Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / эффективный менеджмент / предприятие / организация / ресурсы / затраты / management / effective management / raising / organization / resources / costs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Воскобойников, В.К. Романович

Эффективность управления предприятием на современном этапе является ключевым фактором его успеха на рынке. В данной работе охарактеризованы основные теоретические аспекты эффективности системы управления компанией. Выделены семь измерений современного активного управления. Обозначены основные проявления эффективности управления предприятием. Сформулированы ключевые задачи эффективного управления, характерные для современной системы менеджмента. Обозначена роль качества принимаемых управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В. Воскобойников, В.К. Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FACTORS FOR RAISING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

The efficiency of enterprise management at the present stage is a key factor in its success in the market. This paper describes the main theoretical aspects of the effectiveness of the company's management system. Seven dimensions of modern active management are identified. The main manifestations of enterprise management efficiency are outlined. The key tasks of effective management characteristic of a modern management system are formulated. The role of the quality of management decisions made is outlined.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

В.В. Воскобойников, магистрант В.К. Романович, д-р экон. наук, профессор Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-74-77

Аннотация. Эффективность управления предприятием на современном этапе является ключевым фактором его успеха на рынке. В данной работе охарактеризованы основные теоретические аспекты эффективности системы управления компанией. Выделены семь измерений современного активного управления. Обозначены основные проявления эффективности управления предприятием. Сформулированы ключевые задачи эффективного управления, характерные для современной системы менеджмента. Обозначена роль качества принимаемых управленческих решений.

Ключевые слова: менеджмент, эффективный менеджмент, предприятие, организация, ресурсы, затраты.

Эффективность менеджмента предприятия - это способность управленческих структур и процессов обеспечивать достижение стратегических целей организации с минимальными затратами ресурсов.

Важными теоретическими аспектами эффективности менеджмента предприятия являются:

Системный подход. Системный подход предполагает рассмотрение организации как сложной системы, включающей взаимосвязанные элементы и процессы. При этом эффективность менеджмента определяется способностью управляющей системы адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивать выполнение поставленных задач.

Стратегическое управление. Эффективность менеджмента предприятия напрямую связана с умением управленческих кадров разрабатывать и реализовывать стратегии развития организации. Эффективный менеджмент предполагает выработку ясной стратегии, адекватную реализацию и мониторинг результатов.

Управление процессами. Управление процессами предполагает постоянную оптимизацию бизнес-процессов организации с целью повышения эффективности работы предприятия. Оптимизация процессов взаимодействия между отделами и подразделениями организации позволяет снизить

издержки и повысить качество продукции или услуг.

Управление ресурсами. Эффективность менеджмента также определяется умением эффективно использовать ресурсы организации, такие как финансовые, технические, информационные и человеческие ресурсы. Управление ресурсами предполагает оптимизацию их использования с учетом стратегических целей организации [1].

Культура организации. Культура организации играет важную роль в эффективности менеджмента. Эффективное управление предполагает создание благоприятной рабочей атмосферы, способствующей развитию сотрудников, коммуникации и инновациям.

Существуют различные стили управления, но основная суть эффективного менеджмента остается единой, независимо от отрасли, в которой работает компания. Несмотря на значительный объём ресурсов, задача по обеспечению бизнеса и предоставлению новых возможностей по-прежнему находится в руках «активного менеджера».

На наш взгляд, современеный подход к эффективному и активному управлению может быть структурирован по семи измерениям:

Постановка целей - установление четких и независимых целей становится ос-

новным фактором не только мотивации ресурсов, но и установления соответствующих базовых целей для улучшений.

Прозрачная коммуникация. После постановки целей, прозрачность логики, лежащей в основе целей, и информирование о них становятся важным фактором привлечения ресурсов.

Чувство собственности. С точки зрения привлечения ресурсов чувство собственности становится движущей силой достижения целей. Это, в свою очередь, является искусством делегирования полномочий и выражения доверия к ресурсам. Эффективный менеджер постоянно стремится сопоставлять возможности с личными качествами ресурсов.

Время общения: как только будет создано чувство доверия и ответственности, менеджер может предоставить сотрудникам личное время для эффективного взаимодействия и открытого общения. Затем задача управления смещается в сторону функции лидерства, отклоняясь от микроменеджмента.

Чувство командной работы: согласование целей нескольких групп в соответствии с общим видением и создание связи между всеми различными узлами организации подтолкнет к командным усилиям, где все вносят вклад в достижение большей цели, а все сотрудники чувствуют ответственность друг перед другом.

Признание: действительно важно признавать достижения команды. Это создает мотивационное представление о превышении целевых показателей.

Определение, мониторинг и кроме этого гарантия результативности системы управления предприятием являются ключевыми аспектами успешного функционирования организации в условиях конкурентного рынка. Это необходимо для разработки новых целей, принципов и методов управления, которые соответствуют изменяющимся потребностям клиентов и требованиям рынка. В современной России менеджмент играет важную роль в экономической жизни. Присутствие некоторых факторов и ресурсов в производстве само по себе не обеспечивает результативность и рациональность деятельности, ес-

ли отсутствует система управления для осуществления управленческих функций и стратегических решений. Важно заметить, что оценка результативности управленческой системы предприятия включает в себя процесс информационного, а также неотъемлемого компонента управленческой деятельности, то есть аналитического обеспечения, что является базой с целью принятия решений для определения приоритетного направления развития компании, тактических и оперативных шагов [2].

Результативность управления предприятием отражает способность достижения поставленных целей, выполнения миссии и в том числе успешного функционирования в условиях конкуренции.

Она проявляется через:

- принятие и, кроме этого, воплощение качественных управленческих решений;

- оптимизацию расходов на управление;

- обеспечение отсутствия брака в производстве;

- своевременное исполнение производственных программ и в том числе наличие соответствующей материально-технической базы;

- оптимизированную систему управления запасами на складах компании;

- комплекс процедур подбора и оценки персонала;

- систему стимулирования труда сотрудников;

- благоприятную атмосферу в коллективе;

- эффективную систему внутрикорпоративного общения [3].

Оценка эффективности управления предприятием является методом определения успешности деятельности компании и ее подразделений на основе определенных показателей.

Сбалансированность управления всеми сторонами деятельности и подсистемами является решающим фактором, определяющим его эффективность на общем уровне управления, то есть на уровне генерального менеджмента, на котором сводятся и анализируются дифференциальные (частные) и интегральные (обобщающие, комплексные) показатели эффективности управленческой деятельности.

Среди ключевых задач эффективного управления выделяется следующее:

- создание и развитие на каждом предприятии культуры нового типа, базирующейся на развитии и, кроме этого, практическом применении методов интеллектуального всеобъемлющего руководства и в том числе социальной ответственности руководителей;

- создание условий и мотивации для успешного формирования и использования человеческого капитала предприятия;

- устойчивое развитие инновационных, интеллектуальных стратегий, которые направленны на достижение результатов.

При изучении теоретических аспектов эффективности менеджмента предприятия ключевым аспектом является определение критериев. Критерий представляет собой определенный признак либо набор признаков, опираясь на которые формируется вывод о состоянии предприятия. Одним из основополагающих требований к данной системе считается необходимость того, чтобы каждый из них соответствовал выбранному критерию и отражал влияние оцениваемого элемента на динамику критерия эффективности управления [4].

Критерии эффективности менеджмента включают следующие параметры:

- Действенность - степень достижения целей организации.

- Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

- Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

- Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками.

- Продуктивность - соотношение объёма продукции (услуг) за определённый период и затрат ресурсов, соответствующих данному объёму продукции.

- Качество трудовой жизни - условия труда работников.

- Инновационная активность - внедрение новшеств в разных функциональных областях деятельности организации [5].

Любой из вышеизложенных критериев направлен на определенные цели, имеет свое содержание и в том числе роль в оценке системы управления предприятием. Познание каждого из них охватывает определенную сферу. Отсюда следует что, все критерии и показатели эффективности менеджмента следует рассматривать как систему различных форм и типов результативности, образующих совместно структуру данной категории.

Одним из ключевых показателей экономической эффективности менеджмента предприятия считается отношение чистой прибыли к стоимости основных фондов и оборотных средств, то есть общая рентабельность. Этот показатель отражает общую деятельность предприятия, где оценивается соотношение используемых производственных ресурсов (капитальных и материальных) к полученным результатам. Общая рентабельность, по сути, является измененным видом коэффициента экономической эффективности [6].

Несмотря на наличие системы критериальных показателей в экономической науке, которые отражают эффективность управления предприятием, существует ряд причин, которые затрудняют их применение на практике. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска способов и в том числе различных методов совершенствования процесса оценки эффективности управления предприятием.

Результативность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики.

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путём совершенствования процесса

принятия решений. Библиографический список

1. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Пути и средства повышения эффективности управления организацией: учеб. пособие // КГТЭИ. - Красноярск, 2019. - 163 с.

2. Чаплина А.Н. Руководство и культура организации: Учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КГУ, 2014. - 100 с.

3. Шаркова И.Г. На правовом поле появились мировые судьи // Российская юстиция. -2015. - 326 с.

4. Магомедов А.М. Экономика предприятия: Учебник для вуза. - 2-е изд., доп. - М.: Экзамен, 2014. - 352 с.

5. Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие. - Москва: Экономист, 2014. - 280 с.

6. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. - Москва: Финансы и статистика, 2020. - 320 с.

KEY FACTORS FOR RAISING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT

AT THE ENTERPRISE

V.V. Voskoboynikov, Graduate Student V.K. Romanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. The efficiency of enterprise management at the present stage is a key factor in its success in the market. This paper describes the main theoretical aspects of the effectiveness of the company's management system. Seven dimensions of modern active management are identified. The main manifestations of enterprise management efficiency are outlined. The key tasks of effective management characteristic of a modern management system are formulated. The role of the quality of management decisions made is outlined.

Keywords: management, effective management, raising, organization, resources, costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.