Научная статья на тему 'Ключевые характеристики образа молодежи в региональном медиадискурсе и ассоциативном словаре'

Ключевые характеристики образа молодежи в региональном медиадискурсе и ассоциативном словаре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СМИ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕДИАТЕКСТ / IMAGES OF YOUTH / YOUTH MEDIA / LANGUAGE AWARENESS / ASSOCIATIVE FIELD / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / MEDIA TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пыстина Ольга Владимировна

В статье представлены итоги исследования доминирующих образов молодежи, сложившихся в единственном русскоязычном молодежном издании Республики Коми. С этой целью рассматриваются лингвистические способы формирования молодежных медиаобразов в изучаемом издании. На основе сравнительного анализа ассоциативного поля «молодежь» в «Русском ассоциативном словаре» и образов молодежи в медиатекстах делается вывод о том, что массмедиа могут становиться институтом, транслирующим ценностные ориентиры молодежной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пыстина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES OF THE YOUTH IMAGE IN REGIONAL MEDIA DISCOURSE AND THE ASSOCIATIVE DICTIONARY

The article presents the study results of the dominant images of youth prevailing in the single youth edition of the Komi Republic. With this purpose, the author examines linguistic means of formation of the youth media images in the edition under study. Based on the comparative analysis of the associative fields of “youth” in “The Russian Associative Dictionary” and images of youth in media texts, the article concludes that mass media can become an institution, transmitting value guidelines to the youth audience.

Текст научной работы на тему «Ключевые характеристики образа молодежи в региональном медиадискурсе и ассоциативном словаре»

Пыстина Ольга Владимировна

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ И АССОЦИАТИВНОМ СЛОВАРЕ

В статье представлены итоги исследования доминирующих образов молодежи, сложившихся в единственном русскоязычном молодежном издании Республики Коми. С этой целью рассматриваются лингвистические способы формирования молодежных медиаобразов в изучаемом издании. На основе сравнительного анализа ассоциативного поля "молодежь" в "Русском ассоциативном словаре" и образов молодежи в медиатекстах делается вывод о том, что массмедиа могут становиться институтом, транслирующим ценностные ориентиры молодежной аудитории. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/4-1/47.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(70): в 2-х ч. Ч. 1. C. 159-163. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/4-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

что внутренняя форма является особым знаком, который обладает двойственной природой. Чтобы подтвердить данное положение, проанализируем фразеологизм «как по нотам» / «so smooth as the notes», имеющий значение «сделать что-то четко и последовательно, без неожиданных помех и затруднений» [2, с. 215]. Применяется это выражение в тех случаях, когда говорят об успешном выполнении чего-либо. Ср.: Далее все было разыграно как по нотам (О. Гриневский. Восток - дело тонкое) [6]; Her mother, as had Kinroy, went through all these events so smooth as the notes though she was on the stage (Theodore Dreiser. The Genius, book III) [7]. / Ее мать, как она и ожидала, прошла через все эти события так гладко, как по нотам, как будто была на сцене.

Анализируемый фразеологизм представляет собой номинативный языковой знак, объяснить который можно следующим образом. Во-первых, выражение «как по нотам» обозначает денотативную ситуацию, когда какие-либо дела или события в жизни человека проходят без проблем и осложнений; во-вторых, через фразеологизм выявляется связь между мыслью и сознанием: почему, когда нам удается что-то сделать легко, мы обращаемся к этому выражению? Дело в том, что в данном случае сигналом к его использованию выступает признак «так просто, как по нотам», который сознание «схватывает» из ситуации, ставшей основой для появления фразеологизма.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что внутренняя форма фразеологических единиц тесно связана с их образами и играет важную роль в процессе познания человеком окружающей реальности. Она непосредственно влияет на формирование фразеологического значения, а также обусловлена спецификой конкретной денотативной ситуации.

Список источников

1. Алефиренко Н. Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм: монография. М.: Элпис, 2008. 271 с.

2. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио-пресс, 2001. 704 с.

3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 400 с.

4. Потебня А. А. Полное собрание трудов. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. 270 с.

5. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. Изд-е 4-е, стереотип. М.: Русский язык, 1986. 543 с.

6. http://www.ruscorpora.ru/search-main.html (дата обращения: 20.12.2016).

7. http://www.ruscorpora.ru/search-para-en.html (дата обращения: 18.01.2017).

COGNITIVE SPECIFICITY OF THE INTERNAL FORM OF PHRASEOLOGICAL UNITS (BY THE MATERIAL OF RUSSIAN AND ENGLISH)

Pochueva Natal'ya Nikolaevna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University tgpu@tula.net

This article attempts to define the notion of the inner form of phraseological units, to consider this phenomenon in the cognitive aspect. The main attention is paid to studying stable phraseological units from the sphere of music and their use in literary works. The author analyzes phraseological units, describing the appearance of their meanings, as well as images with which they are associated.

Key words and phrases: internal form; image; phraseological meaning; feature; denotative situation.

УДК 8123

В статье представлены итоги исследования доминирующих образов молодежи, сложившихся в единственном русскоязычном молодежном издании Республики Коми. С этой целью рассматриваются лингвистические способы формирования молодежных медиаобразов в изучаемом издании. На основе сравнительного анализа ассоциативного поля «молодежь» в «Русском ассоциативном словаре» и образов молодежи в ме-диатекстах делается вывод о том, что массмедиа могут становиться институтом, транслирующим ценностные ориентиры молодежной аудитории.

Ключевые слова и фразы: образы молодежи; молодежные СМИ; языковое сознание; ассоциативное поле; ассоциативный эксперимент; медиатекст.

Пыстина Ольга Владимировна, к. филол. н.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина olga-pystina@yandex. ги

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ И АССОЦИАТИВНОМ СЛОВАРЕ

Средства массовой информации относятся к наиболее значимым институтам, которые формируют общественное мнение и артикулируют коллективные представления о нормативном. Однако во многих современных

исследованиях отмечается, что тенденции воздействия ряда СМИ на общественное сознание идут вразрез с традиционными ценностями общества и влияют на динамику развития языковой картины мира [6, с. 184]. В связи с этим комплексное исследование вербального воздействия массовой информации на социальные процессы в обществе представляется весьма актуальным. Особый интерес в этом плане представляют издания для молодежи, так как картина мира и система ценностей их аудитории находится в стадии формирования. Кроме того, массмедиа являются важным агентом социализации молодежи, и изучение представлений о современной молодежи, формируемых в региональных молодежных СМИ, важно для понимания того, в каком направлении развивается молодежное сознание в России. Как отмечает Н. П. Пешкова, именно от молодежных социумов во многом зависит сохранность культурно-исторических ценностей, поддерживающих связь поколений и составляющих основу этнического самосознания, или окончательный «цивилизационный слом» [13, с. 9].

И. А. Бубнова, говоря об изменениях в языковом сознании современной молодежи, отмечает, что присущие русскому этносу коллективизм, «другоцентричность», которые еще два десятилетия назад были в числе значимых ценностей народа, постепенно заменяются индивидуализмом, прагматичным отношением к жизни. Семантически пустыми становятся такие слова, как «сострадание», «милосердие», «совесть», «честь», «патриотизм». «В целом меняются как предметные (точка зрения на добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное и т.д.), так и субъектные (оценки, запреты, требования) ценности, и вместе с ними постепенно меняется ценностное отношение к миру» [4, с. 121].

Существуют разные способы выявления особенностей образов сознания носителей той или иной культуры. По мнению представителей отечественной психолингвистики, образы сознания могут овнешняться при помощи языковых средств: слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей [16, с. 36]. Осознаваемые представления о содержании тех или иных образов сознания, функционирующих в конкретной культуре, можно составить, если прочитать тексты, в которых описываются эти образы. Поскольку значительную часть досуга современной молодежи занимают электронные средства массовой информации, посредством которых формируется внутренний мир молодежи и ее ценностные ориентации, данное исследование базируется на изучении публикаций единственного русскоязычного молодежного издания Республики Коми - портала «Твоя параллель» (за период с января 2014 года) [20]. Специализация издания - духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодого поколения. Для изучения вербальной репрезентации образов молодежи привлекались материалы, посвященные представителям молодого поколения, а также публикации, напрямую не затрагивающие молодежную проблематику, но также транслирующие образы молодого поколения.

Выявление ключевых лексико-семантических единиц публикаций молодежного издания «Твоя параллель» позволило определить, что в медийном контексте молодежь рассматривается как многочисленная группа, выделяющаяся, прежде всего, на основе возрастных признаков. Журналисты, формируя молодежно-ориентированный контент, для обозначения представителей молодого поколения используют большое количество контекстуальных синонимов: ребята; подростки; несовершеннолетние; юные граждане; юное поколение; юноши; девушки; молодое / новое / подрастающее поколение; старшие школьники; учащаяся / работающая / студенческая молодежь; молодые люди; от 12 до 18 лет; от 16 до 22 лет; в Коми проживает 173 тысячи человек в возрасте от 14 до 30 лет и т.д.

В социальном плане молодость связана с набором социальных задач, ролей и статусов, к которым, в частности, относят получение образования, начало профессиональной деятельности, выбор спутника жизни и построение собственной семьи [10, с. 69]. Типичные образы молодого человека, формируемые в публикациях исследуемого издания, включают следующие категории: молодые специалисты; молодые рабочие кадры; молодые люди, ориентированные на построение карьеры (молодые учителя /ученые / фермеры / соцра-ботники / инженеры / юристы / педагоги /математики /предприниматели; начинающие предприниматели / бизнесмены; будущие профессионалы; физик; научный сотрудник; артистка театра; арт-директор; фит-нес-тренер; фотомодель; лаборант-исследователь; рабочая молодежь; специалисты с высшим образованием), например, в публикации «Отличники получат преференции при устройстве на госслужбу» [1]; молодые лидеры, активисты (активисты; добровольцы; волонтеры; общественные деятели; лидеры XXI века; бойцы студенческих отрядов; участники органов ученического самоуправления; депутаты Молодежного парламента; молодые парламентарии; члены Молодежного правительства; соорганизаторы и кураторы проектов; автор собственных проектов; школьный актив), пример представлен в материале «Молодежное правительство поучаствует в принятии бюджета Коми» [12]; талантливые, творческие, креативные личности (молодые таланты / дарования / деятели культуры и искусства / творцы / дельфийцы; таланты 21 века; дети, проявившие выдающиеся способности; призеры конкурса; победители конкурса / конференции / первенства; лауреат Всероссийской литературной премии /Малой Нобелевской премии; стипендиаты Президента РФ; юные виртуозы; талантливые исполнители; удивительный дуэт; талантливый музыкант; веб-звезда; восходящая звезда современной клубной культуры; креативщики; генератор идей), типичный представитель описан в публикации «Студент СГУ Иван Кучеренко признан лучшим бардом Российской студвес-ны» [15]; обучающиеся (школьники; учащиеся; лицеисты; гимназисты; воспитанники; старшеклассники; выпускники; стобалльники; круглый отличник; медалисты; вчерашние 11-классники; абитуриенты; молодежь ссузов; студенты; первокурсник; бюджетник; элита российского студенчества; будущие учителя и воспитатели / переводчики; аспирант), см. публикацию «Студентов-медиков из районов Коми поставят на особый контроль» [14]; молодые люди, имеющие увлечения, хобби (начинающие авторы-исполнители; студенты-вокалисты; студенты-актеры; студенты-танцоры; молодые музыканты; молодые поэты; чтецы;

юные журналисты / краеведы / туристы / экскурсоводы / исследователи; участники туристско-краеведческого движения; молодые блогеры; геймеры; поэтесса; велопутешественник; бард), например, в материале «Старшеклассники из Сыктывкара победили в престижном турнире «Что? Где? Когда?» и теперь готовятся к чемпионату России» [2]; спортсмены (хоккеисты; хоккеистки; лыжники; велосипедисты; конькобежцы; фигуристы; картингисты; бойцы смешанных единоборств; кикбоксеры; легкоатлеты; тяжелоатлеты; футболисты; баскетболистки; гимнастки; пауэрлифтер), пример представлен в заметке «Лыжница из Коми Юлия Белорукова победила на этапе Кубка мира» [11]; молодые люди, ориентированные на построение отношений; молодые супруги и родители (возлюбленная; молодые пары; свои половинки; невеста; новоиспеченные супруги; молодожены; молодые семьи; спутница жизни; семейная пара; будущие родители; будущие мамочки; молодые родители; супермама; суперпапа), как пример можно привести публикацию «Нет времени объяснять, познакомимся?» [8]; будущие защитники Отечества, военнослужащие (курсанты; кадеты; юнармейцы; будущие защитники Отечества; призывники; бойцы; военнослужащие; солдаты; матросы-срочники; дембель), которым посвящена заметка «В Сыктывкаре прошел круглый стол "Призывник - 2016!"» [5]; представители субкультур (эмо; готы; хиппи; скинхеды; ска-панки; растоманы; ро-левики; стрейтэйджеры; неформалы; хардкорщики; хипстеры; фанаты аниме), типичный представитель -в публикации «Панки из Кирова дали концерт в арт-галерее» [18]; привлекательные молодые люди (первая красавица; самая красивая девушка; субтильные девушки с мышцами; «Мисс УГТУ»; экс-мисс; «Мисс Мира»; настоящие мачо), например, в обзоре «Экс-Мисс» [3]; имеющие вредные привычки, нарушители закона (несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства, психотропные вещества; обколотый молодой человек; молодежь, подсевшая на «наркотик»; пьющие джин-тоник молодые девушки; пьющие молодые мамы; дымящая школота; дети, курящие в начальной школе; курящие будущие мамы; рабы дурных привычек; ребенок с зависимостью; несовершеннолетние преступники), в качестве примера можно привести материал «Игорь Ананских: Курящая молодежь - не просто явление, а социальная проблема» [7].

Количественный анализ выявленных ключевых определений представителей молодого поколения показал, что эти языковые единицы используются в основном для создания положительного образа и характеризуют молодежь преимущественно как людей активных, талантливых и всесторонне развитых: активная; интересная; талантливая; творческая; одаренная; перспективная; интеллектуальная; инициативная; спортивная; молодая элита республики. Положительные характеристики даются молодым людям, занимающимся спортом (талантливая в спорте; лучшие спортсмены; самый ценный игрок; самый сильный в мире; лидеры гонок; триумфатор; сильнейшие конькобежцы; лучшие боксеры-юниоры; победители первенства / соревнований; лучшие гимнастки Северо-Запада России; чемпион мира; олимпийский чемпион), молодым специалистам (образованные кадры; квалифицированные специалисты; высококвалифицированные рабочие кадры; специалисты, которые нашли себя в профессии; надежная смена; достойные профессионалы; самые профессиональные; лучшие специалисты), социально мобильным личностям с активной жизненной позицией (энергичные; целеустремленные; амбициозные; проявившие себя; решительные; креативные; полные сил и энергии; обладают организаторскими способностями; большие умницы; способные привнести новые полезные идеи; более мобильна; неравнодушная к происходящему; лучшие волонтеры), талантливым и интеллектуально развитым (творчески мыслящие; артистичные; способные; незаурядные; культурные; умные; продвинутый; образованный), следящим за своим внешним видом (красивые; симпатичные; классический пример идеальной формы; женственная; знойная; очаровательная; истинная красота; красивая фигура; красивое тело), веселым и жизнерадостным (с хорошим чувством юмора; веселые; яркие; позитивно настроенные; остроумная; обаятельный).

Анализ вербальной репрезентации молодежных медиаобразов позволяет говорить о том, что совокупность социальных ролей молодежи определяется требованиями, предъявляемыми к ней с позиций будущего. Наиболее многочисленную и активно пополняемую группу составляют лексические единицы, характеризующие представителей молодого поколения как способных овладевать новыми знаниями, профессиями и навыками. Данная устремленность в будущее проявляется в таких определениях, как будущие специалисты, молодые специалисты, будущие защитники Отечества, служащих больше обещанием состояться, чем указывающих на конкретный результат [10, с. 69]. Кроме того, в публикациях молодежного издания ключевой характеристикой представителей молодого поколения становится стремление к самореализации и карьерному росту благодаря собственной активности (члены Молодежного правительства). Большая лексико-семантическая группа характеризует молодежь как носителей культурного потенциала общества, как людей, обладающих творческими способностями (молодые таланты, молодые поэты). При этом для некоторой части молодежи характерен специфический образ жизни и стиль поведения (эмо). На страницах исследуемого издания молодежь представлена как находящаяся на этапе расцвета физических сил группа, имеющая большую спортивную перспективу (лучшие гимнастки) и обладающая красотой (первая красавица). Большое значение придается таким ценностям, как семья и взаимная любовь (семейная пара). Вместе с тем для молодости как жизненного периода характерен ряд проблем, а также конфликтов с собой и обществом (обколотый молодой человек). Тем не менее социальные проблемы молодежи (связанные, например, с обучением, одиночеством, неразделенной любовью [19]) в исследуемом издании отодвигаются на второй план. Отрицательных характеристик при репрезентации образов молодежи в количественном отношении меньше, и связаны они, прежде всего, с вредными привычками (наркозависимые; алкоголизация молодежи) и с отсутствием инициативности (очень слабо вовлечена в молодежную политику; аполитична; аполитичность студентов; равнодушный; ленивый; уклонисты).

Необходимо отметить, что неосознаваемые знания, входящие в образ сознания, могут быть овнешнены в свободном ассоциативном эксперименте. Свободный ассоциативный эксперимент является одним из лучших способов представить обыденное языковое сознание, кроме того, это оптимальный инструмент, позволяющий

наблюдать за динамикой языкового сознания у профанных носителей. Исследования языкового сознания с помощью ассоциативного эксперимента дают возможность выявить системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той или иной культуре, и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого [17, с. 25]. Получаемое в результате проведения массовых ассоциативных экспериментов ассоциативное поле того или иного слова-стимула является внешней формой существования образов сознания современного «усредненного» носителя русского языка. Можно полагать, что ассоциативное поле «овнешняет знания, ассоциированные со словом-стимулом в данной конкретной национальной культуре» [16, с. 38]. В рамках данного исследования материалы «Русского ассоциативного словаря» [9] представляют большой интерес в том отношении, что при его составлении применялась методика отбора референтных групп из подростково-молодежной аудитории: основной контингент испытуемых составили российские студенты в возрасте 17-25 лет. Как отмечают авторы словаря, «"Русский ассоциативный словарь" - это "выход" в будущее сознание русских, живущих в XXI столетии» [Там же, с. 4]. Анализируя оценочные реакции испытуемых, можно спрогнозировать особенности массового сознания в российском обществе на ближайшие десятилетия, когда испытуемые будут составлять активное ядро общества. Ассоциативное поле слова-стимула МОЛОДЕЖЬ формируют следующие неединичные реакции: весёлая - 8; современная - 7; старики - 5; люди - 3; дискотека, жизнь, зеленая, золотая, крутая, мы, нынешняя, поганая, студенты, хорошая - 2 [Там же, с. 326]. Популярными ассоциациями в русском языковом сознании являются оценочно-субъективные характеристики молодого поколения в рамках градуальной шкалы «хороший / плохой». Положительные ассоциации по количеству примерно равны отрицательным (15): весёлая - 8, хорошая - 2, взрослая, интересная, красиво, легкая, сильная - 1, но при этом негативные характеристики более разнообразны (18): зеленая, поганая - 2, беззаботна, безнравственная, буйная, гулящая, дикая, обкуренная, опупела, плохая, пьянка, развязанность, распустилась, скверная, сошла с ума, шальная - 1.

Количественные данные ассоциативного словаря свидетельствуют не об отсутствии в публикациях «Твоей параллели» плюрализма в освещении жизни молодого поколения, которая оценивается преимущественно положительно, а о существующей установке. В издании «Твоя параллель» молодежный социум представлен, прежде всего, как развивающаяся группа общества, выступающая как объект молодежной политики. В количественном отношении преобладают статьи о талантливой и активной молодежи, а проблемы - интернет-зависимость, вредные привычки, спад в культурном и духовном развитии - упоминаются, но реже. Таким образом, процессы, происходящие в современных региональных СМИ в контексте формирования молодежных медиаобразов, свидетельствуют о том, что медийное пространство не столько отражает сложившиеся в социуме образы молодежи, сколько инициирует создание этих образов и их распространение среди читателей.

Список источников

1. Баканов И. Отличники получат преференции при устройстве на госслужбу [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel. ru/news/politics/otlichniki-poluchat-preferencii-pri-ustrojstve-na-gossluzhbu.htm (дата обращения: 18.02.2014).

2. Баканов И. Старшеклассники из Сыктывкара победили в престижном турнире «Что? Где? Когда?» и теперь готовятся к чемпионату России [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/review/starsheklassniki-iz-syktyvkara-pobedili-v-prestizhnom-turnire-chto-gde-kogda-i-teper-gotovyatsya-k-chempionatu-rossii.htm (дата обращения: 21.11.2016).

3. Боровенков А. Экс-Мисс [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/action/eks-miss.htm (дата обращения: 14.03.2014).

4. Бубнова И. А. Общечеловеческие и этнические ценности в языковом сознании студенческой молодежи Китая // Жизнь языка в культуре и социуме-2: материалы конференции (г. Москва, 27-28 апреля 2011 г.) / ред. коллегия: Е. Ф. Тарасов (отв. ред.), Н. В. Уфимцева, В. П. Синячкин, О. В. Балясникова, Д. В. Маховиков. М. - Калуга: Издательство «Эйдос», 2011. С. 120-121.

5. В Сыктывкаре прошел круглый стол «Призывник - 2016!» [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel. ru/news/gorod/v-syktyvkare-proshel-kruglyjj-stol-prizyvnik-2016.htm (дата обращения: 18.11.2016).

6. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет; Издательство «КДУ», 2009. 234 с.

7. Игорь Ананских: Курящая молодежь - не просто явление, а социальная проблема [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/muscle/igor-ananskix-kuryashhaya-molodezh-ne-prosto-yavlenie-a-socialnaya-problema.htm (дата обращения: 05.03.2014).

8. Канина З. Нет времени объяснять, познакомимся? [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/action/net-vremeni-obyasnyat-poznakomimsya.htm (дата обращения: 17.02.2014).

9. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Русский ассоциативный словарь: в 2-х т. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Т. 1. От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов. 784 с.

10. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1 (21). С. 67-75.

11. Лыжница из Коми Юлия Белорукова победила на этапе Кубка мира [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel. ru/news/muscle/lyzhnica-iz-komi-yuliya-belorukova-pobedila-na-ehtape-kubka-mira.htm (дата обращения: 15.01.2017).

12. Молодежное правительство поучаствует в принятии бюджета Коми [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel. ru/news/politics/molodezhnoe-pravitelstvo-pouchastvuet-v-prinyatii-byudzheta-komi.htm (дата обращения: 10.02.2017).

13. Пешкова Н. П. Региональные особенности языкового сознания российской молодежи // Вопросы психолингвистики. 2012. № 2 (16). С. 8-19.

14. Студентов-медиков из районов Коми поставят на особый контроль [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel. ru/news/job/studentov-medikov-iz-rajonov-komi-postavyat-na-osobyj-kontrol.htm (дата обращения: 14.03.2014).

15. Студент СГУ Иван Кучеренко признан лучшим бардом Российской студвесны [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/muzyka/student-sgu-ivan-kucherenko-priznan-luchshim-bardom-rossijjskojj-studvesny.htm (дата обращения: 19.05.2016).

16. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.

17. Уфимцева Н. В., Тарасов Е. Ф. Проблемы изучения языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2009. № 2 (10). С. 22-29.

18. Федосеев И. Панки из Кирова дали концерт в арт-галерее [Электронный ресурс]. URL: http://tvoyaparallel.ru/news/action/ panki-iz-kirova-dali-kontsert-v-art-galeree.htm (дата обращения: 30.11.2014).

19. Фридель О. В., Теобальдт О. И, Возрастной символизм: образ современной молодежи в общественном сознании (на примере социологического исследования) [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 12. URL: http://e-koncept.ru/2016/46216.htm (дата обращения: 14.02.2017).

20. http://tvoyaparallel.ru/ (дата обращения: 16.02.2017).

KEY FEATURES OF THE YOUTH IMAGE IN REGIONAL MEDIA DISCOURSE AND THE ASSOCIATIVE DICTIONARY

Pystina Ol'ga Vladimirovna, Ph.D. in Philology Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin olga-pystina@yandex. ru

The article presents the study results of the dominant images of youth prevailing in the single youth edition of the Komi Republic. With this purpose, the author examines linguistic means of formation of the youth media images in the edition under study. Based on the comparative analysis of the associative fields of "youth" in "The Russian Associative Dictionary" and images of youth in media texts, the article concludes that mass media can become an institution, transmitting value guidelines to the youth audience.

Key words and phrases: images of youth; youth media; language awareness; associative field, associative experiment; media text.

УДК 811.161.1

В статье осуществляется систематизация моделей сравнительных единиц семантического поля «характер человека», «эмоциональное состояние». Автором представлен детальный анализ обязательных компонентов устойчивого сравнения, что легло в основу предлагаемой типизации. В ходе исследования установлено, что наиболее типичной моделью при описании характера человека является сочетание характеризуемого признака, сравнительного союза и носителя признака. Рассматриваются способы вербализации носителя признака. Устанавливается, что типичной моделью компаративной единицы при описании эмоционального состояния является сочетание глагола с другими словами.

Ключевые слова и фразы: устойчивое сравнение; эллипсис; фразеология; лингвокультурология. Рахимова Алия Рамилевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет rar1987145@gmail.com

МОДЕЛИ УСТОЙЧИВЫХ СРАВНЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Исследованием устойчивых сравнений (далее - УС) занимались многие ученые, среди которых Л. А. Лебедева [4], В. М. Мокиенко [6], В. М. Огольцев [8]. Устойчивые сравнения не просто отражают стереотипы языкового сознания нации, но и вскрывают логику мышления архаичного человека.

В. В. Виноградов определил УС следующим образом: «Особый тип фразеологических конструкций, в которых внутренняя условность фразы определяется традиционной национальной характеристичностью образа, бытовым реализмом и экспрессивностью» [2, с. 15]. Внимание на психологизм сравнения как такового обратил И. М. Сеченов: «Все, что человек воспринимает органами чувств, и все, что является результатом его мыслительной деятельности (от целостных картин мира до отдельных признаков и свойств, отвлеченных от реалий, до расчлененных конкретных впечатлений), способно соединяться в нашем сознании ассоциативно» [12, с. 190]. Приведенное утверждение позволяет нам заключить, что появление и развитие УС в языке напрямую связано с процессом восприятия человеком окружающего мира, его фиксации, оценки и анализа. Подобная мысль о взаимосвязи процесса восприятия и сравнения была высказана и А. А. Потебней: «познание есть процесс сравнения» [9, с. 76].

О сравнении писал и В. З. Санников, выделяя функциональное пространство данного процесса в целом, а также его преломление в языке и речи: «Сравнение - один из частых элементов речи. Трудно перечислить все решаемые им задачи. Это не только познавательная (определить новое или малознакомое через общеизвестное), не только "ораторская" (убедить слушателя объединением двух общеизвестных понятий), не только художественно-изобразительная (заставить слушателя живо представить себе описываемое)» [11, с. 385].

Одним из основных элементов сравнения является наличие сравнительного союза (как, будто, словно): скользкий как налим, увертливый как вьюн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.