGES IN THE SALARY STRUCTURE AND THE PROCEDURE FOR MAKING SPECIAL SOCIAL PAYMENTS

The purpose of this study is to analyze the consequences of government decisions on remuneration and implementation of special social benefits. The key provisions of the new regulatory legal acts in this area are considered. An assessment of the upcoming changes in the wage system is given, in terms of the possible impact on the stimulating qualities of the wage system. Recommendations have been developed on possible options for actions by public authorities of the subjects of the Russian Federation and state (municipal) institutions in order to achieve the established share of salaries in the amount of 50% of the total salary. The impact of the changes under consideration on the preparation of the transition to a new wage system in healthcare is assessed.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ»

От редакции:

Самой актуальной темой для медицинских работников и медицинских организаций в настоящее время стали изменения в размерах и порядке осуществления специальных социальных выплат и повышение доли окладов в структуре заработной платы. Хотя еще не все медицинские работники почувствовали это, изменения коснутся большинства из них. В данном номере наши эксперты анализируют нюансы нормативных правовых актов, касающихся рассматриваемых вопросов и дают практические рекомендации по выполнению содержащихся в них требований.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-4-4-14 УДК: 614.2

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В СТРУКТУРЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

В.И. Стародубов а, Ф.Н. Кадыров b О.В. Обухова c, Ю.В. Ендовицкая d, А.М. Чилилов e

а,ь,сДе фгбу "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;

е Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия.

а ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; b ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; с ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; d ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; e ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833.

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

АННОТАЦИЯ

Целью данного исследования является анализ последствий решений государства по вопросам оплаты труда и осуществления специальных социальных выплат.

Рассмотрены ключевые положения новых нормативных правовых актов в этой сфере.

Дана оценка предстоящих изменений в системе оплаты труда, с точки зрения возможного влияния на стимулирующие качества системы оплаты труда.

Выработаны рекомендации по возможным вариантам действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных (муниципальных) учреждений в целях достижения установленной доли окладов в размере 50% от общего размера заработной платы.

Оценено влияние рассматриваемых изменений на подготовку перехода к новой системе оплаты труда в здравоохранении. Ключевые слова: оплата труда, оклад, специальные социальные выплаты, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты, эффективный контракт.

Для цитирования: Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М. Ключевые изменения в структуре заработной платы и порядке осуществления специальных социальных выплат. Менеджер здравоохранения. 2024; 4:4-14. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-4-4-14

ВВЕДЕНИЕ

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 343) явилось наиболее значимым документом последнего времени, касающимся заработной платы и других составляющих доходов медицинских работников.

Если говорить более конкретно, изменения были внесены в следующие постановления Правительства:

• Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», касающееся порядка осуществления специальных социальных выплат.

• Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее - Программа госгарантий) - в части изменения структуры заработной платы.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

К числу наиболее значимых изменений в части осуществления специальных социальных выплат можно отнести следующие:

- изменение размеров специальных социальных выплат для медицинских работников «малых» населенных пунктов;

- выплаты распространены не только на работников центральных районных, районных и участковых больниц, но также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р. Данное изменение обусловлено тем, что многие учреждения, подведомственные ФМБА, выполняют на отдельных территориях функции, аналогичные функциям центральных районных, районных и участковых больниц (нередко являясь единственными медицинскими организациями на своей территории) и имеют схожие кадровые проблемы, что может создавать риски снижения доступности медицинской помощи на обслуживаемых территориях.

В таблицах 1 и 2 представлены размеры специальных социальных выплат в зависимости от размера населенного пункта соответственно для врачей

Категории медицинских работников Медицинские организации или их структурные подразделения, расположенные в населенных пунктах с населением:

до 50 тыс. человек от 50 тыс. до 100 тыс. человек от 100 тыс. человек

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении ФМБА, за исключением медицинских работников, указанных в подпунктах «б» - «г» пункта 2 постановления:

50000

29000

18500

подпункт «б» пункта 2 постановления, за исключением медработников, указанных в подпункте «в» пункта 2 постановления: 50000 29000 14500

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «в» пункта 2 постановления, - 11500 рублей; 11500 11500 11500

врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи, указанные в подпункте «г» пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей. 11500 11500 11500

С

#хс

Таблица 1

Размеры специальных социальных выплат для врачей и медицинских работников

с высшим медицинским образованием

№4 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 2

Размеры специальных социальных выплат для среднего и младшего медицинского персонала

Категории медицинских работников Медицинские организации или их структурные подразделения, расположенные в населенных пунктах с населением:

до 50 тыс. человек от 50 тыс. до 100 тыс. человек от 100 тыс. человек

Средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, больниц и медико- санитарных частей, в том числе центральных, находящихся „„„„„ „„„„ ,г л 30000 13000 8000 в ведении ФМЬА за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 постановления

Средний медицинский персонал, указанный в подпункте «е» пункта 2 постановления: 30000 13000 6500

фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи, указанные в подпункте «ж» 7000 7000 7000 пункта 2 постановления

медицинские работники, указанные в подпунктах «з» - «л» пункта 2 постановления 4500 4500 4500

и медицинских работников с высшим медицинским образованием, и для среднего и младшего медицинского персонала.

Следует обратить внимание на то, что в Постановлении № 2568 в новой редакции говорится о медицинских работниках, «оказывающих медицинскую помощь» (ранее такой фразы не было), что вызвало целый ряд вопросов в отношении допустимости сохранения специальных социальных выплат медицинских работникам центральных районных больниц и т.п. (подпункт а пункта 2): медицинским статистикам, медсестрам стерилизационной и т.д.

Кроме того, в Постановлении № 2568 слова «специалисты со средним медицинским образованием» заменили словами «средний медицинский персонал» (без указания на уровень медицинского образования). Это изменение обусловлено тем, что пункты 6 и 9 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников1 в редакции, введенной в действие со 2 января 2024 года приказом Минздрава России от 4 декабря 2023 года № 649н, предусматривает следующие должности:

6. Должности специалистов с высшим медицинским образованием (уровень бакалавриата) (средний медицинский персонал).

9. Должности специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).

1 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Поэтому при сохранении в тексте Постановления № 2568 прежней формулировки, должности специалистов с высшим медицинским образованием (уровень бакалавриата), относящиеся к среднему медицинскому персоналу, лишились бы права на специальные социальные выплаты.

Другие изменения в Постановлении 2568 направлены на уточнение ряда формулировок, в том числе связанных с недопущением снижения заработной платы работников при начислении им специальных социальных выплат.

ТРЕБОВАНИЯ

ПО ИЗМЕНЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Постановление № 343 внесло изменения в Программу госгарантий, установив требование обеспечить долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников медицинских организаций не ниже 50 процентов без учета компенсационных выплат. Обращаем внимание на то, что в Постановлении № 343 речь идет о структуре фондов заработной платы медицинских работников медицинских организаций, а не о зарплате конкретных медицинских работников.

При этом Минздраву России по согласованию с Минтрудом России было предписано направить исполнительным органам субъектов Российской Федерации методические рекомендации по порядку исполнения положений Постановления № 343.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №4

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

Таблица 3

Дифференциация размера окладов между субъектами РФ, руб.

Размер оклада Врачи Средний медицинский персонал Младший медицинский персонал

Минимум 7 201 4 732 2 764

Максимум 62 402 37 599 30 016

Разница, раз 8,67 7,95 10,86

Таблица 4

Дифференциация доли окладов между субъектами РФ, количество субъектов Российской Федерации

Доля оклада в структуре заработной платы Врачи Средний медицинский персонал Младший медицинский 1 персонал

от 40% и выше 27 43 36

от 30% до 39,9% 33 33 34

ниже 30% 25 9 15

Методические рекомендации были направлены совместным письмом Минздрава России и Минтруда России от 29.03.20242.

Причины, обусловившие необходимость повышения доли окладов

Одну из причин необходимости изменения структуры заработной платы озвучил Президент в своем выступлении на пленарном заседании Второго форума будущих технологий «Современные медицинские технологии. Вызовы завтрашнего дня - опережая время» 14.02.2024: «Мы всё время говорим о том, что фиксированная часть должна быть обеспечена, безусловно. А дополнительные выплаты тоже важны. Но медицинские работники заинтересованы, конечно, в том, чтобы основная часть, оклад был повыше» 3.

Данная позиция Президента связана с тем, что сложившийся к настоящему времени порядок

2 Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 марта 2024 г. 16-3/И/1-5816, 14-1/10/П-2380 «О направлении методических рекомендаций по порядку исполнения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в части обеспечения для медицинских работников организаций, подведомственных исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, доли выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских организаций не ниже 50 процентов без учета компенсационных выплат».

3 http://www. kremlin. ru/events/president/transcripts/comminity_ meetings/73454

формирования заработной платы в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса (когда каждое министерство или ведомство, каждый субъект Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеют право устанавливать свою систему оплаты труда со своими окладами и выплатами) привел к неоправданно широкому диапазону окладов, видов и размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера при том, что сами оклады нередко остаются достаточно низкими. Можно сказать, что данная ситуация - это последствия чрезмерной децентрализации, которая в здравоохранении не оправдала себя.

В таблице 3 приведены расчеты авторов об уровне дифференциации окладов между субъектами РФ, а в таблице 4 - данные о дифференциации доли окладов между субъектами РФ в 2023 году.

Рассматриваемая проблема обнаружилась уже достаточно давно, и предпринимались неоднократные попытки решить проблему слишком низкой доли окладов. Например, в письме Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников», содержатся рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований довести долю окладов до 55-60% от общего размера заработной платы. Но данное письмо не имело юридической силы как в силу статуса документа, так и в силу указанного выше права субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать системы оплаты труда.

С

«КС

->

№ 4 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Ныне же речь идет не просто о статусе документа, являющегося нормативным правовым актом - о постановлении Правительства Российской Федерации, а о новых полномочиях, которое Правительство получило в связи с внесением изменений в статью 144 Трудового кодекса (ТК РФ) в соответствии с Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. № 362-ФЗ 4. В соответствии с частью 8, которой была дополнена статья 144, Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.

Степень обязательности требований по структуре заработной платы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если в отношении медицинских работников медицинских организаций подведомственных исполнительным органам субъектов Российской Федерации (далее - региональные учреждения) установлены лишь рекомендации, то федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, а также подведомственным Правительству Российской Федерации (далее - федеральные учреждения) дано жесткое предписание обеспечить достижение доли выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников медицинских организаций не ниже 50 процентов без учета компенсационных выплат.

Теоретически, субъекты Российской Федерации могут рассматривать указанные положения лишь как рекомендацию, не обязательную для исполнения. Но, во-первых, это требование изложено в Поручении Президента, а, во-вторых, Постановлением № 343 (и, соответственно, в Программе госгарантий) предусмотрено проведение ежеквартального мониторинга со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования с представлением результатов мониторинга в Правительство Российской

4 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Федерации. Однако задачи мониторинга в отношении региональных и федеральных учреждений также различаются. Мониторинг касается:

- хода принятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации решений, связанных с исполнением требований по структуре зарплаты. То есть, по сути дела, будет отслеживаться процесс принятия субъектами Российской Федерации необходимых нормативных правовых актов;

- исполнения федеральными учреждениями требований о структуре заработной платы.

Кроме того, оценку структуры заработной платы медицинских работников в разрезе субъектов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений будут осуществлять Минтруд России и Социальный фонд России с представлением ежеквартальных докладов в Правительство Российской Федерации (начиная с 25 июля 2024 г.).

Порядок определения доли окладов в структуре заработной платы

Постановление № 343 определяет необходимость обеспечения для медицинских работников государственных (муниципальных) медицинских организаций долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских организаций не ниже 50 процентов. Как уже отмечалось выше, в данном случае речь идет не о зарплате конкретных работников, а о фондах оплаты труда по медицинской организации в целом.

Вместе с тем, хорошо представляя ситуацию с различной структурой заработной платы, связанной не только с имеющими полномочиями по установлению окладов, но и с объективными причинами (работа во вредных и опасных условиях труда и т.д.), Правительство определило, что расчет доли окладов будет осуществляться без учета компенсационных выплат.

При оценке доли окладов в структуре зарплаты не учитываются выплаты, осуществляемые исходя из расчета среднего заработка.

Кроме того, в Методических рекомендациях определено, что при оценке доли выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников медицинских организаций рекомендуется учитывать заработную плату медицинских работников по основному трудовому договору (без учета внутреннего совместительства и внешних совместителей).

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 4

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

Что относится к выплатам компенсационного характера

Несмотря на, казалось бы, очевидность того, что относится к выплатам компенсационного характера, этот вопрос не такой простой, как это кажется на первый взгляд.

Во-первых, не все указанные в ТК РФ компенсации относятся к заработной плате. Так, статья 165 ТК РФ определяет случаи предоставления гарантий и компенсаций, большинство из которых не входит в структуру (в состав) заработной платы, например, компенсации при переезде на работу в другую местность.

Во-вторых, в ТК РФ отсутствует статья, которая содержала бы полный перечень выплат компенсационного характера - «собирать» их приходится по всему Трудовому кодексу.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса установлено, что к компенсационным выплатам, входящим в состав заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе:

- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

- за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению,

- иные выплаты компенсационного характера.

В свою очередь, статья 149 Трудового кодекса

устанавливает, что к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных относится:

- выполнение работ различной квалификации;

- совмещении профессий (должностей);

- сверхурочная работа;

- работе в ночное время;

- работа в выходные и нерабочие праздничные дни;

- выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

При этом в указанных выше статьях ничего не говорится о компенсациях работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В статье 147 Трудового кодекса говорится лишь о том, что порядок оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Однако повышение окладов - это не доплаты или надбавки, которые в соответствии со статьей 129 относятся к компенсационным выплатам.

В этом отношении Методические рекомендации значительно облегчили задачу и субъектам

Российской Федерации, и самим региональным и федеральным учреждениям.

Однако ряд вопросов все равно остается. В частности, в Методических рекомендациях говорится только о совмещении профессий (должностей). Поэтому остается неясным, является ли доплата за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, содержащиеся наравне с совмещением профессий (должностей) в статье 60.2 ТК РФ, компенсационной выплатой или нет?

Тем не менее, ответ на этот вопрос содержится в разъяснениях онлайн-инспекции, в которых прямо говорится о том, что доплата за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания является компенсационной выплатой5.

Сроки реализации Постановления Правительства № 343

Исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить для медицинских работников подведомственных медицинских организаций долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских организаций не ниже 50 процентов с 1 апреля 2024 г. Эти же сроки установлены для федеральных государственных учреждений.

С одной стороны, зарплата за апрель выплачивается только в начале мая, поэтому времени, вроде бы, достаточно.

Но, с другой стороны, изменение системы оплаты труда предполагает определенные процедуры (принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления), внесение изменений в коллективные и трудовые договоры и т.д.) требующие времени. И хотя в Методических рекомендациях указывается, что изменения условий оплаты труда с внесением изменений в нормативные правовые акты должны быть осуществлены не позднее 1 апреля 2024 г., учитывая, что Методические рекомендации датированы 29 марта 2024, а также то, что в целом ряде субъектов Российской Федерации системы оплаты труда зафиксированы в региональных законах (Вологодская область 6, Санкт-Петербург 7 и некоторые другие), принятие необходимых нормативных правовых актов

с

#мс

5 https://xn-80аkibcicpdbetz7e2g. хп - p1ai/questions/view/74781

6 Закон Вологодской области от 17 октября 2008 г. № 1862-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений области».

7 Закон Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 г. № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».

№ 4 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

и внесение изменений в другие документы на практике может затянуться.

Полагаем, что при проведении мониторинга доли окладов в заработной плате эти факторы должны быть учтены.

Правовые аспекты изменений в системах оплаты труда медицинских организаций

В рамках мероприятий повышения доли окладов в большинстве субъектов РФ размеры окладов будут повышены, что означает изменения системы оплаты труда со всеми вытекающими отсюда последствиями. К числу основных документов, в которые должны будут внесены изменения, относятся:

• Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации/субъектов Российской Федерации, устанавливающие систему оплаты труда для подведомственных учреждений здравоохранений.

• Коллективный договор.

• Положение об оплате труда учреждения.

• Локальные нормативные акты.

• Трудовые договоры с работниками.

Постановление № 343 напомнило, что изменения

условий оплаты труда осуществляются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в трудовые договоры с медицинскими работниками, а также при необходимости с внесением изменений в нормативные правовые акты.

В Методических рекомендациях указывается, что изменения в трудовые договоры с медицинскими работниками медицинских организаций вносятся в соответствии с действующим трудовым законодательством (статьи 72 и 74 Трудового кодекса).

Статья 72 Трудового кодекса устанавливает порядок внесения изменений в трудовой договор по соглашению сторон. В случае же, если кто-то из медицинских работников откажется выразить свое согласие с предстоящими изменениями (однако, учитывая, что оклады повышаются, вряд ли таких сотрудников будет много), необходимо будет воспользоваться положениями статьи 74 Трудового кодекса.

Статья 74 Трудового кодекса устанавливает, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть

сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Законодательство (ТК РФ) не дает четкого перечня изменения технологических и организационных условий, дающих право на применение статьи 74 ТК РФ, но исходя из судебной практики и позиции Роструда8 к числу организационных изменений могут быть отнесены:

а) изменения в структуре управления организации;

б) внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.);

в) изменение режимов труда и отдыха;

г) введение, замена и пересмотр норм труда;

д) изменения в организационной структуре организации с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности и, как следствие, изменение систем оплаты труда.

В число технологических изменений условий труда могут входить:

а) внедрение новых технологий производства;

б) внедрение новых станков, агрегатов, механизмов;

в) усовершенствование рабочих мест;

г) разработка новых видов продукции;

д) введение новых или изменение технических регламентов.

Если организационные причины имеются, а работник отказался от работы в новых условиях, он может быть уволен (после того, как ему будут предложены другие должности, которые он с учетом своей квалификации и состояния здоровья в состоянии выполнять).

Если учреждению не удалось доказать наличие организационных или технологических причин, работник должен продолжать получать оплату труда по прежней системе.

Финансовые аспекты реализации требований о доле окладов 50%

Поскольку повышение окладов автоматически приводит к росту большинства видов компенсационных и стимулирующих выплат, это может привести к росту расходов на оплату труда при том, что в соответствующих бюджетах средства на эти цели не запланированы.

Поэтому в Методических рекомендациях указывается, что стимулирующие выплаты рекомендуется рассчитывать в пределах общего фонда заработной платы (с учетом объема средств, направляемых на

8 Ь|Нрз://онлайн-инспекция.рф/тз1гисАоп/20

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 4

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

окладную часть заработной платы и компенсационные выплаты).

Тем не менее, нельзя исключать того, что результатом мониторинга и докладов в Правительство РФ может стать выделение межбюджетных трансфертов некоторым субъектам РФ на решение финансовых проблем, связанных с изменением систем оплаты труда.

Риски, связанные с повышением доли окладов

На рис. 1 показан уровень заработной платы различных категорий медицинских работников.

Если подходить с формальной точки зрения, то, исходя из средней заработной платы врачей, превышающей 100 тыс. руб. в месяц (рис. 1), оклады врачей в среднем должны составлять более 50 тыс. руб. На практике оклады обычно конечно, ниже (за исключением, например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Но вместе с повышением окладов вырастут и выплаты за вредность, за категорию, стажевые и т.д. Поэтому простым повышением окладов эту проблемы не решить - оклад вырастет, а доля в заработной плате увеличится не в той же степени.

Поэтому неслучайно в расчетах не учитываются компенсационные выплаты. Однако они установлены не всем медицинским работникам, да и размеры их могут быть невелики.

Поэтому есть большой риск, что в регионах уменьшат все-таки размер выплат или просто уменьшат суммы, которые идут на эффективный контракт, ссылаясь на то, что эти выплаты не являются

гарантированными. Это создает риски снижения стимулирующих качеств в системе оплаты труда. При этом регионы с низкой долей окладов окажутся в наиболее сложном положении.

Во многих регионах задачу повышения доли окладов переложат на учреждения, на главных врачей. Но это не просто (не только) перекладывание ответственности на учреждения - для этого есть объективная причина - во многих субъектах оклады устанавливают сами учреждения (в случаях, если региональными нормативными правовыми актами установлены лишь минимальные или примерные оклады).

Требование о неснижении уровня заработной платы

Постановление № 343 устанавливает требование при повышении доли окладов сохранить уровень заработной платы медицинских работников не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке.

С одной стороны, поскольку в большинстве случаев оклады вырастут, а вслед за ними во многих случаях и другие выплаты, то опасаться снижения заработной платы, вроде бы, не стоит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, с другой стороны, повышение доли окладов и других выплат может привести к росту общего размера зарплат и, соответственно, фондов оплаты труда. В этих условиях как раз и может возникнуть стремление снизить в ряде случаев размеры заработной платы части работникам для

Врачи

Средний медицинский персонаж

Младший медицинский персонал I

106 313

Рис. 1. Средняя заработная плата отдельных категорий медицинских работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь - сентябрь 2023 года, руб.9

1 https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

того, чтобы уложиться в имеющийся фонд оплаты труда. Поэтому рассматриваемое требование постановления Правительства вполне закономерно, тем более, что оно базируется на требованиях Трудового кодекса.

В Методических рекомендациях говорится, что в случае, если после пересчета размер оклада медицинского работника будет ниже фактически установленного в трудовом договоре и штатном расписании, то изменение размера оклада не осуществляется.

Возможные варианты действий субъектов Российской Федерации по обеспечению 50% окладов в структуре заработной платы

Варианты решения проблемы со стороны субъектов РФ могут быть следующими:

1. Взять вопросы установления окладов в свои руки (там, где установлены рекомендуемые или минимальные уровни окладов).

2. Повысить оклады (это актуально для большинства субъектов РФ). В этом отношении Санкт-Петербург стоит особняком - и не только в силу высоких окладов. Размер должностного оклада медицинских работников государственного учреждения Санкт-Петербурга определяется путем суммирования базового оклада и произведений базового оклада на повышающие коэффициенты к базовому окладу. Фактически, должностной оклад включает в себя основную часть выплат стимулирующего и компенсационного характера (кроме выплат в рамках эффективного контракта)10. Поэтому для Санкт-Петербурга, по сути дела, нет особых проблем с достижением доли оклада 50% в структуре заработной платы (если, конечно, не пытаться заниматься дроблением должностных окладов на составляющие).

3. Отменить ряд выплат вообще, например, ста-жевые (многие субъекты это уже сделали) - тем более, что в новой системе оплаты труда (НСОТ) их, очевидно, и так не будет.

4. Уменьшить выплаты в процентном соотношении (с сохранением в абсолютном выражении).

5. Подойти к требованию о доле окладов в 50% от зарплаты дифференцированно по отношению к разным подведомственным учреждениям и конкретным работникам (с учетом доли стажевых, вредности и т.д.).

10 Закон Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 г. № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга»

6. Пересмотреть системы оплаты труда в части перечня стимулирующих выплат, путем отказа от неэффективных и статусных стимулирующих выплат.

Возможные варианты действий учреждений здравоохранения по обеспечению 50% окладов в структуре заработной платы

Варианты решения проблемы на уровне учреждений:

1. Повысить оклады.

2. Переоформить (в установленном порядке) ряд стимулирующих выплат, например, связанных с объемом выполняемых работ на доплаты за расширение зоны обслуживания, совмещение профессий (должностей) и т.д., которые относятся к компенсационным выплатам и не учитываются при расчете доли окладов в размере заработной платы.

3. Переоформить (в установленном порядке) ряд выплат, связанных с дополнительными объемами работ с переработкой времени (не относящихся к сверхурочным) - на совместительство, которое тоже не учитывается при расчете доли окладов.

4. Перевести ряд выплат стимулирующего характера с процентного соотношения на фиксированный размер (там, где это допустимо).

5. Пересмотреть эффективный контракт, отменив ряд выплат, или уменьшить выплаты в процентном соотношении (с сохранением в абсолютном выражении или без сохранения) - эти выплаты не являются гарантированными.

В Методических рекомендациях предлагается устанавливать перечень критериев, дающих основание для осуществления стимулирующих выплат. Так, стимулирующие выплаты могут быть установлены, например, в случае осуществления медицинским работником медицинских организаций в рабочее время выездов в составе выездных врачебных (мобильных) бригад. При изменении условий оплаты труда предлагается рассмотреть возможность пересмотра перечня стимулирующих выплат и условий их назначения, в том числе, заменив при возможности выплаты в процентном отношении от оклада (должностного оклада) на фиксированные размеры выплат, а также провести оценку (ревизию) эффективных контрактов, заменив при возможности выплаты в процентном отношении от оклада (должностного оклада) на фиксированные размеры выплат.

Также руководителю медицинской организации рекомендуется при изменении условий оплаты труда медицинских работников проводить анализ

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 4

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

численности работников медицинской организации, не участвующих напрямую в оказании медицинской помощи, уточнять их функциональные обязанности, руководствуясь порядками оказания медицинской помощи и рекомендуемыми штатными нормативами (при их наличии), а также анализ соответствия штатного расписания и численности медицинских работников рекомендуемым штатным нормативам, установленным порядками оказания медицинской помощи по соответствующим профилям и положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, утвержденными Минздравом России, и анализ фактической нагрузки на 1 медицинского работника.

Унификация систем оплаты труда в контексте подготовки перехода к новой системе оплаты труда

Безусловно, для субъектов РФ и государственных (муниципальных) учреждений повышение доли окладов - это серьезная работа и серьезное испытание. Однако в рамках подготовки к предстоящему переходу на новую систему оплаты труда нынешние изменения в системах оплаты труда будут иметь большой положительный эффект.

Так, повышение окладов позволит в значительной мере (хоть и не полностью) уменьшить нынешнюю дифференциацию в их размерах.

При переходе на новую систему оплаты труда это позволит сэкономить значительные средства и минимизировать издержки, связанные с введением НСОТ.

Методическими рекомендациями рекомендовано не допускать существенных различий между

размерами окладов (должностных окладов) меди цинских работников сопоставимых медицинских организаций внутри субъекта Российской Федерации, а также внутри муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Изменения в порядке осуществления специальных социальных выплат (если оставить в стороне неоднозначную трактовку фразы «оказывающим медицинскую помощь») должны способствовать улучшению кадрового обеспечения здравоохранения и повышению доступности медицинской помощи в малых населенных пунктах.

Реализация требований об увеличении доли окладов до 50% в структуре заработной платы без учёта компенсационных выплат призвана повысить стабильность доходов медицинских работников, однако сопровождается рисками снижения стимулирующих качеств систем оплаты труда и дополнительной потребностью в средствах на оплату труда.

Для нивелирования указанных рисков на уровне как субъектов Российской Федерации, так и самих государственных (муниципальных) учреждений должна быть проделана большая работа, направленная на юридически корректное изменение систем оплаты труда и пересмотр выплат (с возможной заменой ряда стимулирующих выплат на компенсационные).

При этом нынешний процесс массового пересмотра систем оплаты труда создает позитивные предпосылки в части подготовки перехода к новой системе оплаты труда медицинских работников.

С

«КС

1. Кадыров Ф.Н. Мифы эффективного контракта, ч. 1. // Менеджер здравоохранения. 2015. - № 6. - С. 57-69.

2. Кадыров Ф.Н. Мифы эффективного контракта, ч. 2. // Менеджер здравоохранения. 2015. - № 7. - С. 6-71.

3. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М. О некоторых методологических вопросах оплаты труда медицинских работников // Менеджер здравоохранения, 2022. - № 8. - С.77-84.

4. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В., Чилилов А.М. О некоторых методологических подходах к оценке уровня заработной платы медицинских работников // Менеджер здравоохранения, 2022. - № 9. - С.67-75.

5. Чилилов А.М, Кадыров Ф.Н, Обухова О.В. Вопросы оплаты труда в здравоохранении в период цифровой трансформации предоставления медицинских услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 2022. - Том 19. - № 2 (122). -С. 6-20. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-136-148

№ 4 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

b ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; d ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6780-9355;

ORIGINAL PAPER

KEY CHANGES IN THE SALARY STRUCTURE AND THE PROCEDURE FOR MAKING SPECIAL SOCIAL PAYMENTS

V.I. Starodubova, F.N. Kadyrov a : , O.V. Obukhova b, Yu.V. Endovitskaya c, A.M.Chililovd

a,b,c,d,e Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia; e A.V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. a ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; c ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; e ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9638-7833.

H Corresponding author: Kadyrov F.N.

ABSTRACT

The purpose of this study is to analyze the consequences of government decisions on remuneration and implementation of special social benefits.

The key provisions of the new regulatory legal acts in this area are considered.

An assessment of the upcoming changes in the wage system is given, in terms of the possible impact on the stimulating qualities of the wage system.

Recommendations have been developed on possible options for actions by public authorities of the subjects of the Russian Federation and state (municipal) institutions in order to achieve the established share of salaries in the amount of 50% of the total salary. The impact of the changes under consideration on the preparation of the transition to a new wage system in healthcare is assessed. Keywords: Remuneration, salary, special social benefits, compensation payments, incentive payments, effective contract.

For citation: Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V, Chililov A.M. Key changes in the salary structure and the procedure for making special social payments. Manager Zdravoohranenia. 2024; 4:4-14. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-4-4-14

JHO

зЯо зЯо

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Стародубов Владимир Иванович - научный руководитель ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия. Vladimir I. Starodubov - Scientific supervisor of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: starodubov@mednet.ru.

Кадыров Фарит Накипович - советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Farit N. Kadyrov - Advisor to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health

of the Russian Federation, Moscow, Russia.

E-mail: kadyrov@mednet.ru.

Обухова Ольга Валерьевна - канд. полит. наук, заместитель директора ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия.

Olga V. Obukhova - PhD (Political Sei.), deputy Director for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: obuhova@mednet.ru

Ендовицкая Юлия Владимировна - начальник отдела управления кадровым обеспечением здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Yulia V. Endovitskaya - Head of the Department of Human Resources Management of Healthcare of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: endo@mednet.ru

Чилилов Абдула Магомедович - научный сотрудник НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, г. Москва, Россия. Abdula M. Chililov - Senior Researcher of the A. V. Vishnevsky National Medical Research Center of Surgery, Moscow, Russia. E-mail: chililov@mail.ru.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 4

ZdrevoochreneniB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.